НОД: «ХЛЕБ - НАШЕ БОГАТСТВО!»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шерстобитова Татьяна Михайловна

Интегрированая опытно - эксперементальная деятельность в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД: «ХЛЕБ - НАШЕ БОГАТСТВО!»719.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад № 2

НОД: «ХЛЕБ - НАШЕ БОГАТСТВО!»

Интегрированная опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группеC:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

Воспитатель 1 кв. категории: Шерстобитова Татьяна Михайловна

С. Венгерово 2017год.

Программное содержание:

 Формировать представления детей о том, что хлеб – богатство нашей Родины, о том, как его выращивали в старину;

 Формировать умение анализировать и делать выводы в опытно-исследовательской деятельности;

 Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку;

 Расширить знания у детей о пользе хлеба для человека;

 Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;

 Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.

 Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Активизация словаря: Хлеборобы, витаминный, аппетитный, хлебобулочные изделия, трактор, сеялка, комбайн, рожь.

Обогащение словаря: элеватор, агроном, борона, колос, зерно.

Виды деятельности: Коммуникативная, исследовательская, продуктивная.

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций: хлебобулочные изделия, колоски, поля, комбайны, трактора, сеялки, машины для замеса теста, пекарня.

Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Рассказы о труде взрослых;

Отгадывание загадок о хлебе;

Составление альбома "Длинный путь хлеба";

Чтение сказки "Колосок".

Методы и приемы: работа над пословицами, работа со схемами, работа с моделями, дидактические игры, беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность, просмотр презентации.  

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

Дети заходят в группу и видят, на полу лежит очень красивая, красная коробочка.

Воспитатель: Ребята вы хотите узнать, что лежит в этой красивой коробке?

Открывает коробочку, а там мешочек.

Воспитатель: Что же лежит в этом мешочке? Потрогайте и скажите, пожалуйста?  (Ответы детей).  

В этом мешочке лежит белоснежная мука. Посмотрите, пожалуйста.

Для чего нужна мука?  (замешивать тесто, печь хлеб, булочки, торт, пироги и т. д)

В этой коробочки ещё что - то лежит? Эта книга. Но она пустая, с чистой обложкой.  Как вы думаете, о чем эта книга? Пока мы с Вами не можем сказать. Давайте откроем первую страницу.

Как вы думаете, что обозначает эта картинка?  (Эта «Лаборатория»).

C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

Правильно ребята.  В лаборатории мы познакомимся со свойствами муки. Но прежде чем мы пойдем в лабораторию, должны вспомнить правила поведения.  (Нельзя баловаться, кричать, перебивать друг друга, брать без разрешения предметы). Молодцы! Вспомнили правила.  

Заходим в группу и видим точно такой же знак на лаборатории.

Присаживайтесь дети, пожалуйста.

Мука нужна для того, чтобы выпекать хлеб, булочки, батон и т.д.

А для того, чтобы эти изделия получились вкусными, полезными и пригодными в пищу, необходимо знать свойства муки.

Опыт № 1 Осторожно понюхайте муку. Мука имеет запах?

(Да, у муки есть запах, но он какой - то особенный) –

 Делаем вывод, что мука имеет запах. C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

Уважаемые ученые, после каждого опыта мы будем фиксировать результат в книге.

Опыт № 2 Из стакана через ситечко высыпаем муку в тарелку. Что происходит с мукой? (Сыплется)  

Делаем вывод: мука сыпучая.         C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

Опыт № 3 А сейчас, возьмите пожалуйста, щепотку муки и скажите, что вы почувствовали?

  Мука какая? (Легкая, мягкая, пышная, воздушная) –

Вывод: Мука – мягкая, пышная, воздушная.C:\Users\Userok\Desktop\sound-sh-59.gif

Опыт № 4 Ложечку муки положите в стакан с водой и осторожно размешайте. Что случилось с мукой?

(Растворилась) – как вы думаете, если мы добавим еще ложечку муки, что получится?

Добавьте еще две ложечки. Размешайте и определите, что получилось? (Получилось жидкое тесто)

 Вывод: Смесь стала тягучая, липкая, плотная, густая. C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

Таким образом, замешивают тесто для выпечки, добавляя нужное количество муки.

После выполнения опытов детям дается часть пазла, которой приклеивается на обложку книги.

После работы в лаборатории дети себя оценивают и отмечают в карточке.

C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

  C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

          - не выполнил;    

           

          - выполнил с ошибками;

         - выполнил, все правильно.

Физкультминутка: «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза).

Посмотрим ребята следующую страницу.  Что означает эта картинка?

C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

Правильно, музей.

Посмотрите, пожалуйста, сколько баночек с разными зернами в музее. Давайте их рассмотрим и скажем, какая будет мука:

Из риса

Рисовая

Из гречки?

Гречневая

Из кукурузы?

Кукурузная мука.

 Давайте сами попробуем сделать муку из гречки, при помощи кофемолки. Как вы думаете, какого цвета будет мука? (Тёмная).

А теперь, сделаем муку из пшеницы.  Сравним пшеничную муку из магазина и какая получилась у нас. Почему наша мука получилась серая? (Мука из магазина, проходит несколько стадий очистки).

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Как хлеб пришел к нам на стол?»

(Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку прихода хлеба на стол). Схема выкладывания цепочки:

1. Поля пашут и удобряют.

2. Сеют зерно.

3. Идет сбор урожая.

4. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

5. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

6. Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

7. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.  

Карточки вклеиваются в книгу. После выполнения дается второй пазл обложки.

- Оцените ребята себя, как справились с заданием в музее.

Физкультминутка. Дидактическое упражнение с мячом.

(Ведущий, задавая вопрос, бросает мяч ребенку, тот возвращает мяч с ответом и т.д.)

Откуда хлеб пришел? – из магазина.

А как в магазин попал? – из пекарни.

Что делают в пекарне? – пекут хлеб.

Из чего? – из муки.

Из чего мука? – из зерна.

Откуда зерно? – из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – выросла в поле.

Кто ее посеял? – хлеборобы.

- Откроем третью страницу, что за картинка?

C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

 Правильно, пекарня.  Но, прежде чем мы пойдем в пекарню, что нужно сделать?  (помыть руки, одеть фартук и колпак). Молодцы ребята!

Пройдите, помойте руки и оденьте фартуки и колпаки.  

 Мы с вами находимся в мини - пекарне. Посмотрите пожалуйста, на стол, что там находится? (мука, дрожжи, соль, сахар, масло, вода).

 Обратите внимание, пожалуйста, на чудо технику. Эта настоящая хлебопечь.  На полу лежат резиновые коврики, которые необходимы по правилам безопасности работы с электроприборами.

 В хлебопечь необходимо закладывать ингредиенты в определенной последовательности. Посмотрите на алгоритм и положите в этой последовательности ингредиенты. (Дети закладывают продукты,  и воспитатель включает ее).

Алгоритм закладки продуктов приклеивается на третий странице. После выполнения дается третий пазл обложки.

1C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

2C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

3C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

4C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

5C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

6C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

   Оцените себя, как справились с заданием в мини – пекарне, пройдите к столу.

Скажите пожалуйста, на какие три группы делятся мучные изделия? (хлебобулочные, кондитерские и макаронные изделия?)

Посмотрим на четвертую страницу. Что это? (выставка хлебобулочных  изделий).                        C:\Users\Userok\Desktop\i.jpg

Хлеб – это наша жизнь, наша культура. Как же мы должны относится к хлебу? Ценим ли его? Какую хлебную продукцию мы знаем?

Считается, что хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Хлеб всегда считался самым полезным продуктом, поэтому в народе появилось множество пословиц про него.

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и очень вкусный. В хлебе содержится В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. (Дети подходят к выставке и называют хлебобулочные изделия).

Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда не съеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

  Чтобы получить последний пазл, нужно выполнить задания, отделить хлебобулочные изделия от кондитерских изделий.  (Даются карточки с кондитерскими и хлебобулочными изделиями, карточки с хлебобулочными изделиями наклеиваются в книгу).

   Оцените, пожалуйста, себя, как справились с заданием в «Выставке хлебобулочных изделий».

Ребята, посмотрите на обложку, о чем же эта книга? (О ХЛЕБЕ).

Правильно – эта книга о хлебе.

Рефлексия: Давайте пройдем за стол обсуждений и вспомним все, что мы сегодня делали.

В книге осталась пустая пятая страница, как вы думаете, что туда мы наклеим?  (фото хлеба, который у нас получится)

В карточке у нас осталось еще одна колонка, мы оценим хлеб по внешнему виду и вкусовые качества. Но это будет только тогда, когда испечется наш хлеб.  

Литература:

1. Программа «От рождения до школы». Мозаика-Синтез, 201 4 г.,304c.

2. «Расскажите нам о хлебе». Емельянова Э. Л. Мозаика-Синтез ,2011.

3. «Беседы о хлебе» Методические рекомендации Т. А. Шорыгина. Сфера, 2017 г, 80с.

4. «Наш хлеб» В. А. Патт. "Легкая и пищевая промышленность", 1984г., 56с.

5. «Хлеб, который мы едим». Барыкин К. К. "Издательство политической литературы", 1982г., 128с.

6. «Наш хлеб» Борис Алмазов. Издательство: "Детская литература. Ленинград" (1985) 208 стр.

7. «Методика детского экспериментирования»,  Людмила Рыжова; Детство-Пресс, 2015 г, 208 стр.

8.От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

9. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.

10.Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - м.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с.

11. Интернет источник.

kladraz.ru…viktorovna…podgotovitelnoi…hleb-vsemu…,

maam.ru…konspekt…v-podgotovitelnoi…bogatstvo.html, infourok.rukonspekt…v-podgotovitelnoy…bogatstvo…,ped-kopilka.rublogs…hleb-nashe-bogatstvo.html;

https://kopilkaurokov.ru/;  https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2415

12. Из опыта своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира. Тема: «Хлеб – наше богатство»

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме.В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностя...

образовательная область.коммуникация.тема: "хлеб-наше богатство"

конспект о бережном отношении и уважении к хлебу. дети отгадывают загадки,читают стихи о хлебе....

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе на тему «Хлеб-наше богатство!»

 Программное содержание: Образовательные задачи:-познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-дать представление, как хлеб пришёл на наш стол;-обратить внимание на содержание труд...

Конспект занятия на тему "Хлеб - наше богатство"

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира...

Хлеб - наше богатство.

Дать представления о хлебе, о том как его выращивают на Кубани, расширять словарный запас за счет слов (хлебушко, корочка, душистый, золотистая,); воспитывать бережное отношение к хлебу....

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира, тема: «Хлеб – наше богатство»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его....

Конспект ОД «Познание» и «Окружающий мир» для детей средней группы Тема: «Хлеб наше богатство»

Цели: Программные задачи:Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания зерновых культур.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с трудом земледельце...