Познавательно - исследовательский проект Мой уголок природы «Огород на участке»
проект по окружающему миру по теме

Познавательно - исследовательский проект

Мой уголок природы  «Огород на участке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей № 4 «Родничок» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры городской округ город Радужный

Познавательно - исследовательский проект

Мой уголок природы  «Огород на участке»

группа общеразвивающей направленности

№ 1 «Кроха» от 3х до 4х лет (вторая младшая)

Пашкевич Ольга Святославовна, воспитатель

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

Актуальность темы проекта: Природа в Радужном сурова, болота да песок. Лишь в мае начинает оттаивать почва. Только с июня по август не бывает снега, но ощутимо ледяное дыхание Севера. Лето короткое и холодное, с частыми дождями, преобладают северные, северо-западные ветры. Но мы, жители Севера, любим эти места и стараемся украсить свой город не только современными домами, но и зеленью. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях в условиях  Севера, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проекту проходила в соответствии с требованиями предусмотренными программой «От рождения до школы». Содержание проекта расширено за счет использования регионального компонента и вовлечения родителей в образовательный процесс.

Новизна проекта: состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей природных явлений условиями выращивания огородных культур в открытом грунте, в условиях,  приравненных к районам крайнего севера.

Проектная идея: создать огород на участке детского сада, олучить урожай овощей, выращенных самими дошкольниками.

Цель: формирование у детей  элементарных знаний  о выращивании огородных  культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.  

 Задачи:

  • Продолжать формировать представление об общих   признаках растений   (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о  потребностях растения во  влаге, тепле, свете.
  • Воспитывать гуманно-деятельное отношение к миру природы.
  • Способствовать развитию эстетического восприятия   природы.
  • Формировать познавательный интерес   в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных  растениях.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, огурцов, кукурузы, редиса, моркови, салата, тыквы, гороха, картофеля, подсолнечника).
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте.
  • Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
  • Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
  • Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
  • Воспитывать уважение к  труду, бережное отношение к его результатам.
  • Развивать познавательные и творческие способности. 

Социальная значимость: проект направлен на бережное и заботливое отношение к хрупкой природе Севера.

Особенности проекта: выращивание огородных культур в условиях Севера является важным фактором  для физического, эстетического и трудового воспитания детей.

 Возможные риски проекта:  Посадка рассады огородных культур возможна только в середине июня. Гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого  холодного лета. Нехватка тёплого периода для созревания.

       Тип проекта:

  • по методу – познавательно – исследовательский, творческий;
  • по содержанию – ребенок и природа;
  • по характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его приделами;
  • по количеству участников – групповой, дети 3-4 лет, их родители, воспитатели;
  • по продолжительности – долгосрочный,  2,5  месяца с июня по август.

Проект отличается творческим подходом и строится на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  • Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  • Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
  • Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  • Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
  • Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Прогнозируемый результат

Для педагогов:

  • Расширение связей специалистов в ДОУ.
  • Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, опыты.

Для воспитанников:

  • Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений в условиях  Севера.
  • Экспериментальным путем выяснить, как из семян появляется плод.
  • Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.
  •  Дети познакомятся с культурными   растениями.
  • С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
  • С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
  • У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
  • Формирование у детей уважительного отношения к труду.
  • Создание на участке огорода на грядках.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Получить урожай гороха, томатов, огурцов, картофеля, листьев салата, кукурузы, тыквы, редиски, подсолнечника выращенных самими дошкольниками.

Для родителей:

  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Интеграция образовательных областей:

Этапы работы над проектом:

         1 этап – организационно - проектировочный; определение идеи, планирование, проектирование дизайна уголка природы, подбор семян – изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений (с 16 по 19 июня 2014 г.  - 1-я неделя проекта).

         2 этап – реализация проекта: высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности, сбор фото материалов, отчет о реализации проекта (с 20 июня по 19 августа 2014 г.  -  со 2  по  8 неделю проекта).

                 3 этап – анализ результативности проекта, фотовыставка «Чудо на окне», презентация проекта в форме публичного доклада – 25 августа 2014 г.  (9-10  неделя проекта).

                                         

Этапы реализации проекта:

                                                                                                                                             Таб. № 1

пп

Мероприятия

Цель

Ответственные

Сроки

Реализации проекта

1 этап – подготовительный.

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом», анкетирование.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатели

родители

1-я неделя

2

Разработка плана реализации проекта.

Спланировать работу над проектом по этапам.

Воспитатели

1-я неделя

3

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов об овощах и способах их произрастания в условиях  Севера.

Создать методическое обеспечение проекта.

Воспитатели

1-я неделя

4

Подбор семян для посадки на огороде, приобретение необходимого оборудования.

Обеспечить практическую часть проекта.

Воспитатели

1-я неделя

5

Консультации для родителей «Зеленый мир на окне»

«Как приучить ребёнка есть овощи»

«Польза семечек подсолнечника для здоровья»

«Трудовое воспитание  ребёнка в семье»

«Овощи и фрукты -ценные продукты»

Просвещать родителей по теме.

Воспитатели

1-8 неделя

6

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

Создать условия для реализации проекта.

Воспитатели

родители

1-я неделя

7

Оформление, установка конструкции грядок, заполнение плодородной почвой.

Сконструировать короба грядок и наполнить их землей 60 см ширина 2000 см длина, высота 20 см.

Воспитатели

2-я неделя

2 этап – основной.

8

Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций о культурных растениях.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

Воспитатели

На протяжении всего проекта

9

Дидактические игры:

«В огороде у  козы Лизы»

«Весёлый клоун»

Лото «Мир растений»

«Волшебный мешочек»

«Четвёртый лишний»

«Чего не стало»

Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания (различие овощей и фруктов).

Воспитатели

На протяжении всего проекта

10

Сюжетно-ролевые игры : «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».

Развитие игровой деятельности.  Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей.

Воспитатели

На протяжении всего проекта

11

Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей  о культурах растущих на огороде.

Воспитатели

2-я неделя

12

Рассматривание   семян через лупу, увеличительное стекло.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

Воспитатели

2-я неделя

13

Экспериментальная деятельность «растение - земля»

Выявить свойства земли (черного цвета, рыхлая, сыпучая)

Воспитатели

2-я неделя

14

Практическая деятельность: посадка семян щавель, кукуруза, редис, морковь; высадка рассады тыква, огурец, томат, подсолнечник.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом

Воспитатели

2-я неделя

15

Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен,  связанных с огородом, овощами.

Познакомить с фольклорными произведениями, развивать речь, фантазию.

Воспитатели

2-8

неделя

16

Практическая деятельность: посадка семян гороха и картофеля.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом.

Воспитатели

3-я неделя

17

Опыт – наблюдение  за всходами и ростом овощных культур.

Формировать умение  детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.

Воспитатели

3-я неделя

18

Совместный с детьми уход за огородом на участке: полив, рыхление земли, прополка от сорняков, уборка пожелтевших листьев, прореживание моркови и редиса.

 Формировать  у детей  элементарных знаний  о выращивании овощей на огороде, в открытом грунте, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

Воспитатели

3–9

неделя

19

Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.

Формировать представление детей об овощах и фруктах.

Воспитатели

3–я неделя

20

Экспериментальная деятельность – «Что прорастет?»

Определить какая семечка подсолнечника прорастет в одинаковых условиях посадки, месте прорастания, ухода (очищенная и неочищенная сырая семечка, жареная) .

Воспитатели

3–я неделя

21

Экспериментальная деятельность «семена – вода»  (на примере картофеля, пшеницы, гороха)  

Учить детей замечать изменения, которые происходят у замоченных  семян. Определить значение воды в жизни растений.

Воспитатели

3-8  неделя

22

Экспериментальная деятельность «растение - человек»

Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека.

Воспитатели

4-6 неделя

23

Беседа «Проросшие семена подсолнечника на  подоконнике  переносятся на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по посадке пророщенных подсолнечников  на участок д\с..

Воспитатели

4-я неделя

18

Труд в природе

Пересадка подсолнечника на грядки участка. Формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

4-я неделя

19

Беседа «Семена гороха и картофеля с подоконника  переносится на участок детского сада».

Настроить детей на дальнейшую деятельность по посадке пророщенных клубней картофеля и гороха на участок д\с.

Воспитатели

4-я неделя

20

Труд в природе

Подготовить грядки на участке  к высадке картофеля, гороха, осуществить высадку, формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

4–я неделя

21

Экспериментальная деятельность «растение - свет» (на примере выращивания гороха)

 Определить роль солнца в жизни растений.

Воспитатели

4-я неделя

22

Экспериментальная деятельность «растение - вода» (на примере выращивания лука)

Выявить насколько вода необходима для роста растений.

Воспитатели

5-я неделя

23

Употребление  выращенных плодов  «Наш урожай!»

Употребление выращенных плодов, зелени.   Формировать интерес к результату своего труда.

Воспитатели

Родители

6-8 неделя

24

Художественно - эстетическое развитие

«Лепка подсолнуха с использованием природных материалов»

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании; Формирование трудовых умений и   навыков,         адекватных   возрасту воспитанников,   трудолюбия;

Воспитатели

6-я неделя

25

  Художественно – эстетическое развитие «Аппликация –консервируем овощи»

Развивать эстетическое восприятие; Формировать образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления.

Воспитатели

7-я

неделя

26

Открытое мероприятие для родителей «Овощи»

Повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес,  внимание к окружающим предметам.

Воспитатели

8-я

неделя

3 этап – заключительный.

27

Оформление выставки рисунков «Вырастили своими руками»

Вызвать положительные эмоции, чувство радости.

Воспитатели

родители

9-я неделя

28

Фотовыставка «Чудо на окне», «Посадили огород, посмотрите  что растёт»

Отразить результаты проектной деятельности  в виде творческих фото-коллажей родителям.

Воспитатели

9-я неделя

29

Анализ результативности

Подготовка итоговой справки самоанализа.

Воспитатели

9-я нделя

30

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации,  информационной папки.

Обобщение результатов  подготовленного материала по проекту.

Воспитатели

10-я неделя

По  реализации проекта «Мой уголок природы», в номинации «Огород на участке» были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились с  культурными огородными растениями.
  • У детей сформировался  интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных  растений в открытом грунте.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о  необходимых условиях  для роста растений.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • На прогулочном участке  создан огород.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Мой уголок природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект Мой уголок природы «Огород на участке»

Данный опыт работы направлен на реализацию проектной деятельности с детьми второй младшей группы в летний оздоровительный период "мой уголок природы"...

Познавательно-исследовательский проект оформления прогулочного участка «Мой уголок природы»

Познавательно-исследовательский  проект оформления прогулочного участка «Мой уголок природы»...

Познавательно - исследовательский проект: Наш уголок природы - «Чудо огород на участке»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проек...

Познавательно-исследовательский проект «Огород на участке» в средней группе.

Можно ли вырастить овощные культуры в ДОУ до сбора урожая? Уровень знаний детей о природе поверхностный, отношения к ее объектам бессистемны. Что мешает познать окружающий мир, умение видеть крас...

Познавательно-исследовательский проект для второй младшей группы "Что растёт у нас на участке".

Познавательно-исследовательский проект для второй младшей группы "Что растёт у нас на участке"....

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной группе « Мини огород на участке».

Актуальность проблемы.Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая, за явлениями и объектами природы ребёнок обогащает свои знания. Чем глубже ребёнок познаёт окружающу...

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе:«Огород на участке».

Позновательно-исследовательский проект в старшей группе: "Огород на участке"2022г  Вид проекта: долгосрочный, групповой, информационно - экспериментальный.Участники проекта: дети с...