Экологический проект "Путешествие капельки"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федорова Дарья Александровна

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_kapelki.doc363 КБ

Предварительный просмотр:

Ярославль


Продолжительность проекта:1 неделя

Тип проекта: исследовательски-познавательный

Авторы проекта: Федорова Д.А.

Участники проекта: дети группы №7, воспитатель, родители

Возраст детей: 5 лет

Актуальность проекта:

     В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками.

     Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

Цель проекта:

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

Задачи проекта:

- для детей:

Образовательные:

-Формировать представление о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

-формировать словарный запас детей, общеречевые навыки, грамматический строй речи, связную речь в процессе проектной деятельности дошкольников.

Воспитательные:

-Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).

-Воспитать у детей бережное отношение к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

Развивающие:

-Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.

-Развивать познавательные способности детей в исследовательской деятельности;

-развивать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

- для педагогов:

формирование проектной культур

- для родителей:

*включение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

*включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: квест-игра

Название итогового мероприятия проекта: «В поисках чистой воды»

Продукты проекта:

- для детей

  • Лепка из соленого теста «Капелька»
  • Оригами «Кит»
  • Рисование памятки - напоминания "Помыл руки плотно закрой кран»
  • Коллективное рисование «Аквариум»

- для педагогов

*презентация проекта.

- для родителей

*создание Лэп-буков «Бережем воду»

*Рисунок «Для чего нужна вода»

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей:

*приобретение новых знаний о том, как и зачем надо беречь воду;

*умение решать предложенные задачи в совместной деятельности;

*желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;

*проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);

*овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;

*стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая).

- для педагогов

  • формирование проектной культуры.

- для родителей

  • установление эмоционального контакта с детьми.

Этапы реализации проекта

«Путешествие капельки»

I этап - подготовительный

Участники проекта

Задачи этапа

Средства решения, мероприятия

Дети

Выявить уровень знаний детей о бережном отношении к воде

Обсуждение проблемы, вживание в игровую ситуацию.

Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

Что мы знаем о воде?
Что дождь и град – это вода. Что в воде живут рыбы.

Что мы хотим узнать?

Кому нужна вода?

Как мы можем сберечь воду?

Для чего необходимо беречь воду? Какие эксперименты можно провести с водой?

Что для этого необходимо сделать?

Обратиться за информацией к разным источникам.

Разработать проект.

Родители

Познакомить со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей.

Пополнение предметно-пространственной среду по экспериментальной деятельности. Создание Лэпбука «Бережем воду».

II этап – основной

Понедельник: Кому нужна вода?

Дети

  • Презентация «Кому нужна вода?»
  • Подвижные игры на прогулке «Невод», «Карусели»
  • Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»
  • Дыхательная гимнастика «Водолаз», «Насос»
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

  • Д/игра “Разноцветные капельки»

Родители

Консультация для родителей «Эксперименты с водой дома».

Вторник: Свойства воды

Дети

  • Беседа «Удивительные свойства Капельки»
  • Рисование памятки - напоминания "Помыл руки плотно закрой кран»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
  • Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»
  • Оригами «Кит»

Родители

Создание лэпбука «Бережем воду»

Среда: Где встречаем воду?

Дети

  • Презентация «Где встречаем воду»
  • Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».
  • Коллективное рисование «Аквариум»
  • Чтение стихотворения Е. Инкона «Сказочка о капельке»
  • Прослушивание аудиозаписей «Музыка  дождя», «Шум моря», «Звонкий ручей».
  • Подвижные игры: «Удочка», «Лягушки и цапля»,
  • Экспериментальная деятельность «Как растения пью воду»

Родители

Четверг: Круговорот воды в природе

Дети

  • Просмотр развивающего мультфильма «Спроси у Альберта.
  • Лепка из соленого теста «Капелька»
  • Круговорот воды в природе».
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Моделирование «Круговорот воды в природе»
  • Подвижные игры: «Удочка», «Лягушки и цапля», «Море волнуется», «Водяной».

Родители

Консультация для родителей

«Питьевая вода и здоровье ребенка»

Пятница:В поисках чистой воды.

Дети

Дидактическая игра: «Зверь рыба, птица, небылица».

Подвижная игра «Караси и карпы»

Б.Заходер «Что случилось с водой»

Родители

III этап – заключительный

Дети

Формировать навыки бережного отношения к воде.

Закрепить представления детей о воде и ее свойствах

Квест-игра «В поисках чистой воды»

Родители

Включать родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Приложения

Приложение 1

Понедельник

Дидактическая игра: «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепить знания о воде, о водоёмах и их обитателях.

Дети садятся в круг. Воспитатель объясняет им, что сейчас они будутобрывать лепестки у ромашки, на этих лепестках написаны вопросы. Игрок получают фишку за правильный ответ. Кто больше наберёт фишек, тот побеждает. Вопросы на лепестках ромашки:

1.Что такое вода? (Жидкость)

  1. Где встречается вода? (В ручейке, реке, озере, океане, море, кране)

3. Какая бывает вода? (Прозрачная, безвкусная, жидкая, без запаха,без формы, тёплая, холодная, горячая, кипяток, пресная, солёная, без цвета).

4. Кто живёт в реках и озёрах? (Сом, щука, окунь, карась, лещ, налим, лягушка, рак, язь, плотва, ерши и т.д.)

5. Кто живёт в океанах и морях? (Киты, дельфины, моржи, тюлени, кашалоты, скаты, морские коньки, морские звёзды, кораллы, рыба-молот, сельдь, треска, осьминоги, рыба-пила и т.д.)

  1. Что растёт в воде? (Кувшинки, водяные лилии, камыш, рогоз, ряска, осот и т.д.)
  2. Всегда ли вода одинаковая? (Нет, она бывает разная. Это снег, дождь, ливень, роса, снегопад, пурга, лёд, половодье, лужи, иней, сосульки, пар).
  3. Для чего человеку нужна вода? (Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать бельё, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных).
  4. Кому нужна вода? (Человеку, животным, растениям, всему живому на Земле).
  5. Почему воду надо беречь? (Пресной воды на планете очень мало, а без неё не возможна жизнь ни человека, ни растений, ни животных).

Подвижные игры

Невод

Задача игры: помочь освоиться с сопротивлением воды.

Описание. Играющие (рыбы) располагаются в ограниченном пространстве. Двое рыбаков, взявшись за руки, по сигналу преподавателя бегут за рыбкой, стараясь окружить ее. Каждая пойманная рыбка включается в цепь рыбаков. Так постепенно составляется невод. Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены.

Правила. нельзя ловить рыбу разорванным неводом. Нельзя толкаться, топить друг друга, хватать за руки, туловище.

Методические указания. Водящих назначает преподаватель. Пойманный последним является самой быстрой рыбкой.

Карусели (2 вариант)

Задача игры: приучить детей двигаться по кругу, не бояться воды.

Описание. Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу преподавателя они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с преподавателем дети произносят:

                                 Еле-еле, еле-еле закружились карусели,

А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом!

Дети бегут по кругу. Затем преподаватель произносит:

                                Тише, тише, не спешите, карусель остановите!

                                 Раз-два, раз-два вот и кончилась игра.

Дети останавливаются.

Правила. Выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.

Дыхательная гимнастика

 «Водолаз»

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

«Насос»

Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперед. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля, вдыхать носом в конечной фазе наклона.

Въехали на горку-стоп!

Колесо спустило-хлоп!

Шину быстро накачаем,

Воздух мы внизу вдыхаем.

Капитошка

На небе было одно облако, а рядом была чёрная туча. Облако было мамой, а туча — папой.

И однажды у них родилась маленькая дочка — водяная капелька. Они её назвали Капитошка. Малютка была озорная, звонкая и прозрачная.

И вот однажды, когда мама с папой спали, Капитошке захотелось попутешествовать по свету. Она увидела множество таких же капелек, как и она. Они веселой гурьбой сели на радугу и как по горке покатились с неба на землю. Это был весёлый, летний дождь.

Сначала Капитошка упала в маленькую лужицу, но так как подружки-капельки были очень весёлыми, то они быстрою слились в ручеёк. И множество таких ручейков побежало к большой реке. А в реке эти озорные подружки так развеселились, что не могли остановиться и стремглав понеслись по разным водоемам. Кто попал в море, кто в океан, кто-то в озеро, а кто-то засверкал бриллиантами, падая с высокого водопада.

Тут проснулись папа-туча и мама-облако. Они очень рассердились. Папа начал грохотать громом и сверкать молниями. Они звали и искали свою маленькую озорницу Капитошку. Но не могли нигде отыскать! Тогда родители позвали на помощь небесное светило, дедушку Солнышко. Они просили его, ярче и жарче осветить землю и помочь найти их маленькую дочку.

Дедушка Солнышко раскалился до бела, и стал посылать свои жаркие лучи на землю. От такого яркого солнечного света не могла скрыться ни одна травинка, ни одна букашечка, ни одна водяная капелька. Нашел солнечный свет и пропавшую маленькую Капитошку. Он так отругал ее за побег из дома, что маленькой капельке стало стыдно. Она покраснела, нагрелась и превратилась в легкий туман. Этот туман подхватил ветерок и понес его вверх и вверх, все выше и выше. Так Капитошка вернулась на небо к маме и папе. Как же они обрадовались, увидя свою любимую дочурку!

Вот и закончилось её весёлое путешествие, но не навсегда, а только до следующего летнего дождика.

Моя сказка учит

  • любить маму и папу;
  • доброте;
  • прежде, чем что-то сделать, думать о том, как рядом с тобой другим.

А ещё она знакомит с круговоротом воды в природе.

Приложение 2

Вторник

«Удивительные свойства Капельки»

(интегрированная деятельность в старшей группе)

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2.Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3.Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

-закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

1.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1.Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?»

4.Чтение художественной литературы  по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Ход деятельности

Часть 1

Ребята, сегодня у нас необычный день. Я обнаружила на столе загадку, а разгадать никак не могу! «Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит». Что это? Правильно, это вода.

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).  
Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему?.. Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Дети  рассказывают стихи:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее Вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!

     Да, ребята, на земле воды много, она везде. Скажите, какая модель земли есть у нас в группе? Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?..

         Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют "Голубой планетой".
Как называются все моря и океаны на Земле?.. Правильно, вся вода на Земле составляет единый Мировой океан.
        Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Сегодня мы проведем опыты с водой, узнаем о ее свойствах и о значении.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Часть 2

Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

На доске выставляется схема.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей )

Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком.

Вывод: вода не имеет запаха.

На доске выставляется схема.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Ребята, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим пуговицы? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

 Физкультминутка

 Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём

Крепко щеткой зубы трём

Моем шею, моем уши

После вытремся посуши

Изобразительная деятельность

       Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы вы  не забыли  про это, вот   памятка _ напоминание "Помыл руки плотно закрой кран".

http://www.zasn.ru/static/media/event_media/zakrivayte_kran_1.jpg

 Ребята, давайте, у себя в умывальной комнате и в своих ваннах  повесим такие же памятки. Согласны?

Часть 4

Итог деятельности:

 чем мы сегодня занимались, что нового узнали о воде,  что понравилось больше всего?  

Рисование

http://www.zasn.ru/static/media/event_media/zakrivayte_kran_1.jpg

Рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой 

Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опиши ее.
  • Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
  • Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
  • Почему так нельзя поступать? Что бы ты сделал на месте Кости?

При обсуждении ответов подчеркните, что и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. 
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

 

Дидактическая игра: «Знаем, знаем!»

Цель: научить определять по описанию обитателей водоёмов (рек и озёр), (обитателей морей и океанов), научить правильному и точному их описанию.

Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и описывает одного изобитателей рек и озёр, например, щуку. Потом он выходит из круга, дети поворачиваются к нему лицом, выставляют руки вперёд и говорят: «Знаем, знаем!»

Ведущий дотрагивается до руки одного из играющих. Тот должен назвать обитателя водоёмов. Если отвечающий ошибается, то ведущий подходит к . другому. Кто отвечает правильно, встаёт на место ведущего.

Также провести игру по закреплению обитателей морей и океанов.

Оригами «Кит»

https://penguin-art.ru/storage/app/media/Images/ryibka2.jpg

Приложение 3

Среда

Дидактическая игра:

«Отгадай и сравни загадки о неживой и живой природе».

Подготовка к игре: Наблюдение за живой и неживой природой во время прогулок, экскурсий. Рассматривание иллюстраций о живой и неживой природе.

Материал и оборудование: рисунки и иллюстрации по теме, о которых говорится в загадках, игрушечные животные.

Правила игры: Воспитатель загадывает загадки, ребёнок называет отгадку, объясняет, относится это к живой или неживой природе. Перед сравнением двух отгаданных отгадок об одном и том же, ребёнок повторяет их свойства. За правильное сравнение ребёнок получает фишку.

Описание игры: Воспитатель напоминает детям о различиях между живой и неживой природой, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или картинка (рисунок) ставится к изображениям, символизирующим живую и неживую природу.

Дошкольники отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок:

  1. а) Часто умывается, а с водой не знается. (КОШКА)
    б) С усами родится, и на усатых охотится. (КОШКА)
  2. а) Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (СОБАКА)
    б) Лает, кусает, а в дом не пускает. (СОБАКА)
  3. а) Зимой белый, летом серый. (ЗАЯЦ)

б) В гору бегом, а с горы кувырком. (ЗАЯЦ)

4) а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает. (СНЕГ)
б) Скатерть бела весь свет одела. (СНЕГ)

5) а) Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (ДОЖДЬ)

б) Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

6) а) Еду, еду - следу нету,

Режу, режу - крови нету, Рублю, рублю - щепок нету. (ВОДА) б) Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)

7) а) Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)

б) Летом бежит, зимою спит, весна настала - опять побежала. (РЕКА)

8) а) Стеклянный домик на окне с прозрачною водой,

С камнями и песком на дне и с рыбкой золотою. (АКВАРИУМ)

б) Посмотрите - дом стоит, до краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный. В этом домике жильцы все умелые пловцы. (АКВАРИУМ)

9) а) Рыбам зиму жить тепло, крыша - чистое стекло. (ЛЁД)
б) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (ЛЁД)

10) а) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья.

А как ветер нападает, этот бархат опадает. (ИНЕЙ) б) Не колючий, светло-синий по кустам развешан .. .(ИНЕЙ)

Дети сравнивают пары загадок, говорят, чем они отличаются и чем похожи (похожи тем, что в них сказано об одном и том же).

Е. Инкона «Сказочка о капельке»

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и
больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. «Прощайте!» — только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» — удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!» Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» — прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», — подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

Подвижные игры

«Лягушка и цапля»

В одном из углов площадки очерчено «гнездо цапли». 
Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные — «лягушки», которые стоят или прыгают в болоте. 
Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту, перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек. 
Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгают через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбегу — лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля). 
Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом, Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2—3 лягушки. 
Продолжительность игры 6—7 минут. 

Правила игры 
1) Цапля может ловить лягушек только в болоте. 
2) Лягушки должны перепрыгивать, а не перешагивать через веревку. 
3) Лягушка, перешагнувшая через веревку, считается пойманной. 

Указания к проведению игры 
1) Веревка должна так накладываться на колышки, 
чтобы она могла легко упасть, если дети ее заденут.
2) Если, прыгая через веревку, играющий уронит ее,
веревка кладется на колышки воспитателем. 
3) Воспитатель следит, чтобы играющие не толпились у одной из сторон квадрата.
4) Когда дети усвоят игру, можно усложнить ее 
введением второй цапли. 
5) Если цапля долго не может поймать лягушек, выбирается новая цапля.

«Удочка»

Игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения необходима веревочка длиной 3-4 м. с мешочком, наполненным песком. Играющие становятся в круг, в центре стоит водящий с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков. Задевший мешочек становится в центр круга и вращает веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки нельзя отходить со своего места.

Экспериментальная деятельность «Как растения пью воду»

Маленькие научные открытия. Как растения пьют воду
С помощью этого простого и веселого эксперимента вы сможете объяснить и показать детям, как растения пьют воду. Опыт не требует особых приспособлений, а его наглядность говорит сама за себя — ребенок запомнит такое надолго, а скорее всего — попросит повторить опыт еще и еще раз!
Вам понадобится:
китайская капуста;
пищевой краситель;
банка;
вода.
Количество предметов зависит от того, в какие цвета вы хотите покрасить вашу капусту. Соответственно, сколько красителей, столько нужно листов капусты и банок. Оптимальный размер банок — около 0,5 литра. Если под рукой таких нет, из заменят высокие бокалы для воды.
Для начала добавим немного воды в каждую из емкостей. В зависимости от того, какой у вас тип красителя, растворяем в каждом сосуде порошок или добавляем по несколько капель в воду. Ждем, пока вода не окрасится в яркие сочные цвета. Попутно рассказываем ребенку, что даже пищевой краситель не предназначен для питья, и что проводить этот опыт в следующий раз стоит также вместе со взрослыми.
В каждый сосуд кладем по одному листу китайской капусты. Теперь наблюдаем, как капуста будет пить окрашенную воду. Для наилучшего результата оставляем баночки с капустой на ночь, а утром радуемся разноцветным листьям!
Самое интересное, что помимо капусты в баночки с водой можно ставить любые цветы и смотреть, как изменится их окрас.

Приложение 4

Четверг

Лепка из соленого теста «Капелька»

  • 1 стакан соли;
  • 1 стакан воды;
  • 2 стакана муки;
  • 1 чайная ложка растительного масла.

Сказка «Путешествие Капельки»

В далёком море, на большой глубине, жила-была капелька воды. Она жила так глубоко, что свет не мог пробиться к ней сквозь толщу воды. Вокруг были темнота и холод. Капелька была окружена другими каплями, такими же, как она. Общаться с ними не было никакого смысла. По крайней мере, так считала капелька. Ведь через мгновение их уже не будет рядом.

Капелька была одинокой среди миллионов одинаковых капель. Где-то она слышала, что если подняться высоко наверх, то там будет новый мир, совсем не похожий на холодную темноту глубин. Но капелька не верила в эти сказки, и опускалась всё глубже и глубже.

Однажды она столкнулась с каплей, которая поднималась вверх. «Эй,— сказала та,— почему ты погружаешься всё глубже и глубже, разве ты не знаешь, что наверху нас ждёт новый мир?»

«Я не верю в эти сказки», ответила капелька.

«Это не страшно, просто следуй за мной, ты ведь ничего не теряешь, правда?»

Капелька согласилась, и они стали подниматься вдвоём. Путь наверх был долгим. Возможно, он длился несколько недель, или даже несколько месяцев. Сначала капелька чувствовала себя неуютно рядом со своим новым спутником. Но они поднимались всё выше, давление воды ослабевало, и вскоре они увидели свет. Он был сначала слабым, но и слабый свет показался капельке ослепительным. И по мере того, как они приближались к поверхности, восторг захватывал её. И вот вода расступилась, и капелька почувствовала нечто совершенно новое — воздух.

Это был совершенно новый мир. В следующее мгновение капелька оказалась на гребне волны, а ещё через секунду — превратилась в облачко пара. Это произошло так неожиданно, что она даже не успела испугаться. Оглядевшись вокруг, она увидела, что её спутник был рядом. Он ободрял — всё в порядке, это нормально. И они продолжали подъём, внизу было бескрайнее море, а сверху — такое же бескрайнее небо.

Солнце блестело на волнах, вдалеке плыли облака, и казалось, что так будет всегда. Но вскоре их подхватил ветер, и капелька почувствовала, что они летят быстро, быстрее, чем она могла себе представить. Через какое-то время капелька увидела впереди землю. Возможно, это был остров, может быть — портовый город, или что-то ещё. Путешествие капельки воды продолжалось, она парила над землёй, каждое мгновение узнавая что-нибудь новое, чувства удивления, восхищения и радости переполняли её.

Но время шло, и в один прекрасный день ей надоело рассматривать землю с высоты, и она просто упала вниз, на землю. На ощупь земля оказалась совершенно незнакомой, непохожей на воздух или воду. Ненадолго задержавшись на месте и осмотревшись вокруг, капелька покатилась вниз, оставляя за собой влажный след. Такой способ перемещения показался ей гораздо менее приятным, чем полёт, но не менее интересным.

Очень скоро она попала в речку, это было знакомо, но всё же не так, как прежде. Теперь вода вокруг не была солёной, и двигалась гораздо быстрее, чем в глубине моря. Из речки капелька попала в реку, а из реки — снова в море.

И вот она снова оказалась там, откуда началось её путешествие. Снова вокруг были миллионы капель, и казалось, что все они одинаковы. Но теперь капелька знала, что это не так. Она помнила, что одна встреча может открыть для неё целый новый мир. К каждой капле она относилась с интересом и надеждой.

И в каждой капле она видела что-то новое, ведь двух одинаковых капель не существует.

«Круговорот воды в природе»

Нам потребуются один пакет на «молнии», вода, пищевой краситель синего цвета, лишние руки и немного фантазии. Подкрасьте небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя. Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем залить подкрашенную воду. После нужно плотно запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. Теперь у вас есть собственная погода в доме. И ваши дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море.

Консультация для родителей

«Питьевая вода и здоровье ребенка»

Питьевая вода это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой.

Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.

Баланс воды, в свою очередь, подразумевает, что организм человека в процессе жизнедеятельности получает из вне и выделяет наружу одинаковое количество воды.

При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности.

При отрицательном балансе, т. е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.

С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом с потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.

Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды.

С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки.

Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться. Для примера - нынешние школьники выглядят вялыми, быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка.

Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо.

Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека.

Например, безопасный для взрослых процент содержания в воде нитратов у грудных детей может привести к болезни, при которой эритроциты крови не могут переносить кислород в организме. Рахит, задержка развития ребенка также могут быть последствиями употребления некачественной питьевой воды.

Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего!

Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела.

Основные пути поступления воды в организм следующие:

  • непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи);
  • остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи;
  • небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

Пути же выведения воды из организма следующие:

  • в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения;
  • часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник.

Консультация для родителей «Питьевая вода и здоровье ребенка».

Питьевая вода это вода, которая предназначена для потребления людьми и другими существами. Хотя многие источники пресной воды пригодны для питья людьми, они могут служить распространению болезней или вызывать долгосрочные проблемы со здоровьем, если они не отвечают определённым стандартам качества воды. Вода, которая не вредит здоровью человека, называется питьевой водой или незагрязнённой водой.
Под питьевым режимом принято понимать рациональный порядок потребления воды. Правильный питьевой режим обеспечивает нормальный водно-солевой баланс и создает благоприятные условия для жизнедеятельности организма.
Баланс воды, в свою очередь, подразумевает, что организм человека в процессе жизнедеятельности получает из вне и выделяет наружу одинаковое количество воды.
При нарушении этого баланса в ту или иную сторону наступают изменения вплоть до серьезных нарушений процесса жизнедеятельности.
При отрицательном балансе, т. е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность.
С другой стороны, при излишнем питье ухудшается пищеварение (слишком сильно разбавляется желудочный сок), возникает дополнительная нагрузка на сердце (из-за чрезмерного разжижения крови), возрастает потоотделение, резко увеличивается нагрузка на почки. При этом с потом и через почки более интенсивно начинают выводиться минеральные вещества, что нарушает солевой баланс.
Потребность человека в воде определяется многими факторами и в значительной мере зависит от интенсивности физической нагрузки, внешних метеоусловий, характера питания, состава и свойств одежды.
С первых дней жизни ребенок нуждается правильного питьевого режима. Педиатры считают, что потребность организма малыша в воде в первый год жизни составляет до 150 мл на 1 кг массы тела в сутки.
Организм ребенка, который растет, постоянно нуждается в питьевой воде, иначе он не сможет нормально развиваться. Для примера - нынешние школьники выглядят вялыми, быстро утомляются при небольших физических и умственных нагрузках. Это, прежде всего, свидетельствует о недостаточном водоснабжении к клеткам мозга ребенка.
Для малышей и дошкольников питьевая вода должна быть естественной, экологически чистой. Именно на такой воде рекомендуется готовить детское питание. Когда ребенок находится в стадии активного роста, а ко всему еще и активно занимается спортом, употребление высококачественной природной питьевой воды ему крайне необходимо.
Исследование педиатров на протяжении последних лет свидетельствуют о том, что почти половина детей младше пяти лет, потребляющих воду из водопроводного крана, имеют проблемы с пищеварительным трактом. Родителям, педиатрам, воспитателям детских садов следует помнить, что организм ребенка значительно чувствительнее к нездоровой экологии, чем организм взрослого человека.
Например, безопасный для взрослых процент содержания в воде нитратов у грудных детей может привести к болезни, при которой эритроциты крови не могут переносить кислород в организме. Рахит, задержка развития ребенка также могут быть последствиями употребления некачественной питьевой воды.
Недостаток в организме воды вызывает запоры, нарушение функции мочевыводящих путей. Нарушение оптимального водного баланса приводит к разбалансированию и нервной системы ребенка. Он становиться апатичным, раздражительным, не может сосредоточиться, быстро утомляется. В общем, и в целом, ничего хорошего!
Установлено, что суточная потребность в воде равна 30-40 г на 1 кг веса тела.
Основные пути поступления воды в организм следующие:

  • непосредственно в виде свободной жидкости (разных напитков или жидкой пищи);
  • остальное составляет вода, поступающая в организм в виде пищи;
  • небольшое количество воды образуется непосредственно в организме в результате биохимических процессов.

Пути же выведения воды из организма следующие:

  • в основном вода выводится из организма через почки, а также посредством потоотделения;
  • часть воды удаляется из организма при дыхании и через кишечник.

Необходимо ежедневно и пожизненно пить чистую, некипяченую воду.

Приложение 5

Пятница

Дидактическая игра: «Зверь рыба, птица, небылица».

Цель: закрепить животных леса, луга, водоёмов и проч.

Играющие располагаются в круг. Ведущий проходит мимо них и повторяет: «Зверь, рыба, птица, небылица». Внезапно он останавливается напротив одного из игроков, называя одно из перечисленных слов и считая при этом до пяти. Игрок, против которого остановился ведущий, должен назвать соответственно зверя, рыбу, птицу, пока не закончен счёт, а если надо назвать небылицу, ребёнок называет то, чего в лесу, в воде, на лугу не бывает. Не сумевший выполнить задание выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше даст правильных ответов.

Подвижная игра: Караси и карпы (1 вариант)

Задача игры: учить детей свободно передвигаться в воде.

Описание. Преподаватель разделяет играющих на две равные группы. Дети становятся в шеренги спиной друг к другу, после чего приседают. Расстояние между шеренгами 0,5 – 1 м. для каждой шеренги заранее намечается направление, в котором надо бежать. Одна шеренга – караси, другая – карпы. Преподаватель в произвольном порядке произносит эти слова. Названная команда (шеренга) тотчас поднимается и бежит в указанном направлении. Дети другой команды поднимаются, поворачиваются и догоняют убегающих, стараясь дотронуться до них рукой. Ребенок, которого коснулись рукой, останавливается. По сигналу преподавателя все останавливаются, возвращаются на прежние места, и игра начинается сначала.  

Правила. Находясь в шеренге, нельзя оборачиваться назад. Во время перебежки нельзя толкать друг друга. После сигнала об остановке нельзя продолжать бег.

Методические указания. Игру можно проводить и при глубине воды по пояс. В этом случае, стоя в шеренгах, дети не приседают. Строить шеренги лучше по росту, чтобы их правые фланги находились друг против друга. Одну и туже команду можно вызывать иногда и два раза подряд. Слова «караси» и «карпы» преподаватель должен произносить медленно, протяжно, растягивая первые слоги слова и быстро произнося последние.

Б. ЗАХАДЕР «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С РЕКОЙ? «

Течёт река  Издалека…
Течёт река.. . Течёт река.. .
Как хорошо, когда река и широка и глубока!

Над ней - пышнее облака, свежей дыханье ветерка,
Стройнее, выше лес над ней, и луг прибрежный - зеленей!..
Течёт река…Течёт река.. .
Поит поля и города, Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне.. .

Ты хороша, река, весной И осенью.. .
И в летний зной! Купанье! Что за благодать!
Кому - попробуй угадать! - Приятней плыть в живой волне:
Ребятам или ребятне?..
Вся живность счастлива вполне!

Но что такое? Караул!!!
Нет, нет, никто не утонул.
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель садится пароход,

Средь бела дня. Какой скандал!

Наверно, лоцман Маху дал?
Да нет! Далёко до буйка.…

Тут глубока Была река.

Была. Вот именно - была.
Была, да, видимо, сплыла:
Ах, реку мы не узнаём:
Река становится ручьём!

…Уже и лодки на мели…
…Пловцы вдруг Посуху пошли…
А рыбы? В горе и тоске
Бедняжки Бьются На песке..

Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: "Какой пустяк! "
Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

Квест «В поисках чистой воды»

Цель: формирование познавательного интереса у детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей со способами очистки воды; Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

2. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление. Продолжать формировать у детей такие качества, как наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания, умение ориентироваться на местности с помощью карты.

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, желание заботиться о природе, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Словарная работа: Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме КВЕСТА

Оборудование: Посылка, письмо, бутылка с грязной водой, карта, мост, мячи, коврики для прыжков, парашют, ПАЗЛ-разрезные картинки (ВОДА, ЗЕМЛЯ, ПЕСОК). Сундук, покрывало 3мусорных мешка фильтры из ткани, сетки, ватные диски, один большой стакан, на каждую команду 6 маленьких стакана, воронки на каждую команду). Бумажные салфетки мусорное ведро и пакет макет, макет водный мир. Картинка капельки. Следы Водяного.

Ход Квеста

Из –за угла детского сада выбегает Водяной с посылкой в руках и вручает ее воспитателю.

В: Как неожиданно? СПАСИБО!

В посылке письмо, бутылка с грязной водой и карта.

Письмо от жителей водоемов: «Помогите нам! Вода поступает в озеро из ручья очень грязная и с мусором. Отправляем вам в бутылке воду из нашего водоёма. Мы! жители водоемов погибаем. Помогите нам найти чистую воду! Вам в помощь отправляем карту»

В: Ребята поможем?

Д: Поможем.

В: Тогда отправляемся в путешествие!

Дети смотрят на карту видят картинку мост, камни (мячи, кочки (коврики для прыжков)

1. задание (физическая культура)

От крыльца до самого участка.

Вот и первая преграда. Перед нами ручеек нам нужно пройти по мостику

Ходьба ПО МОСТИКУ через ручеек.

В: Ребята перед нами камни преткновения, нужно оббежать во круг них не задев ни одного камня (бег, опять препятствие прыгаем по болотным кочкам, так чтоб не попасть в грязное болото. Дети, а из болота можно пить воду?

Д: Нет

В: Объясните почему?

Д: Ответы детей

В: Набегались, на прыгались, устали. Надо восстановить дыхание. Вот наш волшебный парашют, он нам и поможет. Игра «ВОЛНЫ» -для восстановления дыхания. Молодцы тогда отправляемся дальше.

Смотрим на карту –КОРАБЛЬ

Видим на участке МАФ Корабль около него под покрывалом спрятан сундук, в сундуке ПАЗЛ-разрезные картинки (ВОДА, ЗЕМЛЯ, ПЕСОК).

В: Ребята здесь есть что то необычное.

Д: Дети находят сундук.

В: Интересно, что же там спрятано?

Д: ответы детей

В: Открываем сундуки достает разрезные картинки. Кто то перепутал все картинки, ваша задача собрать картинки, надо найти картинку воды, песка и земли.

Д: разбиваются на 3 команды и собирают картинки на покрывале. Молодцы ребята с этим заданием вы справились.

В: Заходим быстрей на корабль нам нужно отправляться дальше.

В: Включает мелодию «Шум воды»

Плывя на корабле мы отправляемся дальше.

Обращаем внимание на карту –ВОДОЕМ

В: ребята, знаете вы, как правильно вести себя в природе находясь рядом с каким –либо водоёмом.

Д: Рассказывают правила поведения у воды.

Д: Спускаемся через горку в низ и оказываемся около водоёма

д/и «Стань другом природы».

Дети подходят к песочнице в ней спрятан бассейн с водой, в бассейне различный мусор. Как вы думайте, кто мог оставить столько мусора и загрязнить водоём?

Д: ответы детей.

В: Если водоём засорен, что нужно сделать.

ДОчистить водоем

В: Для чего его нужно очищать?

Д: Ответы детей

Куда будем складывать мусор?

В: Можно трогать мусор голыми руками?

Д: Нет, нужны перчатки. Дети надевают резиновые перчатки и убирают мусор в мусорные мешки.

В: Вот только я забыла, куда убрать мусорный мешок?

Д: Ответы детей.

В: Наш мешок с мусором мы отдадим сейчас кому-нибудь взрослому который отнесет его в мусорный контейнер.

Вы меня порадовали, как чисто стало вокруг.

В: Смотрим на карту –ЛАБОРАТОРИЯ. Так как водоём был загрязнён, не только мусором но и камнями, песком. Что мы можем сделать в условиях лаборатории?

Д: ответы детей.

В: Если назвать правильно, то мы будем фильтровать воду, разными способами.

Вос-ль набирает в большую кружку грязной воды из водоёма, для проведения опыта

Опыт №1 фильтрация воды

Оборудование: лаборатория (фильтры из ткани, сетки, ватные диски, один большой стакан, на каждую команду 6 маленьких стакана, воронки на каждую команду).

В: У вас на столах есть стаканы с грязной водой. Эту воду мы набрали из пруда. Как вы думайте, в такой воде жителям водоемов, жить тяжело?

Д: Ответы детей

В: Поэтому эту воду мы будем фильтровать (очищать). Также у вас есть пустые стаканы, фильтры, воронки, бумажные салфетки, чтобы вытереть руки. Все это вам понадобиться в работе.

Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Сначала мы воду будем фильтровать через сетку. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку, а воронку фильтр – сетку. А теперь мы воду профильтруем. Переливаем из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.

Ребята, давайте посмотрим фильтр, он стал грязный на нем остались большие кусочки грязи. А вода стала чистой?

Д: Ответы детей: нет.

В: Значить сетка пропускает мусор и грязь.

А теперь уберите использованные фильтры на тарелки.

Попробуем профильтровать воду вторым способом. Возьмите воронку вставьте во второй пустой стакан, а фильтром будет у нас ткань. Вложите кусочки ткани в воронку. Профильтруем воду через ткань. Все ребята профильтровали?

Сейчас посмотрим на фильтры. Они стали грязными?

Д: ответы детей.

В: Правильно здесь и песчинки и соринки. Значить этот фильтр лучше профильтровал воду, но вода ещё мутная. А теперь профильтруем воду через ватные диски. Также в воронку вставим диск, аккуратно не продавливаем. И фильтруем (и здесь на фильтре остались соринки).

Посмотрите, вода стала чище?

Д: ответы детей

В: Как вы думайте почему вода стала чище?

Д: Ответы детей

Конечно, этот ватный фильтр самый плотный, и не пропускает самые мелкие соринки.

В: Чему мы научились в нашей лаборатории?

Д: Сегодня в нашей лаборатории мы учились фильтровать воду.

В: Скажите, через какой фильтр нужно фильтровать воду?

Д: ответы детей: правильно, через ватные диски, потому что они плотные и хорошо очищают воду.

В: Вы меня порадовали! рассматриваю карту на карте схема круг.

Мы почти, посмотрите внимательно, Водяной оставил свои следы, которые нас доведу к цели у цели

В: дети на веранде на стене наблюдают МАКЕТ КРУГОВОРОТА ВОДЫ.

Рассаживайтесь по удобней, я вам сейчас расскажу сказку о «Круговороте воды.

Сказка "Приключения капельки".

Есть на нашей планете озеро и живет в том озере любопытная капелька. Ей всегда было все интересно, она наблюдала за рыбами, улитками и даже за птицами.

Однажды, капельки разговорились между собой, одна из них рассказала, как красиво выглядит озеро сверху, с неба, какое оно большое, как много интересного вокруг него.

И нашей капельке захотелось посмотреть на всю эту красоту. Она поднялась из глубины на поверхность воды и пыталась подняться, но у нее никак не получалось. Она попросила о помощи ветер, он дул на воду, но у него ничего не получалось, он дул сильнее и сильнее, но капелька по-прежнему оставалась в озере.

Капелька расстроилась, и чуть было не заплакала, но тут пригрело солнышко и наша капелька превратилась в пар и поднялась высоко над озером. Она смотрела вниз и видела свое озеро, и лес и даже небольшую речушку. Тут подул ветер, он хотел спросить, как же ей удалось подняться в небо, но капелька, превратившись в пар, была очень легкой и он ее сдул. Она столкнулась с другими капельками и их оказалось так много, целое облако.

Она хотела спуститься обратно в озеро и рассказать своим подружкам о том, что увидела, но ветер отогнал облако так далеко, что озеро уже не было видно. Ветер прекратился, но стало так холодно, что капельки стали прижиматься друг к другу и превращаться в тяжёлые капли и падать в низ, так из облака пошел дождь.

Капли падали на землю, они так сдружились в облаке, что боялись потеряться, они хватались за руки и превращались в ручейки. Ручейки сливались в реки, реки вливались в озера и моря. А когда пригревало солнышко любопытные капельки поднимались в небо и все повторялось вновь, только капали они уже в новом месте.

Вот такое путешествие проделала капелька и называется это путешествие - круговорот воды в природе.

В: Жители водоемов очень благодарны вам. Обратите внимание как много стало синего цвета.

Рефлексия: Что больше всего вам запомнилось? Подумайте, что каждый из нас может сделать чтобы сохранить чистую воду на планете земля?

Без воды невозможно жить на земле. Давайте мы будем экономно использовать воду, закрывать кран, не загрязнять водоемы, убирать мусор на берегах.

Пословицы и загадки о воде

Стоит по горло в воде, а пить просит.

Тихая вода берега подмывает.

Не узнавши броду, не суйся в воду.

Был я у друга, пил я воду слаще меду.

Тише воды, ниже травы.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Что на воде плывет, всего не переймешь.

На которой воде работаешь, ту и пей.

Огнем вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.

Размахнула широко, почерпнула глубоко, да та ж вода.

Что в решете не унесёшь? (Вода)

Что в руках не удержишь? (Вода)

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)

День и ночь кричит, а голос не устаёт. (Водопад)

Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

Кто сильнее всех на свете? (Вода)

Выпить - не выпить, вылить - не вылить. (Ручей)

В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

Картотека экспериментов с водой

 Цель: Познакомить детей со свойствами воды,  вызвать интерес к получению новых знаний.  Развивать речь, активизировать словарь за счёт новых слов, используемых в ходе опытов (различные свойства воды, состояние, обитатели).  Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботиться о сохранности всего живого.  Развивать умение ставить цель, находить пути решения задач, доводить дело до конца; закреплять умение работать в коллективе.

Эксперимент 1.   "Вода прозрачная"

        Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

        Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.

Эксперимент 2. "У воды нет вкуса"

Предложите детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у нее вкус?

        Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие говорит: "Какая вкусная вода!", хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

        А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.

Эксперимент 3. "У воды нет запаха"

        Предложите детям понюхать воду,  и сказать чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Эксперимент 4. "Пар - это тоже вода"

        Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети  увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Эксперимент 5. "В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются"

        Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

        В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

        Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Эксперимент 6. "Вода бывает теплой, холодной и горячей"

        Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.

        В реках, озерах, морях вода разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой тоже идет пар.

        В водоемах вода бывает разной температуры, а значит,  в них живут разные растения и животные.

Эксперимент 7. "Вода не имеет формы"

        Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку. Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

        Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета,  в котором находится. А на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Эксперимент 8. "Радуга"

        Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите детей на что похоже слово "ра-дуга"? Что такое дуга? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее "ра-круг".

Эксперимент 9. " Свойство воды"

        Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку "живая вода". Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут.

Эксперимент 10: Получаем талую воду.

Принести с прогулки в группу ведерочко снега, разложить его в белые тарелки и понаблюдать, что с ним будет.

Вывод: снег постепенно тает, из него образуется талая вода, она содержит мусор и грязь, поэтому снег не следует брать в рот, но талой водой хорошо поливать комнатные растения.

Эксперимент 11: Маленькие айсберги. (опыт со льдом).

  1. Для опыта понадобиться несколько кубиков льда из холодильника. Оставьте эти кубики в теплой комнате и понаблюдайте, как будут таять ваши маленькие айсберги.

Вывод: лед в тепле превращается в воду.

  1. В одном стакане снег (лед), в другом кипяток, над кипятком поднимается пар. Поставить два таких стакана в теплое место, а два других так же со снегом (льдом) и кипятком в холодное место, третью пару стаканов можно поставить на мороз. Понаблюдайте, что станет со снегом (льдом) и кипятком через полчаса, в теплом, прохладном месте и на морозе. Где  быстрее, а где медленнее будет остывать кипяток, а где быстрее или медленнее таять снег или лед.

Эксперимент 12: Замораживаем воду.

Разлить по формочкам обычную или подкрашенную воду, положить в формы с водой концы тесемочек или веревочек, затем поставить эти формы в холодильник или на мороз на улицу, через сутки дети рассматривают льдинки, вынимают из форм и украшают участок.

Вывод: жидкая вода на морозе меняет свое состояние – превращается твердый лед, а не снег, из подкрашенной воды можно сделать цветные льдинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план экологического кружка "Капелька" средняя гр.

УЧАСТВУЯ В РАБОТЕ КРУЖКА, ДЕТИ ОСОЗНАЮТ ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ПРИРОДЫ ОТ ПОСТУПКОВ ЧЕЛОВЕКА. УЧАТСЯ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ. ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТЬ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ПОДВОДЯ...

План - программа экологического кружка "Капелька" подгот. гр.

Разработанный план позволяет педагогу осуществить дополнительную работу по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста....

План - программа экологического кружка "капелька" старш. гр.

В экологическом кружке расширяются знания детей о взаимосвязях в природе. Продолжается работа предшествующего периода  средней группы....

Конспект занятия по экологическому воспитанию"Капелька-волшебница"(средняя группа)

Воспитание бережного отношения к воде,обогащать и уточнять знания о воде,о свойстве,значении в природе,для растений ,животных,развивать любознательность,мышление у детей путем опытов и экспериментов,в...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Экологический проект "Капелька"

Проект направлен на  развитие познавательной и социально - эмоциональной сферы; сенсорное развитие детей младшего возраста через занятия и игры с водой; формирование эко...

Экологический проект "Капелька"

Организация рационального использования вод — одна из наиболее важных современных проблем охраны и преобразования природы. Интенсификация промышленности и сельского хозяйства, рост городов, развитие э...