Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петренко Надежда Васильевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему "Знакомство с русским народным костюмом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  непосредствено  образовательной деятельности по познавательному развитию   в старшей группе.

Тема: «Знакомство с русским народным костюмом»

Цель: Создание условий для познавательной деятельности посредствам знакомства с народным костюмом.

Задачи.

Образовательные:                                                                                                                         - познакомить детей с русским народным костюмом;

-формировать  представления об элементах костюма;

Развивающие:                                                                                                                                    - обогащать и активизировать словарь детей по теме: русский костюм;

- развивать творческие способности;

- совершенствовать мелкую моторику;

- развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к народному быту.

Словарь: косоворотка, кокошник, рубаха, сарафан, орнамент, сундук.

Индивидуальная работа: оказание помощи затрудняющим детям в выполнении задания.

Оборудование и материал

Демонстрационный: сундук, куклы Ваня, Маня в русских костюмах, картинки с изображением народных костюмов, образцы для рисования народного костюма.

Раздаточный: плоскостные куклы, силуэты народного костюма, фломастеры.

Средство ТСО:  магнитофон, запись русской народной песни.

Методы и приёмы:

-игровой метод (игра «Собери бусы», сундук)

- наглядные (показ, рассматривание)

- словесные (беседа в форме диалога, объяснение заданий)

- здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика)

Форма организации: подгрупповая

Интеграция образовательных областей: «познание» «Коммуникация», Социализация»,  «Здоровье», «Музыка».

Ход деятельности.

  1. Организационный этап.

Под русскую народную музыку входят дети. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: Добрый день, гости званные, желанные

                    Рада я  всем гостям, как добрым вестям

                    Всех привечаю, душевно встречаю.

  1. Мотивационный  познавательный этап.

Воспитатель - Дети, какие вы сегодня красивые и нарядные! А что вас делает   такими нарядными?

Дети:- Одежда.

Воспитатель:- Посмотрите, на мне тоже красивая одежда. Ребята, может, кто  из вас знает, как она называется?

Воспитатель:- Я сегодня пришла к вам  в русском народом костюме. Сейчас ходят в такой  одежде?

-А где  можно увидеть людей  в русском народном костюме?

Дети:- На праздниках, по телевизору, на концертах.                                                                                                                            

Воспитатель - Вот так одевались люди на праздники в давние времена, они сами шили и украшали одежду, а хранили её в сундуках. (показываю сундук).

-Давайте его откроем и посмотрим, что в нем лежит.

Воспитатель достаёт кукол в русских народных костюмах.

                Куклы к празднику готовы,

                   Посмотрите на обновы.

                      Сарафаны расписные

                      Да рубашечки льняные.

           Мальчика зовут Иван, а на Марье сарафан.

Воспитатель - Дети, а во что нарядились наша кукла Марья?

Дети – сарафан, белую рубашку,  кокошник.

Воспитатель – Марья в гости наряжалась.

                       Бусы надевала – украшалась.

              Когда бусы надевала – нитку шелкову порвала.

            Дети помогите, бусы Марье соберите.

Дети  собирают бусы. Девочки собирают бусы  в корзинку с белым бантом, а мальчики с синим бантом.

Воспитатель – Молодцы,  дети, помогли Марье собрать бусы.

-Ребята, а во что одет Иван? (Рубаха, сапоги, штаны, кепка).

-Дети, посмотрите, у русской рубахи разрез ворота находился не посередине, а на боку, поэтому она называлась косоворотка. Повторите.

-Чем украшали русские костюмы ? (тесьмой, вышивкой)

-Какие места в русской народной одежде чаще всего украшались? (рукава, середина и подол сарафана, горловина, рукава, пояс рубахи)

Воспитатель: - Молодцы, дети. А сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру «Кто быстрее выберет одежду». Мальчики выбирают ту одежду, которую нося сейчас, а девочки – одежду, которая относится к русскому народному костюму. (Дети  называют одежду)

Воспитатель – Дети, а наших кукол Ивана и Марьи есть братишки и сестренки, это нарисованные куколки. Но вот беда они расстроены, потому что  их наряды не украшены  узором

-Ребята, давайте поможем куколкам, украсим их одежду так, как это делали в старину. Посмотрите, Ваня и Марья сделали образцы, чтобы вам легче было рисовать. А рисовать мы сегодня будем фломастерами, девочки будут украшать сарафан, а мальчики косоворотку,  но прежде чем мы приступим к работе, я предлагаю разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

    На большом диване в ряд куклы Катины сидят (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

 Два медведя, Буратино, (загибают поочередно пальчики)

И котёнок и слонёнок. Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате мы игрушки посчитать.    (Дети разгибают поочерёдно пальчики, попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Пока вы будете рисовать, помогать вам будет музыка.

  1. Рефлексия.

Дети с куклами подходят к  воспитателю.

-Ребята, покажите друг другу, какие красивые узоры на русских народных костюмах вы нарисовали нашим куклам.(дети любуются своими работами)

-Дети, мне сегодня было с вами очень интересно, а вам? Что вам больше всего понравилось? Ваня и Марья дарят вам этих куколок и надеются, что им будет у вас хорошо.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

Учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представление детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках, приспособлении  их к среде обитания, закреплять и систематиз...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема: развитие элементов логического мышления с использованием интерактивной доски.

Занятие направлено на закрепление умения классифицировать предметы по разным основаниям. В ходе НОД решаются такие познаваателльные задачи как: освоение действий построения модели в форме классификаци...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «День народного единства»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности   по познавательному  развитию  в  старшей группе  ...