Экологическая тропа как необходимое условие полноценного экологического воспитания дошкольников
статья по окружающему миру на тему

Болховитина Елена Анатольевна

Статья раскрывает основные принципы организации экологической тропы в дошкольном учреждении, методы и приёмы работы с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологическая тропа как необходимое условие полноценного экологического воспитания дошкольников».

Дошкольный возраст – период интенсивного нравственного, физического, интеллектуального развития человека, начало формирования личности. Именно в этот период ребёнок получает первые знания о мире природы и своём месте в нём, у него формируется экологическое сознание, мышление, поведение.

Содержание экологического воспитания обозначено в ФГОС ДО как элемент социально-коммуникативного развития как «формирование основ безопасного поведения в природе», познавательного развития как «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира», их свойствах и отношениях, художественно-эстетического развития как «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания …мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру». (4, 6)

 Содержание экологического воспитания реализуется в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними). Вместе с тем педагоги – практики отмечают, что «в экологическом воспитании дошкольников предпочтительно применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного, моделирование явлений природы». (2, 3) В наибольшей мере удовлетворяет этим требованиям экологическая тропа детского сада. Правильно организованная экологическая тропа несёт в себе познавательную, просветительскую и предписывающую информацию. Познавательная – это сведения об объектах живой и неживой природы, разнообразии видов растений и животных. Просветительская – это роль растений и животных в экосистеме в целом. К предписывающей информации относятся лозунги, указатели, правила.

Экологическая тропа детского сада может проходить как по его территории, обычно по периметру, так и в природных условиях, или находиться в здании учреждения. При выборе маршрута приоритетным можно назвать – включение максимально возможного количества объектов, доступных для изучения ребёнком. Это деревья и кустарники, травянистые растения, муравейники, сад, огород, старые пни, клумба, искусственный водоём, мхи, кормушки для птиц и так далее.  Например: берёза, рябина, яблоня, сирень, шиповник, полянка одуванчиков, метеостанция, солдатики, ель, муравьиная тропа, грибное царство, альпийская горка и другие.

При составлении маршрута необходимо сначала тщательно обследовать территорию и выбрать наиболее интересные объекты, составить карту – схему маршрута, понятную и доступную детям, выбрать с ними «хозяина тропинки», изготовить таблички для всех точек маршрута, составить паспорт экологической тропы.

Хозяином тропинки может быть старичок – Лесовичок, дедушка Гриб Боровик, лесная фея, самый маленький гном, бабушка Яга и другие. Его изображение можно поместить на схеме маршрута, на табличках по ходу тропы, на письмах с заданиями, призовых волшебных сундучках с сюрпризами.  

На табличках желательно использовать схематические, символические изображения, которые можно придумать вместе с детьми, так же можно использовать цвет, чтобы акцентировать внимание на отдельных объектах, например, охраняемых растениях.

Паспорт экологической тропы должен содержать её схему и описание точек маршрута. Для каждой точки должны быть представлены биологические и экологические характеристики, фотографии и рисунки по сезонам, роль в жизни человека, художественное слово (пословицы и поговорки, стихи, считалки, загадки, песни), дидактические игры, опыты и эксперименты, рекомендации по работе с детьми на этом участке (например, фрагмент прогулки, беседа, проблемная ситуация) и работа с родителями по данной тематике. Так, точка тропы «Берёза» может содержать следующую информацию: биологические особенности этого вида деревьев, распространение и экологическое состояние, хозяйственное значение и применение, лечебные свойства; приметы, пословицы и поговорки, загадки и шутки о берёзе, обряды, стихи С Есенин «Берёза», В. Рождественский «Берёза», А. Фет «Печальная берёза»; русская народная песня «Во поле берёза стояла»; опыты: ориентировка по отдельно стоящему дереву, свойства бересты; игра «Гуляй, да присматривайся», «Берёзки»; консультация для родителей «Люблю берёзку русскую!».

Работа с дошкольниками на экологической тропе позволяет сделать обычные прогулки интересными, яркими, незабываемыми. В зависимости от цели можно посетить одну или несколько точек за раз, организовать экскурсию, развлечение или ограничиться наблюдением. Хорошо в течение года посещать одни и те же объекты регулярно для закрепления и уточнения представлений о росте растений, жизненных циклах насекомых, о сезонных изменениях в природе.

По итогам наблюдений дети могут передать свои впечатления в творческих работах. Это могут быть рисунки, аппликации, поделки из различных материалов, рассказы из опыта и тематические. Оригиналы работ или фотографии можно объединять в тематические альбомы, папки, так же они могут дополнять информацию о маршрутных точках экологической тропы. В последнее время популярны фотоотчёты, заметки «Вот, как мы живём», которые размещаются на стендах в детском саду, сайтах группы или доу.

Таким образом, экологическая тропа помогает использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения, знакомства с разными объектами природы, так же помогает удовлетворить природную детскую любознательность, даёт возможность наглядно обучать дошкольников правилам безопасного общения с природой, формировать чувства близости и единения с ней, заботы и бережного отношения.

   Следовательно, организация в ДОУ экологической тропы как развивающей природной среды – это необходимое условие полноценного экологического воспитания дошкольников.

Литература

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2009. – 190 с.

  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2010.-240 с.

  3. Машкова С.В., Суздалева Г.Н., Егорова Л.А. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2015. – 185 с.

  4. Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  1. Студенческая библиотека онлайн. Экологическая тропа, ее построение и использование в экологической работе с детьми. http://studbooks.net/1193465/pedagogika/ekologicheskaya_tropa_postroenie_ispolzovanie_ekologicheskoy_rabote_detmi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...

"ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Сборник методических материалов направлен на оказание помощи педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций МО ГО «Сыктывкар» в части организации экологического воспитани...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников»

Создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ - как средство экологического воспитания дошкольников»

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников» (развернутый план).

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...