Проект "Разве соль не волшебница?"
проект (подготовительная группа) на тему

Илова Ирина Александровна

Во время проведения проекта дети узнали, откуда берется соль, о полезных и вредных свойствах соли. У ребят возник вопрос: а где и как еще можно использовать соль? Мы с детьми решили провести эксперименты с использованием соли, красок, клея.  Родители помогли нам в поиске интересующей информации и вот… появился краткосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sol.docx123.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №7 «Солнышко»

 г. Соль-Илецка Оренбургской области

ПРОЕКТ « РАЗВЕ СОЛЬ НЕ ВОЛШЕБНИЦА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

2017        

Содежание

Актуальность проекта……………………………………………………………………

3

Паспорт педагогического проекта………………………………………………………

5

Этапы работы……………………………………………………………………………..

5

Комплексно-тематическое планирование………………………………………………

8

Используемая литература………………………………………………………………..

11

Приложения

Загадки………………………………………………………………………...

12

Пословицы, поговорки, афоризмы о соли………………………………….

13

Румынская народная сказка “Соль в кушанье”……………………………

14

Дидактические игры………………………………………………………….

19

Исследовательская  деятельность…………………………………………...

20

Игровые упражнения………………………………………………………...

24

Материалы для работы с родителями

Польза и вред соли…………………………………………………………...

23

Как вырастить кристалл из соли…………………………………………….

25

Актуальность. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
         В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
          В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

При  реализации проекта «Моя малая Родина».

Цель проекта:  Расширение представлений детей о родном городе, любви к родным местам. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.

Задачи проекта:

  • Обогатить знания о достопримечательностях родного города;
  •  Воспитывать гордость за свой город.
  • Формировать у детей знания о родном городе:
  • истории его возникновения, символике, достопримечательностях, предприятиях.
  •  Формировать у детей знания о своей семье, как неотъемлемой части малой Родины.
  • Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей города Соль-Илецк.
  • Формировать интерес к разнообразным достопримечательностям, зданиям и сооружениям города.
  • Учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения: жилого дома (многоэтажное строение, школы, дворца творчества, храма, мечети).
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им. 

Во время проведения проекта дети узнали, откуда берется соль, о полезных и вредных свойствах соли. У ребят возник вопрос: а где и как еще можно использовать соль? Мы с детьми решили провести эксперименты с использованием соли, красок, клея.  Родители помогли нам в поиске интересующей информации и вот… появился краткосрочный проект

 « Разве соль не волшебница?»

Паспорт педагогического проекта

Авторы и участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители воспитанников.

Название проекта

« Разве соль не волшебница?»

Тип проекта

Исследовательско - творческий

Возрастная группа

Подготовительная к школе группа

Наличие межпредметных связей

Интеграция образовательных областей:  познавательное, социально—коммуникативное. речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Цель работы над проектом

Создать условия для обогащения общих представлений детей о свойствах и особенностях  соли, активировать у детей творческий потенциал посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи

Образовательные:

  • Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  • Формировать умение рисовать нетрадиционным способом- солью.
  • Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы.

Развивающие:

  • Развивать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования;
  • Развивать творческие умения и навыки  изобразительной деятельности.
  • Развивать у детей чувство красоты, художественного вкуса, творческого изображения ,фантазии.
  • Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.
  • Поощрять инициативность и самостоятельность в творчестве, помочь детям почувствовать радость творчества.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность,    активность.

Приобщать родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.

Итоговое событие

  • Выставка совместного творчества «Разве соль не волшебница?»
  • Создание коллекции разноцветной соли в мастерской  «Начни творить» для оформления  группы элементами детского дизайна в самостоятельной деятельности детей.

Форма презентации

Мультимедийная презентация

Этапы работы по проекту:

1 этап - подготовительный

  • Создание   видео  экскурсии «Соль друг -  соль враг».
  • Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»
  • Прослушивание Румынской народной сказки: “Соль в кушанье” (аудиозапись)
  • Подбор иллюстративного  и фотоматериала с изображением изделий из соли.
  • Экспериментальная деятельность с детьми  «Тайнам нет конца» (выращивание соленых кристаллов)
  • Накопление материала:
  • Для создания коллекции разноцветной соли в мастерской «Начни творить».
  • Индивидуальные беседы с родителями:
  • Ознакомление с целями и задачами краткосрочного проекта;
  • Индивидуальные задания каждой семье

2 этап: активной деятельности.

Планирование работы:

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Создание развивающей среды

Исследовательская деятельность «Волшебные превращения соли» (окрашивание соли гуашью, мелками)

Создание поделки «Поймай радугу»

Рисование солью «Разве соль не волшебница?»

Контурное рисование солью «Осенний ковёр»

Игровая ситуация «Какая же она, эта удивительная соль?»

Создание поделки «Угощение для мамы»

Рассматривание иллюстративного  и фотоматериала  с изображением изделий из соли.

Дидактические игры:

«Выбери правильное слово»,

«Узнай на вкус», «Что для чего».

Рассматривание изделий из соли в мастерской «Начни творить».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров».

  • Пополнение  мастерской «Начни творить» материалом «Соль знакомая и не знакомая»
  •  Коллекция разноцветной соли в мастерской «Начни творить»
  • Иллюстративный материал и фотоматериал с изображением изделий из соли.
  • Картотека опытов и экспериментов «Тайнам нет конца»

3 этап – итоговый

  • Выставка совместного творчества «Разве соль не волшебница?»
  • Коллекция  разноцветной соли в мастерской  «Начни творить» для оформления  группы элементами детского дизайна в самостоятельной деятельности детей.
  • Самостоятельная деятельность детей в мастерской «Начни творить» дляоформления группы элементами детского дизайна


Комплексно-тематическое планирование:

Образовательные области

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Задачи работы

Создавать условия для проявления игровой активности, самостоятельности и творчества детей в сюжетно – ролевых играх.

Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействии со взрослыми.

Развивать умение детей принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата.

Расширять возможности эмоционального общения детей.

Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.

Способствовать обогащению представлений детей о свойствах и особенностях соли.

Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно следственные связи.

Поощрять детей в выдвижении гипотез, развивать умение сравнивать и делать выводы.

Активизировать и обогащать словарный запас детей.

Развивать навыки использования повествовательной речи и речи-доказательства.

Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Формировать  у детей интерес к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники  рисования.

Развить чувство красоты, художественного вкуса,  творческого воображения, фантазии.

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

Познакомить детей  с игровыми упражнениями с применением соли.

 Развивать координацию и силу, мелкую моторику рук.

Воспитывать потребность быть здоровым.

Виды совместной деятельности

Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров»;

Дидактические игры«Узнай на вкус», «Что для чего»

Исследовательская  деятельность «Волшебные превращения соли» (окрашивание соли гуашью, мелками)

Дидактическая игра

«Выбери правильное слово»

Игровая ситуация «Какая же она, эта удивительная соль?»

Создание поделки «Поймай радугу»

Рисование солью «Разве соль не волшебница?»

Контурное рисование солью «Осенний ковёр»

Создание поделки «Угощение для мамы»

Игровые   упражнения                                                                       с мешочками,  наполненными солью:

«Попади в цель»,

«Пройди и не урони»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Атрибуты для сюжетно - ролевой  игры «Магазин сувениров»,

Подбор энциклопедической литературы «Почемучка», «Сокровища Земли»: Я познаю мир.

Картотека опытов и экспериментов «Тайнам нет конца»

Иллюстративный материал и фотоматериал с изображением изделий из соли.

Коллекция разноцветной соли в мастерской «Начни творить»

Атрибуты для игровых упражнений.

Работа с родителя

ми

      Коллекция разноцветной соли в мастерской «Начни творить».

Выставка совместного творчества  детей «Разве соль не волшебница?»;

Информационный материал для родителей «Эта удивительная соль», «Соль друг – соль враг»

Консультация  «Лепим из солёного теста»

Предполагаемый результат:

  • Выставка совместного творчества «Разве соль не волшебница?»
  • Создание коллекции разноцветной соли в мастерской  «Начни творить» для оформления  группы элементами детского дизайна в самостоятельной деятельности детей.


Используемая литература:

  1. А. Алексин,  С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика – Пресс»1987,1990,1991,1992.
  2. М. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
  3. А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.
  4. Л.В. Ковинько «Секреты природы – это так интересно». М,2004г.
  5. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
  6. Тайны природы  (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г
  7. Журнал "Мастерилка" (11.05) Издательского Дома "Карапуз" .                     

     9.При составлении проекта были использованы источники интернет-  ресурсов:

http://natural-medicine.ru/pitanie/7375-morskaya-sol.html

http://www.silazdorovya.ru/sol-vred-i-polza/

http://www.ecolora.su/167-svojstva-povarennoj-soli-skolko-v-stolovoj-lozhke-gramm.html

http://www.youtube.com/watch?v=6TvN6Xk1rKU

http://adalin.mospsy.ru/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Поваренная_соль

http://www.maam.ru/detskijsad/sol-nye-zagadki-sovmestnaja-dejatelnost-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-vodu


Загадки:

  1. В воде родится, а воды боится.(Соль.)

  1. В воде она родится,
    Но странная судьба:
    Воды она боится
    И гибнет в ней всегда. (соль)

  1. В серых скалах её вырубали,
    Из морей и озёр добывали,
    Чтоб потом положить по щепотке
    В миски, плошки, горшки, сковородки.
    Рис и рыба, фасоль и салат
    Сразу стали вкусней во сто крат! (соль)


Пословицы, поговорки, афоризмы о соли

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой

На хлебе, на соли, да на добром слове

Без соли, без хлеба — худа беседа

Соли не жалей, так и есть веселей

Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит

Рассыпал соль — быть беде

Пуд соли вместе съесть

Подавая соль смейся, не то поссоришься

И старая кобыла до соли лакома

Без хлеба не сытно, без соли не сладко

Соли нету, так и слова нету

В воде родится, а воды боится

Речь без пословицы, все равно, что еда без соли

От хлеба-соли и царь не отказывается

Недосол на столе, пересол на спине

За хлебом-солью каждая шутка хороша

Щепотка соли делает сахар слаще

Без хлеба смерть, без соли смех.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Без хлеба, без соли худая беседа (половина беседы).

В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба с солью.

Помяни соль, чтоб дали хлеба

Хлеб-соль платежом красна.

Хлеб-соль заемное дело.

Хлеб да соль и обед пошел.

Так солоно, что в пот бросает.

Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).

От хлеба-соли не отказываются.

Пей горячее, ешь солонее: умрешь — сердцем здоров будешь.

Пить вино вместе, а хлеб-соль пополам.

После хлеба-соли 7 часов отдыхать.

Румынская народная сказка:
“Соль в кушанье”

Тогда это было, когда и в помине не было. Не случись оно в ту пору — не было б и разговору.

А случилось это в ту самую пору, когда на тополе груши росли, а на раките фиалки цвели, когда медведи хвостами виляли, а волки, словно братьев, ягнят обнимали, когда блох ковали, а они до неба сигали и на землю сказки присылали.

Ну а тот, кто нашим словам не внемлет, сам без меры врет.

Жил-был царь, у него было три дочери. Остался царь вдовцом и всю свою любовь отдал дочерям. Заботливо воспитывал их отец, наукам учил, от горя и болезней оберегал. Подросли дочки и всегда старались утешить отца — царь все горевал со дня смерти их матери.

Решил однажды царь задать своей старшей дочери такой вопрос:

— Дочь моя, скажи, как ты меня любишь?

— Как люблю, отец? Люблю я тебя так же, как люблю мед.

Царевна сказала так потому, что считала, будто ничего слаще меда на свете нет. Только на такой ответ и хватило ума у старшей царевны.

— Дай тебе Бог долгих лет счастливой жизни мне на радость, дочь моя! — ответил ей довольный царь.

Спросил царь среднюю дочь:

— А ты, дочь моя, как сильно меня любишь?

— Как сахар, отец.

Ничего лучшего средняя царевна не смогла придумать.

— Дай Бог тебе всякого добра, живи мне на радость, дочь моя! — ответил царь, довольный ответом и средней дочери.

Надо сказать, что обе эти царевны были льстивыми и хотели показать отцу любовь, какую на самом деле вовсе не испытывали.

А царь обрадовался ответу старших своих дочерей, потому что и сам считал: лучшей любви, более сладкой, чем мед и сахар, и быть не может.

Взглянул царь на младшую, царевна робко стояла в стороне, и спросил ее:

— А ты? Как ты любишь меня, дочь моя?

— Я люблю тебя, отец, как соль в кушанье! — ответила царевна с сияющим любовью лицом. Она опустила глаза, оробев от своей смелости и от того, что отец на нее, самую младшую, тоже обратил внимание.

Услышав ответ младшей царевны, сестры так и прыснули со смеху и отвернулись. А царь нахмурился.

— А ну-ка, подойди ко мне, негодница,— сердито сказал он,— подумай, что ты мне ответила? Так вот как, значит, ты меня любишь? Для того ли я старался воспитывать вас, берег и учил, хотел, чтобы равных вам по уму и на всем свете не было? Поди прочь от меня с твоей солью!

Младшая царевна готова была сквозь землю провалиться, горестно ей стало, что невольно обидела отца, она его и взаправду очень обидела.

— Прости меня, отец, не хотела я тебя обидеть. Моя любовь к тебе, если не сильнее любви моих сестер, то и не хуже меда и сахара.

— Вот как? — грозно прервал отец свою младшую дочь.— Ты еще осмеливаешься сравнивать себя с сестрами? Прочь из моего дома, бесстыжая, и чтоб я о тебе больше никогда не слышал!

И не дав дочери и слова сказать, царь удалился, оставив царевну в слезах.

Сестры принялись ее утешать, но слова их шли не от сердца, и потому-то еще больше опечалилась царевна.Поняла младшая царевна, что и сестры не жалеют ее. Решила она уйти из дому куда глаза глядят.Надела царевна самое старое платье и пошла бродить из деревни в деревню, пока не пришла ко двору соседнего царя.

Подошла царевна к воротам царского дворца и стала ждать.

Увидела ее ключница, вышла и спросила, что ей надобно.Царевна ответила, что она, мол бедная сирота и хочет поступить к кому-нибудь служанкой.На счастье царевны, недавно ушла у ключницы помощница, и ей нужна была другая. Осмотрела царевну ключница с головы до ног зорким взглядом, девушка ей понравилась.Спросила царевну ключница, какую она потребует плату. Та ответила, что не хочет назначать плату, пока не подойдет время, чтобы смогли оценить ее работу. Сколько полагается, столько пусть ей и заплатят.

Ключнице понравился такой ответ, и она взяла царевну к себе в помощницы. Объяснила девушке все, что она должна делать, передала ей связку ключей, ту, что обычно носила при себе.

Царевна была девушка старательная и смышленая; тотчас же принялась она убирать комнаты и шкафы, ключи от которых доверила ей ключница.

Оказалось, что царевна умела хорошо стряпать, печь пироги, варить варенье, готовить всякие тонкие блюда и подавать их к царскому столу. Вскоре доверили ей и царские кладовые со всеми запасами.Все были довольны царевной, потому что она исполняла порученное дело разумно и честно, да и не болтала попусту.

Молва о прилежности, уме и скромности помощницы ключницы дошла вскоре и до самой царицы. Та пожелала увидеть девушку. И вот царевна предстала перед царицей. На ее вопросы она отвечала умно, почтительно, но без подобострастия.

Царице девушка очень понравилась. Кроме того, она поняла, что помощница ключницы не простая крестьянка. И взяла ее царица к себе в служанки.

Куда бы ни пошла царица, повсюду брала она с собой свою новую служанку. Если царица садилась за рукоделье, она и ее сажала с собой рядом. Какие вышивки выходили у девушки — просто загляденье!

Но больше всего нравились царице умные речи девушки. И полюбила ее царица, как родную дочь. Царя удивила благосклонность царицы к своей служанке.

Был у царя с царицей единственный сын, они гордились им и любили его беспредельно.

Вот отправился царь на войну и взял с собой царевича, чтобы приучить его к военному делу.

Случилось так, что царевича опасно ранили и пришлось отправить его домой.

Уж как горевала царица, уж как плакала она над бедным своим сыном. Ночь за ночью проводила она у постели, а когда силы оставляли ее, поручала ухаживать за сыном своей верной служанке. Днем и ночью то одна, то другая дежурили у постели раненого царевича.

Ласковые слова, нежность, красота и скромность служанки пробудили в сердце раненого царевича чувство, какого он еще не испытывал.

Шло время, царевич мало-помалу стал выздоравливать. Однажды, беседуя с матерью, царевич сказал ей:

— Матушка, я хочу жениться...

— Кто же она? Знаю ли я ее?

— Не сердись, матушка. Люблю я твою новую служанку, люблю, как самого себя. Сколько ни перевидал я царевен и королевен, ни одна мне так не полюбилась...

Воспротивилась было царица, стала отговаривать сына от женитьбы, но царевич продолжал стоять на своем.

«Ну что ж,— подумала царица,— избранница царевича девушка хорошая, кроткая, честная и прилежная...»

Теперь осталось только убедить царя, чтобы и он дал свое согласие.

Упросили они царя, и дал он своему сыну благословение на брак с любимой девушкой. После помолвки назначили день свадьбы. Стали созывать народ на пир. Невеста попросила, чтобы позвали и ее отца, но скрыла, что она — царская дочь.

В день свадьбы прибыли все гости. Веселились с утра до поздней ночи. Столы царские так и ломились от разных яств, напитков, пирогов, да таких вкусных, что у гостей слюнки текли.

Невеста сама научила поваров и стряпух, что и как подавать к столу. Лишь для одного гостя приготовила она угощение собственными руками и наказала своему верному слуге, чтобы угощение он поставил перед царем, приглашенным по ее просьбе, а другим гостям этих блюд ни в коем случае не подавал.Слуга сделал все так, как ему приказала царевна.

Гости сели за стол, едят, пьют и веселятся, а царю, отцу невесты, кусок в горло не лез. Он то и дело поглядывал на невесту.Уж очень она походила на его младшую дочь, ту, что он выгнал из дома, но как могла она стать невестой царевича?Беспокойно было царю от этих мыслей, но спросить кого-нибудь, кто эта девушка, он не решался.

Глядя на веселье гостей, захотелось и царю поесть и повеселиться вволю. Но когда слуга подал ему кушанье, царь, едва попробовав, тотчас перестал есть. Слуга то и дело убирал со стола нетронутые блюда, приготовленные для царя самой царевной.

Дивился царь на то, с какой охотой едят другие гости: ведь все, что подавал ему слуга, очень уж было невкусным!

Царь решил спросить соседа своего — нравятся ли ему кушанья. Тот ответил, что таких вкусных блюд он давно не ел. Попробовал царь из тарелки соседа: кушанье в самом деле превкусное.

От голода у царя засосало под ложечкой. Но разве можно есть то, что подавали ему? Не вытерпел он, поднялся и громогласно спросил:

— Послушай, царь, ты, видно, позвал меня на свадьбу сына, чтобы насмехаться надо мной?

— Помилуй, твое величество, как можешь ты обо мне думать такое? Все люди добрые видят, что я тебя принял с таким же почетом, как и других именитых гостей...

— Прости меня, царь, но это не так. Всем гостям подают кушанья очень вкусные, а те, что подают мне, в рот взять нельзя!

Разгневался отец жениха и приказал позвать сюда поваров, чтобы найти виновника и предать его смерти.

А весь секрет состоял в том, что царевна приготовила все кушанья для своего отца без соли, а лишь с медом и с сахаром. Солонка перед царем и та была наполнена толченым сахаром. Напрасно бедный царь брал из солонки то, что он принимал за соль, и сыпал в свое кушанье: вместо того, чтобы стать вкусным, оно делалось еще слаще, а стало быть, и еще противнее.

Но вот поднялась невеста и обратилась к царю-свекру: — Не вини поваров, это я приготовила нарочно такие кушанья для царя. А царь этот — мой отец. Нас у моего батюшки было три дочки. Стал нас отец спрашивать по очереди, как мы его любим. Старшая сестра ответила, что любит его, как мед. Средняя — что любит, как сахар. А я сказала, что люблю его, как соль в кушанье. Думала я, что нет более крепкой любви, чем такая. Но отец рассердился и выгнал меня из дому. Только не пропала я — сами видите, чего добилась честным трудом. Вот сегодня я и хотела доказать отцу, что без меда и сахара человек может прожить, а без соли нет. Я сама приготовила для него кушанья без соли. А теперь рассудите своим царским умом, кто из нас был прав: я или мой батюшка...

Царь-свекор да и все гости в один голос заявили, что жестоко было изгнать дочь из дома, да еще за такой умный ответ.

Тут и отец невесты признал, что не сумел оценить свою младшую дочь, и попросил у нее прощения.

Царевна поцеловала руку отца и тоже попросила прощения.

Дидактические игры

«Что для чего?»

Цель: уточнить представления детей о дарах природы и их использовании человеком.

Материалы: картинки полезных ископаемых (соль, песок, вода),картинки использования природных богатств человеком.

Описание: Ребенку предлагается подобрать пары картинок и объяснить свой выбор.

«Выбери правильное слово»

Цель: Развивать умение выделять один лишний предмет, опираясь на свойства объектов.

Ход игры. Детям предлагается набор слов, например: соль, трава, листья деревьев (определяем по цвету); камень, соль, песок, сахар (определяем по сыпучести) и так далее.

 «Угадай на вкус» 

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Ход игры. Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.

Задание:  «Угадай, какой вкус?»

Исследовательская  деятельность

Научи яйцо плавать 

Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

фокусы

фокусы

1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.

2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.

фокусы

фокусы

3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.

Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

 «Растворимость»

Возьмите 3 стакана с водой, сахар, соль, гречку и масло. Наполните стаканыводой и в каждый стакан насыпьте по ложке одного из веществ. Помешайте в каждойемкости ложкой и понаблюдайте с малышом за реакциями. В результате сахар и сольрастворятся, крупинки гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности.

«Эффект «Мертвого моря»

Понадобится мелкая соль, большая емкость, сырое яйцо и вода. Заполним посуду до половины водой, аккуратно опустим яйцо в воду – оно утонет и останется лежать на дне. Теперь достанем из воды яйцо, насыпаем порядка 10 чайных ложек соли(зависит от объема воды), размешиваем до полного растворения и снова погружаем яйцо в воду. На этот раз яйцо всплывет на поверхность.

 «Радуга из соли»

Понадобится мелкая соль,  гуашь, целлофановые пакеты.

Насыпаем 2-3 чайных ложки мелкой соли в пакет. Берем разведенные водой краски, начинаем переминать соль, слегка надавливая. Соль становится цветной. Высыпаем на картон, просушиваем. Берем прозрачную емкость насыпаем разноцветными слоями. Получается радуга.

«Незамерзающая соль»

Понадобится мелкая соль, 2 стакана теплой воды.  Берем 2 стакана, наливаем слегка теплую воду, в один стакан насыпаем 5-8чайных ложек соли, перемешиваем так, чтобы вся соль растворилась, второй стакан оставляем с водой. Убираем в морозильную камеру. Через несколько часов достаем. В стакане, в который насыпали соль, вода не замерзла, а во втором стакане – лёд.

Игровые упражнения

«Попади в цель»

Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках – мешочки с солью. По сигналу воспитателя дети бросают свои мешочки в круг. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг. По следующему сигналу дети поднимают мешочки. Игра продолжается. Дети бросают другой рукой.


«С мешочком на голове»

   Небольшой мешочек набивают солью и завязывают или зашивают. Вес мешочка (размером с детскую ладошку) 150-200г. Задача играющего от каждой команды – пройти с мешочком на голове 5 шагов, присесть, выпрямиться, повернуться кругом и вернуться обратно к команде! Выполнение оценивается в два очка.

Материалы для работы с родителями

C:\Users\user\Desktop\timthumb.jpg

С тех пор как человечество открыло ее для себя, постоянно идут споры о пользе и вреде соли, кто-то ее любит и восхваляет, а кто-то ругает и называет «белой смертью».

Полезные свойства соли

Соль состоит из ионов хлора и натрия. Ионы хлора учувствуют в синтезе соляной кислоты, содержащейся в желудочном соке, а ионы натрия, содержатся в костной, мышечной и нервной тканях, поддерживают нормальное функционирование этих органов. Кроме того, соль участвует в обменных процессах на межклеточном уровне, создавая давление между растворами различных концентраций, разделенных тонкой мембраной и получившем название осмотического. Это давление позволяет клеткам получать необходимые полезные вещества и удалять продукты жизнедеятельности. Недостаток соли ведет к нарушению функционирования всех систем организма, в которых участвуют ионы. Нехватка соли в организме может вызывать и дефицит веса, вследствие невозможности клетками тела удержать воду, (ведь основная составляющая тела человека – вода). Из этого становится очевидна польза соли при похудении, точнее сказать, польза отсутствия соли, ведь уменьшению массы тела способствует отсутствие соли в пище и выведение лишней жидкости из организма.

Переизбыток – также не польза, а вред соли, она задерживает вывод жидкости из организма, накапливающейся в жировых тканях, что вызывает отеки, а также, впоследствии, сказывается на работе почек и мочевыводящей системы. Злоупотребление солью вызывает повышение давления крови, что приводит к болезням сердца и кровеносной системы в целом. Соли натрия являются причиной развития заболеваний глаз. Привычка пересаливать пищу может вызвать деминерализацию костей – остеопороз, что ведет к частым переломам.

Польза и вред соли

В организме человека постоянно присутствует от 200 до 300 граммов соли. Считается, что суточные солевые потери составляют около 1 – 1,5 % от этого количества. Таким образом,чтобы восполнить запасы соли, человеку необходимо съедать от 2 до 6 граммов соли в сутки. Употребление более 20 граммов соли в сутки приведет к тому, что минимизируется вся польза, а вред соли выйдет на первый план. Кровь становится гуще, замедляется кровообращение, это усиливает нагрузку на сердце.

Польза и вред соли зависят исключительно от дозировки, в которой употребляется этот продукт. Поддержание нормального водно-солевого баланса – главная задача каждого человека, поэтому важно и нужно употреблять, то исключительно в рамках нормы. А вот принять в пищу смертельно опасную дозу, составляющую 3 грамма на килограмм массы тела, будет крайне проблематично.

Говоря о пользе соли нельзя не сказать о том, что соль – отличный консервант, обеспечивая многократное замедление развития патогенных микроорганизмов в пищевых продуктах, она является самым простым и недорогимсредством, обеспечивающим длительные сроки хранения этих продуктов.

Что же касается пользы соли и ее выбора, то лучше всего употреблять неочищенную морскую соль, в ней содержится масса различных полезных соединений, более 80 микроэлементов и около 200 важнейших химических соединений. Проходя обработку (термическую и химическую) морская соль превращается в поваренную, но при этом теряет практически все полезные соединения.

Польза соли неоценима не только в питательных целях, соль также широко применяется как наружное средство: при укусах насекомых (на место укуса накладывают солевую кашицу), для укрепления ногтей (руки погружают в солевую ванночку), для избавления от угревой сыпи (протирают лицо насыщенным раствором соли), при респираторных заболеваниях в качестве ингаляций и для полоскания горла.

КАК ВЫРАСТИТЬ КРИСТАЛЛ

ИЗ СОЛИ.C:\Users\user\Desktop\krist_06.jpg

Как вырастить кристалл

Выращивать кристаллы можно из самых различных веществ.  Для этого можно использовать сахар, соль, медь, и пр. Начните с поваренной соли, так как вырастить кристалл из соли наиболее просто.  У каждого дома есть каменная соль (иначе хлорид натрия NaCl). Также можно использовать любую другую соль: железный или медный купорос, квасцы, тиосульфат натрия.

Форму кристалла можно моделировать. Грани, смазанные вазелином, растут гораздо медленнее.

Если вы хотите получить цветные кристаллы, то используйте различающиеся по цвету соли. Краска,  добавленная в воду кристалл не окрасит, а раствор в результате испортится.

Как вырастить кристалл из соли NaCl

Кристаллы поваренной (каменной) соли —  бесцветные, полупрозрачные кубики. Понадобится: емкость для выращивания кристалла, кастрюля, соль, хлопчатобумажная нитка (на капроновой кристалл растет медленнее), запас терпения.

В емкость (стакан) налейте воды, желательно дистиллированной. Поставьте стакан в кастрюлю с теплой водой (до 60 оС) и добавьте в него соль. Когда соль раствориться (примерно через 5 мин), добавьте в стакан еще поваренной соли, пока она не перестанет растворяться и начнет оседать на дне. Насыщенный солевой раствор готов.  Для чистоты опыта желательно, чтобы раствор отстоялся в теплом месте в течении суток.

Процедите раствор, чтобы отфильтровать осадок. К нитке привяжите крупный кристаллик соли, и подвесьте его в стакане так, чтобы он не касался стенок и дна. Через несколько дней вы заметите рост кристалла. Чтобы ускорить образование кристалла, раз в неделю меняйте раствор.

Если выпадет осадок кристаллов, перелейте раствор и перенесите ваш кристалл.  На нитке тоже будут нарастать кристаллы, избежать этого никак нельзя. Если кристалл на нити растворился, значит у вас получился ненасыщенный раствор. Возможно, с самого начала вы положили мало соли, а, может быть, в квартире потеплело, и растворимость возросла. В таком случае добавьте соли и еще раз профильтруйте раствор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Эта удивительная соль» Занимательные опыты с солью

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают &la...

Конспект в подготовительной группе "Соль -друг или соль - враг?"

Конспект занятия по познавательному развитию...

НОД "Волшебная соль,свойства соли"

НОД проводится в детской экспериментальной лаборатории.Образовательная область- Познание...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

«Соль и его свойства. Рисуем солью»

laquo;Соль и его свойства. Рисуем солью»...