Проект по познавательному развитию (экологический) для подготовительной к школе группы.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность. Именно поэтому мы с детьми в своей группе осуществили экологический проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_podgotovitelnaya.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в подготовительной к школе группе «Осьминожки»                            «Прикоснись к природе сердцем»

Чтоб  радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя,

Терзал за веком век

И брал всё только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым,

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворён в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю –

Можешь только ты,

Разумный человек!

Лена Зеленина.

                                                                                                                                                          Проблема: В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

                                                                                                                                                        Актуальность проекта: Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Прикоснись к природе сердцем»

На какую возрастную и социальную группу нацелен проект

Дети, родители и педагоги подготовительной к школе группы «Осьминожки»

Цель проекта

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта

• формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.

• формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

• развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

• вовлечь родителей в совместную проектную деятельность.

• развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

Тип проекта

Познавательно-исследовательский, долгосрочный (январь – май)

План реализации проекта

п/п

Состав действий

Ожидаемые результаты

Участники

Подготовительный этап

1

Изучение литературы по теме

Расширение знаний по теме проекта

Родители, педагоги

2

Ознакомление с передовым опытом

Анкетирование родителей.

Выявление интереса к детским фильмам детей и родителей, отношение к детскому кино в семье, желание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми.

3

Консультация для родителей

4

Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач

Разработка плана реализации проекта

Педагоги

5

Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного  материала

Пополнение предметно-пространственной развивающей среды

Родители, педагоги

6

Составление картотеки экологической литературы

Расширение знаний по теме проекта

Родители, педагоги

7

Оформление выставки

«Жалобная книга природы»

Родители, педагоги

Основной этап

7

НОД

Познавательное развитие:

«Земля - наш общий дом»

«Звери весной»

«Сравнение диких и домашних животных»

«Беседа о птицах», «Волшебница вода», «Знакомство с пресмыкающимися», «Путешествие в Австралию и Антарктиду», «Царство растений».

                                                                                 

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры «Мы – экологи», «Ветеринар», «Ветеринарная аптека», «Лесники», «Поездка в лес».

Художетсвенно-эстетическое развитие:

Аппликация «Ежик», «Морские коньки играют в прятки»

Лепка «Муха-цокотуха»

Рисование «Бурый медведь», «Мое любимое животное», «Чудный мир птиц», «Сказочная птица», «Рыбки играют», «Подводное царство», «Труженицы пчелки», «Бабочки над лугом».

Речевое развитие:

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Медведь»,

Рассказывание по картине Саврасова «Грачи прилетели», Н. Абрамцевой «Сказка о веселой пчеле», «Про осьминожков», Г.Остер                                                                        

Физическое развитие:

Подвижные игры «У медведя во бору», «Волк во рву», «Медвежата», «Зайчата», «Воробушки и автомобили», «Вороны и собачка», «Перелет птиц», «Ящерица», «Крокодил», «караси и щука», «медведь и пчелы», «Червячки», «Кузнечики».

Хороводные игры: «Сова», «Две тетери», «Ворон»,

способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди); обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля; формированию представлений, что планета Земля сейчас в опасности; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

закреплять умение детей подбирать и использовать в игре природный материал, включаться во взаимодействие со сверстниками в соответствии с игровой ситуацией, формировать социокультурные компетенции, связанные с опытом выполнения типичных социальных ролей.

                                                                 формировать творческую активность детей; воспитывать эстетическое восприятие живой природы; воспитывать бережное отношение к природе.

формировать умение слушать рассказы, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения

воспитывать умение подчиняться правилам игры, развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание, развивать ориентировку в пространстве.

Дети, педагоги

8

Совместная деятельность:

Картины, иллюстрации на тему «Природа России», «Животные России» (знакомство детей с растениями и животными родного края в разное время года), «Заповедники России».

                                                                   Чтение художественной литературы:          «Первая охота», В. Бианки, «Как птицы приручили лису», Т.Шорыгина, «Птица свила гнездо», Л. Толстой, «Воробей», Е.Чарушин, «Воробышек и огонь», В. Сухомлинский, «Наши друзья», Г. Ладонщиков, «Как люди обидели реку», Н. А. Рыков, «Что случилось с водой?», Б.Заходер, «Ерши», Ю. Могутин, «Золотые рыбки», В Орлов.

                           

Беседы: «Дикие звери», «Почему исчезают животные и растения?», «для чего нужна Красная книга?», «Что будет, если не будет…», «Как мы можем позаботиться о птицах?», «Насекомые, за которыми ухаживает человек», «Мировой океан», «Сбережем удивительный мир растений и животных».

Интервьюирование детей по теме проекта

                                                          Обращение к жителям планеты Земля

Разработка сценария, выбор ролей для презентации, представляемой детьми.

Изготовление костюмов

Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир, обогащать словарный запас детей (динозавры, мамонты, истреблять, браконьеры, заповедник, редчайшие). Внушить сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

закреплять представления детей о животном мире, создавать у детей положительный эмоциональный настрой, развивать логическое мышление, развивать слуховое внимание.                                        

расширять представления детей о животном мире, явлениях природы, характерных для весны, развивать умение детей составлять небольшие рассказы из личного опыта, развивать вербальное воображение, связную речь.

Дети, родители, педагоги

Заключительный этап

10

Презентация «Растения и животные России, занесенные в «Красную книгу» природы»

Сформированность представлений у детей о природосбережении, проявление интереса у детей и родителей к данной прблеме.

Дети, родители, педагоги

Анкета для родителей ««Экологическое образование в семье и ДОУ»

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его осуществления в семье.

Знаете ли Вы, что такое экология ? Дайте своё определение этому понятию_____________________________________________________

_____________________________________________________________

Считаете ли Вы необходимым формировать экологические представления уже с дошкольного возраста?_________________________________________

____________________________________________________________

Обучаете ли Вы своего ребёнка правильному взаимодействию с природой?___________________________________________________

Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.) ____________________________________________________________

Есть ли комнатные растения? Какие? ____________________________________________________________

Кто ухаживает за животными или растениями? ____________________________________________________________

Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать. _____________________________________________________________

Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где? _____________________________________________________________

С какой целью? _____________________________________________________________

На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?_____________________________________________________

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе ? __________________________________________________________________________________________________________________________

Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду._________________________________________________ _____________________________________________________________

Вопросы к интервьюированию детей «Я и природа».

1. Каких животных ты любишь?

2. Какие твои любимые книги про животных?

3. Какие твои любимые сказки про животных?

4. Что такое «Красная книга природы»?

5. Какие животные и растения туда внесены?

6. Как бы ты по-другому назвал такую книгу?

7. Чем ты можешь помочь растениям и животным нашего края?

8. Как ты думаешь, природа живая или нет?

9. Как ведут себя люди во время отдыха в лесу, около водоемов?

10. Что, по твоему, значит «заботиться о природе»?

11. Что нужно сделать, чтобы мир вокруг стал радостнее?

Картотека экологической литературы

Тема: ”Дикие животные”.

1.Г.Снегирев. Хитрый бурундук.

2.В.Бианки. Купание медвежат. Лес и мышонок.

3.К.Ушинский. Лиса Патрикеевна.

4.Н.Сладков. Бюро лесных услуг. Заячий хоровод.

5.И.Соколов-Микитов. Ёж.

6.Э.Мошковская. Колыбельная лосенку.

7.А.Толстой. Ёж.

8.В.Приходько. Пешком шагали мышки.

9.Г.Галина. Песни мышек.

10.С.Маршак. Из цикла “Зоопарк”.

11.Братья Гримм. Заяц и ёж.

12.И.Соколов-Микитов. Белка.

13.Т.Белозеров. Хомяк.

14.А.Барто. Медвежонок-невежа.

15.С.Мурадян. Зайкина шуба.

16.В.Сутеев. Дядя Миша.

17.М.Пляцковский. Как две лисы нору делили.

18.М.Пляцковский. Ежик , которого можно было погладить.

19.И.Кипнис. Зайка-траву поедайка и его семья.

20.А.Усачев. Как ёжик нашел дорогу домой.

21.Р.н. сказки. Лисичка-сестричка и волк. Колобок. Теремок. Лисичка со скалочкой. Три медведя.

22.Финская сказка. Лиса-нянька.

23.Латышский сказки. Лесной Мишка. Проказник Мишка.

Тема : “Домашние животные”.

1.В.Бианки. Кошкин питомец.

2.Н.Сладков. Мурлыка.

3.Н.Пикулева. Был у кошки день рождения.

4.С.Мошковская. Жадина.

5.С.Михалков. Трезор.

6.С.Черный. Жеребенок.

7.К.Ушинский. Коровка. Козел. Два козлика.

8.Л.Воронкова. Петушиное слово.

9.С.Маршак. Кошкин дом. Усатый-полосатый.

10.В.Сутеев. Кто сказал “мяу”? Три котенка.

11.В.Берестов. Коза. Котенок.

12.А.Усачев. Умная собачка Соня.

13.И.Токмакова. Купите собаку.

14.Г.Скребицкий. Кот Иваныч.

15.В.Степанов. Рыжий кот.

16.Н.Заболотский. Как мыши с котом воевали.

17.Л.Толстой. Котенок. Мыши.

18.Б.Заходер. Кискино горе.

19.Ю.Дмитриев. Жеребята и щенята.

20.В.Лунин. Жеребенок.

21.Таджикская сказка. Коза-кудрявые ножки.

22.Мордовская сказка. Как собака друга искала.

23.Р.н. сказки. Зимовье. Волк и козлята. Кот, петух и лиса. Бычок-черный бочок. Коза с кудрявыми ножками. Кот-воркот. Котофей Котофеевич.

Тема: “ Животные жарких стран и Севера”.

1.С.Маршак. Детки в клетке.

2.В.Маяковский. Что ни страница, то слон, то львица.

3.О.Уласевич. Носороги. Верблюды. Слоны. Львы. Гепарды. Зебры.

4.Р.Киплинг. Как появились броненосцы. Маугли.

5.Г.Снегирев. Пингвинный пляж. К морю. Отважный пингвиненок. Белек.

6.Н.Радченко. Белый медведь. Морж. Северный олень.

7.Е.Чарушин. Кто как живет.

8.М.Пляцковский. Прыгающий домик. Длинная шея. Умка хочет летать. Тулентяй.

9.Э.Василевскай. Тигров племянник.

10.Юкагирская сказка. Отчего у белого медведя нос черный.

11.Эвенкийская сказка. Почему олень быстро бегает.

Тема: ”Домашние птицы”.

1.К.Ушинский. Петушок с семьей.

2.Г.Кудашова. Гусенок пропал.

3.К.Ушинский. Чужое яичко.

3.К.Ушинский. Гуси.

4.Г.Балл. Желтячок.

5.Г.Цыферов. Про друзей.

6.Е.Чарушин. Утка с утятами. Индюк. Курочка.

7.В.Сутеев. Что за птица?

8.Н.Полякова. Анюткины утки.

9.Г.Галеев. Петух и часы.

10.Ю.Дмитриев. Утята и цыплята.

11.И.Кипнис. Петушок в желтых штанишках и курочка в рябеньком платьице.

12.Р.н. сказки. Петушок и бобовое зернышко. Лиса, заяц,  петух. Кот, петух и лиса. Бабушка, внучка и курочка.

13.Р.н. сказка. Петущок-золотой гребешок и жерновцы.

14.Р.н. сказка. Кочеток и курочка.

15. Р.н. сказка Кривая уточка.

Тема:”Комнатные растения”.

1.Г.Х.Андерсен. Дюймовочка.

2.Л.Скребцова. Азалия и белый кот.

3.Л.Скребцова. Домашний садик.

4.Л.Скребцова. Благородный плющ.

5.Л.Скребцова. Кто прекрасней.

6.Л.Скребцова. Колючий лилипут.

7.Л.Скребцова. История о щучьем хвосте.

8.Л.Скребцова. Лекарство в цветочных горшках.

9.Л.Скребцова. Стойкий бальзамин.

10.Л.Скребцова. Душистые ароматы.

Тема:”Лес. Грибы. Ягоды.”

1.Л.Толстой. Девочка и грибы.

2.Н.Павлова. Ягоды.

3.В.Сутеев.Под грибом.

4.М.Пришвин. Последние грибы.

5.Н.Сладков. Лесные силачи.

6.В.Берестов. Рыжик.

7.С.Аксаков. Грибы.

8.В.Даль.Война грибов и ягод.

9.Н.Кнушевицкая. Грибной калейдоскоп.

10.Е.Трутнева. Земляника. Черника.

11. Н.Павлова. Самая зимостойкая ягода.

12.Е.Благинина. Про малину.

13.Н.Павлова. Большая ягода.

14.В.Катаев. Грибы.

15.Я .Тайц. По грибы.

16.В.Катаев. Дудочка и кувшинчик.

17.По Н.Сладкову. Дрозд и грибы.

18.Р.н. сказки. Грибы. Война грибов.

19.Е.Трутнева. Грибы.

20.А.Усачев. Грибок-теремок.

21.В.Сутеев. Мы в лесу.

22.М.Стельмах. Деткам щапки гриб купил.

23. А. Леонов. Грибная аллергия.

Тема: “Насекомые”.

1.Н.Исаев. Муравейник.

2.Г.Паншин. Муравьи.

3.В.Лунин.Жук. Бабочка.

4.А.Фет. Бабочка.

5.М.Моравская. Два жука.

6.Э.Мошковская. Люблю муравья!

7.К.Чуковский. Муха-цокотуха. Тараканище.

8.К.Ушинский. Светлячок. Пчелка. Муха. Божья коровка.

9.Б.Заходер. Муха-чистюха.

10.В.Орлов. Ночной скрипач. Паучок-рыбачок. Почему сороконожки опоздали на урок.

11.В.Сеф. Муравей.

12.О.Григорьев. Комары.

13.Г.Снегирев. Жук.

14.Н.Сладков. Домашняя бабочка. Муравей и сороконожка.

15.И.Мазнин. Светлячок.

16.Й.Змай. Божья коровка.

17.Л.Модзалевский. Мотылек.

18.М.Пляцкоский. Букашка, которая хотела стать большой. Жужуля.

19.М.Михайлов. Лесные хоромы.

20.К.Паустовский. Похождения жука- носорога.

21.Л.Петрушевская. Козявочка.

22.В.Сутеев. Бабочка.

23.Японская сказка. Как сороконожку за лекарем посылали.

Тема:”Огород. Овощи.”

1. Н.Носов. Огурцы.    

2. Н.Носов. Огородники.

3. Н.Носов. Про репку.

4. Ю.Тувим. Овощи.

5. Я.Пинясов. Хитрый огурчик.

6. Н.Кончаловская. Про овощи.

7. Н.Некрасов. Вся овощь огородная.

8. Н.Анишина. Овощной спор.

9. Т.Заведенко. Стихи про овощи для детей.

10. Е.Бехлерова. Капустный лист.

11.  М.Дружинина. Веселый огород.

12. Г.Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка.

13. Р.н. сказки. Петушок и бобовое зернышко . Вершки и корешки. Репка.

14. Белорусская народная сказка. Пых.

15. В.Сутеев. Бабушкин огород.

16. С.Маршак. Чиполлино.

17. Е.Благинина. Приходите в огород.

Тема :”Сад. Фрукты”

1.И.Токмакова. Яблонька.

2.Л.Толстой. Косточка.

3.Е.Пермяк. Смородинка.

4.Я.Аким. Яблоко.

5.В.Сутеев. Яблоко.

6.В.Сутеев.Мешок яблок.

7.В.Орлов. Яблоневый сад.

8.Г.Пономарева. Хитрое яблоко.

9.По А. Маневичу. Крылатое яблоко.

10.Б.Житков.Как яблоки собирают.

11.Л.Татьяничева. Царь яблоко.

12.К.Ушинский. История одной яблоньки.

13.В.Сухомлинский. Внучка старой вишни.

14.Р.н. сказки. Серебряное блюдечко и наливное яблочко. Грушевая девочка.         Крошечка Хаврошечка.

 15. И. Крылов. Лиса и виноград.

Тема:” Цветы”.

1.Д.Родари. Для чего розам нужны шипы?

2.О.Высотская. Одуванчик.

3.М.Пришвин. Золотой луг.

4.В.Катаев. Цветик-семицветик.

5.Е.Серова. Подснежник. Фиалка. Незабудка. Колокольчики. Ромашки. Одуванчики. Гвоздика.

6.Э.Шим. Ландыш.

7.Н.Соколов-Микитов. Одуванчики.

8.Румынская сказка. Ромашка.

9.Божена Немцова. Розочка.

10.Н.Павлова. Как облачко.

11.Н.Павлова. Луковица с радостью.

12.Н.Павлова. Хитрый одуванчик.

13.Н.Павлова. Под кустом.

14.Н.Павлова. Загадки цветов.

15.Н.Сладков. Шмель и цветок.

Тема: “Рыбы”.

1.И.Токмакова. Где спит рыбка.

2.А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

3.М.Яснов. Подводная считалка.

4.Н.Матвеева. Рыба, рыба.

5.Е.Пермяк. Первая рыбка.

6.О.Григорьев. Сом.

7.Л.Толстой. Акула.

8.М.Яснов. Рыбка. Про карасика.

9.В.Сутеев. Как я ловил рыбу.

10.М.Стельмах. Горе-рыбалов.

11. Р.н.сказка. О щуке зубастой.

12. Р.н.сказка. Сказка о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове.

13. Р.н. сказка. По щучьему велению.

14.Е.Чеповецкий. В тихой речке.

15.И.Демьянов. Невкусные ёршики.

16.Г.Юдин. Ёжик и ёршик.

17 Н.Сладков. Рыбий загар.

18.Н Сладков. Рыбьи пляски.

19.Н.Сладков. Шёпот рыб.

20.Н.Сладков. Озорники.

21.Н.Сладков. Линь.

22.Н.Сладков. Золотая рыбка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Лес и его обитатели» (с использованием экологических моделей)

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Лес и его обитатели» (с использованием экологических моделей) будет интересен для воспитателей и р...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес» (с использованием экологических моделей)

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в зимний лес» (с использованием экологических моделей) будет интересен воспитателям и ...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей)

Конспект ООД по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Четыре желания» (с использованием экологических моделей) будет интересен для воспитателей и родите...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет). Проект «Строим дом»

Конспект совместной образовательной деятельностипо познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).Проект  «Строим дом»...

Социально - значимый проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Мир вокруг нас».

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность ...

Проект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы "Города-герои Великой Отечественной войны"

Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - сложное человеческое чувство, которое включает в себя любовь к родным и близким ...