Конспект занятия в подготовительной группе Тема недели «Новогодний калейдоскоп». Народные традиции. Новый год.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пермякова Вера Николаевна

Тема недели «Новогодний калейдоскоп».

Народные традиции. Новый год.

Цель.

Ознакомление с традициями празднования Нового года в различных странах. 

Беседа о диких животных: продолжать знакомить с дикими животными, расширять представления об особенностях приспособления диких животных к окружающей среде.

Зимние виды спорта: учить радоваться успехам российских спортсменов в зимних видах спорта.

Оборудование.

Карта России; портреты: Петр I, писатель Н. Островский, композитор Н. А. Римский-Корсаков; картинки: Дед мороз, Снегурочка, Санта Клаус.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Воспитатель вносит в книжный уголок физическую карту России. Предлагает детям рассмотреть карту и вспомнить, что она может рассказать о нашей стране – показать города, реки, моря, горы; если есть условные обозначения полезных ископаемых, рассказать детям, что они обозначают, предложить им показать, где какие ископаемые в нашей стране добывают. Подчеркнуть, что Россия очень красивая, большая и богатая страна, стремиться вызвать чувство гордости за нее.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

1) рот закрыт. Сделать вдох и выдох носом (8-10 раз).

2) на выдохе носом оказать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа (8-10 раз).

II Основная часть.

Часть 1.

Далее воспитатель беседует с детьми о том, что у каждого народа есть свои праздники и традиции. И даже один и тот же праздник многие народы отмечают по-разному. В России с давних пор любят Новый год.

         -Как можно узнать, что наступил Новый год? (Ответы детей.) Да, по красиво украшенной елке. А почему на Новый год украшают  елку? (Предположения детей.)

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Наступает Новый год!                              (перекрестное марширование)

Дети водят хоровод.                           («замок, кисти внутрь – наружу)

Висят на елке шарики,                            (поочередно соединять пальцы

                                                                       на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики.                                                            («фонарики»)

Вот сверкают льдинки,     (сжимать и разжимать кулаки по очереди)                                    

Кружатся снежинки.                                                            («звездочка»)

В гости дед Мороз идет,                          (перекрестное марширование)

Всем подарки он несет.                                             

Чтоб подарки сосчитать,                    (хлопать по коленям: одна рука –

Будем пальцы загибать.                                 ладонью, другая – кулаком)

-Обычай украшать на Новый год елку родился не в нашей стране, а у древних жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди считали, что в елях скрываются разные духи. И чтобы задобрить их, чтобы они в следующем году не делали людям ничего плохого, на елку вешали конфеты, игрушки, а под елку клали разные подарки. Люди собирались в лесу вокруг наряженной елки, зажигали вокруг нее костры и пели, веселились, плясали. А позже этот обычай переняли и другие народы. Там, где не было елей, украшали веточки других вечнозеленых растений – можжевельника или сосны.

         -Но не всегда в России Новый год наступал 1 января. Сначала Новый год праздновали в марте, когда начинались работы в поле. Потом Новый год стали отмечать в сентябре, после того, как собрали урожай. А русский царь Петр I издал указ праздновать Новый год в России в ночь с 31 декабря на 1 января, потому, что в то время во многих странах, с которыми Россия начала торговать при Петре I, Новый год начинался именно в это время.

         Когда Петр I издал указ праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января, он приказал так же украшать елку. Сначала русские люди не хотели этого делать, а потом этот обычай им тоже понравился.

-Главными героями новогоднего праздника в России являются Дед Мороз и Снегурочка. Но русский Дед Мороз – это совсем не Санта Клаус, который приходит на Новый год в других странах (в Америке, в Англии). Наш Дед Мороз сначала был сердитым, суровым Дедом, который приносил зимнюю стужу и приходил на праздник один. Но постепенно он превратился в доброго Деда Мороза, который приходит к нам в новогоднюю ночь с мешком подарков.

         -Кто приходит вместе с Дедом Морозом? (Снегурочка.) Да, Снегурочка – это наша русская девочка, внучка Деда Мороза. В других странах такой новогодней героини нет. Придумал ее русский народ в своих сказках, а писатель Н. Островский и композитор Н. А. Римский-Корсаков написали оперу, которая так понравилась народу, что ее главная героиня – Снегурочка, с тех пор стала приходить на новогодний праздник вместе с Дедом Морозом.

Упражнение на координацию речи и движения.

-Повеселим Снегурочку.

Мы пришли и встали,                      (шагать на месте)

На дудке заиграли:                          (имитация)

-Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Мы пришли и встали,         

На барабане заиграли:

-Та-та-та, та-та-та!       

Мы пришли и встали,

На балалайке заиграли:

-Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

Мы пришли и встали,

На колокольцах заиграли:

-Динь-динь-динь,динь-динь-динь.

Часть 2.

Беседа о диких животных: продолжать знакомить с дикими животными, расширять представления об особенностях приспособления диких животных к окружающей среде.

Зимние виды спорта: учить радоваться успехам российских спортсменов в зимних видах спорта.

III Итог.

Можно просмотреть мультфильм, послушать отрывок оперы.

 

        

                                                                                                   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16_narodnye_traditsii._novyy_god.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

№16 Тема недели «Новогодний калейдоскоп».

Народные традиции. Новый год.

Цель.

Ознакомление с традициями празднования Нового года в различных странах.  

Беседа о диких животных: продолжать знакомить с дикими животными, расширять представления об особенностях приспособления диких животных к окружающей среде.

Зимние виды спорта: учить радоваться успехам российских спортсменов в зимних видах спорта.

Оборудование.

Карта России; портреты: Петр I, писатель Н. Островский, композитор Н. А. Римский-Корсаков; картинки: Дед мороз, Снегурочка, Санта Клаус.

Ход занятия.

I Организационный момент. 

Воспитатель вносит в книжный уголок физическую карту России. Предлагает детям рассмотреть карту и вспомнить, что она может рассказать о нашей стране – показать города, реки, моря, горы; если есть условные обозначения полезных ископаемых, рассказать детям, что они обозначают, предложить им показать, где какие ископаемые в нашей стране добывают. Подчеркнуть, что Россия очень красивая, большая и богатая страна, стремиться вызвать чувство гордости за нее.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

1) рот закрыт. Сделать вдох и выдох носом (8-10 раз).

2) на выдохе носом оказать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа (8-10 раз).

II Основная часть.

Часть 1.

Далее воспитатель беседует с детьми о том, что у каждого народа есть свои праздники и традиции. И даже один и тот же праздник многие народы отмечают по-разному. В России с давних пор любят Новый год.

        -Как можно узнать, что наступил Новый год? (Ответы детей.) Да, по красиво украшенной елке. А почему на Новый год украшают  елку? (Предположения детей.)

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Наступает Новый год!                              (перекрестное марширование)

Дети водят хоровод.                           («замок, кисти внутрь – наружу)

Висят на елке шарики,                            (поочередно соединять пальцы

                                                                       на двух руках, образуя шар)

Светятся фонарики.                                                            («фонарики»)

Вот сверкают льдинки,     (сжимать и разжимать кулаки по очереди)                                    

Кружатся снежинки.                                                            («звездочка»)

В гости дед Мороз идет,                          (перекрестное марширование)

Всем подарки он несет.            

Чтоб подарки сосчитать,                    (хлопать по коленям: одна рука –

Будем пальцы загибать.                                 ладонью, другая – кулаком)

-Обычай украшать на Новый год елку родился не в нашей стране, а у древних жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди считали, что в елях скрываются разные духи. И чтобы задобрить их, чтобы они в следующем году не делали людям ничего плохого, на елку вешали конфеты, игрушки, а под елку клали разные подарки. Люди собирались в лесу вокруг наряженной елки, зажигали вокруг нее костры и пели, веселились, плясали. А позже этот обычай переняли и другие народы. Там, где не было елей, украшали веточки других вечнозеленых растений – можжевельника или сосны.

        -Но не всегда в России Новый год наступал 1 января. Сначала Новый год праздновали в марте, когда начинались работы в поле. Потом Новый год стали отмечать в сентябре, после того, как собрали урожай. А русский царь Петр I издал указ праздновать Новый год в России в ночь с 31 декабря на 1 января, потому, что в то время во многих странах, с которыми Россия начала торговать при Петре I, Новый год начинался именно в это время.

        Когда Петр I издал указ праздновать Новый год с 31 декабря на 1 января, он приказал так же украшать елку. Сначала русские люди не хотели этого делать, а потом этот обычай им тоже понравился.

-Главными героями новогоднего праздника в России являются Дед Мороз и Снегурочка. Но русский Дед Мороз – это совсем не Санта Клаус, который приходит на Новый год в других странах (в Америке, в Англии). Наш Дед Мороз сначала был сердитым, суровым Дедом, который приносил зимнюю стужу и приходил на праздник один. Но постепенно он превратился в доброго Деда Мороза, который приходит к нам в новогоднюю ночь с мешком подарков.

        -Кто приходит вместе с Дедом Морозом? (Снегурочка.) Да, Снегурочка – это наша русская девочка, внучка Деда Мороза. В других странах такой новогодней героини нет. Придумал ее русский народ в своих сказках, а писатель Н. Островский и композитор Н. А. Римский-Корсаков написали оперу, которая так понравилась народу, что ее главная героиня – Снегурочка, с тех пор стала приходить на новогодний праздник вместе с Дедом Морозом.

Упражнение на координацию речи и движения.

-Повеселим Снегурочку.

Мы пришли и встали,                      (шагать на месте)

На дудке заиграли:                          (имитация)

-Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Мы пришли и встали,          

На барабане заиграли:

-Та-та-та, та-та-та!                

Мы пришли и встали,

На балалайке заиграли:

-Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

Мы пришли и встали,

На колокольцах заиграли:

-Динь-динь-динь,динь-динь-динь.

Часть 2.

Беседа о диких животных: продолжать знакомить с дикими животными, расширять представления об особенностях приспособления диких животных к окружающей среде.

Зимние виды спорта: учить радоваться успехам российских спортсменов в зимних видах спорта.

III Итог.  

Можно просмотреть мультфильм, послушать отрывок оперы.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Как мышка перехитрила кошку»

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНКАМ     С  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМСЯ ДЕЙСТВИЕМ                ...

конспект занятия в подготовительной группе.тема: Золотая осень.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТЕМА: « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»Воспитатель: ВАНИНА. Е.В.Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.Задачи:1 Учить...

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Мой Белорецк»

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Любимым городом является то место, где человек родился, где промчалось детство, ведь именно с детством, возникают самые добрые восп...

Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ».

Конспект занятия в подготовительной группеТема: «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ».Задачи:Воспитывать у детей уважение к семейным традициям, желание продолжать традиции своей семьи.Расширять и углублять ...