Азбука денег.
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Пантелеева Ирина Юрьевна

Познакомить детей с деньгами и их функциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экономике в старшей группе

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

Тема: «Как появились деньги?»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Цель: познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить  детей с возникновением денег, развивать воображение детей, учить их думать, развивать творческие способности. 
Учить детей практически осуществлять процесс обмена. 
Продолжать учить работать в команде.
Речевая: Развивать речь детей, расширять кругозор;
Развивающая: развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к деньгам
воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам.
Материал: видео подборка слайдов, картинки с изображение предметов для игры «Обмен», «золотые монетки», деревянные палочки для выполнения рисунка на «золотых монетках», карточки с вырезанными трафаретами иероглифов,  большой кошелек-сумка.

Ход занятия:
В: Ребята посмотрите, а что это такое (обращает внимание на большой сумку-кошелек). Это кошелек. Какой необычный, большой. Какая-то загадка! Скажите, а для чего служит кошелек? Как люди его используют?
Дети: В нем хранят деньги (или в него складывают деньги)
В: Правильно, кошелек используют для денег. Давайте 
откроем, кошелек посмотрим, что в нем. ( открываю кошелек, и достаю монетку. В это время на экране появляется монетка)
Слайд1 (монетка), ( зачитываю текст обращения монетки детям).                                                                                                                                                                                                                                                                                          
- «Здравствуйте ребята, я золотая монетка и я очень хочу попросить вас мне помочь, мне так хочется понять, как же я появилась на свет, что было раньше? »
В: Ребята поможем монетки, отправимся в путешествие?
Дети: ------
Воспитатель: Ребята давайте отравимся в прошлое и узнаем, откуда появились деньги и наша монетка.

Слайд 2 Древний мир.(обмен денег)
I. Мы оказались в древним мире (обмен)
Воспитатель: Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. 
Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами.
Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки. Гончары менялись кувшинами и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы – шерстью, мехом. Так люди обменивались различными предметами 
своего труда.
В: Дети видите, как было, неудобно, обмениваться друг с другом. Без денег нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман не положить как деньги. Попробуем и мы обменяться плодами своего труда, как когда то люди справлялись без денег, меняли один товар на другой. 
ИГРА «ОБМЕН»
- Дети мы разделимся на две команды. Первой команде и каждому из вас я дам предмет который можно обменять , на другой предмет  который вы захотите.
-А второй команде в руки вам дам карточки с изображением товара который у вас есть, и вот вы должны постараться так произвести обмен чтобы получить нужную необходимую вам вещь. 
В: Понравилось вам обмениваться своим товаром? 
Получили желаемый результат?
Какие вы молодцы справились с задачей и обменяли один товар на другой. Состоялся обмен.

 Слайд3 Древний Египет
В:Ребята мы отправляемся дальше в путешествие.
II. Мы оказались в Древнем Египте, Междуречье (каменные –металлические деньги) 
В: Дети мы оказались с вами в Древнем Египте, Междуречье. В те времена и изобрели заменитель вещи, на которую будет обмениваться нужный товар - первые в мире деньги.
Первые деньги были каменными. Тогда деньги существовали лишь в виде монет разной формы, размера. Деньги могли быть квадратными, удлиненными, полукруглыми и, конечно же, круглыми. Их можно было не только держать в кошельке, но и носить на шее. Деньги изготовляли из драгоценных металлов золота, серебра, делали медные, бронзовые монеты. И рисунок наносили на монетки, какой угодно. Но это были драгоценные металлы и люди стали чеканить деньги из метала. 
Так появились металлические деньги-МОНЕТКИ. Кстати, когда монеты начали чеканить в Российской империи, то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и не могло прочитать, какая это монетка.
Работа за столами.
Давайте и мы попробуем как это делали в древности, будем мастерами, берем палочки и по «металлу» выдавливаем нужный рисунок. Это могут быть точечки, или различные элементы.
В: Вот и мы с вами изготовили монетки, на которые мы нанесем свой неповторимый узор. 
Справились с заданием, скорей отправляемся дальше в путешествие.
Слайд древний Китай.
III. Мы посетим древний Китай (бумажные деньги)
Воспитатель: Ребята мы с вами оказались в древнем Китае. 
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места. И поэтому люди придумали выход. Так впервые появились на свете бумажные деньги.
Появились они в Китае, 812 году н. э.. с начала они были очень большого размера как лист бумаги. Причина появления бумажных денег в Китае довольно проста: на территории Китая не хватало полезных ископаемых золота, серебра, то из чего делали монеты, поэтому для изготовления денежных средств использовалась бумага, которая производилась из коры тутового дерева. А расписывались бумажные деньги иероглифами - китайскими буквами. 
ФИКУЛЬТУРНАЯ минутка «Ручеёк»
И наш волшебный ручей привел нас в китайскую мастерскую.
«Китайская мастерская» 
В: каждому из вас у вас приготовлены заготовки для росписи, и вы как это в древности делали китайские мастера, должны кистью, закрасить трафарет образца иероглифа. 
(дети работают за столами).
В: После того как первые европейцы посетили Китай, в Европе и в других странах постепенно большой популярностью стали пользоваться бумажные деньги, использование которых было намного более удобным, чем металлических монет. Дети покажите, как вы выполнили свою работу китайских мастеров. Дети вынимают образцы. Каждый иероглиф имеет свое значение.

В: Что за волшебство. появились маленькие кошельки,  возьмите их в руки. Что же там таково интересного. Это, наверное, Копеечка нам сюрприз приготовила. 

Слайд. Россия. Москва.
III. Мы вернулись назад в наше время (рубли)
В: Ой ребята мы вернулись в наше время, что мы видим?
На экране появляются картинка с изображение Москвы. Ну, вот, а это наша страна Россия. Как называется страна, в которой мы живем? Мы знаем, что в каждой стране есть свои деньги. Называются они по-разному.
И в нашей стране деньги называют РУБЛИ.
Как называются деньги в нашей стране?
Дети: Рубли.
В: А вы знаете, что слово РУБЛЬ произошло от слова РУБИТЬ.
Давайте откроем свои мешочки. Что в мешочках. 
Дети достают монетки-копеечки.
А это металлические деньги – монеты - и называем мы их КОПЕЙКОЙ. Слово КОПЕЙКА произошла из-за того что на монете изображен всадник с копьем.
Дети достают, смотрят. 
Дети, а бумажные деньги есть в вашем мешочке?
Дети: ДА
В: Бумажные деньги называем купюрой. Дети, какие мы молодцы. 
Мы выполнили задание нашей золотой копеечки. Узнали всю историю ее появления. И даже поучаствовали в ней.
Слайд1 монетки
МОНЕТКА: Дети вы справились с моей просьбой, узнали историю моего появления.
Дети : ДА.

• Как люди поступали, когда не было денег? 
Дети: Люди менялись товаром, осуществляли обмен.
• Какими были самые первые деньги?
Дети: Каменные, золотые, железные.
• Какую форму они имели?
Дети: Круглую, квадратную, полукруглые, продолговатую.
• В какой стране впервые придумали бумажные деньги?
Дети: В Китае.
•Как называются бумажные деньги?
Дети: купюры
• Как называются деньги в нашей стране (России)
Дети: Рубли.
• Спасибо огромное ребята, теперь я знаю историю своего появления, загляните еще раз в «Большой кошелек»
Дети отрывают «Большой кошелек» и достают шоколадные монетки- СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ от Монетки.



Предварительный просмотр:

Экскурсия в продовольственный магазин.

 Воспитатель: Пантелеева И.Ю

Тема: «Моя первая покупка»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Цель: Познакомить детей с магазином.

Задачи: Образовательная: Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом, кассиром. Закрепить знания достоинства монет.

-Развивающая: Развивать интерес к деятельности продавца. Учить совершать покупки, в соответствии с количеством имеющихся денег, делать разумные покупки. развитие экономического мышления, интереса к материально – предметному окружению;

-Речевая: Уточнить и закрепить понятия «ценник», «цена», «товары разной стоимости», «касса», «кассир», «продавец», «покупатель».

Слова на закрепление: магазин, витрина, чек, весы, хлебный, молочный.

Новые слова: продукты, покупатель, бакалея, ценник, товар, продовольственный.

- Воспитательная: Воспитывать вежливых покупателей, ценное отношение к деньгам.

• формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;

Предварительная работа:

 - За 3-4 дня договорится с администрацией магазина, когда лучше подойти, чтобы было поменьше народу;

 - Отобрать объекты для рассматривания;

 - Подготовить рассказ вместе с продавцом заранее;

 - Накануне предупредить о предстоящей экскурсии.

Ход Экскурсии:

Вводная часть: Дети рассаживаются в группе как на обычном занятии. На столе воспитателя картинки с изображением разных продуктов.

В: - Ребята, посмотрите на мой стол и скажите, что у меня здесь лежит?

Д: - (пакет молока, пачка соли, пакет с крупой)

В: - Правильно. Все это можно назвать одним словом – продукты. Это то, что люди употребляют в пищу. А как вы думаете, где я взяла все эти продукты?

Д: - (в магазине)

В: - Вы совершенно верно сказали: я купила продукты в магазине. Но какие бывают магазины? Они бывают разные: в одних можно купить одежду, в других – книги, в-третьих – игрушки, а магазин, в котором покупают продукты, называется продовольственный. Повторите это слово.

В: - Сегодня мы с вами отправимся в магазин (продовольственный) который находится по адресу ул.Строителей.  И познакомимся с деятельностью продавца, посмотрим, как он работает. Не забудьте поздороваться с работниками магазина и не забывайте, как надо вести себя в гостях.

(идем с детьми в магазин)

Познавательная часть экскурсии.
Предлагаю внимательно рассмотреть здание магазина (цвет, вывеска, двери), обратить внимание на территорию возле магазина (порядок, наличие урны для мусора).

Рассматривают режим работы: это режим работы магазина. Покупатели должны знать, в какое время магазин открывается и закрывается, есть ли в магазине выходные дни и какие это дни.

- Зайдем в магазин и посмотрим, что там есть.

- Что встречают все покупатели при входе в магазин? (камера хранения).

- Кому и зачем нужна камера хранения? (она нужна покупателям, чтобы оставить там свои сумки, пока они делают покупки).

- Мы с вами зашли в магазин, обратите внимание, что продукты распределены по типу товара. Что вы можете сказать о расположении продуктов в магазине? (одинаковые или похожие продукты разложены на одной полке) Верно, все продукты располагаются в разных отделах: молочные продукты в молочном отделе, хлебобулочные продукты в хлебном отделе, крупы в отделе бакалея. А в каком отделе магазина, можно найти рыбу? (в рыбном). А мясо? (в мясном). А колбасу? (в колбасном).

- Посмотрите первый отдел овощи и фрукты. Обратите внимание на упаковку, и ценник.

- Следующий отдел молочные товары. Обратите внимание на морозильные камеры, в которых хранится заморозка.

- Теперь мы с вами попали в хлебный отдел. Что лежит на прилавке?

- Напротив конфетный отдел.

- Отдел с крупами.

- Отдел чая, кофе.

Далее хозяйственные товары.

- А сейчас мы с вами подойдем к отделу, где мы с вами еще не были, и познакомимся с продавцом этого отдела.

Педагог знакомит учащихся с продавцом и просит его рассказать о своей работе.

Продавец рассказывает о своей деятельности.

Продавец: покупатель сначала подходит к витрине и смотрит, есть ли в магазине то, что ему нужно. Если есть, то он обязательно смотрит на ценник. Видите возле каждого товара листок бумаги, на котором написано, сколько стоит товар. Этот листок называется ценник. Покупатель запоминает цену и идет к кассе.

Покупатель подает деньги за покупку кассиру, который пересчитывает полученные деньги и если надо выдает покупателю сдачу – лишние деньги. 

Продавец- кассир: что ему дает кассир?

Дети: чек.

Продавец- кассир: на этом чеке пробито, сколько денег заплатил покупатель

Дети покупают товар.

В: Ну, вот, необходимый товар мы купили. Что должен сделать каждый покупатель после этого?

Дети: поблагодарить

Заключительная часть:

После наблюдения воспитатель подводит итог.

В: - сегодня, ребята, мы понаблюдали за работой продавца - кассира. Это нужная профессия, трудная, потому что и продавцу- кассиру необходимо знать, сколько стоит каждый товар, продавцу нужно правильно взвесить товар, и посчитать деньги. Покупатели должны с уважением относиться к работникам магазина. И работники магазина, и покупатели должны быть друг с другом вежливы, тогда взрослым будет работать легче. Давайте скажем до свидания и вернемся в детский сад.

Заключение в детском саду:

- Что нового узнали на экскурсии?

- Какие отделы в магазине вам понравились?

- Для чего нам нужны магазины?

- Что бы вы хотели приобрести в следующий раз?



Предварительный просмотр:

Экскурсия в музей.

Тема: «Деньга-денежка»

 Экскурсовод музея им. Кораблёва: Лукина А.А.

Воспитатель: Пантелеева И.Ю.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие.

Тема: «Деньга-денежка»

Цель: рассмотреть особенности создания денег, познакомить с их разновидностями,

Задачи:

Образовательная: Закрепить знания детей о возникновении денег.

 Учить детей практически осуществлять процесс обмена. 
-Развивающая: развивать экономическое, логическое и нестандартное мышление, кругозор.

-Речевая: Познакомить детей с понятиями «обмен», «деньги», «купюра», «номинал», «монета», «рубль».  

- Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к деньгам.

Ход занятия

Вводная часть (показ слайдов)

1сл. Древние времена.

Экс. -Дети. Здравствуйте. А давайте с вами перенесёмся в древние времена. Как вы думаете, могли ли тогда люди разговаривать? Как здоровались? Как выглядели люди? Где они жили, во что одевались?

Экс. -Дети, а как вы думаете, были ли деньги в древние времена? Как они выглядели? (золото, драгоценные камни, красивые украшения, необычные и редкие предмеы) Термин «деньги» происходит от тюрского «таньга»-монета.

Беседа-размышление.

Экс .-Дети, дело в том, что каждый занимался своим делом. Кто-то ловил рыбу. Кто-то собирал ягоды, мёд. Другие выращивали зерно. Третьи занимались гончарным ремеслом. И каждого появились избытки их деятельности.

Подумайте, что нужно было сделать людям, чтобы попробовать продукты других? (поменяться).

Правильно, поменяться. Это называется обмен.

Игра «Обмен»

Экс. Знакомит детей с историей возникновения денег.

-Так люди чтобы получить необходимый товар, обменивались между собой: Рыбу меняли на соль, мёд, мясо, зерно на коров и курей. А что же делать, если у вас много мёда, а вам нужно молоко, а ваши соседи меняют молоко только на зерно? Вот и догадались люди, что можно использовать дорогие товары для любого обмена. Так появились первые деньги. Это были драгоценные камни, золото, серебро, красивые меха. Их можно было обменять на что угодно.

Так появился рубль. ( показ слайда).

Рубль от слова рубить. Сначала была длинная монета Чтобы рассчитаться ею за товар приходилось её рубить на части.

Сейчас современные деньги называются монеты (они из метала), и купюры ( бумажные). Купюры и монеты  бывают разного номинала.

Дети рассматривают коллекцию купюр.

Экс. Спасибо всем за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по финансовой грамотности для дошкольников "АЗБУКА ДЕНЕГ"

        Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

ООД по ознакомлению детей с финансовой грамотой «Азбука денег» в подготовительной группе

ООД по ознакомлению детей с финансовой грамотой «Азбука денег» в подготовительной группе. Дети познакомятся с мулфильмом Фиксики - История вещей - Деньги, изготовят кошелек из бумаги,...

Азбука денег

Раскрыть сущность понятия "деньги", "монета", "бонкнота", "пластиковая карта"; наличные, безналичные деньги, закрепить знания детей о внешнем виде современных д...

План по самообразованию "Азбука денег"

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Краткосрочный проект "Азбука денег" во 2 младшей группе.

Челябинская областьЗлатоустовский городской округМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 16"   Краткосрочный...