Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Синичкин день». (Конспект представлен в таблице).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кулешова Анна Геннадьевна

 

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_3.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Синичкин день».

Кулешова Анна Геннадьевна, 1 категория, МКДОУ Д/С №20 «Сказка»

 Цель: Создание условий для знакомства старших дошкольников с русским народным праздником «Синичкин день».

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширить знания о правилах поведения человека в природе.
  2. Научить распознавать птиц по голосу и характерным внешним признакам.

Развивающие:

  1.  Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
  2. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме «Зимующие птицы».

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
  2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие (ФЦКМ).

Область в интеграции: познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды: Письмо от «Природы», аудиозапись с голосами птиц (ворона, голубь, воробей, синица), кормушки-пластиковые стаканчики по количеству детей, муляж птицы, блюдца с семечками, ягодами рябины, хлебными крошками, пшеном, гречкой.

Предварительная работа: рассматривание плакатов, иллюстраций с изображением птиц; чтение художественной литературы по тематике; чтение и заучивания пословиц и поговорок; разучивание стихотворений о синицах; изготовление кормушек с детьми и родителями.

Список используемой литературы:

  1. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. .-М: Просвещение 2012г.
  2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
  3. Волчкова В.Н.,СтепановаН.В.  Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004г.
  4. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они?. Москва.: «Издательство ГНОМ и Д»2000г.
  5. Воронкевич.О.А. Добро пожаловать в экологию!.-Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс» 2001г.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Задачи Этапа НОД

Содержание НОД

Образовательная область, вид деятельности

Формы реализации программы (методы и приемы).                   Вид детской деятельности или методы и приемы

Средства реализации ООП (оборудование и материалы)

Планируемый результат

Развитие интереса и познавательной мотивации к предстоящему виду деятельности.

Сюрпризный момент – зачитывание письма.

-Ребята, сегодня в детский сад, на нашу группу пришло письмо. А написала его сама природа. –Что такое природа?

ОО Познавательное развитие. Речевое  развитие.

Вид деятельности – коммуникативная. Диалог

-Это все живое, что нас окружает. -Это деревья. -Это горы. -Это лес. -Это животные. -Это птицы. -Это вся наша земля

Письмо

Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность, обеспечено общение и взаимодействие ребенка со взрослым

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Формирование первичных представлений о том, какие правила необходимо соблюдать в природе.

Воспитание любви и заботы  о птицах развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Уточнение представлений о «птичьих голосах»

Обогащение активного словаря.

Обогащение активного словаря

Учить сравнивать птиц по вн

ешнему виду.

Формирование представлений об отечественных традициях – знакомство дошкольников с русским народным праздником «Синичкин день»

Приобщение к поэтическому миру.

-Послушайте, что написала нам природа:

Много жалоб накопилось у природы на людей. Воды речек замутились

Скоро свои птичьи трели соловей нам не споет.

Однажды в лес зашли дети. Они сорвали цветы, побросали их, потоптали грибы, разрушили муравейники, и шумели так, что все птички улетели из леса. Они очень навредили природе. Этот вред очень велик. Растения, букашки, зверюшки, птички, могут исчезнуть навсегда. А без них наша с вами жизнь невозможна. Люди не смогут слушать птичье пение. Все это потому, что некоторые дети, а может и взрослые не знают правила поведения на природе.

Вот послушайте на что жалуются птицы…

Во время рассказа, педагог выставляет на учебное панно соответствующий знак символ по охране птиц.

  • В городских парках и пригородных лесах отдыхает теперь много людей. И всякому хочется проникнуть в самую чащу леса. Люди иногда даже не замечают, что вспугнули с гнезда птицу.
  • Несколько раз потревоженная птица может уже и не вернуться к гнезду, оставить его. А оставленные ею яйца или птенцы могут тут же стать добычей вороны. Так из некоторых лесов исчезли такие гнездящиеся птицы как глухари и тетерева.
  • Некоторые собаки не оставляют в покое и птиц, гнездящихся в кустах. В результате исчезают пеночки, лесные коньки, славки, камышевки.
  • Старые дуплистые деревья вырубаются и негде становится жить дятлам, совам, диким голубям, множеству воробьиных птиц и даже утки (гоголь, мандаринка, крохаль). «Квартир» для всех не хватает.
  • Птицам часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осенью или зимой развешивать в лесу, на огородах и в садах скворечники и другие искусственные гнездовья, а также сажать кустарники — укрытия для гнезд.
  • При походах за грибами, при отдыхе в лесу в выходные дни мы должны быть внимательными к нашим друзьям-птицам и стараться не тревожить их. Не говоря уже о том, что ни в коем случае нельзя допускать разорения гнезд или сбора птичьих яиц для коллекций.

Ребята назовите несколько правил, которые мы должны соблюдать.

Релаксационное упражнение «Согрей птичку»

Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения).

Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Узнай птицу по голосу».

После того, как дети ответят - каким птицам принадлежат голоса, воспитатель выставляет предметные картинки с изображением данных птиц и говорит о том, что все эти птицы относятся к зимующим.

Задает вопрос, почему этих птиц мы называем зимующими? Каких зимующих птиц вы еще знаете?

Если ребята затрудняются узнать синицу по голосу, воспитатель загадывает загадку 

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощения наше ей снится.

Прилетает к нам часто… (синица).

Рассказ воспитателя о синице

Синичек прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

Союз охраны птиц России (СОПР) избрал птицей 2017 года буроголовую гаичку, это самый многочисленный вид синиц. Эту птицу также называют пухляком, за манеру сильно распушать оперение в холодную погоду.

Воспитатель выставляет предметную картинку гаички рядом с картинкой синицы и предлагает сравнить этих птиц.

Рассказ воспитателя о «Синичкином дне».

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.

В народе говорили :

«Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

«Синичка – воробью сестричка».

«Невелика синица, голосок востёр».

Давайте попробуем правильно проговорить эти пословицы.

-Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички?

-Где они жили летом?

-Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно.

Проведение динамической паузы

Птичка крыльями взмахнула, Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

 Сделав очень важный взгляд. Посмотрела вправо — влево, Удивилась, что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

 Полечу-ка я домой.

Послушайте, Алина приготовила нам стихотворение про синицу…

Зима - трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу.

Птиц можно прикармливать не только в сельской местности, но и в городе, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи синицы, а иногда и снегири и свиристели залетают на людные улицы города, обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках.

Как мы можем помочь птицам зимой?

Дидактическое упражнение «Накорми» 

Предлагаю вам наполнить свои миникормушки всем необходимым

 (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами на каждой кормушке – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (отнесите блюдце с хлебом в кормушку этой птичке). Какая птица любит сало? А какая птица зимой питается ягодами рябины?

Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
  • Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
  • Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

ОО Познавательное развитие

ОО Социально-коммуникативная

ОО Познавательное развитие

ОО Познавательное развитие, Речевое развитие.

ОО Речевое развитие Познавательное развитие

ОО Познавательное развитие

ОО Речевое развитие Художественно-эстетическое

Восприятие слова педагога. Активное слушание. Вид деятельности – коммуникативная

Просмотр и запоминание знаков –символов.

Воспроизведение знаков-символов по аналогии Ответы на вопросы.

-Соблюдать тишину при входе в лес и парк.

-Не разорять птичьи гнезда и не трогать маленьких птенцов.

-Развешивать скворечники.

-Не вырубать старые дуплистые деревья.

-Не пугать птиц собаками.

Релаксационное упражнение. Вид детской деятельности: игровая, двигательная.

Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).

Дидактическая игра «Узнай птицу по голосу?»

Вид деятельности Познавательно-исследовательская

Вид деятельности – коммуникативная.

Коллективное проговаривание «нового слова»

Вопросы педагога. Ответы детей. Они остаются с нами зимовать и не улетают в теплые края. Снегири, свиристели.

Загадывание загадки. Показ предметной картинки с изображением синицы. Активное слушание рассказа воспитателя.

Рассказ воспитателя

Вид деятельности – коммуникативная.

Сравнение по предметным картинкам  синицы и гаички.

Ребята говорят о том, что гаичка меньше по размеру, чем синичка.

У гаички крылья и хвост — серые, а щеки, грудь и живот белые.

А у синицы грудка желтая.

Рассказ воспитателя

Активное слушание

Дошкольники повторяют

Чтение стихотворения.

Подготовленное выступление.

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Знаки символы по охране птиц

Муляж птички

Аудиозаписи с голосами птиц (воробья, вороны, голубя, дятла и синицы).

Предметные картинки с изображением голубя, воробья, вороны, синицы.

Предметные картинки с изображением синицы и гаички.

Имеются первичные прредставления о правилах поведения в природе

Сформировано уважительное отношение к окружающему миру

Дошкольники вспомнили как звучат голоса воробья, вороны, дятла.

Закрепление понятия «зимующие птицы»

Появление представлений о внешнем виде таких птиц как синица и буроголовая гаичка.

Сформирован интерес к празднику «Синичкин день»

У детей появилось желание заботиться о птицах

Заключительная часть (рефлексивный этап)

- Воспитатель: Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.

Ребята! Мы с вами сделали нужное и полезное дело накормили птиц, а они в свою очередь отблагодарят нас своим прелестным щебетанием да и просто своим присутствием.

Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме « Разноцветная осень»

«Познавательное развитие»:Ø  Познакомить детей со способом модульной аппликации – мозаики, вызвать интерес к созданию осеннего дерева адекватными  изобразительно – выразительными средствами....

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Впустите в сердце доброту»

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Впустите в сердце доброту»Задачи приоритетной образовательной области:«Социально-коммуникативное ...

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе "Победим микробов"

Приобщение детей к здоровому образу жизни начинается еще в дошкольном возрасте.  Необходимо подвести ребенка к пониманию собственной ответственности за сохранность своего здоровья. В ходе предлаг...

Организация непрерывно образовательной деятельности детей в старшей группе по познавательному развитию по теме наблюдения в природе "Откуда появилась капелька" занятие прогулка.

Занятие было разработано для пилот площадки по экологическому воспитанию детей во время наблюдений на прогулке. Автор этой пилот площадки Лаврентьева Н.Г...

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Перессказ В.Бианки «Купание медвежат»».

Цель: Создание условий для развития связной монологической связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Зад...