Мой край любимый – Уральский край
методическая разработка по окружающему миру на тему

Ладанова Ирина Сергеевна

Создание условий развития ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, с целью приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через воспитание у детей любви и чувства уважения к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_kray_lyubimyy.docx38.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

детский сад № 564 «Филипок»

Взросло-детский среднесрочный проект

«Мой край любимый – Уральский край»

Руководитель проекта

Ладанова И.С.

воспитатель группы «Знайки»

Екатеринбург, 2016

Паспорт проекта: «Мой край любимый - Уральский край»

Руководители проекта: воспитатель средней группы «Знайки» Ладанова И.С.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие

Возраст участников проекта:4-5 лет

Состав проектной группы: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников

Тип проекта: взросло-детский среднесрочный проект

Актуальность проекта:

Cогласно п. 3.2.5 ФГОС  ДО одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

Ознакомление с окружающим миром уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир через формирование развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Создание условий развития ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми, с целью приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через воспитание у детей любви и чувства уважения к родному краю.

Цель проекта: создание условий для формирования представлений воспитанников средней группы «Знайки» об особенностях и достопримечательностях Свердловской области и города Екатеринбурга, воспитание любви и чувства гордости за родной Урал через совместную проектную деятельность.

Задачи проекта:

  1. Формирование познавательного интереса и чувства сопричастности к семье, детскому саду, городу, родному краю, культурному наследию своего народа на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
  2. Воспитание уважения и понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
  3. Формирование бережного отношения к родной природе, стремление бережно относиться к ней, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы.

4. Разработать план мероприятий, направленных на формирование представлений воспитанников о родном крае, в структуре комплексно – тематического планирования в ходе совместной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов;

5. Систематизировать методический материал для работы по формированию представлений воспитанников о родном крае: подобрать книги, стихи, аудиозаписи песен с содержанием об Уральской земле, иллюстративный материал о столице Урала для беседы по иллюстрациям;

6. Создать творческую группу совместно с родителями воспитанников с целью создания совместной творческой работы: путеводителя «Екатеринбург глазами детей»;

7. Составить рекомендации для родителей с целью размещения на сайте ДОО, личном сайте педагога и информационном стенде в приемной группы.

Предполагаемый результат:

- ребенок ориентирован на сотрудничество, дружелюбен, приязненно расположен к людям, способен участвовать в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми; способен понимать состояния и поступки других людей, выбирать адекватные способы поведения в социальной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;

- ребенок обладает установкой на толерантность, способностью мириться, уживаться с тем, что является отличным, непохожим, непривычным (например, с чужим мнением, с человеком, имеющим недостатки физического развития, с людьми других национальностей и др.); с удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения;

- дети имеют представления о достопримечательностях, особенностях культуры, производства и природы родного края;

- у детей проявляется интерес к данной теме, дети знают и называют большое количество достопримечательностей, памятных мест Екатеринбурга и Свердловской области, знают пословицы, поговорки о Родине;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы;

Необходимое оборудование: мультимедийное оборудование, стенд для рисунков, альбом.

Литературный ряд:

Сказки народов Урала.

Русские сказки Урала:

Волшебные сказки - «Лягушка-царевна», «Марья Моревна», «Фефелищное сокола перышко».

Сказки про детей - «Как старикова дочь богатой стала», «Лутошечка», «Машенька и лесной бык», «Мороз Красный нос»,  «Снегурочка и медведь»,  «Снегурочка и серый волк».

Сказки про животных -«Бычок соломенничек», «Бобовое зернышко», «Заяц и еж», «Заяц и коза»,  «Конья голова», «Кот, воробей, петух и лиса», «Кот, воробей, петух и Жихарка», «Лиса и волк», «Лисичка со скалочкой», «Хитрая козонька».

Башкирские сказки – «Два барсука»,«Курица и ястреб», «Лиса и петух», «Лиса сирота», «Медведь и пчелы», «Хан и Алдар».

Удмуртские сказки - «Глупый котенок», «Заяц и лягушка», «Заяц и лягушка», «Кошка и белка»,«Ласточка и комар», «Мышь и воробей», «Охотник и змея», «Синица и журавль», «Синица и ворона», «Старик со старухой и береза». Татарские сказки - «Гульчечек», «Три дочери».

Сказки народа коми - «Мышь и сорока», «Пройдоха».

Сказки народа манси (вогуллы) – «Воробушек», «зайчик». Сказки народа ханты – «Береста», «Брусника», «Медвежья трава», «Мышка», «Уголек».

Легенды и мифы.

Башкирские - «Большая медведица», «Млечный путь».

Марийские - «Как ворон землю мерил», «Как землю выловили».

Удмуртские: «Звезды», «Горы и долы»,   «О сотворении мира», «Охотник и змея», «Пятно на луне».

Уральские писатели детям.

Никонов Н. «Сказки леса».

Романовский С. «Батюшка Урал», «Как одевались в старину», «Повесть о стеклянном мальчике».

Солодухин В. «Цветы».

Федотов Г. «Узоры разнотравья».сказки  Д.Н. Мамина – Сибиряка, сказы П. Бажова, Балдина Т. «Рябина», Барадулин В.А. «Уральский букет», Бедник Н. «Цветы на подносе», Геппель Т. «Венок», Гете И. «Цветы», Лепихина Т. «Волшебное зеркало».

Музыкальный ряд: Уральские народные песни: «Веночек, мой веночек», «Возле нас зеленый сад», «Ой, вы кумушки, мои подруженьки», «Ты шкатулка моя».

Уральские песни: «Вдоль по речке, по Самарке»,  «Возле нас зеленый сад»,  «Како у нас-то в мастерской»,«По лужку было лужочку», «Птичка, ты пташечка»,«Ты шкатулка моя»,  «Уж ты Веснушка-весна»,  «Усень, усень»; уральская песня в обработке Н.Голованова «Уж ты прялица, ты коковица»;  Шутов И. «Уральская рябина», «Урал».

Уральские частушки: Шайтанская песенная кадриль.

Демонстративный ряд: иллюстрации о природе и достопримечательностях Свердловской области; рисунки родителей и детей на стенде

1 этап. Подготовительный

  1. Информировать родителей о проекте;
  2. Отобрать литературу, иллюстрации, презентации о достопримечательностях Екатеринбурга;
  3. Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику о семье, о малой Родине;
  4. Подготовить виртуальные экскурсии по достопримечательностям Екатеринбурга и Свердловской области;
  5. Дать задание родителям: подготовить сообщение по любой из достопримечательностей.

Создание проблемной ситуации, на решение которой будет направлен проект:

  1. Куда вы любите ходить с родителями?
  2. Какие памятники вы знаете, на какой площади нравится бывать?
  3. Кто их построил и зачем?
  4. Что нужно сделать, чтобы это узнать?
  5. Где мы это можем узнать, кто нам может рассказать?

2 этап. Содержательно-практический

Познавательное развитие

Знакомство с городом, с ближайшими улицами и достопримечательностями.

Правила безопасности при посещении достопримечательностей.

  • Серия бесед о родном городе, о малой Родине и Родине в общем;
  • Рассматривание репродукций, иллюстраций, фотографий о родном городе;
  • Составление схемы для рассказа о достопримечательностях;
  • Игры-путешествия на тему: «По дорогам Родины»

Социально-коммуникативное развитие

Взаимодействие с родителями:

Прогулки по городу с фотоотчетом:

  • Екатеринбург театральный - семья Гимпилевич, Панкратьевых, Сулиновых;
  • Екатеринбург спортивный – семьи Шикаловых, Юдиных, Филипповых, Белоусовых;
  • Екатеринбург исторический – семьи Рик, Гариных, Казировых;
  • Екатеринбург семейный – семьи Мазуренко, Лескиных, Крошкиных.

Выставка (фотографий) рисунков родителей на стенде в приемной на тему «Мой край родной –Урал!»

Речевое развитие:

  • Составление рассказов по фото;
  • Разучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • Обогащение словаря детей за счет новых терминов;
  • Отгадывание и придумывание загадок на тему «Город».

Художественно-эстетическое развитие:

  • Чтение стихов и рассказов о Родине;
  • Выставка рисунков «Это мой город»;
  • Изготовление макетов, путеводителей по достопримечательностям Свердловской области;

3 этап. Итоговый

  1. Создание буклета детско-родительских фоторабот «Екатеринбург глазами ребенка»;
  2. Итоговая презентация (коллаж): «Есть, куда сходить; есть, что посмотреть»

План реализации проекта

Деятельность педагогов

Деятельность воспитанников

Деятельность родителей

Результат

Создание методического комплекса: подбор книг художественной литературы, иллюстративный, песенный и стихотворный материал

Рассматривание иллюстраций, фотографий и картин, изображающих достопримечательности и природу родного края

Помощь в подборе художественной литературы и иллюстраций о Свердловской области

Оформление книжного центра, оформление альбомов с иллюстрациями

Беседа на тему: «Город, в котором я живу»

Выставка рисунков «Моя улица»

Составление фотоальбома с изображением улиц города

Оформление альбома, выставки рисунков

Занятие с детьми в форме игры-путешествияна тему: «По дорогам Родины»

Знакомство с достопримечательностями и природой Урала

Создание выставки рисунков на тему: «Мой край родной-Урал!»

Выставка рисунков родителей на стенде в приемной на тему «Мой край родной –Урал!»

Проведение с детьми совместного музыкального досуга «Песенный час»

Слушание и пение песен, прославляющих родной край

Помощь в подборе музыкального репертуара на соответствующую тематику

Создание аудиотеки с записями песен о родном крае

Знакомство с детскими стихами об Урале

Помощь в подборе стихотворного репертуара детского поэта

Создание библиотеки произведений об Урале

«Славься, край родной, трудом!» - беседа с детьми о труде, профессиях их родителей.

Знакомство с трудом, профессиями и людьми труда, прославившими Свердловскую область

Встреча с людьми интересных профессий.

Пополнение альбома с иллюстрациями изображениями профессий родителей

Создание   альбома «Мой край родной – Урал»

Создание альбома с иллюстрациями под руководством педагога

Подбор иллюстраций на соответствующую тему

Оформление альбома «Мой край родной Урал!»

Проект «Екатеринбург театральный»

Екатеринбург — огромный культурный центр. Посещение театров, музеев, выставок помогает развивать у детей творческие способности. Эта тема была отражена в проекте «Екатеринбург театральный» (авторы — семья Гимпилевич).

Его задачи — расширить представления ребенка о театре и его видах, сформировать интерес к этому виду искусства.

На презентации проекта дошкольник рассказал, что в Екатеринбурге много театров — музыкальных, кукольных и других. Вместе с родителями он посетил интересные спектакли. Особенно запомнились балет «Чипполино» в Театре оперы и балета, новогодние представления в молодежном театре «Галерка», в театре под руководством Н. Коляды.

Под впечатлением от увиденного ребенок решил создать собственный домашний театр. Родители помогли ему в воплощении идеи. Они изготовили куклы бибабо, изображающие героев сказок, и украсили их перьями, кусочками меха, красивыми лоскутками.

По мнению родителей, в процессе реализации проекта ребенок стал проявлять живой интерес к театру и культурной жизни столицы Урала. Создавая персонажей сказок, они проводили много времени вместе, что сблизило членов семьи. Теперь по вечерам и в выходные дни они показывают домашние спектакли своим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль подвижных игр народов Южного Урала «Край мой уральский»

Педагогические мероприятия, продённые в детском саду, в рамках тематической недели....

Сценарий осеннего праздника "Край уральский, край любимый"

Данный материал адресован музыкальным руководителяим ДОУ.  Праздник проводится с целью ›повышения  у детей интереса к родному краю, к людям, прославившим его, а также способствует развитию ...

проект "Уральский край"

Воспитание патриотических чувств - задача каждого родителя, воспитателя, педагога. Начинать нужно с малого-с любви к родному городу, краю....

Чем богат Уральский край.

Южный Урал - кладовая полезных ископаемых....

Конспект занятия "Наш любимый Уральский край"

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Наш любимый Уральский край"...