Экспериментальная деятельность «Волшебница вода»
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Экспериментальная деятельность «Волшебница вода»

Цель: Развитие познавательно-исследовательской активности детей,

формирование навыков экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Познакомить со свойством воды;

2. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

3.Дать понятие значимости воды в жизни человека, в природе;

4.Развивать связную речь, познавательную активность, расширять кругозор детей;

5.Воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа: Прозрачная, бесцветная, глобус, лаборатория, опыт (эксперимент).

Интеграция областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: 
Стаканчики, сахар, соль, ракушки, молоко, пуговицы, ложечки, гуашь разных цветов, аудиозапись. 

Предварительная работа: 
• Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде». 
• Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера, рассматривание иллюстраций. Обсуждение с детьми, что они знают о воде.



Ход НОД:

Воспитатель.

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: как вы думаете что у меня в руках?

- Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего? (ответы детей)



Воспитатель.

- Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.

Стук в дверь.

Воспитатель.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел (показываю Капельку), как вы думаете, кто это. (ответы детей)

Воспитатель.

- Верно, это Капелька. Но почему Капелька такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать-это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Сможем помочь капельке?(ответы детей)

Воспитатель.

Из чего состоит Капелька и где она живет? (Состоит из воды и живет в воде). А где можно встретить воду? (разные ответы детей) 
Ребята! А Капелька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? (человеку, животным и растениям). Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды. 

Музыкальная пауза (дети выполняют движения под музыку).

Воспитатель.

-Посмотрите, Капелька, чуть улыбнулась. Ребята! А хотите ли вы помочь Капельке узнать ещё больше о себе? (ответы детей). Для этого мы сейчас отправимся в лабораторию. Кто-нибудь знает, что такое лаборатория (ответы детей). Верно, сейчас будем проводить опыты. А Капелька сможет узнать намного больше о себе. А чтобы все получилось даже в нашей лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

1.Внимательно слушать воспитателя.

2.Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

3.Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

А сейчас ребята проходите в лабораторию, занимайте места за столом.




Опыт № 1 . Определение цвета воды. 


Воспитатель.

 

- Посмотрите, что у нас на столах(показываю стаканы с водой и молоком). Ребята, как вы думаете, где вода, а где молоко. Как вы догадались? (Вода прозрачная, а молоко нет). 
А давайте с вами посмотрим, правда это или нет? Положите в стаканчик с водой 2-3 ракушки. Они видны в стакане с водой? (да) А теперь положите ракушки в стаканчик с молоком. Видно их? (нет) Теперь мы с вами убедились, что чистая вода на самом деле прозрачна. А вся ли вода прозрачна (грязная вода не бывает прозрачной). Но какой же всё-таки цвет имеет вода на самом деле? (разные ответы) 
Давайте мы с вами это проверим. У вас на столах лежат разноцветные пуговицы.Вы будете опускать в воду эти крышки по очереди и смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды (выполняют действия с крышками и наблюдение за результатом). 
Ну, что ребята, подошла какая-нибудь крышка по цвету? (нет) 
Тогда какой вывод мы можем с вами сделать? Есть цвет у воды? (Нет, у воды нет цвета). Она бесцветная. Ребята, а можно ли изменить цвет воды? Давайте попробуем, возьмите ложечкой краску и опустите в стакан с водой. Посмотрите какая вода стала цветная.

 

Ребята, давайте сделаем вывод: какая вода? Прозрачная, безцветная, может изменять свой цвет.

 

Посмотрите: Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала и улыбнулась этому. 


Опыт № 2 . Определение вкуса воды. 


Воспитатель.

 

- А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Попробуйте воду. Какая вода на вкус? Есть у нее вкус? (Вода безвкусная. У нее нет вкуса.) Правильно, ребята! Чистая вода безвкусная. Ребята, а давайте добавим в воду вещество, которое у вас лежит на столе (соль, сахар), размешайте и попробуйте. Что изменилось? Итак, ребята, что можно сказать о чистой воде , что она без вкуса, но может изменять вкус.

Опыт № 3. Определение запаха воды.


Воспитатель.

 

-Ребята, скажите, а вода чем-нибудь пахнет? Давайте сейчас понюхаем воду и узнаем, пахнет она или нет (разные ответы детей). Правильно, чистая вода ничем не пахнет! Добавим в воду лимон. 
А теперь ребята понюхайте воду с лимоном. Есть запах у воды?(есть) 
Как вы думаете, почему вода с лимоном пахнет? (Лимон пахнет, поэтому и вода пахнет). Правильно, потому что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод? Чистая вода не пахнет, а если в нее добавить что-нибудь, то у воды появится запах, что в нее добавили. 

Выводы:

 

Ребята, сегодня мы много узнали о воде. Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода. А из опытов мы узнали о воде, что она: прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха, но может изменять вкус и цвет, и запах. 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Волшебница вода"

Поисковая активность является одним из самых главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. В основе познавательно – исследовательской ...

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "Волшебница-вода

1.      Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.2.    Развивать любознательность, мышление и ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" во второй младшей группе

Тема: «Волшебница-вода»Обучающие задачи: познакомить детей со свойствами воды (чистая, жидкая, тяжелая, прозрачная, может окрашиваться в разные цвета, холодная, горячая, теплая), учить дет...

Занятие по познавательно-экспериментальной деятельности "Волшебница-вода" в старшей группе

Данное занятие рекомендуется для познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе...

Конспект. Экспериментальная деятельность "Волшебница вода"

В конспекте мы знакомимь детей с некоторыми свойствами воды, обращаем  внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли в...

Опытно- экспериментальная деятельность " Волшебница вода".

laquo;Волшебница-вода». Конспект занятия по ОО «Познание». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе.Цель деятельности: дать представление о воде; познакомить со значен...