Познавательно-исследовательский проект в средней группе "Осенний калейдоскоп".
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Бусарова Надежда Викторовна

Познание ребенком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В.А. писал: "Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, взглядываться в неё и вслушиваться".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект                                                                                                                     в средней группе                                                                                                     «Осенний калейдоскоп"

        Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности "Осенний калейдоскоп". Она даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность, детский дизайн, психологические этюды и задания творческого характера.

Тема проекта: «Осенний калейдоскоп"

Цель проекта: создание  условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения представления об изменениях в природе в осенний период, познакомить детей с разнообразием листьев.

Задачи проекта: дать представление детям о том, какие бывают листья по форме и строению, систематизировать представления детей о разнообразии листьев, развивать мыслительные операции, сравнение, устанавливать связь между явлениями природы, активизировать словарь по данной тематике,  развивать творческие способности в процессе деятельности, познакомить с работой с природным материалом и сформировать навык работы с ним, воспитывать бережное отношение к природе.

Актуальность проекта: расширение и укрепление связи с природой, развитие бережного отношения к живой и неживой природе.

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА  ПРОЕКТА

1. Полное название проекта: «Осенний калейдоскоп»

2. Авторы проекта: Бусарова Н.В., Зуйкова О.В.

3. Вид проекта: групповой.

4. Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

5. Цель проекта: создание  условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе получения представления об изменениях в природе в осенний период, познакомить детей с разнообразием листьев.

6. По составу участников: дети, родители, педагоги.

7. Место проведения: ГБОУ Школа № 1506, дошкольные группы по адресу: Студёный проезд, дом 10Б.

8. Сроки проведения: среднесрочный 3 месяца.

9. Возраст детей: 4-5  лет.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА:                                                                               

Этапы работы над проектом

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность  детей

I этап

Подготовительный

1 Выявление уровня готовности для работы над проектом.

2 Создание творческой группы для работы над темой

3 Определение критериев, этапов и продолжительности проекта

4 Подбор материалов и литературы

5 Составление плана работы

Вхождение в проблему, обсуждение вопросов по данной теме

II этап

Практический

1 Формы и методы работы с детьми:

*Рассматривание иллюстраций по данной теме,                                 НОД «Наши деревья»,                             «Работа дворника»

*Заучивание стихотворений «Летний сад», «Осень»,                         песен «Осенний листочек», «Листопад», «Рябинки», разгадывание загадок по теме, чтение художественной литературы

*Рисование «Кисть рябинки», «кленовый листопад» с использованием нетрадиционной техники;

Лепка рельефная «Осенний листочек»;

Аппликация «Осенняя березка» с использованием природного материала

*Дидактические игры «Чьи листья», «Один-много», «Подбери действие»

*Экскурсия по территории детского сада

*Подготовка к празднику осени

2 Формы и методы работы с родителями:

Привлечение родителей к подготовке материала поданной теме, пополнение  знаний детей по теме в домашних условиях (экскурсии по паркам и природным заказникам), помощь в подготовке к выставке «Осенний калейдоскоп»

Формирование предпосылок в поисковой деятельности, обсуждение творческих, работ, участие в выставке и празднике «Осени»

III Итоговый

*Отслеживание результатов работы и их обсуждение

* Организация выставки и праздника

Представление презентации

*Выставка поделок

*Праздник «Осени»

*Приобретение новых, навыков, знаний и умений

Предполагаемый результат: создание положительного эмоционального климата в группе, проявление активности, любознательности, самостоятельности и инициативы в действиях, овладение средствами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, дети научатся различать по форме листьев различные виды деревьев, растущих во дворах, парках и территории детского сада.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная мной подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Список используемой литературы:

1 В.Бианки «Теремок», Просвещение, 2002г.

2 Л.Чарушина- Капустина «Лесная сказка», Феникс, 2013г.

3 Н.Сладков «Осень на пороге», Феникс, 1999г.

4 К.Ибрагимова «Деревья вокруг нас», Просвещение, 2008г.

5 Т.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности», Просвещение, 2007г.

6 З.Аксенов «Войди в природу другом», 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект для средней группы (2) «Осень золотая».

Программное содержание: - закрепить представления об осени и ее приметах;- развитие познавательных способностей детей в процесс совместной исследовательской деятельности;- закрепить и систематизироват...

Конспект образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе. Тема: «Что нам осень подарила». Подготовил воспитатель: Федотова Ольга Павловна

Конспект образовательной деятельности по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе . Тема: " Что нам осень подарила"....

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в средней группе: «Что нам осень подарила».

Цель: закрепление понятия детей об овощах, месте их произростания, существенных признаках.Задачи:1. Воспитательные: - способствовать налаживанию положительного эмоционального контакта между детьм...

Познавательно - исследовательский проект в средней группе "Весенний калейдоскоп".

Каждый родившийся ребёнок - это маленький исследователь. Постоянная жажда новых впечатлений, любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем ...

Сценарий утренника, посвященного осени для средней группы "Осенний калейдоскоп"

Сценарий утренника, посвященного осени для средней группы "Осенний калейдоскоп"...

Проект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Здравствуй, Осень»

Осень – благоприятное время года для наблюдений за деревьями и изменений с ними. Вокруг – буйство красок: деревья стоят золотые, желтые, красные, бурые, встречаются еще зеленые. Под ногами...