Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Трёкина Елена Сергеевна

Расширение представлений детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_opytno.docx204.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»

Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательные: ознакомление с   магнитом; систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы.

Развивающие: развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки.

Коррекционные: развитие стремления к исследовательской деятельности.

Ход занятия

Приветствие. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас  с вами очень интересное занятие. Ой, смотрите, что это за загадочная коробка? Наверное, ее принес почтальон. Давайте посмотрим, кто же нам ее прислал.

Воспитатель: Открываем! А здесь еще письмо есть, как вы думаете: от кого? (на конверте изображение Незнайки).

Дети: Письмо от Незнайки!

Воспитатель: Вы так думаете?  Давайте прочитаем!

Воспитатель читает.

-  Ребята, вы правы. Нам пишет житель Солнечного города Незнайка. Он  нашёл  какой-то необыкновенный предмет, но не знает,  что это за предмет и что с ним можно делать. Но он очень хочет узнать, что, же это за предмет, чтобы рассказать о своей находке друзьям в Солнечном городе и поэтому просит помочь ему.

Воспитатель: Интересно, что же за предмет он нашёл. Посмотрите-ка здесь в посылке есть какой то мешочек.

Достаём магнит из мешочка.

Воспитатель: Наверное, это и есть тот необыкновенный предмет.

Что же это? (показывает всем детям). Дети осматривают, ощупывают и отвечают на вопросы: Какой предмет по цвету? Какой предмет по весу?

Дети:  Магнит.

Воспитатель: А как можно проверить,  правильно ли мы думаем, что это магнит?

Дети: Провести опыт.

Воспитатель: Верно, и с помощью опытов  мы узнаем свойства магнита.

- Мы уже можем определить тему нашего занятия? Ответы детей.

- Верно, тема нашего занятия «Волшебная сила магнита». Сегодня на занятии мы выясним: что такое магнит? Узнаем о свойствах магнита, проведем несколько интересных опытов. Работать будем в подгруппах.

 Чтобы всё у нас получилось, нужно быть внимательными, активными, старательными, отвечать полными предложениями, делать выводы.

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны-вагончики.  Но так как вы разделитесь на команды, то жетоны будете зарабатывать в общую копилку.  Напоминаю правила работы в команде: ВЫВЕСИТЬ СИМВОЛЫ.

Но это не простые вагончики, а волшебные! Почему они волшебные, вы узнаете во время проведения экспериментов.

Основная часть:

  1. - Что же такое магнит? Что умеет делать магнит?

(Дети отвечают)

Давайте посмотрим презентацию о магните и его свойствах.

Просмотр презентации о свойствах магнита.

Воспитатель: Магниты есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть магниты? Для чего они нам нужны? (Ответы детей).

- Я сейчас буду читать загадки, а вы будете отгадывать по определенным правилам.

- Внимательно прослушали загадку. Советуйтесь с товарищами по команде и дайте правильный ответ.

Он не скотч и не будильник, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

Украшает холодильник.

Сеть известных магазинов

Гордо носит его имя.

Тем и стал он знаменит,

Этот маленький

                              (МАГНИТ).

Он не маг, не волшебник, но тем знаменит:

Лишь завидев его, к нему  гвоздь полетит,

Вмиг  прилипнет к нему - тяжело оторвать.

Оторвёшь  гвоздь, а он прилипает опять-

Вот такой притягательный этот

                                                         МАГНИТ.

Он круглый, как тарелка.

На север смотрит стрелка.

Из леса вывел он нас.

Спасибо, умный      ( компас).

Этот жадный предмет

Все железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

                                                  Магнит.

Бывает маленьким, большим.

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в куче сена.

                                                      Магнит.

ОЦЕНКА, жетоны.

Экспериментирование.

  1. Воспитатель: как мы уже говорили, сегодня на занятии с помощью опытов мы узнаем о свойствах магнита. А как вы считаете, где проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей). Верно в лаборатории!

Воспитатель: Я предлагаю всем пройти в нашу мини-лабораторию. Прежде чем приступить к исследованиям,  давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д.

        Эксперимент «Притяжение»

На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только металлические. Полученные результаты занесём в таблицу.

Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в подгруппах.

– А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.

Работа с таблицей. 

резина        -

дерево        -

железо        +

пластмасса         -

бумага        -

Дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.

– Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?

Вывод: магнит притягивает только МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.

ОЦЕНКА, жетоны.

  1. Опыт «Достань скрепку».

Воспитатель: Переходим к следующему эксперименту для определения свойств магнита. Посмотрите, у вас на столах стоят стаканы с водой, а в них лежат скрепки. Ребята, как вы считаете, вы сможете достать скрепки не замочив рук? (Ответы детей).

- Я могу помочь вам. У меня с собой волшебная рукавица, с ее помощью я достану ваши скрепки.

Воспитатель проводит по сосуду с водой рукавичкой. Дети наблюдают, за движением скрепки в воде и как фокусник достает скрепку из воды.

Анализ действий: Ребята, как вы думаете, с помощью чего я достала скрепку из воды? (Ответы детей)

Самостоятельное проведение опыта детьми.

Вывод: магнит действует через воду.  ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ

ОЦЕНКА, жетоны.

Физминутка.

- Ребята, труд ученых очень тяжел, и вы, наверное, уже устали! Предлагаю провести физминутку, размять свои мышцы.

«Паровоз»

Загудел паровоз и вагончики повез,

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Далеко их укачу!

Паровоз кричит: «Ду-ду! Я иду, иду, иду!».

  1. Опыт «Волшебная стружка».

Воспитатель: Ребята, мы уже выяснили, что сила магнита действует на металл через воду. Предлагаю проверить, через какие предметы еще может действовать магнит. А для этого проведем опыт «Волшебная стружка».

- Посмотрите, на столах в коробочках лежит металлическая стружка. Как вы считаете, стружка может самостоятельно двигаться? (Ответы детей).

- А теперь попробуйте поднести магнит под дно коробки и подвигать им. Что происходит со стружкой? (Ответы детей).

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: магнит действует через картон.

  1. Опыт «Волшебный поезд».

Воспитатель: Ребята, вы все за правильные ответы получали жетоны-вагончики. Предлагаю сделать эти вагоны волшебными.  

- Все жетоны-вагончики собираем на магнит. Затем магнит убираем и выкладываем вагончики друг за другом, и двигаем первый вагончик. Что происходит? (Ответы детей).

- Канцелярские скрепки делают из стали, которая содержит железо. Притяжение между магнитом и металлом настолько сильное, что скрепка сохраняет магнетическую силу на некоторое время. Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: металлические предметы способны намагничиваться.

Итог занятия.

Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.

Посмотрите, сколько заработали ваши команды жетонов-вагончиков.

У какой команды больше жетонов, значит члены этой команды старались выполнять все правила командной работы.

Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.

- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.

- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.

- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.

Анализ работы детей воспитателем.

- Спасибо за работу!

Приложение

Свойства магнита

№ опыта

Свойства магнита

1

                       

                                                                                       

 

 2

                                                                             

 

 3

                                                                   

 

 4

                                                                               

                                                                                                                                                             

                                                                 

Магнетические и

немагнетические материалы

Материал

Сила притяжения + / -

Резина

Дерево

Железо

Пластмасса

Бумага

http://1.bp.blogspot.com/-Ywlibsw5Oyc/TWT3eupgSKI/AAAAAAAABOY/k7VMr3ziWNw/s1600/%25D0%259F%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B71.jpg                http://1.bp.blogspot.com/-Kkb-nYMPT78/TWT3jk51riI/AAAAAAAABOc/2BBHdi-XW_Y/s320/%25D0%2592%25D0%25B0%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25BD.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной группе "Волшебный воздух"

Познакомить  детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается  и поднимается вверх) и способами его обнаружения.Дать детям элементарные представления об источн...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. "Волшебная сила магнита"

Цель: формирование знаний о магните, его свойствах и магнитной силе у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...

Экспериментальная деятельность в младшей группе «Волшебная сила магнита»

Цель: Сформировать представление о магните и его свойствах.Задачи:Развивать познавательную деятельность, через экспериментирование с магнитом.Обогащать знания детей о неживой природе.Воспитывать навык...