Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как звери к зиме готовятся» для детей средней группы
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа) на тему

Формировать у детей представление о том, как дикие звери готовятся к зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_kak_zveri_k_zime_gotovyatsya_-_kopiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как звери к зиме готовятся» для детей средней группы.

Цель: формирование у детей преставлений о том, как дикие животные готовятся к зиме.

Задачи:

-  вызвать интерес к окружающему  миру, сформировать реалистичные представления о природе родного края, расширять знания детей о повадках диких животных, приспособлении к среде обитания;

-обогащать словарный запас, развивать связную речь;

-учить детей доброте, вызывать сочувствие к тому, кто в нём нуждается.

Оборудование: иллюстрации.

Предварительная  работа:  Чтение  рассказов  о  лесных  жителях:  Г.Снегирев  «Как  птицы  и звери к зиме готовятся?», В.  Зотов «Лесная мозаика», загадки, чтение сказок, рассматривание альбома «Дикие и домашние животные».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои улыбки гостям.

В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья вам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь, крепко за руки  беритесь,

По дорожкам по тропинкам по лесу гулять пойдём

Приключения найдём!

(дети вместе с воспитателем проходят по тропинкам, дорожкам и садятся на свои места.)

-Ребята, а вы любите сказки? Интересную  сказку  хочу  вам  рассказать,  но  чтобы  узнать  о  ком  она,  отгадайте несколько загадок:

Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
(белка)

«Он хотя и не портной,

Но иголки всегда с собой»

(еж)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк) 

«У него пушистый мех,

Он в лесу трусливей всех»

(заяц)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её?
(лиса)

Ребята, о ком были мои загадки? (о животных). Где живут эти животные? (в лесу). Как одним словом их можно назвать этих животных? О ком будет моя сказка?

А теперь слушайте сказку:

Жили-были  в  дремучих  лесах,  в Алтайских горах  звери.  Как  было  им  хорошо  в  лесу  летом. Под каждым кустом могли они найти себе пищу, укрыться от дождя и яркого солнца.

Незаметно  пролетело  лето,  наступила  осень.

Собрала их Матушка-природа к себе в гости и

стала расспрашивать об их жизни.

-  Хорошо вам было летом, но впереди холодная и суровая зима, что же вы будете делать, когда я буду отдыхать? Каждый из вас может попросить что-либо.

-  У меня очень короткие ножки  (показ иллюстрации),  -  говорит Еж,  -  и я не могу по глубокому снегу бегать и искать себе еду и к тому  же  у  меня  нет  теплой  шубки,  поэтому  я нашел  неглубокую  ямку,  натаскал  много  листьев, и буду спать всю зиму.

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

- Ребята, а вы хотите помочь Ежу собрать листочки? (игра).

-У вас под стульями лежат листья, возьмите их. Нужно найти пару своему листочку.

Дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок - пару с одного дерева.

-Маша, у тебя лист с берёзы, он какой? (берёзовый)

 березы - …

с тополя - …

с рябины - …

с клена - …

с дуба - …

с осины - …

-  А  я,  -  говорит  Белочка,  -  нашла  большое дупло, настелила мха, веточек, мне будет тепло  в  нем.  А  ещё  летом  я  сушила  на  ветках

грибы и ягоды, очень люблю шишки. Так что зима  мне  не  страшна.  Вот  только  прошу  у Матушки-природы новую шубку теплую и не

такую яркую, а серенькую и незаметную  (показ  иллюстрации).  Буду  я долгими зимними днями  с  бельчатами  играть  в  игры.

-Ребята, хотите узнать одну из игр, она называется

«Большой – маленький - огромный» (игра).

Вставайте,  становитесь  в  кружок,  кто  мячик поймает, тот и отвечает, как будет называться предмет, если он совсем маленький, и как  – если  он  огромный.  И  ещё  подумайте,  каким голосом надо ответить: нежным или грубым:

Голос – голосок, голосище;

глаза – глазки, глазищи;

зубы – зубки, зубищи;

рога – рожки, рожищи;

когти – коготки, когтищи;

хвост – хвостик, хвостище;

усы – усики, усищи;

лапа – лапка – лапища.

- Что же скажет нам Лисонька?

-  Я очень красивая и хочу оставить себе свою же шубку. А еда и так ждет меня под каждым кустом, - сказала Лисонька, глядя на Зайца.

Догадалась  Матушка-природа,  о  ком  говорит Лиса.

Шубки, Зайцы,

Вам пора менять,

Зимушку холодную

В гости поджидать.

Вы наденьте шубки

Белые, как снег

И зимою не увидит вас

Ни зверь, ни человек.

-Ребята, а вы хотите угостить лесных жителей? Выберите себе пару (Работа в парах).

(игра «Кому даю корм?»)

 Перед вами картинки  с угощением, каждая пара выбирает животное и угощение для него.

Медведь  –  мед,  рыба,  яйца, малина;

Еж  –  ягоды,  грибы,  лесных  грызунов, листья;

Белка – орехи, грибы, ягоды, семена сосновых и еловых шишек, грызунов;

Заяц – кору, ветки, насекомых, листья;

Волк – мелких грызунов, траву, животных;

Лиса – ягоды, мелких грызунов, птиц.

- Ника, кого и чем ты угостила? (спросить 2-3 детей)

-  Все  равно  найду зайца и  съем,  -  сказал  Волк.

Рассердилась Матушка-природа на него.

-  Оставлю  тебе  твою  же  серую  шубу,  и  придется тебе всю зиму рыскать по лесу в поисках  пищи.  Спасет  тебя  только,  если  будешь жить  дружно  со  своей  семьей.  А  теперь  – уходи.   Показал  Волк  свои  острые  большие

зубы и ушел (показ иллюстрации).

-  А чтобы не попадаться в лапы к волку сделаем зарядку.

Звериная зарядка:

Раз – присядка (присесть)

Два – прыжок (подпрыгнуть)

Это заячья зарядка (показ «ушки»)

А лисята как проснутся, (потереть глаза)

Любят  долго  потянуться  (потягивание  с  отводом рук)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот руками)

Ну,  и  хвостиком  вильнуть  (движение  бедрами).

Ну,  а  мишка - косолапый  (руки  полусогнуты  в локтях и соединены),

Широко  расставив  лапы  (ноги  на  ширине плеч)  

То одну, то обе вместе  (переминаемся на месте)

Долго топчется на месте  (раскачивание туловища из стороны в сторону).

А кому зарядки мало

Начинайте все сначала!

Дошла очередь и до Медведя.

-  Хорошо мне было летом, говорит он, много было ягод, сочных корешков, вкусного мха. Я нагулялся  и  хочу  отдохнуть.  Поэтому  прошу у Матушки-природы очень теплую шубу. И к тому  же  зимой  у  меня  должны  на  свет  появиться медвежата (показ иллюстрации).

Всю я осень хлопочу

Ямку теплую ищу.

Чтоб над ямой – бурелом:

Должен теплым быть мой дом!

Буду лапу я сосать

И в берлоге крепко спать!

Укроешь  меня,  Матушка,  снежным  одеялом, тепло мне будет.

-  Хорошо так тому и быть!  –  сказала Матушка-природа,  -  скоро будет очень холодно, бегите все домой.

-Ребята, а вы знаете, как называются дома животных? Давайте назовём их.

Игра «Назови свой домик»

У зайца дом – под кустом,

У лисы– нора,

У волка дом – логово,

У медведя дом – берлога,

У белки дом – дупло,

У ежа дом – в норке

(показ иллюстрации).

Итог: Понравилась вам, ребята, сказка? А что запомнилось?

Кого вы встретили в лесу? Кому из животных Матушка-природа подарила подарки? (медведь, еж).

А кто из зверей ничего не получил в подарок от Матушки-природы, и почему? (волк, лиса).

А  каким животным  природа  помогла  поменять  шубки? Кто  они,  и  почему? (белка, заяц).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «23 февраля — День Защитника Отечества» для детей подготовительной группы.

Ознакомление детей с понятием "защитники Отечества",  развитие патриотических чувств. Поддержиать познавательный интерес к истории  своей страны, воспитывать чувство гордости за свою армию, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Необычное путешествие в зимний лес» с детьми средней группы

Цель:Развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности через закрепление знаний детей о зимнем лесе и его обитателях.Задачи:о...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Обобщающие слова для однородных предметов» для детей старшей группы.

Современная и эфективная,  интерактивная панель "Колибри",способствует не только повышать уровень понимания и скорости передачи информации,но и развивает важные качества как интуиция, о...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в страну Дорожных наук» для детей подготовительной группы

Цель: углубление расширения знаний о правилах безопасного поведения на дороге.Задачи:- закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правил поведения на улице, полученных через эм...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гости к тетушки Звуки» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлен на совершенствование фонематического восприятия речи. Занятие включает...