Занятие по правовому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Иванова Наталья Борисовна

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка; формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.

Задачи:

- дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг;

- дать детям первоначальные понятия о возникновении семьи;

- обогатить словарь детей словами "конвенция", "право";

- расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;

- научить понимать ценность своей личности.

Оборудование и материалы: слова "конвенция", "право", книга-макет «Конвенции о правах ребёнка», портфель, конверты с заданиями.

Предварительная работа: знакомство воспитанников с конвенцией о правах ребенка,  работа с пословицами, просмотр мультфильмов.

Ход занятия:

(Звучит песня «Мы маленькие дети», дети входят в зал, здороваются с гостями, садятся на стульчики, которые стоят полукругом.)

(Звучит фоновая музыка «Счастье»)

- Ребята, закройте  глаза, положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого котенка. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас на ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть не шевелясь, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить котенка, сделайте это осторожно, легким движением. Осторожно положите котенка рядом с вами. Приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! (Выключается музыка).

- У каждого из вас своя жизнь.  А кто заботится о вашей жизни?

Ответы детей (государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские). - - Посмотрите у меня в руках книга,  очень важная.

Называется она «Конвенция о правах ребенка» (слайд)

- Кто из вас знает, что такое Конвенция?

Ответы детей:

ВоспитательА хотите, я вам расскажу?  Вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы: Что могут люди делать и что не могут? Что они обязаны         

делать и чего не обязаны? На что имеют права и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. А, заботясь о детях, написали книгу «Конвенция о правах ребенка».

Конвенция, ребята, это документ, в котором написаны все ваши права. А что же такое право? (слайд слова «право».)

Ответы детей

Воспитатель:

- Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые должны уважать ваши права.

- Давайте с вами отправимся в необычное путешествие по страницам книги, которая называется "Конвенция".

1. «Право на жизнь» (слайд)

Воспитатель:

Каждый ребёнок имеет право на жизнь.

- Дети, а кто подарил вам жизнь?

Дети: Родители (уточнить: мама и папа).

Воспитатель:

- Да, родители подарили вам жизнь. Слова "мама" и "папа" – особые слова! Это первые слова, которые произносит ребёнок.

Воспитатель показывает детям картинку "Родители и ребёнок» (слайд)

- А за что мы любим своих родителей? (ответы детей)

игра……

- Молодцы! Следующее, на что каждый ребенок имеет право это …

2. «Право на имя и фамилию» (слайд)

Воспитатель:

- Интерес к имени во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого приводят в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами.

- Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках окажется мяч называет свое имя и фамилию и передает мяч следующему. (Игра с мячом)(музыка)

(после того как сели на стульчики)

- Каждому человеку дано имя. Его выбирают для вас родители.


Воспитатель:  Можно ли придумывать человеку клички? Какое право мы нарушаем? 

3. «Право на семью, на любовь и заботу родителей» (слайд)

(картинка ребенка с семьей)

Воспитатель:

- До сих пор никто точно не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом картинок).

- Что такое семья? (семья это люди, которые живут вместе, заботятся  друг о друге, любят друг друга)

-Кто же входит в настоящую семью. Для этого вспомним пальчиковую гимнастику «Дружная семейка».

 Этот  пальчик – дедушка,

 Этот  пальчик – бабушка,

Этот  пальчик – папочка,

Этот  пальчик – мамочка,

А  вот  этот  пальчик – я,

Вместе – дружная  семья!

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьёй, любить и уважать своих родителей и других членов семьи.

4. Право на медицинский уход (слайд)

 (следующий слайд  Конвенции с картинкой "Врач и ребёнок")

Воспитатель:

- Ребята, кто догадается, о каком праве идёт речь на этой картинке?

Ответы детей

Воспитатель:

- Каждый ребёнок имеет право на медицинский уход.

- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду? Ответы детей. 

 Воспитатель: - Молодцы, а вы знаете самые главные правила, что бы не болеть?

Ответы детей: Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.

Игра «Что лишнее?

(я называю слова, а вы должны назвать, что в этом списке лишнее)

1. Медсетра, врач, строитель, доктор

2. Шприц, кастрюля, градусник, бинт

3. Прививка, таблетка, укол, повар

4. Больница, школа, палата, прививочная

- Молодцы! Внимательные!

(следующая страница Конвенции, с картинкой "Школа")

5. «Право на образование»(слайд)

Воспитатель:

-А как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?

Ответы детей

Воспитатель:

- Трудно представить себе жизнь без умения читать и писать. Сейчас я проверю, чему вы научились в детском саду.

Воспитатель берёт один конверт, достаёт из него весёлые задачки по математике в стихах и предлагает детям решить их. Дети хором отвечают.


1. «Мы – большущая семья,

Самый младший – это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть, и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша,

И Наташа тоже наша.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?»

2. «Все ли здесь цыплята, детки?

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи.

Сколько их всего? Скажи!»

- А теперь самое сложное задание!

- А сейчас встанем, возьмемся за руки и поиграем в игру «Или Да или нет»». (если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и говорят «ДА», если не согласны, то опускают руки и говорят «НЕТ».)

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

 Есть ли клюв у поросёнка?

Есть пещера у горы?

 Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли рифма у стиха?

Воспитатель:

- Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы многому научились в детском саду и хорошо подготовились к тому, чтобы в сентябре стать первоклассниками.

(последняя страница Конвенции с картинкой "Отдых")

6. «Право на отдых и досуг»

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации и скажите, какое право сказочных героев в них нарушено? (слайд)

Дети: - Право на отдых.

Воспитатель:

- Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Отдыхать можно по-разному. Например, можно пойти в кино, театр, цирк.. Очень полезен для здоровья отдых на природе – в парке, в лесу, на речке, в деревне.(слайд)

Воспитатель: - Мы с вами тоже сегодня немного потрудились, хотите отдохнуть? Дети: - Да.

Воспитатель:

- Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по книге.

Итог занятия:

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "Конвенция"):

- Давайте вспомним название этой книги («Конвенция о правах ребенка»)

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "право"):

- О чём нам рассказала эта книга? (о ваших правах)

Воспитатель:

- О каких правах вы сегодня узнали? (Право на жизнь, на имя и фамилию, на семью, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых и досуг).

- Эту книгу я вам дарю! Вы можете её рассматривать, чтобы всегда помнить и знать свои права.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Знакомство детей с первыми историческими фактами образования Руси,  с укладом жизни древних славян. с народными героями - богатырями Ильёй муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем....

Презентация к ООД по правовому воспитанию для детей подготовительной группы

Презентация к ООД по правовому воспитанию детей подготовительной к школе группе ДОУ "Моя ппанета"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы, тема «День Земли».Программное содержание. Образовательные задачи: * Оживить знания детей о природе, полученные в рамках...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию Тема: «Знакомим детей с Конвенцией о правах ребёнка»

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы, воспитывать чувство самоуважения и уважения...

Конспект занятия по социально- нравственному воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Ткачество на Руси»

Цели:  Познакомить с разнообразием тканей, изготавливаемых в России.             Продолжать знакомить с народными традициями....

Конспект занятия по нравственному воспитанию дошкольников в подготовительной группе №2 Тема: «Правила дружбы»

Образовательные задачи: Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях, как «дружба», «дружелюбие», «честность».Активизировать словарь по данной теме, добиваться усвоения детьми умений оценивать ч...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе на тему: «Как наши предки славяне защищали Русь от врагов»

Программные задачи. Познакомить детей с первыми историческими фактами образования Руси, дать представления об укладе жизни древних славян.В доступной форме объяснить детям этимологию слов: защитники О...