Конспект образовательной деятельности "Мыло и его свойства"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Лаврухина Наталья Петровна

Цель; развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с мылом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Теремок» с. Становое

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Мыло и его секреты»

Средняя группа «Незабудка»

http://images.easyfreeclipart.com/408/ohio-custom-logo-design-corporate-identity-and-branding-408318.gif

   

Подготовила:

Воспитатель высшей

                                                          квалификационной категории

                                   Лаврухина Н. П.

2018 г.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми средней группы на тему «Мыло и его секреты».

   Цель: 

  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с мылом.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к экспериментированию;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой и мылом;
  • воспитывать доброту, отзывчивость и желание оказывать помощь;
  • воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Развивающие:

  • в процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения (мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде), желание исследовать предмет при помощи органов чувств;
  • развивать внимание, память, воображение, мышление, речь.

Образовательные: 

  • способствовать формированию у детей познавательного интереса;
  • систематизировать знания детей о мыле и воде;
  • расширить представления детей о свойствах мыла и его разновидностях путем исследовательской деятельности;
  • закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах;
  • формировать умение работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
  • закрепить знания о том, для чего люди используют мыло в своей жизни;
  • закрепить правила безопасности при работе с мылом;
  • формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

Приоритетная образовательная область (области):

  • « Познавательное развитие»;
  • « Физическое развитие».

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Физическое развитие».

 Планируемые результаты:

  • проявляет интерес к экспериментированию, высказывает мнения;
  • с удовольствием включается в исследовательскую деятельность, используя разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и его результаты;
  • проявляет наблюдательность, умеет сравнивать предметы по форме, размеру,  по цвету и запаху;
  • понимает слова, обозначающие свойства предмета и способы обследования, использует их в своей речи.

Целевые ориентиры:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
  • ребенок склонен наблюдать, экспериментировать;
  • ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и
    личной гигиены;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Материалы и оборудование (материально-технический ресурс):

для воспитателя:

  • проектор, костюм почтальона, запись звука смс.

для детей:

  • коробочки с мылом;
  • ёмкости для воды  для каждого ребенка;
  • мыло по количеству детей разной формы, цвета, размера;
  • салфетки для рук;
  • губки по количеству детей;
  • цветной картон по количеству детей;
  • презентация к занятию.

Предварительная работа:

Наблюдение за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур;

Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Л. Барто «Девочка чумазая».

 Методы и приемы:

  • практические: проведение опыта, экспериментирование;
  • наглядные: презентация;
  • игровые: сюрпризный момент, использование подвижных игровых упражнений;
  • словесные: беседа, вопросы к детям, художественное слово;
  • поощрение: анализ занятия.

Содержание образовательной деятельности.

Организационный момент.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята!

- Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесёт радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Введение в ОД

Звук смс 

Воспитатель: Ребята, вы слышали звук? Это к нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем.

Катя: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Катя. Со мной приключилась беда. Я хотела пригласить вас на прогулку, но посмотрела на себя в зеркало и заметила, что лицо у меня испачкано.  Я попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось, только грязь размазала. Не могу же я пойти гулять такая грязная. Что же мне делать? Помогите мне, пожалуйста.

Совместная постановка детской цели

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Катя не смогла отмыть грязь водой?

Дети: Потому что надо умываться с мылом.

Воспитатель: Правильно, ведь вода отмывает не всю грязь. Как нам ей помочь?

Дети: Подарить мыло.

Воспитатель: А где же нам взять мыло?

Дети: Предположения детей (можно купить в магазине, взять в ванной, взять на полочке, попросить у друга).

Воспитатель: А я вам предлагаю на время стать исследователями и  отправиться на поиски мыла  для Кати  по волшебной дорожке, на которой нам встретятся интересные задания, в которых мы должны раскрыть секреты мыла и познакомить с ними Катю. Вы готовы? (Да)  Тогда  вокруг себя вы повернитесь и исследователями окажитесь (звук).

(Дети кружатся и одевают колпачки). В путь!

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Поднимай повыше ногу

Проложи другим дорогу.

Через речку, ручеек, перекинулся мосток, осторожно мы пойдем

Что-то новое найдём!

Актуализация знаний детей

1 стол

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какие красивые коробочки! Как вы думаете, что может находиться в этих коробочках? (Предположения детей).

Вы хотите узнать, что в них находится?

Дети: Да!

Воспитатель: А помогут нам в этом наши помощники - органы чувств. А ĸаĸие органы чувств вы знаете?

Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.

Воспитатель: А сейчас давайте просунем  руку в волшебную ĸоробочĸу, ощупайте предмет и опишите его. Какой он?

Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.

Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог?

Дети: Рука.

На экране появляется рука.

Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет ладошка? (опрос детей).

Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?

Дети: Нос.

На экране появляется нос.

Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?

Дети: Нет, звуки он не издаёт.

Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?

Дети: Уши.

Воспитатель: А теперь давайте откроем коробочки и скажите, что вы видите?

Дети: Мыло.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?

Дети: Глаза.

На экране появляются глаза.

Давайте-ка внимательно рассмотрим мыло. Но прежде чем взять мыло в руки, давайте повторим правила безопасности во время работы с мылом:

- не брать мыло или намыленные пальцы в рот;

- не допускать попадания мыла в глаза, а если попадет, что нужно сделать?

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое мыло по форме. Какое у тебя Милана, а какой формы мыло  у тебя, Cаша? Отличается ли оно по размеру, по цвету? А теперь давайте понюхаем мыло. У меня в руках мыло, которое пахнет клубникой, значит это мыло клубничное. Дима, попробуй теперь ты определить аромат мыла и сказать какое оно. Что напоминает тебе аромат этого мыла?

Ответ ребёнка: Оно напоминает лимон.

Воспитатель: Если мыло с ароматом лимона, значит оно…. ?

Воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Мыло бывает разное по цвету, форме, размеру, по запаху.

Воспитатель: Зачем люди делают разное мыло?

Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.

Совместное «открытие» нового знания

Воспитатель: Ребята посмотрите, на столе у нас находится ещё одна коробочка. Давайте её откроем. Воспитатель показывает детям хозяйственное мыло.

Дети: Это тоже мыло.

Воспитатель: Какое-то оно не такое. И запах совсем необычный. Оно не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло?

Воспитатель: А кто-нибудь знает,  как оно называется?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель: Такое коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать, мыть игрушки.

Воспитатель: Посмотрите, ребята ещё в коробочке находится бутылочка на которой имеется надпись «Жидкое мыло».

Воспитатель: Интересно, почему оно называется жидким?

Дети: Потому что течёт.

Воспитатель: А для чего оно необходимо?

Дети: По этикетке определяют, что оно предназначено для купания маленьких детей.

Воспитатель спрашивает детей, кому какое нравится мыло и почему.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие секреты есть у мыла? Вот сейчас мы с вами их раскроем и познакомим Катю с секретами мыла.

Воспитатель: Тогда я предлагаю отправиться  дальше в путь, чтобы это выяснить.

Гора крутая,

Вся снеговая...

С горы этой мчимся,

Совсем не боимся.

(Предложить детям выбор).

Первичное закрепление нового знания в речи

2 стол

Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, что вы видите у вас на столах? А что вы можете сказать о ней? Каĸая вода?

Дети: Прозрачная, теплая, чистая. (Она грязная, мутная или чистая?)

Воспитатель: Ребята, давайте  возьмем по кусочку мыла и потрогаем, погладим его. Какое оно?

Дети: Сухое, гладкое.

Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?

Дети: Оно стало мокрое, скользкое.

Воспитатель: А теперь давайте намылим ручки.

Какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они нужны?

Дети: Белые перчатки на руках нужны, чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки, тем лучше отмывается грязь.

Воспитатель: А сейчас опустим руки в воду. Посмотрите, какая стала вода.

Дети: Она стала мутная, непрозрачная.

Воспитатель: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?

Дети: Потому что мыло растворилось в воде, и вода приобрела запах мыла.

Воспитатель: И что, теперь можно этой мутной водой умываться?

Дети: Нет.

Воспитатель: А сейчас давайте намочим губĸу, намылим её мылом и отожмём.

А что это у вас образовалось?

Дети: Образовалась пена.

Дети: Что такое пена? (много мыльных пузырьков).

Воспитатель: А сейчас давайте вытрем руки.

Воспитатель делает вывод: Любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков. Именно мыльная пена и смывают грязь.

Включение нового знания в систему знаний

Воспитатель: А теперь дети я вам раскрою еще один секрет мыла, оно умеет рисовать. Этим секретом часто пользуются швеи, портные. Они рисуют маленькими кусочками мыла по материалу, а мы с вами попробуем порисовать по картону. Давайте подойдём к столу и нарисуем дорожку.

Вам понравилось рисовать мылом?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь отправимся дальше в путь.

Мы шагаем по сугробам

По сугробам крутолобым

Ух ты, сколько снегу,

Снегу-то кругом!

Ну-ка дружно с вами вместе разгребаем снежный ком…

Лопатками, руками.

Со всех сторон.

Воспитатель: Ребята, что же спрятано в коробочке (открывают).

Дети. Мыло.

Воспитатель: А это мыло необычное, оно подарочное. Видите, какое оно красивое.  Его можно изготовить самостоятельно. Но об этом мы с вами узнаем в следующем путешествии.

Кому мы его подарим?

Дети: Кате.

Стук в дверь. Заходит почтальон. Забирает посылку.

Воспитатель: Как вы думаете, понравится Кате наш подарок? - Я уверена, что она скажет вам спасибо, когда получит ваш подарок.

Звук смс.

Катя: Спасибо вам большое ребята, что помогли мне стать чистой. Сколько я сегодня интересного узнала, но боюсь забыть. Напомните мне ребята.

Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое бывает мыло? (Туалетное, хозяйственное, жидкое).

Мыло пенится, мылом можно стирать, мылом можно рисовать.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.

- Вы правильно отвечали на вопросы, проводили опыты, а самое главное, вы очень хотели помочь Кате и у вас это получилось.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.

Вокруг себя вы повернитесь,

И в саду вы окажитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему "Свойства воды"

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воде.   Задачи: 1. Образовательные Ознакомление детей со свойствами воды: вода прозрачная; ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Знакомство детей со свойствами ткани» для детей 4-5 лет

Цель: познакомить детей с различными свойствами тканиЗадачи:Дать понятия о происхождении ткани.Развивать внимание, любознательность.Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Экспериментирование «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков» в первой младшей группе

Конспект предназначен для проведения эксперементальной деятельности во время прогулки в летний период...

Конспект образовательной деятельности "Свойства песка"

Данное занятие способствует развитию познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

Конспект образовательной деятельности Тема: «ПЕСОК. СВОЙСТВА ПЕСКА. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУЛИЧИКОВ» Группа раннего возраста. Воспитатель: Лялюшкина А.П.

Конспект  образовательной деятельностиТема: «ПЕСОК. СВОЙСТВА ПЕСКА. ИЗГОТОВЛЕНИЕ   КУЛИЧИКОВ»Группа раннего возраста.Воспитатель: Лялюшкина А.П....