Познавательно-творческий проект "Загадочный космос"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кайтан Ия Миродовна

Мечта стать космонавтом для современных детей не актуальна. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить   работу по формированию у детей представлений  о космосе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelno-issledovatelskiy_proekt_kosmos.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – творческий проект в старшей группе  на тему:

«Загадочный космос»

Авторы проекта: Кайтан И. М.

Актуальность

Мечта стать космонавтом для современных детей не актуальна. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить   работу по формированию у детей представлений          о космосе.

Цель:

Расширить представление  детей о многообразии космоса

Задачи:

Дать детям представление о том, как видели Землю и небеса в древности;

подвести их к пониманию уникальности нашей планеты, т. к. только Земля – единственная известная нам обитаемая планета;

Дать понятие о том, что Солнце – это звезда и источник жизни на Земле, а Луна – спутник Земли;

Познакомить детей со звёздами и созвездиями;

Дать представление о том, как происходило освоение космоса, о создании первой космической ракеты, о работе космонавтов.

В ходе работы над проектом, использовав все средства информации, дети узнали, какими представляли Землю и небеса люди в древности.

        Так, например, древние греки думали, что Земля плоская и похожа на огромное блюдо, на котором расположены горы и равнины, леса, моря, реки и озёра; что звёзды – это маленькие гвоздики с золотыми шляпками, прибитые молоточком к небесному своду.

        Некоторые народы полагали, что Земля лежит на трёх могучих слонах – великанах.

        Другие думали, что Землю держат огромные киты.

Предложили детям подумать: почему же у народов древности сложились такие представления о Земле и небе?

        Пришли с ними к выводу, что в те далёкие времена у людей ещё не было прочных и быстрых кораблей, на которых можно было бы совершить кругосветное путешествие, не было самолётов и спутников, вращающихся вокруг Земли, с которых можно было бы сфотографировать нашу планету. И конечно, не было современных приборов.

Предложили детям подумать, чем космическое пространство отличается от воздушного. Сделали вывод, что:

  • в воздухе мы можем дышать, в пустоте дышать нечем;
  • в пустоте всегда одинаково холодно;
  • воздух мешает летать, а в пустоте мешать нечему;
  • в воздухе птицы летают, в пустоте им пришлось бы ходить по земле – крыльям там не на что опереться;
  • в пустоте не могут летать самолёты.

Из познавательной литературы прочитали, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Определили с детьми: что общего между Землёй и Солнцем и чем они отличаются?

Подвели итог:

  • И Солнце и Земля имеют форму шара;
  • Оба небесные тела движутся в космическом пространстве;
  • Но Солнце – звезда, а Земля – планета;
  • Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающем пространстве яркий свет и тепло, а Земля – твердый шар, поверхность её не горячая;
  • Солнце в 109 раз больше Земли!

Рассказали детям, что в космическом пространстве есть звезды и более крупные и более яркие, но Солнце – самая близкая к нам звезда.

На вопрос детей, почему бывает день и бывает ночь, рассказали им, что Земля вращается вокруг Солнца. Из-за этого вращения происходит смена времен года.

Но Земля вращается и вокруг своей оси. И поэтому происходит смена времён суток.

Чтобы доказать это, провели опыт:

На столе поставили настольную лампу (солнце), рядом глобус. На глобусе значок в том месте, где мы проживаем. Включаем лампу и потихоньку вращаем глобус. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение.

Провели дидактическую игру «День и ночь» - произвольно устанавливали значок по отношению к Солнцу и предлагали назвать часть суток .

Дали детям домашнее задание – узнать, почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Объединив все высказывания детей, пришли к выводу, что:

Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню;

Погибли бы все растения, ведь для жизни им необходимы   солнечный свет и тепло;

Погибли бы люди и животные, потому что они питаются в свою очередь растениями. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в неё кислород, который нужен нам для дыхания.

Пришли к выводу: благодаря Солнцу мы живём на Земле!

Познакомили детей со спутником планеты – Луной. Дети узнали, что поверхность Луны холодная и тёмная. Она не светится сама, а лишь отражает падающие на неё солнечные лучи.

На поверхности Луны много глубоких ям, их называют кратерами – это следы огромных метеоритов, которые падают на неё. На Земле таких кратеров очень мало. Попросили детей подумать – почему? Пришли к выводу, что Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают, а у Луны нет атмосферы.

Поставили перед детьми проблемную ситуацию: почему Луна выглядит по разному?

Из познавательной литературы узнали, что Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю её поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы и наблюдаем в ночном небе и называем её месяцем.

Сделали с детьми вывод:

Луна и месяц – это одно и то же небесное тело!

Познакомили детей с названиями планет, которые, как и Земля, вращаются вокруг Солнца. Все вместе они и составляют Солнечную систему.

Дети узнали, что каждая из планет вращается по своей собственной, раз и навсегда установленной, орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается и не покидает пределы Солнечной системы.

Для закрепления материала играли в дидактическую игру: «Восстанови порядок в Солнечной системе».

Поставили детей перед проблемой: почему именно на Земле благоприятная для жизни температура?

Вместе с детьми пришли к выводу: когда планета расположена далеко от  Солнца, ей достаётся мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно (Юпитер, Сатурн). А если планета находится слишком близко к Солнцу, то оно обжигает её своими горячими лучами (Меркурий, Венера). Земля же находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.

Познакомили детей с удивительной планетой Сатурн – это единственная планета, которую окружают кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.

Из энциклопедии узнали, что Уран – единственная планета «лежебока», которая вращается, лёжа на боку, поэтому к солнцу обращён то один его бок, то другой. И каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.

И что все звёзды – это огромные огненные шары. Но температура у этих раскалённых шаров разная, поэтому и цвет у них разный.

Самые горячие звёзды – белые, чуть менее горячие – голубые,  затем следуют жёлтые, а замыкают ряд – красные.

Наиболее яркие звёзды нашего Северного полушария – Сириус и Альдебаран.

На вопрос -  почему звёзды на небе кажутся маленькими, словно песчинки, дети догадались и ответили правильно – они находятся от нас бесконечно далеко.

Объяснили им, что свет от далёких звёзд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет.

Рассказали детям о телескопе – приборе для наблюдения за звёздным небом. Прочитали произведение П.О.Клушанцева «О чём рассказал телескоп».

Дети узнали, что есть особые звёзды – Чёрные дыры.  Все космические тела, оказавшиеся рядом с этими звёздами, притягиваются к ним и падают на их поверхность.

Почему так происходит? Потому что Черная дыра состоит из очень плотного сжатого вещества, даже иногда это звезда превращается в точку. Она обладает громадной силой притяжения.

Чтобы дети поняли, почему звёзды объединяются в созвездия, рассказали им, что в древности путешественники и мореплаватели находили путь по звёздам, но их было очень много, запомнить их расположение было нелегко, поэтому ещё в старину звёзды соединяли линиями на специальных картах звездного неба. Эти группы звёзд назвали созвездиями. Таких созвездий 12. Их называют зодиакальными.

Дали детям домашнее задание: вместе с родителями нарисовать свой знак Зодиака и выложить его из маленьких звёздочек. Рассказать легенду о своём созвездие

Играли с детьми в дидактическую игру: «Подбери созвездие» с заданием: соединить линиями созвездие с нужной картинкой.

Предложили детям игру на развитие логического мышления «Найди недостающую ракету»

Рассказали детям, что прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство с помощью ракеты.

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он доказал, что освоить  космическое пространство можно только с помощью ракеты. Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость.

Идеи Циолковского сумел воплотить в жизнь Сергей Павлович Королёв. Им был создан институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов.

В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли..

 Показали детям как он выглядел: это был небольшой шар с радиопередатчиком и четырьмя антеннами. Весь мир мог слышать его сигналы, летящие из далёкого космоса на Землю. С тех пор русское слово «спутник» вошло в словарь многих народов.

Дети узнали, что в 1961г., 12 апреля на орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый космонавт в мире – Юрий Гагарин. С тех пор 12 апреля в стране отмечают праздник: День космонавтики. Прочитали детям рассказ В.Бороздина «Первый в космосе».

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов, а первой женщиной космонавтом – Валентина Терешкова.

В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более там нет еды. Всё это загружается в космический корабль на земле и затем расходуется в полёте. В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет питает космический корабль через солнечные батареи.

На корабле все предметы, в том числе животные, находятся в состоянии невесомости. На земле все предметы обладают весом, они притягиваются к земной поверхности. В космосе этого нет. Внутри космического корабля все предметы закреплены на специальных держателях. Иначе бы они все летали.

На вопрос: почему при выходе в космос космонавты надевают специальный костюм - скафандр, дети ответили  самостоятельно: в космосе нет воздуха, который необходим человеку. Этот воздух поступает внутрь скафандра.

Лепили с детьми на тему: «Космонавт в скафандре»

Побеседовали с детьми об орбитальных станциях – они созданы для длительной работы в космосе, на них могут работать сразу несколько космонавтов.

Искусственные спутники Земли ведут наблюдение за Солнцем, Луной, звездами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.

Оформили с детьми коллективное панно «На бескрайних просторах Вселенной».

В итоге работы над проектом была проведена презентация детских работ на тему «Мой знак Зодиака».

Организована выставка моделей образцов ракет и орбитальных станций – совместные творческие работы детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Космос" для детей старшего возраста.

Проблема:  Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Д...

Познавательно-творческий проект "Космос"

Посвящен 50-летию полета первого космонавта в космос...

Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»

Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет се...

Познавательно-творческий проект «Мир космоса»

Участники проекта:        Воспитатель:   ...

Познавательно творческий проект «Открытый космос»

Организация педагоги­ческого процесса с учетом способностей и творческого потенциала  детей. Создание условий для выявления и развития способностей воспитанников в изобразительной деятельност...

Познавательно-творческий проект «Покоряем космос»

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, о...

Познавательно- творческий проект «Далекий космос»

Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов..И наши  ...