Конспект НОД для детей средней группы "Народные промыслы на весёлой ярмарке"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Наталья Смолова

Данный конспект разработан для детей 4-5 лет. Необычная структура НОД - прогулка по весёлой ярмарке позволяет детям посредством ярких образов, игр, познакомиться с народными промыслами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №21»

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности   («Познание»)

на тему: «Мы на ярмарку пойдем»

для детей  средней «А» группы

Воспитатель: Смолова Н.Н.

Дата: 01.02.2018г.

Г. Новомосковск 2018 г.

Цель: развитие  познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей посредством использования произведений народного творчества.

Задачи:

  1. Обогащать знания детей о различных промыслах декоративно- прикладного искусства;
  2. Продолжать знакомить детей с промыслами народно-прикладного искусства: Дымково, Городец;
  3. Познакомить с новым видом народно-прикладного искусства – Хохлома;
  4. Формировать навык умения различать особенности, характерные для различных промыслов;

  1. Развивать мышление, память, внимание, воображение;
  2. Развивать диалогическую речь, связную речь, дикцию;
  3. Активизировать словарный запас;
  4. Развивать артистичность, выразительность речи, движений;
  5. Развивать любознательность, познавательный интерес;
  6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

  1. Формировать интерес к совместной деятельности с взрослым и    сверстниками;
  2. Воспитывать художественно - эстетические чувства при ознакомлении детей с изделиями народно-прикладного искусства;

Доминирующая образовательная деятельность: «Познание».

Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Музыкальное развитие».

Предварительная работа:

  1. Ознакомление детей с дымковской игрушкой, историей ее возникновения, процессом изготовления, разнообразием изделий, элементами росписи;
  2. Ознакомление детей с городецкими и хохломскими изделиями (их разнообразие, особенности).
  3. Закрепление навыка составления дымковского узора на силуэте дымковской игрушки, вырезанной из бумаги;
  4. Разучивание музыкальной игры «Сидит зайка серенький», пальчиковой гимнастики «Дымковская барышня», гимнастики для глаз «Лучик золотой», сюжетно-ролевой игры «Магазин»;
  5. Разучивание стихотворений о городецкой, дымковской росписи.

Оборудование:

Вырезанные из ватмана силуэты дымковской игрушки, из картона ее элементы: полоски, круги различного диаметра и цвета; изделия народно-прикладного искусства: городецкие, хохломские и дымковские; русские народные костюмы для продавцов и скоморохов; маска зайчика, корзина.

(Дети заходят в зал, здороваются, становятся в круг):

- Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй,

 Собрались ребята в круг, слева - друг и справа-друг,

 Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

 - Дети, отгадайте загадку:

Все игрушки непростые, а волшебно – расписные,

Белоснежны как березки: кружочки, клеточки, полоски! (Дымковские).

- Да. И поговорим мы с вами о дымковских игрушках и дымковской росписи. Что вы знаете о них? (Дымковские игрушки придумали делать в селе Дымково; их делали из глины, потом обжигали в печи, остужали в ней, раскрашивали красками: красной, желтой, зеленой, черной, синей, оранжевой; основная краска – белая, ее делали из мела, смешанного с молоком, ею покрывали всю игрушку, а потом раскрашивали узором; узоры – это прямые и волнистые линии, кружочки, мазки, точки; дымковские игрушки – это фигурки домашних животных, птиц, людей; волнистая полоса –это вода, круг – это солнце, решетка – это колодец).

- Правильно. А хотите посмотреть интересный фильм о дымковских игрушках? Сначала - гимнастика для глаз. (Гимнастика для глаз: «Лучик золотой»).

А теперь садимся удобнее, все внимание - на экран. (Дети рассаживаются на стульчики, включается презентация «Дымковская игрушка»).

- Понравился фильм? А куда отвозили народные мастера свои изделия? ( Продавать на ярмарку).

- Да. Ярмарки были веселые: с плясками, частушками, шутками, пряниками и пирогами. А главное – с игрушками. Вот и я приглашаю вас на ярмарку.

(Дети под музыку идут по кругу).

(В зал вбегают 2 скомороха):

- Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

- Всех на ярмарку приглашаем, веселья и покупок желаем!

(Дети подходят к столу, на котором – изделия с городецкой росписью).

- Здравствуйте! Что за игрушки вы продаете?

(Ребенок – продавец):

- Мои изделия – городецкие. Их делали из дерева и раскрашивали желтой краской. А потом наносили узоры: сказочные птицы, цветы, листья.

- Ребята, что вы видите на прилавке? (Дощечки, бочонки, кукла в сарафане с городецким узором, птички). Купим что-нибудь?

Дети: Вы товар нам свой продайте!

Продавец:

- А вы стихи о нем прочитайте!

(Дети читают стихи):

- Распускаются букеты, ярко красками горя,

 Чудо - птицы там порхают, будто в сказку нас зовя!

- Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит,

  Птицы яркие летают и кувшинки расцветают.

(Дети «покупают» городецкую игрушку, идут дальше, подходят к прилавку с хохломскими изделиями):

- Что за товар у вас, диковинный, расписной?

Продавец – ребенок:

- Мои изделия – хохломские. Их еще называют золотыми, потому что главная краска – золотая. Это листья, цветы, ягоды.

- Ребята, что вы видите на этом прилавке? (Ложки деревянные, скатерти, посуда).

Ребенок – продавец:

- Если взглянешь на дощечки – ты увидишь чудеса,

  Городецкие узоры тонко вывела рука!

Дети: Вы товар нам свой продайте!

Продавец: А вы в игру веселую поиграйте!

Скоморохи:

- За медный пятак покажем все этак и так!

-  Довольны будете здорово, удовольствия – три короба!

(Дети вместе со скоморохами играют в хороводную игру «Сидит, сидит зайка», потом «покупают» хохломскую игрушку).

(Подходят к прилавку с дымковскими игрушками):

- Вы узнали знакомые игрушки? (Дымковские).

Продавец – ребенок:

- У меня товар хорош, лучше в мире не найдешь!

  Красный, синий, золотой, вот какой весь расписной!

- Какой товар продает продавец? (Барышня, петушок, всадник, индюк, утка).

Дети: Вы товар нам свой продайте!

- Тот товар возьмет, кто узоры соберет!

(Пальчиковая гимнастика: «Дымковская барышня»).

Игра «Собери дымковский узор» (Дети делятся на небольшие подгруппы, собирают узоры, потом «покупают» дымковскую игрушку).

- Вот товар мы купили, пора и обратно в детский сад возвращаться.

Скоморохи:

- Тара- тара- тара-ра,

Расставаться нам пора!

- Тара – тара – тара – ра,

Угощайся, детвора!  (Скоморохи угощают детей бубликами и баранками).

- До свидания!  (Уходят под музыку).

(Дети идут под музыку по кругу, усаживаются на стульчики):

- Дети, понравилось вам на ярмарке? Какие изделия мы купили? (Дымковские, хохломские, городецкие). А что вам еще понравилось? (Дети делятся впечатлениями).

- На прощанье в этот час поблагодарить хочу я вас:

  Всем спасибо за терпенье, за улыбки, за веселье! (Дети выходят из зала под музыку).

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программа «Приобщаем детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, С – П., «Детство – пресс»  2008 г.
  2. «Народная культура и традиции» В.Н. Косарева, М., «Учитель», 2013 г.
  3. «Воспитываем детей на традициях русской культуры», Г.В. Лунина, М., «Воспитание человека», 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе«Народные промыслы на весёлой ярмарке»Цель:1. Познавательные:-продолжать знакомство детей с промыслами разных народов.-дать понятие детям «деко...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Дымково, Хохлома, Гжель;-дать понятие детям «декоративно-прикладное искусство»;-развивать наблюдательность, умение видеть отлич...

"Народные промыслы на весёлой ярмарке"

quot;Народные промыслы на весёлой ярмарке"...

Конспект досуга для детей среднего дошкольного возраста « Праздник весёлых пузырей»

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования, изобразительная деятельность, двигательная деятельностьЦель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей для...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Народные промыслы на весёлой ярмарке»

Формировать представление о том, что на Земле много стран и разных народов. Закреплять знания о том, что люди различных национальностей имеют свою культуру, обычаи, национальные традиции,...