«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Огород на окне»
консультация по окружающему миру на тему

Хасанова Рузиля Рафаэльевна

Консультация для педагогов  МАСТЕР-КЛАСС

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологии «проектная деятельность, детское экспериментирование» в практической деятельности воспитателя.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

МАСТЕР-КЛАСС

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

 «Огород на окне»

Подготовил воспитатель

ГБДОУ № 81

Хасанова Р. Р.

Калининского р-н,

г. Санкт- Петербург

2016 г.

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение технологии «проектная деятельность, детское экспериментирование» в практической деятельности воспитателя.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Цель занятия:  Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению технологии  «проектная деятельность, детское экспериментирование»  реализуемой в ГБДОУ № 81.

Ход мастер-класса:

«Может быть, дети

ещё не могут осмыслить природу

 как всенародное достояние,

пусть они понимают её как сучок,

 на котором находится гнездо,

 где живём мы, птенцы природы».

Сухомлинский В. А. (1918-1970), педагог.

  1. Представление технологии.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является экологическое воспитание детей. Этому уделяется особое внимание в работе педагогического коллектива ОУ

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания.

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социальным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социальному окружению.

- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социальным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Данная работа осуществляется мной через организацию непосредственно образовательной деятельности -– темы: «Деревья и кустарники на нашем участке»; «Плоды фруктовых деревьев», «Где ночует солнце?», «Кошка и котёнок» и т.д.,– наблюдение во время прогулки за цветником, птицами, насекомыми, животными; все виды художественно-продуктивной деятельности: рисование (раскрашивание), лепка, аппликация.  

В прошедшем учебном году я большое внимание стала уделять экологическому воспитанию, приобщению детей к природе с целью формирования экологических знаний посредством экспериментальной детской деятельности. В своей работе я решаю задачи экологического воспитания через формирование представлений и элементарных понятий об окружающем мире у детей.

Чтобы решить поставленную задачу, я действовала в нескольких направлениях:

-работа по самообразованию (изучала литературу, Интернет-ресурсы, осуществляла подбор необходимого материала, оформила в помещении группы, дополнила новыми необходимыми пособиям имеющийся в группе центр природный, работала над составлением конспектов непосредственно образовательной деятельности, тематических недель);

- работа с детьми (организация познавательно-исследовательской  деятельности, деятельности по различным областям, разучивание игр, беседы, рассматривание иллюстраций, индивидуальная работа);

- работа с родителями (проекты, консультации, беседы, оформление папок-передвижек).

Одним из эффективных методов работы я считаю - проектную деятельность, которая является одной из современных образовательных технологий. С её помощью у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию, а у родителей 

В прошлом году (при подготовке к летнему оздоровительному сезону) мною был реализован проект «Огород на подоконнике» с детьми среднего дошкольного возраста, который показал, на мой взгляд, хорошие результаты. Его целью было - формирование экологической культуры у детей и их родителей, желание принимать участие в совместных с детьми мероприятиях.

Проект я разделила на три этапа: организационный, практический и заключительный.

Предлагаю вам посмотреть, как это происходило у нас в саду (Презентация – приложение № 2).

На организационном этапе я провела беседу с родителями «Знакомство с проектом» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Оформила родительский уголок, где разместила рекомендации по работе с детьми по проекту.

Так же провела беседу с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт с целью расширения детского кругозора. Дети, проживающие в частных домах, охотно рассказывали о том, как они наблюдали за работой взрослых дома и о том, какую помощь они сами оказывали своим близким.

Затем я осуществляла сбор (коллекция) и рассматривание с детьми семян, которые воспитанники приносили из дома. Совместно с детьми, мы подготавливали почву для посадки, оформляли сам огород, воспитывая трудолюбие и развивая творческие способности.

Во время практического этапа проекта я занималась посадкой семян овощей, цветов и луковиц совместно с детьми, воспитывая в них желание помогать взрослым. Затем я подготовила фоторепортаж для родителей «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Его целью было привлечение к совместному труду всех детей в группе. наблюдение за ростом и развитием растений

Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: пословицами, поговорками, песенками, в которых упоминается об огороде, овощах и фруктах. Дети охотно разгадывали загадки про овощи и фрукты, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания. Мы рассматривали иллюстрации, картинки на огородную тематику, муляжи овощей и фруктов, уточняли их форму, цвет, размер.

На протяжении проекта мы занимались художественной продуктивной деятельностью: рисовали овощи и фрукты, раскрашивали раскраски, лепили из пластилина фрукты и овощи, применяя раннее приобретённые умения и навыки, тем самым, я старалась воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно. Затем вместе с детьми мы занимались оформлением мини выставки «Наш урожай».

К реализации проекта я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями выполняли творческие работы (рисунки, поделки) согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.

Когда наши посевы проросли, я учила детей ухаживать за рассадой: правильно поливать, рыхлить почву, прореживать всходы.

Так же я старалась развивать актёрские способности воспитанников, проводя игру-драматизацию по русской народной сказке «Репка».

Когда наша рассада окрепла, мы совместно с детьми высадили её в грядки на общем огороде. В ходе реализации проекта я сделала презентацию для родителей «Огород на подоконнике», где поэтапно отобразила проделанную мною и детьми огромную работу по реализации проекта.

На заключительном этапе проекта «Огород на подоконнике» была организована выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями и связанных с тематикой проекта, а так же презентация «Огород на подоконнике».

К концу проекта у детей сформировались представления о растениях, овощах и фруктах, сенсорных эталонах, обогатился их словарный запас, мои воспитанники научились бережно относиться к природе, стали охотно помогать ухаживать за комнатными растениями в живом уголке и за цветочной клумбой и грядкой на участке детского сада, активно применяя знания, полученные в процессе проектной деятельности.

        2. Моделирование.

       Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент в самостоятельной деятельности. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти - двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явление, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках.

                Предложить сделать дневники наблюдения 2-3 слушателям МО        

3. Рефлексия.

Спасибо Вам за совместное творчество. Было приятно выступать перед Вами. И в конце своего выступления предлагаю:

-  поиграть в игру «Закончи фразу» (приложение 1).

- расписать акрослово  «НАБЛЮДЕНИЕ» (приложение 2)

Приложение 1

ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

Делу — время, а потехе — час.

Мастер на все руки.

Семь раз примерь, а один отрежь.

Ученье — путь к умению.

О ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ

Поспешишь — людей насмешишь.

Делать спустя рукава.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Словами и туда и сюда, а делами никуда.

Приложение 2

Акрослово

Н-  необходимо

А-  аккуратность

Б-   бережно

Л-  легонько

Ю- ювелирно

Д-  долго

Е-  ежедневно

Н-  научно

И-  интересно

Е-  естественно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

Развитие познавательно-исследовательской активности у детей в процессе проектной деятельности в ДОУ.

Организация проектной деятельности в ДОУ для  совершенствования  познавательно-исследовательской активности у детей....

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

"Река времени" - как одна из современных технологий развития познавательно - исследовательских навыков у детей дошкольного возраста

Технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени», можно изучить только в работах Коротковой Н. А.Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длин...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...