Доклад "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой Эртильского района".
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Землянникова Галина Сергеевна

Ознакомление дошкольников с родной природой - это первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесёт первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка.На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.

У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Ознакомление дошкольников с родной природой –это первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание.

Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья. Природа Эртильского района не экзотическая, в ней нет изобилия форм и красок, но в ней есть особая прелесть. Простота ее трогательна и незабываема. Этой природой надо проникнуться с юных лет, тогда она раскроет свою красоту.

При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой Эртильского района обращаем внимание на:

- особенности местности. Эртильский район расположен на юге лесостепной зоны, в Окско-Донской равнине на местности без больших перепадов, со слаборазвитыми оврагами и балками.

- климат. По климату район несколько отличается от других районов Воронежской области, так как здесь наблюдается пониженное количество годовых осадков и самая низкая температура, как зимой, так и летом.

- многообразие рек. Наиболее крупные реки - это Битюг и Токай. Эти реки отличаются извилистостью, медленным течением, большим числом мелей. Так же знакомим с такими реками как Эртиль, Малая речка, Гнилуша и др.

- красоту лесов. Основными лесными массивами района являются: Малореченская речная дача, Дондуковская дача близ Александровки, хвойные и смешанные лесочки у сёл Самовец, Битюг-Матреновка, Щучинские Пески, Малые Ясырки и посёлка Морозовка.

- разнообразие растительного мира. Из древесных пород наиболее распространены в нашем районе: сосна, осина, ольха, вяз, берёза, тополь, клён, дикая груша, липа, рябина, калина, ивовые породы, ясень, дуб. Растения представлены следующими видами: тысячелистник, зверобой, душица, цикорий, полынь лекарственная, пижма, кровохлебка, ландыш, подорожник, пастушья сумка, горец птичий, валерьяна, девясил, мать-и-мачеха, конский щавель, орляк, шалфей, хвощ полевой, мята, чистотел, земляника и прочие.

- на разнообразие животного мира. Лесная фауна представлена кабанами, бобрами, косулями, лосями. Весенними и осенними стаями перелётных гусей и уток. В реках водятся щука, окунь, лещ, карась, плотва и краснопёрка. Стали редки язь, линь, карп, вьюн, голавль. Степная фауна представлена такими обитателями как: лисица, заяц-беляк, заяц-русак, лесная куница, енотовидная собака, выхухоль, дятел, поползень, черный дрозд, мыши полёвки, ящерица, копчик, перепел, воробей, ворона, грач, сорока, большая синица, соловей, жаворонок, иволга, дикий голубь, кукушка, степной орёл, летучая мышь, лебедь, удод, сова.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с природой Эртильского района я выделяю такие цели этой работы:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе родного края, развивать умение видеть и понимать ее красоту;

- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;

- воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе;

- учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;

 - знакомить с лекарственными растениями Эртильского района;

- знакомить с растениями и животными, занесёнными в «Красную книгу».

В процессе работы по формированию знаний о природе родного края я использую разнообразные формы и методы обучения:

- наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов, экскурсии, прогулки);

- практические (игра, труд, опыты);

- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Экологическое путешествие для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Все необходимые материалы готовы ( презентация, контурные рисунки, экологические знаки, и.т.д. ) кому нужно будет сброшу на электронку обращайтесь!...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Загадки природы"

Для маленького человечка мир представляется нечто необъятным, волнующим и загадочным.  Новые предметы, яркие краски и удивительные открытия – все это окружает ребенка с первых дней жи...

Материал по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Занятие в старшей группе по экологическому воспитанию в форме викторины...

Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Расширять кругозор об окружающей природы. Прививать любовь к животным и растениям....

Программа по этнокультурной составляющей для детей старшего дошкольного возраста. Республика Алтай Чойский район с.Сейка . Воспитатель Глущук Анна Викторовна

Использование национально - регионального компонента в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада «Рябинка»...