путешествие в Древнюю Грецию
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx404.27 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка материала по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром на тему «Путешествие в Грецию»

Автор подборки: Морарь Лилияна Викторовна

Цели:

Познакомить детей с Грецией (географическое положение, культура, история, мифология, Олимпийские игры).
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Развивать любознательность, мелкую и общую моторику.

Оборудование:

Карта мира.
Картинки: флаг Греции, олива и оливки, гора Олимп, Зевс, греческий театр, мифические существа.
Раскраски «Греки», «Олимпийские кольца».
Стаканчики с водой, варенье, ложечки.
Картон, пластилин, палочки.
Ракушка, выкрашенная с одной стороны черной краской.
Маски.
Разрезанные на чисти силуэтные изображения кувшина, клей, листы бумаги.
Ножницы, заготовки для вырезания факела, степлер, салфетки красного цвета.
Мячи.
Аудиозаписи: А. Усачев «Греция», «Сиртаки», гимн Олимпийских игр.

Ход:

Сегодня мы отправимся в путешествие в Древнюю Грецию.

Существует на нашей земле древнейшая страна, страна, где всё напоминает сказку, легенду, миф. Это страна Греция, земля тёмных скал, голубых морей, побеленных домов, древних руин, развалин старинных церквей. Самый главный город Греции – Афины. 
Как и в каждой стране, в Греции есть свой флаг (показать на карте страну Грецию и флаг). 

В Древней Греции и мужчины и женщины носили хитоны. Эта одежда состоит из двух квадратных кусков ткани, которые скреплялись застежками на плечах, а на талии подвязывались поясом.

Раскрась хитоны

Дети раскрашивают рисунок хитона цветными карандашами.

Греческие хитоны, раскраска

Греция — гостеприимная страна. Каждый год её посещают миллионы туристов. Туристам нравится красивая природа, залитые солнцем пляжи и богатая история Греции.

Слушание отрывка «Греция» А. Усачева из цикла «Занимательная география».

Как же приветствуют греки гостей и друг друга?
Калимера - добрый день (утро) до 12 часов. 
Калиспера - добрый день (вечер) после 12 часов. 
Как бы вы приветствовали сейчас, в это время дня?
Ясас - здравствуйте (в полном смысле этого слова).

Сделай напиток из варенья

По греческой традиции гостю сначала подают немного варенья на блюдце и стакан холодной воды. И только затем угощают кофе и пирожными.

(Детям предлагается добавить в воду варенье, размешать и попробовать).

Совсем неудивительно, что в такой гостеприимной стране много праздников.
Кроме вкусной еды, на праздниках много танцев. По традиции греки танцуют, встав в круг и взявшись за руки.

Танец «Сиртаки»

Дети танцуют в кругу, взявшись за руки по показу взрослого.

В древней Греции в школу ходили только мальчики. Девочки иногда учились писать и читать дома. В школе мальчики учились играть на музыкальных инструментах, читать, считать и писать. Писали они острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском.

Творчество

Кусочек картона покрывается слоем пластилина, а затем палочкой нацарапать рисунок или буквы.

Поиграем в те игры, в которые и раньше, и сейчас играют дети в Греции.

Греческая игра «Остракинда» – аналог современной игры «Орел или решка». Брали ракушку, с одной стороны красили ее черной краской – это была «ночь». Неокрашенная сторона была «День». Дети делились на две команды – на «День» и «Ночь». Затем ракушку подбрасывали, и команда, чей цвет выпадал, устраивала погоню за другой командой.

Игра «Морра»

Один из игроков прятал руки за спиной, а второй должен был угадать, сколько пальцев показывает за спиной первый игрок. Побеждал тот, кто угадывал больше раз.

В древней Греции в театре ставили трагедии и комедии. Все роли, даже женские, исполняли мужчины. Актеры выступали в масках. Греки смотрели спектакли в огромных театрах под открытым небом. Скамьи для зрителей поднимались рядами по склону холма, а сцена находилась внизу.

Драматизация «Надень маску и изобрази свой персонаж»

Дети надевают маски и дополняют свой образ жестами, движениями, звуками.

Бедные почвы Греции годились лишь для выпаса скота и совсем не подходили для выращивания зерна. Зато на щедро освещенных солнцем горных склонах хорошо созревали виноград и оливки. Оливки пользуются большой популярностью. Греки даже издали закон, повелевающий казнить каждого, кто срубит оливковое дерево. Под жарким солнцем греки получали большие урожаи винограда. Собранные плоды подавали к столу или готовили из них вино, ссыпав виноград в огромные деревянные чаны и давя их ногами.
На судах — триарах греки возили на продажу вино, оливковое масло, зерно. Эти товары перевозились в больших сосудах — амфорах. (Показ).

Греки были искусными гончарами. Они расписывали разнообразные сосуды из керамики — вазы, кувшины, чаши, горшки. Эти росписи, как картинки в книжках, многое могут рассказать о жизни древних греков.

Игра «Склей разбитый кувшин»

Из бумажных кусочков-пазлов дети собирают и затем наклеивают на чистый лист бумаги кувшин.

Амфора, рисунок

Древние греки заботились о свое здоровье. Они посещали гимнастические залы и занимались спортом. Греческие врачи для лечения больных часто использовали лекарственные растения. Гиппократ, которого называют отцом медицины, был знаменитым древнегреческим врачом. Он придумал клятву, которую врачи произносят и в наши дни, обязуясь помогать всем больным.

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое древними греками святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь до сих пор зажигается огонь современных игр.

Ручной труд «Факел с олимпийским огнем»

Дети вырезают заготовку, из которой сворачивают «кулёчик»-факел. Затем берут салфетку красного цвета, сминают ее и вкладывают в «факел» - «зажигают огонь».

Олимпийские игры были самыми древними и главными соревнованиями. Игры продолжались пять дней. В первый день проходили состязания по всем видам бега, во второй — в пятиборье, а в третий — в борьбе, кулачном бое. Запрещало выцарапывать противнику глаза и кусаться. Противники просто дрались и боролись - без разделения на весовые категории, без раундов. За нарушение правил судья бил нарушителя палкой.

Четвёртый день полностью отдавали в распоряжение детям. Дистанции бега для них были в два раза короче, чем для взрослых. На пятый день устраивались гонки на колесницах, запряжённых четвёркой лошадей, и скачки на лошадях по кругу. Спортсмены выступали обнаженными, совсем без одежды. Победителей не награждали медалями. Им надевали на голову венок из оливковых листьев и вручали кувшин с оливковым маслом.

В год игр по Греции и её колониям проходили гонцы, объявляя о дне начала игр. Все войны прекращались на время игр. В Олимпии было построено несколько грандиозных сооружений, спортивных площадок, храмов. 

Женщины не могли участвовать в Олимпийских играх, они даже не появлялись около Олимпии во время игр. Для них устраивался отдельный праздник – Герайя. Он проводился каждые четыре года в честь богини Геры и состоял из состязания в беге для девочек. Победительница получала оливковый венок и съестные припасы, в частности, мясо. Победителям вручали венки из дикой оливы, пальмовые ветви, украшенные шерстяными лентами. 

Олимпиады проводятся и в наши дни. Только теперь соревнуются не одни греки, а спортсмены со всего мира Эти пять разноцветных колец — олимпийская эмблема. Переплетенные кольца символизируют объединение в олимпийское движение всех пяти континентов. Европа – это синий цвет, Америка – красный, Африка – черный, Австралия – зеленый, а Азия – желтый.

Творчество «Олимпийские кольца»

Дети раскрашивают олимпийские кольца. А затем делают флажок, прикрепив на коктейльную соломинку раскрашенный лист.

Олимпийские кольца, раскраска

Греческие дети обожали играть с мячом в различные игры. А знаешь из чего делали мячи в Древней Греции? Из мочевого пузыря свиней! Его надували, затем придавали ему форму, держа над огнем. Иногда такие мячики разрисовывали для красоты.

Эстафеты с мячами

(Проводятся под звучание олимпийского гимна).

1. «Забрось мяч в корзину» (метание).
2. «Передай мяч» (координация движений).
3. «Прыгай с мячом» (прыжки).
4. «Беги за мячом» (бег).
5. «Лови, кидай, упасть на давай» (бросание и ловля).

В Древней Греции были сложены различные предания о прекрасных и могучих богах и богинях, отважных и мудрых героях, фантастических чудовищах. 

Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет летний гром, древние греки пугались этих звуков и, чтобы объяснить себе, откуда они берутся, как вы думаете, что они себе воображали? А воображали они себе огромное, могучее, суровое, но всё-таки похожее на человека существо, которое, наверное, свирепствует там, за облаками. Но мы то знаем с вами, откуда берутся эти звуки. Можете рассказать? (Ответы детей).

Видя, как каждый день восходит на востоке и садится на западе солнце, - иногда такое тёплое и ласковое, иногда иссушающее и жестокое, они тоже кого-то представляли себе. Как вы думаете, кого они представляли вместо солнца? Они представляли себе человекообразное существо, бога, разъезжающего по небу в ослепительно яркой колеснице (показ). Одну за другой мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории. Эти истории мы называем греческим словом «мифы».

Греки верили, что их боги и богини обитают на вершине горы Олимп. А царит на светлом Олимпе могучий Зевс, окружённый другими богами. Зевса считали властителем неба и солнца (предложить подойти к горе Олимп). Рядом с Зевсом на небе властвует его супруга Гера, также богиня неба. Множество здесь и других богов.

На Олимпе нет ни дождя, ни снега; вечно там светлое, радостное лето. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям.

Физминутка

На Олимпе живут боги.
Руки вверх, пошире ноги.
Зевс среди них самый главный.
Делаем наклоны плавно.
Все там под присмотром Зевса.
Руки вниз, а ноги вместе.
Встали на носки, на пятку
И закончили зарядку.

В греческих мифах героям приходятся сражаться с удивительными существами:

Минотавр — полубык-получеловек — жил в лабиринте и пожирал людей.
Сфинкс — крылатое существо с головой женщины и телом льва. Он загадывал прохожим трудную загадку и, если те не могли отгадать — пожирал их. 
Горгоны - крылатые женщины со змеями вместо волос, своим взглядом превращали в камень все живое. Когда-то они были прекрасными женщинами, но расстроили богиню Афину, которая и превратила их в ужасных чудовищ.
Кентавры — полюди-полукони, живущие в лесу и горах. Одни кентавры помогали героям, другие были враждебны.
Цербер — трехглавый пес со змеиным хвостом — охранял вход в подземное царство. Он не кусал тех, кто туда входил. Его задачей было следить за тем, чтобы никто не вышел обратно.
Пегас — крылатый конь — он помогал героям.

«Шестой подвиг Геракла: Авгиевы конюшни»

Коварный царь придумывал для Геракла задания такие, чтобы погубить его. А получалось наоборот. С каждым подвигом слава героя и любовь к нему людей росла. Ведь каждая победа избавляла людей от какой-либо из напастей, делавшей жизнь тяжелой и опасной. И Эврисфей придумал для Геракла задание, выполнение которого должно было опозорить героя.

...У царя Авгия были неисчислимые стада, которые он держал в огромном загоне. Там было триста строптивых коней, белых как снег, двести красных, как пурпур, двенадцать белых, как лебеди. А один бык, самый красивый, сиял подобно звезде. Только с каждым годом все труднее было разобраться, какой бык какого цвета. Дело в том, что никогда со скотного двора не убирал навоз! И все прекрасные животные казались одной масти — грязной...

Эврисфей велел герою расчистить авгиевы конюшни. Геракл пришел к Авгию и сказал:
— Я вычищу все за день. Но за это ты должен отдать мне десятую часть скота.
Авгий расхохотался и согласился. Он-то знал, что в его конюшне и скотном дворе и за год не управиться.

А Геракл своею палицей взломал с двух противоположных сторон каменную ограду загонов. Затем он завалил камнями русла двух рек. Вода хлынула в загоны, за несколько часов унесла всю грязь, омыла животных. Несчетные быки, коровы, кони предстали во всей своей красе! А Геракл при этом даже рук не замарал навозом! Он пришел к Авгию и сказал:

— Я выполнил свою работу, теперь расплачивайся, о Авгий!
А царь выгнал Геракла. И он ни с чем вернулся домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое развлечение «Путешествие в Древнюю Грецию»

Итоговое мероприятие для детей подготовительной группы в рамках тематической недели -  "Греция". Презентацию к развлечению можно найти: http://www.maaam.ru/detskijsad/tematicheskoe-razvleche...

Учебно - методический материал. План - конспект интегративного занятия "Путешествие в древнюю Грецию"

Конспект интегративного занятия для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие в древнюю Грецию"...

Путешествие по Древней Греции

Интерактивно-познавательная игра с детьми старшего дошкольного возраста...

Занятие Путешествие в Древнюю Грецию. История возникновения Олимпийских игр». Из серии занятий «Навстречу XXIII Олимпийским играм…»

Занятие посвящено  истории возникновения Олимпийских игр, первым видам спорта , в которых участвовали олимпийцы...

КОНСПЕКТ КВЕСТ-ИГРЫ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учредений для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с летними видами спорта....

«Путешествие в Древнюю Грецию»

В древности Греция называлась Элладой. Это была красивая, с прекрасным климатом страна, омываемая с трех сторон водами Средиземного моря. Самая высокая гора Греции Олимп расположе...

« Путешествие в Древнюю Грецию »

Технологическая карта образовательной деятельности  по валеелогии в подготовительной группе...