«Исследуем листья в лаборатории Почемучек»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бахарева Анна Владимировна

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия №1

по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

«Исследуем листья в лаборатории Почемучек»

Цель: Обогащать представления о мире природы посредством экспериментально-исследовательской деятельности с листьями.

Программные задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Обобщить знания детей об осенних изменениях в природе.
  • Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
  • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
  • Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
  • Формировать умение планировать свою деятельность.
  • Формировать желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Обогащать словарный запас детей
  • Развивать связную речь посредством полных ответов на вопросы.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать эстетические чувства, формировать чувство цвета,  ритма при создании узора.
  • Формировать представление о художественном образе.

Образовательная область "Физическое развитие"

  • Развивать координацию движений, ловкость.
  • Развивать крупную и меткую моторику.

Материалы :

  • Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам;
  • Листья  крупные и мелкие, разной формы.
  • Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.
  • Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.
  • Альбомные листы, зеленые листы.
  • Цветные карандаши.
  • Емкости с водой, небольшие камушки

Предварительная работа:

  • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
  • Сбор листьев разной формы и окраски.
  • П/игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки»

Ход занятия:

Организационный момент

Листопад, листопад,
Дождик золотистый.
Всё летят, всё летят
Листья, листья, листья!
Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные -
Выбирай любые.
По тропинке в листопад
На прогулку вышли.
И букеты у ребят:
«Вот какие!» — вышли.
Листики разные,
Яркие букеты.
Долго будем вспоминать
Листопад мы этот!

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от Почемучки. Давайте его прочитаем.

Почемучка пишет: Осень — очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.  А  почему листья желтеют, краснеют и падают?

Воспитатель: Ребята, а вам интересно, почему листья облетаю с деревьев, почему листья меняют свой цвет?(ответы детей)

Воспитатель: Так давай же отправимся в лабораторию Почемучек и узнаем ответы на все вопросы.

Исследование строения листа с помощью лупы

Воспитатель: Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Рассмотрим  сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка? Ответы детей.

Динамическая пауза

«Мы   листики   осенние» 

Мы   листики   осенние ,

На   ветках   мы   сидели ,

Плавное покачивание руками вверху над головой.

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели        

Руки в стороны, махательные плавные движения, бег.

И на землю тихо сели.

Медленно присесть на корточки.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Встать, руки в стороны.

Закружились, полетели

Бег с плавными махательными движениями.

И на землю снова сели,

Присесть.

Эксперимент №1"Могут ли листья дышать?"

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, зачем дереву листья? Ответы детей .

 Листья не только украшают дерево, благодаря им дерево дышит.

Давайте опустим листья, которые только упали с дерева в емкость с водой, прижмем их небольшими камушками и оставим на некоторое время.

Эксперимент  №2 «Как листья опадают»

Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружится.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Динамическая пауза «Мы   листики   осенние»

Мы   листики   осенние ,

На   ветках   мы   сидели ,

Плавное покачивание руками вверху над головой.

Ветер дунул - полетели,

Мы летели, мы летели

Руки в стороны, махательные плавные движения, бег.

И на землю тихо сели.

Медленно присесть на корточки.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Встать, руки в стороны.

Закружились, полетели

Бег с плавными махательными движениями.

И на землю снова сели,

Присесть.

Дидактическое упражнение «Ветер и листочек»

Воспитатель: Перед вами зеленые листы бумаги, изображающие землю с травой. Возьмите желтый листок и поднимите его над зеленым листом бумаги. Теперь внимательно слушайте и выполняйте:

Листок медленно опустите в самый центр зеленого листа бумаги.

Подул ветерок и листок перелетел влево.

Снова подул ветерок и перенес листочек в вправо.

Ветер закружил листочек по кругу.

Ветер перенес листочек в верхний правый угол.

А теперь листочек полетел в нижний левый угол.

Листочек снова перенесся в центр.

Сдуйте листочек сильным выдохом, не надувая щеки.

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. А теперь помните наш листочек через ткань (для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

 Что вы видите?

Дети: На ткани появились зеленые пятна.

Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка . Когда наступает осень и становится холодно и меньше солнечного цвета,  зеленое вещество в листочке постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети :  Оранжевые, красные, коричневые.

Воспитатель: Ребята, а вы сможете определить с какого дерева листочек? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем).

 Воспитатель: А почему бы и нам не помочь нашим деревьям? Тем более, что грабли у нас имеются. Займемся этим на прогулке, а сейчас у нас еще много интересных заданий.

 Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вернуться к нашему первому эксперименту. Что же мы увидим, если посмотрим на воду с листочками. (ответы детей)

Дети: Появились пузырьки.

Воспитатель: Молодцы, на поверхности воды появились пузырьки -это воздух, которым дышат растения.

Рисование "Осенний ковер"

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат белые альбомные листы. Давайте превратим их в разноцветный осенний ковер!

Что же нам для этого может понадобиться?

Дети: Листики с разных деревьев.

Воспитатель: Правильно, возьмите листочки и обведите их на своем листе. А затем раскрасьте карандашами в осенние цвета.

Ребята, давайте разложим вместе все работы и полюбуемся на наш осенний ковер!

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, у вас получились замечательные работы .

А что нового вы сегодня  узнали в лаборатории Почемучек?

Какой эксперимент вам понравился больше всего?

Ответы детей, обмен впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»»

Обобщать знания об осенних изменениях в природе....

Лаборатория почемучек исследуем растения

Конспект проведения исследовательской деятельности в старшей группе....

Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "

Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствуе...

«Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»

Обобщение знаний детей об осенних изменениях в природе....

Учебно – методическая разработка «Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

Учебно – методическая разработка «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек 5-6 лет». ...