Проект «Четыре времени года»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Леднева Ольга Викторовна

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chetyre_vremeni_goda.docx70.8 КБ
Файл prezentatsiya_chetyre_vremeni_goda.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в доу времена года

Воспитатели:   Н.В. Сидоренко

О. В. Леднева

 МБДОУ ДСКВ № 31 « Берёзка»

Группа № 3 « Алёнушка»

Проект « Четыре времени года»

«Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться»

 Леонардо да Винчи

   

      Актуальность  данного проекта состоит в том, что  природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, белый снег, желтые листья на деревьях, бегущие ручейки. Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха, позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Времена года» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.      

Мы  считаем, что  проектирование, позволяет детям усвоить больше познавательного материала  через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным . Ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

-  Формирование у детей целостной картины мира о временах года через интегрирование образовательных областей .

- Расширение представления и умения видеть прекрасное в разное время года через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

Задачи проекта: 

1. Расширять представления о временах года через познавательно-исследовательскую деятельность. Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе.

2. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты времён года в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах.

3. Активизировать словарь по данной теме.

4. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к видам спорта в разные времена года, к активному здоровому образу жизни. Формировать умение одеваться по сезону на улицу.

5. . Обучать правилам безопасного поведения на улице  по временам года.

6. Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о временах года, выразительному чтению наизусть стихов о природе.

7. Способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности.

8. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах, деревьях, животных, умение замечать красоту природы

Проблема :

 Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.

Гипотеза:

Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с изменениями в живой и неживой природы, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать:

• накоплению у детей представлений о временах года

• формированию интереса к природе и бережного отношения к ней

• развитию речи у детей, активации словаря

• развитию у них умения рассуждать, наблюдать

 • формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности

• а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид  проекта: групповой 

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: июнь 2014 г.– май 2015 г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,  руководители МУЗО, ФИЗО, ИЗО, родители.

 

Основной раздел программы: Познавательное развитие.

Разделы программы, содержание которых включено в проект:

  •  речевое развитие
  •  художественно – эстетическое
  • социально – коммуникативное
  •  физическое развитие

Успешность развития дошкольников при знакомстве с временами года , с изменениями в живой и неживой природы ,возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение,  совместную и самостоятельную деятельность.

Обеспечение проектной деятельности:

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. подбор художественной литературы,

  2. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, тематические альбомы),

  3. подготовка разного вида бросового материала

  4. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

  5. дидактические игры, настольные игры

  6. выставки книг, рисунков, поделок,

  7. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Стратегия осуществления проектной деятельности:

   Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ  ДСКВ № 31 « Берёзка»

 с  июня 2014 г. – май 2015 учебного года с детьми старшей группы:

  •  в специально организованной деятельности;

  •  совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);

  •  самостоятельной детской деятельности;

  • деятельности детей и родителей.

 В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к природе. Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного развития в будущем.

Предполагаемый результат проекта: 

1.  Пробуждение в детях интереса к изменениям в природе в разные времена года

2.  Повышение интереса большего количества родителей  воспитанников  

к сотрудничеству и взаимодействию.

3. Расширение и систематизирование знаний о природе родного края;

4.  Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

5. Ознакомление с правилами безопасного поведения на природе

7. Оформление выставок   детского творчества «Времена года»

8. Интеллектуальная игра КВН «Круглый год».

Этапы проведения и реализации проекта:

  1. Информационно-накопительный

  1. Изучение интереса детей для определения целей проекта.

  2. Подбор и анализ методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций, видео роликах о временах года, информации через интернет, познавательной информации, материала теме, настольно – печатных , дидактических , подвижных игр.
  3.   Обращение к специалистам.

  4. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.

  5. определение направлений поисковой и практической деятельности  детей и родителей.
  6. Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
  7.   Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.

II. Организационно-практический

Летний период

Задачи: учить наблюдать за изменениями в погоде, закрепить с детьми основные приметы времени года лето.

Июнь–август

1. Игра “Когда это бывает”.

2.Разучивание песен о лете.

3. Беседа “Как я отдыхал летом”,  « Лето, лето ты какого цвета?»

4. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.

5. Художественное творчество “Летнее настроение”, “Летом в лесу”, “Любимые цветы ”, «Моя семья»

6.Свободное творчество: рисование по замыслу по теме « Лето»,лепка « Грибы, ягоды», аппликация « Красивые цветы».

7.Слушание музыки: А. Вивальди “Времена года”, С. Прокофьев “Полет шмеля”,

Г. Свиридов “Дождик”, просмотр мультфильмов

8. Лето в народном календаре.

9.Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Четыре желания», А. Плещеев «Старик»,Е. Благинина «Одуванчик», З. Александрова «Сарафанчик», В.А. Жуковский «Летний вечер»

10..Дидактические игры: “Отвечай быстро”, “Укрась слово”, “Кузовок”, “Испорченный телефон”, « Послушай, запомни, назови»

11.Физическая культура:

Подвижные игры: У медведя во бору», « Ручеёк», « Удочка», « Солнышко и дождик»

12.Исследовательская деятельность

Проведение опытов и экспериментов с почвой, водой, воздухом

Беседы рассуждения: «Путешествие капельки», « Куда исчезла вода?», « Радуга – дуга»

Дидактические игры: « Где лучше расти?», « Садовник», « Летает – не летает»

13. Развлечение “Праздник мыльных пузырей ”, спортивный досуг « Ромашка»

14. Презентация для детей «Лето – это маленькая жизнь».

15.Взаимодействие с семьей: 

Информация в приемной:

1. Оформление папок-передвижек для родителей по теме: « Отдых с ребёнком летом», « Осторожно тепловой и солнечный удар», « Если ребёнка ужалила пчела»,  « Питание ребёнка летом»

2.Спортивный праздник с родителями « Папа, мама, я спортивная семья.

Осенний период

Задачи: закрепить знания детей о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью;

Сентябрь –ноябрь

1. Беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”, рассматривание иллюстраций художников: И. Шишкина, И. Левитана

2.Чтение художественной литературы: стихов, загадок, примет, заучивание стихотворений: “Осень” К.Д. Бальмонта, “Скучная картина” А.Н. Плещеева, “Листопад” И.А. Бунина, “Листопадничек” И. Соколова-Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского.

Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”, “Такой листик, лети ко мне”.

3. Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.

4. Рассматривание гербария.

Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву беги”.

5.Художественное творчество: “Осень золотая”,“Волшебные краски осени”,

“Ветка рябины”.

6.Свободное творчество: рисование по замыслу по теме «Осень», лепка «Что нам осень подарила», аппликация «Витамины на нашем столе».

7.Музыкальное развлечение “Праздник осени”.

8.Презентация «Осень – чудесная пора»

9.Детская выставка « Разноцветная осень»

10.Экскурсия в осенний парк, музей

11.Исследовательская деятельность:

Проведение опытов и экспериментов с листьями, почвой, водой

 Беседы-рассуждения: « Почему листья пожелтели?», « Куда исчезли насекомые?»

Дидактические игры: «С какой ветки детка?», « От зернышка до булочки»

12.Физическая культура:

Подвижные игры: « Кто где живёт?», « Делай наоборот», « Перебежки», « Бездомный заяц»

13.Взаимодействие с семьей:

 Информация в приемной:

 1. Оформление папок-передвижек для родителей по теме: « Витаминный календарь, осень», « Что такое осень?», « Одежда детей в осенний период»

2. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.

3.Конкурс « Причуды осени» (выполнение поделок из природного материала)

Зимний период

Задачи: учить наблюдать за изменениями в погоде зимой, уметь описывать погоду, используя эпитеты, образные выражения

Декабрь–февраль

1.Экскурсия по зимнему участку.

2.Рассматривание репродукций картин по теме “Зима”: К.Юона “Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.

3.Беседы и свободное общение: «Как живут птицы зимой», «Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае», « Деревья зимой»,  «Первая помощь при обморожении».

Беседы-рассуждения: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Одевайся по погоде, а не по моде».

4.Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».

5.Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский “Декабрь – Святки” “Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”, просмотр мультфильмов

7.Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

8. Чтение художественной литературы 

Н.Носов «На горке».  «Зимовье зверей», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Снегурочка», «Снежная королева»,

9.Исследовательская деятельность: 

Проведение опытов и экспериментов со снегом, льдом

Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли».

Дидактические игры: «Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки».

10. Художественное творчество “Волшебница-зима”.

– “Мои волшебные снежинки”,“Первый снег”, “Зима в городе”. 

11.Физическая культура 

 Подвижные игры: «Два мороза», «Бездомный заяц» ,«Снежки».

 «Золотые ворота», «Метелица»,  «Кто быстрее украсит елочку».

12.Свободное творчество*

 Изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей, разучивание песен «Что нам нравится зимой».

13.Новогодний утренник « Новогодние приключения»

14.Презентация « Идёт волшебница зима»

15.Взаимодействие с семьей: 

Информация в приемной:

 1.  Оформление папок-передвижек для родителей по теме: «Шесть заблуждений   родителей о зимней погоде»; «Зима»; «Зимние подвижные игры».  «Что мы делаем зимой» 
 2.Участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза». 
 3.Постройка родителями снежных фигур на участке 

 4.Изготовление кормушек для птиц, кормление птиц

        Весенний период

Задачи: закрепить представления детей о последовательности (цикличности) изменений в природе весной, летом, зимой, осенью по существенным признакам.

  Март–май

1. Дидактическая игра “Времена года”.

2. Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”, А.Майков “В мае”.

3.Чтение художественной литературы: В. Бианки Три весны» Г. Скребицкий «Март» Ф. Тютчев “Зима недаром злится”. «История про Снеговика» Г. Ладонщиков «Помощники весны И.Соколов-Микитов Ранней весной» М.Пришвин «Весна в лесу» «Какого цвета весна?» Н.Сладков «Медведь и солнце» В. Стюарт «Подснежник» И. Лопухина «Помощница»

4. Рассматривание фотографий, открыток о весне.

5. Беседы на тему “Весна”, « Перелётные птицы», « Насекомые».

6. Прослушивание русской народной песни “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.

7. Художественное творчество: “Ветка с первыми листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”.

8.Свободное творчество: рисование по замыслу по теме «Весна», лепка «Перелётные птицы», аппликация «Верба».

9.Исследовательская деятельность:

Проведение опытов и экспериментов с семенами, почвой, водой, посадка огорода на окне.

Беседы-рассуждения: « Где будут первые проталины?», «Из чего птицы строят гнёзда?»

Дидактические игры: « Вершки – корешки», « Хорошо – плохо»

10.Физическая культура

Подвижные игры: « Чьё звено быстрее соберётся?», « Ловишки парами», « Меткий стрелок»

11.Развлечение: « Встреча весны»

12.Презентация «Весна красна»

13.Взаимодействие с семьей: 

Информация в приемной:

Оформление папок-передвижек для родителей по теме: « Витаминный календарь. Весна», « Правила поведения у водоёмов во время ледохода», « Времена года. Весна»

  1. Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Круглый год».
  2. Подготовка клумб и огорода для посадки.

III .Презентационно – завершающий

  •  Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Круглый год».

  • Выставка продуктов детской деятельности.

  • Оценка этапов реализации проекта детьми.

  • Презентация проекта перед родителями и воспитанниками.

IV.Контрольно-рефлексивный

  • Подведение итогов.

  • Познавательная беседа “Путешествие по временам года»

                      Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;

  • методические разработки,

  • интеграция со специалистами детского сада.

Достигнутые результаты:

1.Повысился рост познавательной активности детей, интерес и любознательность к явлениям природы, бережное отношение к природе.

2.Актуализируются знание о временных представлениях, последовательности времен года.

3.Совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль).

4. Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.

5. Дети составляют по схеме – плану рассказы о временах года

 

 Выводы:   Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Действительно, использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление  с окружающим и изменениями в живой и неживой природы, создание специальных условий для этого, работа в определенной системе с родителями по проблеме, способствует:

• формированию и накоплению у детей конкретных представлений к временам года, о изменениях в живой и неживой природы;

• самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности), принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента;

 • развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баркан, А.И.  Практическая  психология  для  родителей, или  Как  нау-читься  понимать  своего  ребенка  [Текст] / А.И. Баркан. – М.: АСТ-ПРЕСС,  2001. – 432 с.
  2. Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении //
  3. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
  5. Детский  сад  и  семья  [Текст]  / под ред.  Т.А. Марковой. – 2-е  изд.,  испр.  и  доп.  -  М.:  Просвещение,  1986. – С. 207.
  6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ре-дакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144с.
  7. Доронова, Т.  О  взаимодействии  дошкольного  образовательного  уч-реждения  с  семьей  [Текст] /  Т. Доронова  //  Дошкольное  воспита-ние. – 2000. - № 3. – С. 87-

8.  Дошкольное  учреждение  и  семья  -  единое  пространство  детского  развития  [Текст]:  Методическое  руководство  для  работников  дош-

     кольных  образовательных  учреждений / Т.Н. Доронова,  Е.В. Соловье-

     ва  и  др. – М.:  ЛИНКА-ПРЕСС,  2001. – С.5-22.

  1. Евдокимова, Е.С.  Педагогическая  поддержка  семьи  в  воспитании  дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.:  ТЦ  Сфера, 2005. – 96 с.
  2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  4. Концепция дошкольного воспитания.
  5. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура иссле-

довательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  2. Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ).
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 31 « Берёзка»

Проект

«Четыре времени года»

 Воспитатели: Н.В.Сидоренко

О.В. Леднева

г  Юрга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ ДС КВ № 31 « Берёзка» группа № 3 « Алёнушка » Воспитатели: Н.В.Сидоренко О. В. Леднева «Четыре времени года» Тема проекта:

Слайд 2

У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать Дождь ли снег любое время года Надо благодарно принимать…

Слайд 3

Цель проекта: - Формирование у детей целостной картины мира о временах года через интегрирование образовательных областей . - Расширение представления и умения видеть прекрасное в разное время года через различные виды детской деятельности и приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

Слайд 4

Задачи проекта: 1. Расширять представления о временах года через познавательно-исследовательскую деятельность. Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе. 2. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление красоты времён года в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. 3. Активизировать словарь по данной теме. 4. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к видам спорта в разные времена года, к активному здоровому образу жизни. Формировать умение одеваться по сезону на улицу. 5. . Обучать правилам безопасного поведения на улице по временам года. 6. Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о временах года, выразительному чтению наизусть стихов о природе. 7. Способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в процессе практической деятельности. 8. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах, деревьях, животных, умение замечать красоту природы

Слайд 5

Проблема : Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.

Слайд 6

Гипотеза: Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических технологий по формированию ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с изменениями в живой и неживой природы, создавать специальные условия для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то это будет способствовать: • формированию интереса к природе и бережного отношения к ней • развитию речи у детей, активации словаря • развитию у них умения рассуждать, наблюдать • формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности • а самое главное – формированию индивидуального эмоционального отношения к миру природы каждого ребенка

Слайд 7

Тип проекта: познавательно - творческий Вид проекта: групповой Продолжительность проекта: долгосрочный Сроки реализации проекта: июнь 2014 г.– май 2015 г. Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, руководители МУЗО, ФИЗО, ИЗО, родители. Основной раздел программы: Познавательное развитие. Разделы программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие художественно – эстетическое социально – коммуникативное физическое развитие Успешность развития дошкольников при знакомстве с временами года , с изменениями в живой и неживой природы ,возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение, совместную и самостоятельную деятельность.

Слайд 8

Обеспечение проектной деятельности: Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: подбор художественной литературы, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, тематические альбомы), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, настольные игры выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала). Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ ДСКВ № 31 « Берёзка» с июня 2014 г. – май 2015 учебного года с детьми старшей группы: в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

Слайд 9

Предполагаемый результат проекта: 1. Пробуждение в детях интереса к изменениям в природе в разные времена года 2. Повышение интереса большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию. 3. Расширение и систематизирование знаний о природе родного края; 4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. 5. Ознакомление с правилами безопасного поведения на природе 7. Оформление выставок детского творчества «Времена года» 8. Интеллектуальная игра КВН «Круглый год».

Слайд 10

Этапы проведения и реализации проекта: I . Информационно - накопительный II . Организационно – практический III . Презентационно – завершающий VI . Контрольно - рефлексивный

Слайд 11

I .Информационно-накопительный Изучение интереса детей для определения целей проекта. Подбор и анализ методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей, слайдов, презентаций, видео роликов о временах года, информации через интернет, познавательной информации, дидактического материала по теме, настольно – печатных, дидактических, подвижных игр. Обращение к специалистам Ознакомление родителей с целями и задачами проекта Определение направлений поисковой и практической деятельности детей и родителей Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно – образовательному процессу в ДОУ Подготовка материала в центрах активности в группе

Слайд 12

Ресурсы

Слайд 13

II . Организационно-практический 1. Дидактические игры 2 .Чтение художественной литературы 3.Разучивание песен о временах года 4 .Экскурсии 5.Рассматривание репродукций картин, составление описательных рассказов 6 . Рассматривание фотографий, открыток, тематических альбомов о временах года. 7 . Беседы и свободное общение, беседы-рассуждения 8 . Прослушивание аудиозаписи, просмотр мультфильмов 9 . Художественное творчество 10 .Свободное творчество 11.Детские выставки 12 .Исследовательская деятельность: 13.Физическая культура 14.Развлечение 15.Презентация 16.Взаимодействие с семьей:

Слайд 14

Выставки

Слайд 15

Исследовательская деятельность

Слайд 16

Исследовательская деятельность

Слайд 17

Наблюдения

Слайд 18

Свободная деятельность

Слайд 19

Экскурсии

Слайд 20

Экскурсии

Слайд 21

Взаимодействие с семьей

Слайд 22

Взаимодействие с семьей

Слайд 23

Развлечения

Слайд 24

Игровая деятельность

Слайд 25

Игровая деятельность

Слайд 26

Игровая деятельность

Слайд 27

Познавательная деятельность

Слайд 28

Беседы, чтение художественной литературы

Слайд 29

Взаимодействие со специалистами

Слайд 30

Огород

Слайд 31

Огород на окне

Слайд 32

Цветник

Слайд 33

Художественное творчество

Слайд 34

III . Презентационно – завершающий Итоговое мероприятие: интеллектуальная игра КВН «Круглый год». Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми. Презентация проекта перед родителями и воспитанниками. IV .Контрольно-рефлексивный Подведение итогов. Познавательная беседа “Путешествие по временам года»

Слайд 35

Достигнутые результаты: 1.Повысился рост познавательной активности детей, интерес и любознательность к явлениям природы, бережное отношение к природе. 2.Актуализируются знание о временных представлениях, последовательности времен года. 3.Совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль). 4. Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ. 5. Дети составляют по схеме – плану рассказы о временах года

Слайд 36

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Выводы и результативность работы над проектом:

Слайд 37

Библиографический список изучаемой литературы Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. И.Э. Кули ковская, Н.Н. Совгир . Детское экспериментирование, 2003. Концепция дошкольного воспитания. Паршукова , И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения. Т.А. Сидорчук . Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ). Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»

Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...

Проект "Четыре времени года". "Зимняя викторина"

Проект  "Четыре времени года". "Зимняя викторина"....

Проект "Четыре времени года"

Тип проекта:  практико-ориентированныйВид проекта: краткосрочныйУчастники: воспитатели;дети группыобщеразвивающей направленности с 3 до 4 лет;педагоги-специалисты;родители.Образовательная область...

Долгосрочный проект " Четыре времени года"

Долгосрочный проект в старшей группе "Четыре времени года"....

Долгосрочный проект во второй младшей группе "Четыре времени года".

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.С помощью взрослого ребёнок познаёт окружающий мир, устанавливает разнообразные связи: ...