Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) ________________________________________
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сырчина Татьяна Петровна

Дать детям представление о физических свойствах воздуха с использованием технологий развивающего обучения. 

  • развивать познавательный интерес, любознательность;
  • развивать наблюдательность;
  • расширять кругозор о неживой природе;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vozduh_-_nevidimka_v_starshey_gruppe.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)


Подготовила и провела вос-ль 5 группы: Сырчина Т. П

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

- наблюдения за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Оборудование:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

- 2 подноса;

- сундучок Кузи;

- игрушка «Домовёнок Кузя» и ширма;

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

- сосуд – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

- апельсин, чеснок, чеснокодавилка;

- воздушные шары (по количеству детей);

- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5,6 на столах для опытов


Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Что это?

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория.

(подходят к лаборатории)

Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!

Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

ДетиДа.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

ДетиВ нём нет воздуха.

Воспитатель: А как вы думаете, какого цвета воздух? (ответы детей) На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Да, правильно, проходит не искажаясь.

Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха - прозрачный, бесцветный.

Вывод: Вот вам и первое свойство воздуха - прозрачный, бесцветный,

чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель:  Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!

Воспитатель: Молодцы!

Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте  мыльные пузыри попускаем.

 Воспитатель: Как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?

Дети: ……….

Воспитатель:  Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Воспитатель: А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей). Давайте с вами проверим.

Дидактическая игра «Тонет - не тонет»

Дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, пластмассовый шарик, маленький резиновый мячик др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.

Воспитатель: Ребята, скажите, а как воздух попадает к вам?

Дети: Через нос.

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: попробуем сделать это с салфеткой.

Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра « Кораблики»

ВоспитательВетерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Вывод: Когда вы дуете, воздух толкаете, а воздух паруса. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Воспитатель: попробуем с вами провести еще один  эксперимент.

Опыт 4. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда кто то готовит, ну скажем печет пироги бабушка, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Физминутка: Дует ветер нам в лицо

Воспитатель: Давайте вернемся и проведем с вами еще опыт

Опыт 5. С апельсином и чесноком.

Воспитатель: Возьмем апельсин и чеснок. Какой ароматный у апельсина запах, а теперь понюхаем как пахнет чеснок. Хочется закрыть нос и дышать.

Воспитатель: Но без воздуха нельзя, мы задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха все погибнут. Проведем еще один опыт с помощью песочных часов.

Опыт 6. «Не дышу»

Воспитатель:  Давайте сделаем вдох и задержим дыхание. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель:  Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко. И мы подведем итоги наших исследований.

Опыт 7. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).

Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?

Дети: Здорово!

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели!

  • Как много мы сегодня узнали о воздухе!
  • Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
  • Чтоб увидеть воздух, его надо поймать ;
  • Что воздух легче воды;
  • Что воздух есть внутри пустых предметов;
  • И даже внутри людей ;
  • Без воздуха ничто живое не может жить;
  • А ещё, что воздух не пахнет и может передавать запахи;
  • И наконец-то узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха;

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы хорошо отвечали. Я хочу подарить эти шарики всем вам, которые вы сами наполните воздухом.

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты) средняя группа

Задачи :      - развивать представления детей о свойствах воздуха;- помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;- подвести к пониманию, что воздух есть...

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты).

занятие по познавательному развитию - способствует формированию у детей познавательного интереса....

«Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)».

Тема: «Конспект открытого занятия в старшей группе по экологии — «Богатство нашей планеты Земля - воздух» (эксперименты с воздухом)»....

Открытое занятие в старшей группе. Область: Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром. Тема: " Все профессии важны"

План - конспект открытого занятия. Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром. Старшая группа....

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты)

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Занятие по познавательному развитию на тему: «Невидимка – воздух» (эксперименты).

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Открытое занятие в старшей группе по познавательному развитию на тему :" Народные промыслы . Русские мастера "

Тема: «Народные промыслы. Русские мастера».Цель: Привить интерес к различным видам русских народных промыслов, расширить кругозор детей.Задачи:1) Расширять знания детей об истории народног...