Проект вторая младшая группа «Помоги зимующим птицам»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Анисимова Татьяна Викторовна

Проект вторая младшая группа «Помоги зимующим птицам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pomogi_zimuyushchim_ptitsam_.docx94.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект вторая младшая группа

«Помоги зимующим птицам»

Анисимова Т. В.

Срок реализации: краткосрочный (1 недели).

Вид проекта: практико - ориентированный.

Состав участников: групповой.

Взаимодействие: воспитатели, дети 3-4 лет, родители.

Актуальность

Ранней весной подкормка птиц – самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в первые месяцы весны гибнут именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете – птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц ранней весной от гибели.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Практическая значимость проекта

Данный проект является важным звеном экологического воспитания младших дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными.

Дети и взрослые подучают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив ее кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или синиц, слетающих на угощение. Таким образом, привлечение детей к природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Цель проекта: привлечение детей к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия «зимующие птицы», оказание помощи птицам в период ранней весны для сохранения количества особей и видового разнообразия городской орнитофауны, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения всему живому.

Задачи: 

  1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать представления о природе: расширять и закреплять знания детей о птицах, их внешнем виде, повадках, местах обитания.
  2. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
  3. Активизировать память и внимание детей, развивать логическое мышление.

Этапы проекта:

I этап: подготовительный

  • Обсуждение цели и задач с детьми, родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

 II этап: основной

  • Рассматривание иллюстраций на тему «Зимующие птицы».
  • Рисование в уголке ИЗО  по трафаретам птиц.
  • Чтение художественных произведений, стихов, загадок.
  • Дидактические игры: «Помоги воробью», «Угостим синичку», «Парные картинки», «Найди такую же картинку», «Мы - помощники»
  • Раскрашивание силуэтов птиц в уголке ИЗО.

  • Подвижные игры: «Гуси – лебеди»,  «Птички», «Гуленьки», «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот», «Веселый воробей», «Скворцы и кошка», «Где спрятался воробей?», «Филин и пташки».
  • Отображение своих впечатлений в рисунках и аппликации.
  • Разучивание пальчиковых игр «Десять птичек – стайка», «Скворечник», «Ищет птичка», «Четыре цапли», «Птички и ветер».
  • Организация и участие родителей в акции «Покорми птиц зимой», изготовление  кормушек  и оформление ресторана для птиц. Размещение кормушек на участке детского сада.
  • Просмотр мультфильмов, презентаций.

III этап: заключительный – обработка результатов по реализации проекта.

Ожидаемый результат

  • Дети умеют классифицировать зимующих и перелетных птиц.
  • Различают птиц по внешнему виду.
  • Узнают и называют зимующих птиц.
  • Испытывают потребность в оказании помощи птицам в холодное время года.
  • Развит интерес к живой природе.
  • Родители и дети станут активными участниками совместной деятельности.
  • Дети научать наблюдать, замечать интересные факты, делиться впечатлениями о жизни пернатых, бережно относиться к птицам.

Реализация проекта

Совместная деятельность педагога с детьми.

  1. Беседа: «Мы дружим с птицами». Презентации «Зимующие птицы 1,2»

Цель:  формировать представления у детей о зимующих птицах, учить правильно называть птиц (ворона, воробей, синичка, сова, дятел). Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе, отметить, как переживают птицы холода. Формировать у детей понятие "зимующие" птицы. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам.

  1. НОД – познавательное " Поможем птицам"

Цель: продолжать знакомить детей с жизнью птиц зимой, их повадками; дать детям  представление о видах питания зимующих птиц; развитие общей и мелкой моторики пальцев рук; развивать зрительное восприятие, координацию движений; развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок; воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

  1. НОД - рисование «Петушок – золотой гребешок»

Цель: продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями; Усилить познавательную активность детей. Активизировать речь детей, побуждая к высказываниям, повторению фольклорных текстов и звукоподражанию голосам домашних птиц. Воспитывать любовь к «братьям меньшим», эмоциональную отзывчивость. Продолжать развивать умение рисовать пальчиком на листе бумаги круглой формы точки — «зёрнышки», выполнять свою работу аккуратно.

  1. НОД  - ФЭМП « Зимний лес»

Цель: закрепить понятия: один, много, больше, меньше;  длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий. Цвет (красный, синий, зелёный, желтый) форма. Счёт до 3. Закрепить умение соотносить цифру с количеством. Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

  1. НОД - конструирование «Кормушка для зимующих птиц»

Цель: расширять представления детей о зимующих птицах, о том, как и что они едят суровой зимой. Учить детей строить по образцу домик-кормушку для птиц; анализировать образец, выделять его основные части (основание, стенки, крыша), объяснять их функциональное назначение. Учить строить кормушку-домик из трех видов строительного материала (кирпичик, треугольная призма, пластина); соединять детали по горизонтали и вертикали в вертикальной конструкции; правильно соединять части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения образца. Воспитывать любовь к «братьям меньшим», эмоциональную отзывчивость.

  1. Офтальмологическая пауза «Дятел», «Сова».

Цель. Снятие утомления с глаз.

  1. Самомассаж «Птичка»
  2. Утренняя гимнастика «Птичка»

Цель. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста. Доставить детям радость.

  1. Зарядка после дневного сна комплекс 1,2.
  2. Чтение. Знакомство с произведениями о птицах.

Цель. Воспитывать любовь и формировать доброе чуткое отношение к птицам через чтение детской литературы. Развивать умение находить книги о птицах по обложке и иллюстрации (М. Пришвин «Дятел»,  К. Ушинский «Петушок с семьей», Сказка «Петушок и лиса», Сказка «Лиса, заяц и петух», Сказка «Петушок и курочка», Сказка «Петушок и мышата», Загадки про птиц, пословицы, скороговорки.

11. Пальчиковые игры: «Десять птичек – стайка», «Скворечник», «Ищет птичка», «Четыре цапли», «Птички и ветер».

Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

12. Физкультурные минутки: «Птички в лесу», «Синички», «Страус», «Уточка»,  «Птички».

13. Подвижные игры: «Гуси – лебеди»,  «Птички», «Гуленьки», «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот», «Веселый воробей», «Скворцы и кошка», «Где спрятался воробей?», «Филин и пташки».

Цель. Учить выполнять имитационные движения, подражать движениям птиц.

14. Хороводные игры: «Дети и петух», «Мы по лесу идем», «Жаворонок», «Огородник и воробей».   

15. Дидактические игры:  «Помоги воробью», «Угостим синичку», «Парные картинки», «Найди такую же картинку», «Мы - помощники»

Цель. Закреплять правила игры и учить выполнять действия соответственно игровому правилу.

16. Досуг «День птиц»

Цель.

  1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру. 
  2. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром. 
  3. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Самостоятельная деятельность детей.

1. Игровая ситуация «Встреча гостей». 

Цель. Игра учит взаимоотношению в семье.

2. Мозаика «Картинка для Воробушка». 

Воспитатель стихотворением приглашает детей заняться мозаикой:

В детском саду у меня радость одна: коробка с мозаикой, стол да стул у окна.

Я из шариков узоры выкладываю, то цветок, то снежинку угадываю…(Э. Котляр)

Далее предлагает детям собрать картинку в подарок для Воробушка.

3. Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением зимующих птиц. 

4.Сюжетная игра «Воронята в гостях у ребят».

Дети сервируют стол – стелют скатерть, раскладывают салфетки, расставляют игрушечную чайную посуду).

5.  Игра «Подари подарок» (Дети читают стихотворения, поют песни для сороки).

6. Рисование «Зимующие птицы» по трафаретам.

Приложение 1

Беседа «Мы дружим с птицами»

Цели: формировать представления у детей о зимующих птицах, учить правильно называть птиц (ворона, воробей, синичка, сова, дятел). Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе, отметить, как переживают птицы холода. Формировать у детей понятие "зимующие" птицы. Воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к птицам.

Материал: игрушка – воробей, презентация «Птицы».

Ход.

Воспитатель. Ребята, идя утром на работу, я увидела, что на снегу сидит птичка, она так замерзала, что не стала от меня улетать. Я подошла и взяла ее в руки, посмотрите кого я принесла в группу. Кто знает, как называется эта птица?

Дети. Это воробей. А почему он вас не улетел?

Воспитатель. А мы сейчас узнаем, что с ним случилось. Воробушка, как так случилось, что ты сидел на тротуаре и не улетел от меня?

Воробей:

Я – веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен, и болтлив, и пуглив, чиф, чиф.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки,

Я хитер и шаловлив, суетлив. Чив, чив!

Дни мои зимою тяжки,

-Нет ни крошки, ни букашки,

Вот когда я молчалив, еле жив, чив, чив.

Холодно и голодно мне зимой, трудно мне добыть себе корма. Вот и сидел я на тротуаре, ждал, когда кто-нибудь насыпает хлебные крошки.

Воспитатель. Бедный ты наш, воробушек, а почему ты осенью не улетел в теплые края, там тепло и много еды?

Воробей: Я – зимующая птица, и живу в этих краях. И поэтому не улетаю в теплые страны.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете других зимующих птиц?

Дети: Сорока, голубь. 

Воспитатель. Давайте, сядем поудобнее и я вам расскажу о зимующих птицах (Показ презентации «Птицы»).

Воспитатель. Зимующие птицы – это птицы, которые могут найти себе корм в наших условиях даже зимой, поэтому они круглый год живут на одном и том же месте. Этим птицам сложно найти зимой корм, поэтому их нужно подкармливать сухими крошками, крупой, семечками, косточками от ягод. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Мы

можем соорудить кормушки, развесить их на деревьях нашего участка, насыпать корм, и тогда птицы будут нам очень благодарны. Я предлагаю вам вместе с родителями соорудить кормушки и мы их повесим на участке, позаботимся о пернатых друзьях.

А теперь, давайте превратимся в синичку и немножко поиграем.

Физкультминутка «Шустрые синички».

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель. Какие веселые синички. Ребята, мы сейчас с вами пойдем на прогулку и покормим нашего воробушка.

Воробей: Спасибо вам ребята, теперь мы будем знать куда прилетать и кормиться.

Итог:

Воспитатель: ребята, каких птиц вы знаете? Где птицы живут? Чем они питаются? Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края?

Приложение 2

Конспект НОД " Поможем птицам"

Цели:

  1. Продолжать знакомить детей с жизнью птиц зимой, их повадками;
  2. Дать детям  представление о видах питания зимующих птиц;
  3. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  4. Развивать зрительное восприятие, координацию движений;
  5. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  6. Сообразительность, в процессе отгадывания загадок;
  7. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

Предварительная работа:

• наблюдение за птицами во время прогулок;

• рассматривание дидактических картинок «Зимующие птицы»;

• дидактическая игра – разрезные картинки: « Назови птичку».

Ход занятия:

- Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку:

Замела дорожки, разукрасила окошки,

Радость детям подарила и на санках прокатила!

Какое же время года сейчас гостит у нас?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, зима. А как вы догадались, что пришла зима? (Дети перечисляют - стало холодно, выпал снег, деревья голые, лёд на реках).

Воспитатель: А давайте-ка мы сядем на коврик, закроем глазки и попробуем услышать песенку зимы в лесу.

( Звучит мелодия зимнего дня).

Дети, а почему такая скучная песенка птиц звучит?

Дети: Птичкам холодно, многие улетели в тёплые края.

Воспитатель: Да, зимой птицам холодно и голодно, поэтому некоторые улетели в тёплые края! С нами зимовать остались воробьи, синицы, вороны, голуби. Тяжело им в это время года, снег всё кругом засыпал, тяжело им искать себе корм. Посмотрите, я приготовила вам картинки, на которых изображены зимующие птицы. Я буду загадывать загадки, а вы отгадаете о какой птице эта загадка.

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна.

(Ворона)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

            Он появится опять. (Снегирь.)

Белые щечки -

Синяя птичка, Остренький клювик -

Собой невеличка. Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Воспитатель: Погуляем с вами по зимней полянке, становитесь, дети в круг, сейчас мы превратимся в птичек (одевают шапочки)

Физкультминутка.

На полянке мы гуляли

За природой наблюдали:

Как красиво все зимой,

Много здесь чудес для нас с тобой!

Вверх на небо поглядели,

К нам и птички прилетели,

Вокруг нас летали,

Крыльями махали!

В парке тихо и покой,

Ну а нам пора домой!

Воспитатель - Птички - ребята попрыгали, размялись, и захотелось птичкам покушать. Но мы ведь так и не разобрались, что любят, есть разные птицы. Летом и осенью синицы и воробьи питались жуками, кузнечиками, гусеницами. Но сейчас, зимой, жуки и кузнечики спят под двумя одеялами – осенним и зимним, не добраться до них. Зимой птицам холодно и голодно. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Кто может им по-

мочь зимой? (человек, птицы прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм).

Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов. К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо. Не богаты их корма! Горсть зерна нужна.

Горсть зерна – И не страшна. Будет им зима.

Воспитатель - Ребята, скажите, чем питаются птицы? (хлебом, крошками, семечками).

Воспитатель - Воробьи питаются зёрнышками, крошками, семечками. Синицы питаются зёрнышками, крошками, семенами, любимое их лакомство – сало. Снегири – питаются разными ягодами.

Воспитатель: Ребята, чем же мы можем помочь нашим зимующим птицам?

Дети: Покормить их.

Воспитатель: Да, я приготовила кормушку, посмотрите, какая она у нас. У меня есть семечки, зёрнышки, а синицы любят лакомиться салом, я и его приготовила. На прогулке мы с вами повесим кормушку, положим семечки в неё и будем ждать в гости всех птиц!

Воспитатель - Хотите послушать зимние песенки птиц?

Прослушивание аудиозаписи голосов зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, клест, ворона).

Воспитатель - Ребята, посмотрите внимательно на птичек и скажите, чем они все похожи? (у всех птиц есть туловище, голова, лапки, клюв, крылья, хвост, а тело покрыто перьями).

Воспитатель - Зачем птицам крылья? (летать). Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки). Зачем птицам клюв? (есть, пить) – демонстрация заводной игрушки – «птичка клюет зернышки»

Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?

Воспитатель - Правильно, воробей и синица поменьше, а снегирь и клест побольше. И по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. И повадки у птиц разные: воробьи любят сидеть на кустиках, клест - на еловых ветках, снегири на веточках рябины.

Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах.

Игра «Накорми птичку».

Воспитатель - Посмотрите внимательно, у нас на столе блюдца: с рябиной, хлебными крошками, семечками, шишкой. Я дам вам картинки с птицами, а вы должны назвать птичку и найти ей корм.

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»

Воспитатель - А теперь давайте потренируемся кормить птичек.

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям (то же левой рукой)

Галки да вороны

Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).

Итог занятия.

Воспитатель - Дети, вместе мы разобрались, что надо положить птицам в кормушку. Давайте положим корм в кормушку, а когда пойдем на прогулку – подвесим ее на вет

ку дерева для наших пернатых друзей (дети выкладывают корм из блюдечек в кормушку, а воспитатель в это время читает стихи про зимующих птиц).

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли! Синица, воробей-сосед

Будет вам зимой обед! Чтобы от разных насекомых. Сады цветущие не гибли зря,

Всегда, в любое время года. Будем птиц беречь, друзья!

Приложение 3

НОД - рисование «Петушок – золотой гребешок»

Цель:

Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями;

Усилить познавательную активность детей.

Активизировать речь детей, побуждая к высказываниям, повторению фольклорных текстов и звукоподражанию голосам домашних птиц.

Воспитывать любовь к «братьям меньшим», эмоциональную отзывчивость.

Продолжать развивать умение рисовать пальчиком на листе бумаги круглой формы точки — «зёрнышки», выполнять свою работу аккуратно.

Оборудование:

Игрушка — петух; цыплята; курица; гуашь жёлтого цвета, листы бумаги круглой формы — тарелочки, клеёнка, влажные салфетки для вытирания рук детей.

Предварительная работа:

Разучивание потешек: «Солнышко — вёдрышко, «Петушок — петушок», «Как у наших у ворот», «Ходит сон по хате»;

Разучивание подвижной игры «Цыплята» и закрепление её на прогулках;

Беседа с детьми о домашних птицах: петухе, курице, цыплятах.

Ход:

Воспитатель обращается к детям:

Золотое яблочко по небу катается,

Всем, всем улыбается.

А улыбка — то, лучи,

Очень — очень горячи!

— Что это, догадались? (показывает макет солнца)

— Правильно, это солнышко. Солнышко тёплое, ласковое. Расскажите мне песенку — потешку про то, как мы ждём солнышко, как мы ему рады.

Солнышко — вёдрышко, Выгляни в окошечко. Где твои детки? Сидят на запечке,

Лепёшки валяют, Тебя поджидают.

Воспитатель: — Скажите мне ребятки, кто вместе с солнышком встаёт, громко песенки поёт, деткам спать не даёт? (ответы детей)

— Конечно, это петушок. Посмотрите на петушка, вот он какой!

(Воспитатель показывает детям игрушку петушка)

— Какой петушок красивый! А как петушок песенку поёт? Ку – ка – ре - ку!

— Мы песенку — потешку про петушка знаем, спойте, пожалуйста.

Петушок — петушок. Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Деткам спать не даёшь.

Петушок: — Молодцы ребятки, какую хорошую песенку про меня вы спели.

Воспитатель: — Мы тебя петушок посадим на жёрдочку, ты посиди петушок, а ребятки тебе ещё про тебя песенку — потешку споют.

Как у наших у ворот, Петух зёрнышки клюёт, Петух зёрнышки клюёт, К себе курочек зовёт.

Петушок: — А где же моя курочка? Курочка иди ко мне. Не идёт курочка, не слышит меня. Ребятки помогите мне, позовите курочку, пусть она ко мне придёт.

— Курочка иди к нам!

Воспитатель выставляет к петушку курочку — игрушку.

Курочка: — Здравствуйте ребятки, здравствуй петушок.

Дети здороваются с курочкой.

Воспитатель: — А как тебя курочка звать?

Курочка: — Курочка — рябушечка.

Воспитатель обращается к курочке, читает потешку:

— Курочка — рябушечка. Куда ты ходила? — На речку. — Курочка — рябушечка

Зачем ходила? — За водой. — Курочка — рябушечка

Зачем тебе вода? — Цыпляток поить.  Они пить хотят На всю улицу пищат: Пи — пи — пи.

Воспитатель: — Ребятки, а вы хотите быть цыплятками? Поиграем с курочкой.

Проводится игра «Цыплята»

Вышла курочка гулять. Свежей травки пощипать, А за ней ребятки —

Жёлтые цыплятки. Съели толстого жука, Дождевого червяка, Выпили водицы

Полное корытце. Ко — ко, ко — ко, Не ходите далеко, Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Воспитатель: — А где же зёрнышки, нет, нигде не видно. А цыплятки есть хотят, на всю улицу пищат: «Пи — пи — пи». Петушок с курочкой тоже проголодались.

Надо всех угостить и цыплят, и курочку, и петушка, нарисуем для них зёрнышки на тарелочках и накормим.

Дети садятся за столы и рисуют гуашью на трафаретах — тарелочках приёмом «примакивания» пальцем «зёрнышки», рассматривают готовые работы, потом угощают цыплят, курочку с петушком.

Воспитатель: — Молодцы ребятки, накормили цыпляток, курочку и петушка. Все сытые.

Петушок: — Поклевали вкусные зёрнышки, которые вы им нарисовали, спасибо, очень вкусно было. Но мы устали, нам спать пора.

Воспитатель устанавливает петушка и курочку на жёрдочку, цыплят около них.

Воспитатель: — Поспите, а я колыбельную песенку вам спою, подпевайте мне ребятки, помогайте.

Ходит сон по хате, В сереньком халате, А слониха под окном —

В сарафане голубом. Баю — баю, баю — бай, Крепко глазки закрывай.

Воспитатель: — Уснул петушок, спит и курочка с цыплятками, и мы не будем им мешать, отойдём вот сюда.

Заключительная часть:

Воспитатель: — Ребятки кто у нас в гостях был?

А вы кем были, когда с курочкой играли?

Понравились вам гости?

Тогда не будем им мешать, пойдёмте на улицу гулять.

Приложение 4

Конспект НОД по ФЭМП «Зимний лес»

Цель

Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, длинный, короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий. Цвет (красный, синий, зелёный, желтый), форма. Счёт до 3. Закрепить умение соотносить цифру с количеством. Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Материал:

Дорожки из разноцветных геометрических фигур. Художественное слово (загадки, физические минутки). Музыка (Звуки леса). Игрушки сорока, ворона

Ход:

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это?

Дети: Это птица – сорока.

Воспитатель. Интересно, зачем она к нам прилетела?

- Здравствуйте мои дорогие друзья! Я и моя подружка – ворона Каркуша живем в городе. И захотела она проведать своих подруг – ворон, которые живут в лесу. Улетела Каркуша к ним неделю назад,  и не возвращается, может быть, она не может найти дорогу домой? Знаю, что вы очень добрые и всегда помогайте тем, кто в беде. Помогите и мне, пожалуйста,  найти Каркушу».

Воспитатель. Ребята, поможем Каркуше вернуться домой? (Да)

Воспитатель. Тогда, мы тоже сейчас отправимся с вами в зимний лес.

Воспитатель. Вот мы и пришли в зимний лес. Посмотрите, ребята, как красиво

в лесу. Вам нравится?

Дети: Да!

Воспитатель. А что это тут весит на веточке?

Воспитатель - Правильно – это кормушка. А для чего она нужна? (кормить птиц зимой)

Воспитатель - А разве не все птицы улетели в теплые края? Какие птицы остались? (воробей, сорока, ворона, синица, клест, снегирь)

Воспитатель - Ребята, но раз так много птиц осталось с нами зимовать, то почему они пролетают мимо и не садятся на кормушку? (в кормушке нет корма)

Воспитатель - Но я что-то не могу вспомнить, чем же питаются птички зимой?

(семечками, хлебными крошками, пшенном, салом).  А у меня как раз есть немного хлебных крошек, давайте насыплем в кормушку, покормим птичек, но я все ровно не вижу не одной птицы,  они наверно спрятались от нас, давайте отгадаем загадки и тогда увидим птичек:

(После того как дети отгадали загадку выставление картинки на фланелеграф)

1. Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает (воробей).

2. красногрудой, чернокрылый, любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине он появится опять (снегирь).

3. Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку. Как зовут ее? (синичка).

4. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым – Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом (клёст) .

Воспитатель - Ребята, чем отличаются эти птицы друг от друга?

Воспитатель - Правильно по окраске они разные: у снегиря грудка красная, а у синицы желтая. А теперь давайте пройдем за столы и покажем какие у птиц есть повадки. (На столе у ребят карточки с рисунками кормушки, кустика, рябины, еловой веточки) им

нужно посадить птичек на нужный рисунок. Например: Клест сидит на еловой веточки потому, что очень любит зернышки шишек и т. д.)

Воспитатель - Ребята, какие вы молодцы! Как много вы рассказали мне о птицах. Давайте отдохнем и попрыгаем как веселые и шустрые синички.

Физкультминутка «Шустрые синички».

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель. Ребята а посмотрите какие красивые деревья в лесу, березка, елочка, сосна. А какие бывают деревья по высоте?

Дети: Деревья бывают высокие и низкие (показ) .

Воспитатель. А, сколько стволов у дерева?

Дети: У дерева один ствол.

Воспитатель. А ствол у дерево, какой бывает по толщине?

Дети. : Ствол у дерево толстый и тонкий.

Воспитатель. А, сколько стволов у кустарника?

Дети: У кустарника много стволов.

Воспитатель. А стволы у кустарников, какие бывают по ширине?

Дети: Стволы у кустарников тонкие.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Ой, слышите, что это за шум? Наверно ветер поднимается. Ребята, а во время ветра деревья что делают?

Дети: Во время ветра деревья качаются, плачут, разговаривают, шепчутся, поют, ломает веточки.

Воспитатель. Давайте мы тоже как деревья покачаемся.

«Ветер сверху набежал,

Ветку дерево сломал- вввв.

Дул он долго, зло ворчал,

И деревья вся качал-фффф».

Воспитатель. Ну, а где же Каркуша? Ой, ребята, посмотрите, птичка - синичка что-то хочет нам сказать: «Найдите дорожки состоящие из геометрических фигур, самая короткая дорожка покажет путь, как найти Каркушу».

Воспитатель. А, сколько здесь дорожек мы видим, давайте сосчитаем? 1, 2, 3.

Дети.  Здесь 3 дорожки

Воспитатель. Какие эти по цвету дорожки?

Воспитатель. Какого цвета это дорожка? (красного). А какого цвета это дорожка? (зеленного). А какого цвета это дорожка? (синего). А как можно сказать одним цветом?

Дети: Разноцветные.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Скажите, из каких фигур состоит, красная дорожка? (Из кругов)

Воспитатель. Скажите, из каких фигур состоит, зелёная дорожка? (ответы детей треугольников)

Воспитатель. Скажите, из каких фигур состоит, синяя дорожка? (ответы детей квадратов). Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, чем отличается круг от треугольника?

Воспитатель. Молодцы, ребята. Давайте теперь поиграем.

«Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем, И на двух ногах поскачем»

Воспитатель. Ребята, про Каркушу совсем забыли. По какой дорожке мы

должны были пойти, чтобы найти ее?

Дети: Мы должны пойти по короткой дорожке.

Воспитатель.  А какая дорожка здесь самая короткая? (красная)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Ну, что ж, мы нашли дорожку, а теперь

давайте пройдём по дорожке и найдём Каркушу.

Воспитатель. А где же наша Каркуша? Давайте позовём её (ауууу, Каркуша )

Каркуша. Я здесь. Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуй, Каркуша.

Каркуша.  Ребята, помогите мне вернуться домой, я заблудилась в лесу.

Воспитатель. Конечно, Каркуша, мы тебя нашли и теперь можем возвращаться назад.

Каркуша. Спасибо, вам ребята.

Приложение 5

НОД по конструированию «Кормушка для зимующих птиц»

Цель: расширять представления детей о зимующих птицах, о том, как и что они едят суровой зимой. Учить детей строить по образцу домик-кормушку для птиц; анализировать образец, выделять его основные части (основание, стенки, крыша), объяснять их функциональное назначение. Учить строить кормушку-домик из трех видов строительного материала (кирпичик, треугольная призма, пластина); соединять детали по горизонтали и вертикали в вертикальной конструкции; правильно соединять части конструкции в целую постройку; зрительно контролировать правильность выполнения образца. Воспитывать любовь к «братьям меньшим», эмоциональную отзывчивость.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа на тему «Мы дружим с птицами», наблюдения за птицами на кормушке, рассматривание кормушки.

Демонстрационный и раздаточный материал: игрушка птички, картинки с изображением птиц и птичьих кормушек; кирпичики (2 шт.), треугольные призмы (2–3 шт.), тонкая пластина квадратной формы (1 шт.) или картонка для каждого ребенка.

Ход.

Воспитатель. Прилетела сегодня на участок птичка – невеличка. Прослышала она, что висят на деревьях кормушки с кормом. Да вот беда, подул сильный ветер и поломал все кормушки, как же быть? Ведь если птичка не покормиться, то может умереть. Как мы можем ей помочь?

Дети. Пойти на прогулку и покормить птиц. 

Воспитатель. А куда, мы будем насыпать корм? (В кормушку).

Затем воспитатель рассказывает, что едят птицы, как им трудно приходится холод-ной зимой, показывает картинки с изображениями птичьих кормушек, предлагает детям сделать самим такие кормушки.

Вопросы к детям:

— Что едят птички? (Зернышки, семечки, хлебные крошки.)

— Как они едят? (Они клюют.)

— Чем они клюют корм? (Клювом.)

Воспитатель показывает детям образец конструкции домика-кормушки (из двух кирпичиков и двух призм), предлагает его внимательно рассмотреть: выделить основные части кормушки (боковые и верхние) и выбрать необходимые детали строительного мате-риала для конструирования каждой из них, объясняет способы соединения деталей в вер-тикальной конструкции.

Воспитатель. Вопросы к детям при рассматривании образца:

— Что это? (Кормушка.) — Что есть у кормушки? — Сколько стенок у кормушки?

— Из чего построены стенки? — С чего надо начинать строить? — Этот кирпичик стоит или лежит? — Как надо ставить кирпичики? На широкую или узкую сторону?

Воспитатель строит кормушку для птиц, поясняя: «Главное — нужно правильно расположить кирпичики-стенки. Один кирпичик следует точно поставить напротив другого. Сверху на стенки надо осторожно положить одну призму (крышу), затем — другую призму (вторую часть крыши)». Воспитатель учит аккуратно работать с деталями строительного материала. «А теперь постройте такие же кормушки, как у меня».

Физкультминутка «Птички»

Птички в гнездышке сидят, И на улицу глядят.

Погулять они хотят, И тихонько все летят. (Дети «разлетаются» - машут руками, как крыльями.)

Самостоятельная работа детей. 

Вопросы к детям в ходе работы:

— Возьмите такой кирпичик. Покажите мне. Какой это кирпичик? (Длинный.)

— Ты положил или поставил кирпичик (крышу)? — Ты аккуратно положил крышу? — Ты поставил кирпичики напротив друг друга? — Что у тебя получилось? — Получилась кормушка? — Что ты возьмешь? (Кирпичик, крышу.) — Ты положишь или поставишь кирпичик? — На что ты кладешь крышу? (На кирпичики.)— Где у кормушки стенки?

В конце работы воспитатель хвалит всех детей.

Вопросы к детям:

— Посмотрите, какие домики-кормушки у нас получились.

— Сколько кормушек у нас получилось? (Много.)

Приложение 6

Офтальмологическая пауза «Дятел».

Цель. Снятие утомления с глаз.

Белка дятла поджидала,  (Перемещают взгляд вправо-влево)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри, (Глазами смотрят вверх-вниз)

Вот орехи-1, 2, 3.

Пообедал дятел с белкой, (Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем)

И пошёл играть в горелки.

Офтальмологическая пауза «Сова».

Ва-ва-ва –

Сидит на дереве сова.

(Вытягивают перед собой указательный палец и фокусируют взгляд на нем. Прослеживают взглядом движение пальца вправо-влево; вверх-вниз)

Ву-ву-ву – Сегодня рисовали мы сову.

Вы-вы-вы – Есть птенцы у совы.(Рисуют пальцем в воздухе и прослеживают движение взглядом).

        

Приложение 7

Самомассаж «Птичка»

Птичка веток набрала (2 раза). Крепко гнездышко свила, И снесла яичко.

Умница – синичка, Ты яичко покатай, Но из рук не выпускай,

Очень хрупкое оно, Так у птиц заведено.

Дети касаются мячиком каждого пальца правой руки, затем левой руки. Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»). Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, влево-вправо между ладонями.

Приложение 8

Утренняя гимнастика «Птичка»

Ходьба 1-1/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

  • Поднимание рук в стороны до уровня плеч. Взрослый говорит: «Поиграем в птичек, поднимем руки и покажем, как птички машут крылышками». Ребенок, подражая, машет несколько раз кистями рук и опускает руки вниз со звуком «пи-и-и». Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Приседание с постукиванием пальцами о колени («птички клюют») Взрослый говорит: «Птички захотели поесть, они присели и клюют зернышки. Теперь встанем и спрячем руки за спину». Подражая, ребенок, присев на корточки, постукивают пальцами о колени, пригнув немного голову вниз; потом встает и прячет руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Подпрыгивание. Взрослый говорит: «Птички поели и радостно запрыгали». Подражая, ребенок, держа руки на поясе, подпрыгивает обеими ногами несколько раз. Упражнение выполняется 4-6 раз.
  • Бег на носках и помахивание кистями поднятых в стороны рук в течение 10-15 секунд. Взрослый  говорит: «Птички подняли крылышки и полетели. Летят быстро - быстро». Заключительная ходьба в течение 1/2 - 1 минуты.

Приложение 9

Зарядка после дневного сна

Комплекс 1

I. Разминка в постели. Самомассаж.

  1. Повороты головы, вправо, влево.
  2. Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.
  3. Разведение и сгибание рук.

II. «Мишка» - руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу.

Мишка косолапый по лесу идёт

Шишки собирает и в карман кладёт

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб

Мишка рассердился и ногою топ

Больше я не буду шишки собирать

Сяду на машину и поеду спать.

III. «Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.

IV. «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову – Ку – ка – ре – ку.

На болоте нет дорог,

Я по кочкам скок да скок.

Комплекс 2

1. «Обезьянки рвут бананы»

И. п. – лёжа на спине, руки согнуты в локтях перед грудью.

Поочередное выпрямление рук вперед (3 – 4 раза)

2. «Бегемотики греют животики»

И.п. - лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища (греем животик)

Перевернуться на живот – греем спинку, вернуться в И.п.(3 – 4 р)

3. «Жуки»

И.п. – лёжа на спине.

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему поможет. (Активные движения руками и ногами)

II. «Птичка»

На березу птичка села (приседание, руки к коленям)

Головою повертела (поворот головы вправо – влево)

Для Федота песню спела

И обратно улетела (встают, машут руками)

На кровати спит Федот (приседание, руки под щеку)

Просыпается, встаёт (потягиваются, выпрямляются)

Встав с утра в своей кроватке,

Приступает он к зарядке 1.2,3.4,5,

Ноги шире, руки выше, влево, вправо поворот

Наклон назад, наклон вперед.

Дыхательная гимнастика

“Птичка”

Птичка крылышками замахала - вдох и тихонько пропищала “пи-пи-пи” - выдох. З-4 раза.

“Петух”

Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.

И.п. - стоя, ноги расставлены. 1 - поднять руки в стороны - вдох; 2 - хлопать руками по бедрам, произнести звук “ку-ка-ре-ку” – выдох (4 раза).

Оздоровительные упражнения для горла

“Ворона”

Села ворона на забор и решила завлечь всех прекрасной песней. Дети произносят протяжно “ка-а-а-а-а-р” (5-б раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать

беззвучно с широко открытым ртом (5-б раз).

Приложение 10

Художественные произведения для чтения детям

Показ русской народной сказки «Петушок и лиса» на фланелеграфе

Цель. Дать наглядное представление о сюжете сказки «Петушок и лиса»; способствовать эмоциональному восприятию сказки.

Рассказывание русской народной сказки «Лиса, заяц и петух»

Цель. Вызвать эмоциональный отклик при чтении художественного произведения, учить внимательно, следить за ходом развертывания событий. Побуждать к высказываниям о героях сказки, отвечая на вопросы: «Кто вам больше понравился?», «Почему вам понравился петушок?» и т.п.

Стихотворения

Воробьи

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки,
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют,
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

Петушок

Носит важно петушок
Яркий красный гребешок.
Раньше всех встаёт с утра.
Всем кричит: — Вставать пора!
Кукарекает, поёт,
Спать селу мешает.
На работу всех зовёт.
Утро пробуждает.

Дятел

В чаще слышится тук-тук,
Значит с деревом недуг.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу дятел.

Гусь

Гусь купил себе гармошку,
но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
по-гусиному шипела.

Загадки

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю,

 — Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый… (Воробей)

В холодный день среди ветвей

Стол накрыт для гостей.

Избушка новая,

Для всех столовая,

Зовёт обедать,

Крошек отведать.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)   

           

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой. (Дятел)

Белые щечки, синяя птичка.

Остренький клювик, собой невеличка,

Желтая грудка-это… (Синичка)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (Снегири)

Угадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

Н

Народные  пословицы

Журавль летит высоко, видит далеко.

Не сули журавля в небе, дай синицу в руки.

Воробей мал, да удал.

Где воробью ни летать, а всё дома ночевать.

Старого воробья на мякине не проведёшь,

Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

Скороговорка.                           

Прилетела к нам сорока                    

У неё два белых бока.                       

Чёрный хвостик и спина.                   

Голова и та черна.                               

Приложение 11

Пальчиковые игры

«Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка:

Это птичка – соловей, эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Это птичка – свиристель, это птичка – коростель,

Это птичка – скворушка, серенькое пёрышко,

Это – зяблик, это – стриж, это – развесёлый чиж…

Ну, а это – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

 (Дети хлопают в ладоши, показывают две открытые ладошки, затем сжимают в кулачки, и поочерёдно поднимают пальчики, называя каждую птичку, начиная с мизинца.)

«Скворечник»

Ладошки вертикально поставлены друг против друга, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
          Скворец в скворечнике живет,

 И песню звонкую поет.

"Ищет птичка"

Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.
          Ищет птичка и в траве, И на ветках, и в листве,   Смена рук. И среди больших лугов 
         Мух, червей, слепней, жуков! 

«Четыре цапли»

Четыре длинных цапли    (шагать руками в воздухе)

Выходят на охоту,            (руки «клювиками»)

А дождик по болоту          (поднять ладошки вверх)

Кап, кап, кап.                    (пальцами по ладони стучат)

Идут четыре цапли            (шагать руками в воздухе)

И стряхивают капли,         («стряхивать» с себя)

А клювы звонко щелкают   (раскрывать и закрывать «клювики»)

Приложение 12

Физкультурные минутки

                 «Синички»

Руки в “крылышки” сложили

              Как синички походили.

(Ходьба на пятках, руки в “крылышках”, локти прижаты к туловищу, лопатки соединены)

«Страус»

Ноги страус так легко. Поднимает высоко!

Идём по-страусиному –

Ножки будут сильными!

«Ходьба с высоким подниманием колен, руки за спину, держим спину ровно»

«Уточка»

Я сейчас как уточка

Похожу минуточку.

Спинку ровно я держу

Быть красивым я хочу.

«Ходьба в полуприседе, руки на коленях, спина прямая»

Птички в лесу»

Мы по лесу гуляли

За природой наблюдали:

Как красив зимою лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Вверх на небо поглядели,

К нам птички прилетели,

Вокруг нас летали,

Крыльями махали!

В лесу тихо и покой,

Ну а нам пора домой!

Приложение 13

Подвижные игры

 «Птички»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Хлопают в ладоши.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда! » дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Игра малой подвижности «Гуленьки»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:

Ой, люли, люли, люленьки!

Прилетели к нам гуленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произносит:

Они стали ворковать,

Ване спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит:

Первая гуля говорит:

«Надо кашкой накормить».

Дети имитируют еду ложкой.

А вторая говорит:

«Ване спать надо велеть».

Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.

А третья гуля говорит:

«Погулять надо сходить».

Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.

 «Птички в гнездышках»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1—1, 3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички — Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке.

Педагог говорит: «Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите! Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии».

Все птички должны занять свои гнезда.

Примечания. 1. На этапе разучивания игры можно в каждое из гнездышек поставить по зрительному ориентиру (кубик, кеглю и др. красного, желтого, синего или зеленого цвета).

2. При повторении игры можно предложить детям выпрыгивать из кругов на двух ногах, а не перешагивать через линию.

3. Педагогу необходимо дозировать двигательную активность (бег) и отдых детей.

 «Воробышки и кот»

Инвентарь: маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3, 5—4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4—5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии — это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:

Вылетайте из гнездышек,

воробышки!

Поклюйте зернышек,

воробышки!

Быстро летайте,

Крыльями махайте!

Раз-два, раз-два,

Крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны — воробышки расправляют крылышки, — разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка про

сыпается, произнося «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.

Примечания. 1. Пойманные воробышки не пропускают повторений игры, они вновь встают вместе с остальными детьми, занимают свои гнездышки.

2. На роль кошки педагог назначает более активных детей, меняя водящего при каждом повторении игры.

3. Напомнить детям, что, спасаясь от кошки, они должны убегать за противоположную линию, а не за ту, за которой они стояли первоначально.

 «Веселый воробей»

Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

Воробей с березы Прыгают на двух ногах, руки вниз.

На дорогу прыг!

Больше нет мороза — Хлопают в ладоши.

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке.  Выполняют наклоны влево-вправо,

Быстрый ручеек, руки на пояс.

И не зябнут лапки — Прыгают на двух ногах, руки вниз.

Скок-скок-скок!

Высохнут овражки — Хлопают в ладоши.

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки — Выполняют «пружинку», руки на

Чик-чирик! пояс.

 Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10—15 см).

Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит:

Скачет шустрый воробей Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,  Над землею полетал, На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел! Вас прошу, мои друзья, Вы найдите воробья!

После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

 «Скворцы и кошка»

Выбираются 3—4 ребенка — «скворца», один ребенок — «кошка». На всех надеты соответствующие маски-шапочки. Остальные дети по 3—4 человека берутся за руки, образуют круги — «скворечники». В каждом размещаются по 1—2 «скворца». «Кошка» находится в стороне. Под легкую веселую музыку «скворцы» бегают по залу врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы»

прячутся в скворечниках, в которых может находиться не более 2-х «скворцов». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется 3—4 раза.

«Филин и пташки»

Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.

На сигнал «Филин! » все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей,

синица, журавль и т. д). Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т. д.). Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.

«Гуси – лебеди» 

На одной стороне зала (площадки) обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово (примерно на середине зала), в котором живет волк, остальное место – луг. Выбираются дети, исполняющие роль волка и пастуха, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

     Пастух: Гуси, гуси!

     Гуси: (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!

     Пастух: Есть хотите?

     Гуси: Да, да, да!

     Пастух: Так летите!

     Гуси: Нам нельзя:

     Серый волк под горой

     Не пускает нас домой.

     Пастух: Так летите, как хотите,

     Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья (расставив руки в стороны), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (запятнать). Пойманные гуси идут в логово. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных волком гусей. Затем выбираются новые водящие – волк и пастух.

Приложение 14

Хороводные игры

«Мы по лесу идем»

Возьмитесь за руки и ходите по кругу:
Мы по лесу идем, 
Птичек найдем.
Дятла громко позовем:
«Ау-ау-ау!» 
Никто не откликается, 
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»

«Жаворонок» 

Цели и задачи:

 - развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей;

воспитывать желание выразительно двигаться;  быть аккуратным в движениях и перемещениях.

- содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности.

-  формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение эмоционально – положительно реагировать на просьбы и требования взрослого, на необходимость регулировать своё поведение; формировать умение поддерживать речевое общение.

В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве: Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год!

По считалке выбирается «жаворонок». Он выходит в середину круга, который образуют дети. В руках у него колокольчик. С началом стихотворения жаворонок бегает по

кругу. С концом стихотворения дети закрывают глаза. Жаворонок бежит за кругом, позванивая колокольчиком, затем дает его в руки кого-либо из детей.

По сигналу ведущего дети открывают глаза. Жаворонок называет имя того, кто будет искать колокольчик. Названный ребенок по звону узнает, у кого спрятан колокольчик. Когда

дети освоят игру, ее можно усложнить. Жаворонок прячет 2 или 3 колокольчика. Искать их предлагается одному ребенку. Игра повторяется с другими участниками.

«Дети и петух»

Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры.

Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций.

Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:

«Петушок - петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка

Шелкова бородушка. Что так рано встаешь? Детям спать не даешь?»

После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук.  «Петух»  кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

Приложение 15

Дидактические игры

«Помоги воробью»

Собирать целую картинку из частей. Воспитание внимания, настойчивости в выполнении задачи.

Материал: картинка воробья, разделенная на части (от 3 до 4 частей).

Правила игры: каждый ребенок складывает из частей целую картинку воробья.

Игровое действие: складывание картинок.

Содержание: играющие складывают из 3-4 частей целую картинку и рассказывают, что получилось.

Роль воспитателя: воспитатель подбирает картинки воробьев. Вначале учит их умению складывать из частей изображение целого воробья, добиваясь постепенно самостоятельности детей.

«Угостим синичку»

Дидактическая задача. Знакомство с окружающим. Закрепление названий действий. Воспитание настойчивости, внимания.

Материал: картинки с изображением продуктов и лакомства синички.

Правила игры: каждый ребенок отбирает те картинке, где изображено то, что любит синичка и называет «угощение».

Игровое действие: отбор картинок.

Содержание: детям даются картинки, на которых нарисованы лакомства синички и другие продукты. Ребенок среди всех картинок должен отобрать те, которые подойдут для угощения синички.

Роль воспитателя. Роль воспитателя – создать игровую ситуацию, заинтересовать детей в выполнении задания. Подобрать картинки.

«Парные картинки»

Дидактическая задача. Знакомство с окружающим. Закрепление словаря и развитие речи. Воспитание внимания.

Материал: картинки с изображение действий сороки.

Правила игры: Из определенного количества разложенных карточек каждый ребенок должен подобрать две одинаковые.

Игровое действие: Подбор пар.

Содержание: Играющие подбирают пары по сходству действий (скачет, летает, вьет гнездо). Называет действие, а затем говорят, чем они похожи.

Роль воспитателя. Воспитатель подбирает картинки с изображением действий сороки.

«Найди такую же картинку»

Дидактическая задача. Закреплять умение соотносить изображение с образцом. Воспитание внимания, самостоятельности, речи.

Материал:

Правила игры: Найди картинку по образцу.

Игровое действие. Отыскивание картинок.

Содержание: На доске на расстоянии друг от друга прикреплены картинки с изображением голубей. Каждый ребенок получает одну картинку. Воспитатель предлагает детям побегать по группе и по сигналу подойти к доске и отыскать картинку такую же, как у него.

Роль воспитателя. Воспитатель подбирает картинки в соответствии с содержанием игры. Детей застенчивых, молчаливых активизируют рассказать о выполненном задании в игре.

«Мы - помощники»

Дидактическая задача. Закрепление знаний геометрических форм и их названий. Воспитание внимания, сосредоточенности.

Материал: картинки с изображение сов и ковриков, на которых пустое место в виде геометрической формы.

Правила игры: Из определенного количества разложенных геометрических форм каждый ребенок должен подобрать ту, которая подойдет к  фигуре на ковре.

Игровое правило: отыскивание геометрических форм.

Содержание: детям раздаются карточки, на которых изображена сова и вырезанная геометрическая фигура. Такие же фигуры выложены на столе. Играющие подбирают геометрическую форму по размеру и цвету, накладывают ее на ковер так, чтобы закрыть белую фигуру на ковре. Ковер должен получиться целым.

Роль воспитателя. Воспитатель готовит карточки с совами и вырезает на них геометрические фигуры, такие же фигуры вырезает отдельно. Подбирает такие геометрические формы, которые знакомы детям, а потом добавляет по одной карточке с фигурой малоизвестной детям, объясняя ее название.

Усложнение: коврики и геометрические фигуры могут быть разных цветов. Тогда дети в игре закрепляют еще и цвет.

Приложение 16

Досуг «День птиц»

Цель.

1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру. 
2.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром. 
3. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".

Дети под музыку «Цып-цып мои цыплятки»  входят в зал и рассаживаются на места.

Ведущий: 

Ребята, сегодня необычный праздник. Мы с вами собрались сегодня отметить приход весны и прилет птиц из теплых краев. У нас стало теплее, согрелся воздух, земля. Птицы очень долго добирались назад. Много километров пришлось им преодолеть, чтоб вернуться домой. Теперь они начнут обживаться и радовать нас своим пением.

 - Кораблики по лужицам бегут, бегут, бегут,

И травка зеленеет везде: и там и тут. Теплу и солнцу рады. Березка и сосна,

Домой вернулись птицы, Домой пришла весна.

«Домашние и дикие птицы»

- Ребята, а каких птиц вы знаете?   - ответы детей.

- Молодцы! Ребята, а вы знаете, что птицы бывают дикие и домашние?  - Назовите домашних птиц.

- А теперь диких  -  ответы детей.

Конкурс загадок.

– А загадки вы отгадывать умеете?

Распускает хвост павлином, 
Ходит важным господином, 
По земле ногами - стук, 
Как зовут его - ... (индюк)

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (курица)

Встает на заре, 
Поет во дворе, 
На голове гребешок. 
Кто же это?- (петушок)

Птички на деревья сели, 
Посчитай-ка: раз, два, три… 
На зимовку прилетели 
С красной грудкой ... (снегири)

Непоседа пестрая, 
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая. 
Вещунья белобока, 
А зовут ее ...(сорока)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, боюсь, Кто это?…
(Гусь)

Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…
(Воробей)

Игра «Прилетели птицы»

Ведущий: - А теперь давайте поиграем, я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, топайте ногами. Начали!

Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и слоны….

Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…

Прилетели птицы, голуби, синицы, кролики…

Прилетели птицы, голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, яркие хлопушки…

Прилетели птицы, голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты. Кукушки, и даже совы - сплюшки! Лебеди и утки…и спасибо шутке!

 «Танец маленьких утят»

– Ребята, а как курочка зовёт своих деток?- ко-ко-ко….

- А уточка?- кря-кря

- Вставайте все в круг и давайте потанцуем!!!!

Звучит музыка «Танец маленьких утят», дети танцуют.

- Наш праздник закончен, вы все молодцы! До свиданья!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим миром и с нетрадиционной техникой рисования во второй младшей группе. Тема «Зимующие птицы».

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим миром и с нетрадиционной техникой рисования во второй младшей  группе. Тема «Зимующие птицы».    Ин...

Конспект занятия по природному миру во второй младшей группе Тема: «Зимующие птицы »

Конспект занятия по природному миру  во второй младшей группе Тема: «Зимующие птицы »...

Познавательный проект «Зимующие птицы» во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Зимующие птицы»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.Зад...

Календарно - тематическое планирование во второй младшей группе. Тема: Зимующие птицы

Календарно - тематическое планирование во второй младшей группе. Тема: Зимующие птицы....

Экологический проект во второй младшей группе Тема: «Зимующие птицы Урала»

Цель проектной деятельности – развитие свободной творческой личности ребенка....

Конспект НОД по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Помогаем птицам пережить зимнюю стужу» Волобуева Е.А.

Цель: Создать условия для расширения и обогащения знаний детей о зимующих птицах нашего города.Задачи:- Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих п...