Методическая разработка "Знакомим дошкольников со временем"
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Разумовская Елена Викторовна

Подбор материала по знакомству старших дошкольников со временем. Подборка стихов, загадок, поговорок по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.rekomendatsii.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

Знакомим ребенка со временем

Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход. Как же научить дошкольника определять время? И возможно ли это? Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем, и взрослым известен этот момент — когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.

С чего же начать обучение ребенка определению времени? Последовательность событий. Совсем не обязательно и даже не нужно объяснять ребенку, где на часах какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день.

Так у малыша формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка. Знакомим с прошлым, настоящим и будущим Следующий шаг в ознакомлении ребенка со времени - понятия прошлого, настоящего и будущего. Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку, каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа, мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое. Определяем времена года Важно не только рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т. д. Учим ребенка определять время по часам. Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах. Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д.

        

Игры и упражнения для формирования представлений о времени.

Части суток.

  • Упражнение «Когда это бывает?»
  • Игра «Сутки»
  • Игра «Назовите пропущенное слово»
  • Игра «Назовите пропущенное слово»
  • Игра «Назовите соседей»
  • Игра «Части суток»
  • Игра «Что вы делали»

 Вчера, сегодня, завтра.

  • Игра «Вчера, сегодня, завтра»
  • Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра»
  • Игра-задание «Что было раньше, что потом»
  • Упражнение «Домик дней»

Дни недели

  • Работа с часами «ДНИ НЕДЕЛИ»:
  • Игра «Разноцветная неделька»
  • Игра «Живая неделя»
  • Игра «Неделька, стройся»
  • Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»
  • Игра-задание «Незнайкина неделя»

Времена года.

  • Игра с мячом «Бывает - не бывает»
  • Упражнение «Повтори, не ошибись»
  • Игра «Сравни».
  • Игра с мячом «Продолжай»
  • Упражнение «Назови времена года, месяцы»
  • Игра  Когда это бывает?
  • Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
  • Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
  • Игра «Что сначала, что потом?»
  • Игра «Что сначала, что потом?»
  • Игра «Домики времён года»
  • Игра «Домики времён года»
  • Работа с часами «Времена года»        
  • Игра с мячом «Что за чем?»
  • Игра с мячом «Что за чем?»
  • Дидактическая игра «Суточные часы»
  • Дидактическая игра «Поставь стрелку правильно»
  • Дидактическая игра « Который час?»
  • Упражнение «Поставь по порядку»
  • Упражнение «Какое это время года?»
  • Упражнение «Какое это время года?»
  • Упражнение «Живая неделя»

Разные часы

  • Сколько времени мы тратим?
  • Цена минуты
  • Три минуты

Художественные произведения для закрепления представлений о времени.

Воздействие художественной литературы на умственное, речевое и эстетическое развитие детей дошкольного возраста общеизвестно. Неоценимо её значение и в процессе формирования временных представлений. Рассказывание художественных текстов, прежде всего стихотворных, может сопровождать деятельность педагога на занятиях с детьми. Литературные произведения применяются в ходе проведения дидактических игр, сюжетных подвижных игр.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку особенности различных свойств и отношений, которые существуют в социальном и природном мире, значимых для познавательного развития ребёнка. Она способствует совершенствованию мышления и воображения, обогащает эмоции, становится незаменимым средством речевого развития.

Литературное произведение как средство развития ребёнка рассматривается в единстве содержания и художественной формы. Выделение в нём различных представлений, в том числе и представлений о времени, будет результативным только при условии, если ребенок к этому подготовлен, т.е. если эти представления на элементарном уровне у него уже сформированы. Поэтому, выбирая лит.произведения для формирования временных представлений детей, необходимо учитывать уровень сформированности этих представлений и уровень развития связной речи. Правильно подобранное литературное произведение способствует формированию представлений о временах года, частях суток, днях недели.

  • Малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки) и художественные произведения, содержащие временные категории.
  • Отрывки из художественных произведений, содержащих временные категории:

План Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшем дошкольном возрасте «Пробуждение весны»

  • Цели занятия. Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения длины и ширины с помощью условной меры. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.
  • Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик — мера.
  • Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного материала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники.

План конспект непосредственно образовательной деятельности по математике в старшем дошкольном возрасте  «Двенадцать месяцев»

  • Программные задачи:

Учить детей устанавливать зависимость между количеством предметов и их стоимостью

Учить детей устанавливать сходства по внешним признакам.

Продолжать учить детей различать и правильно называть месяцы года.

Закреплять знания детей о последовательности смены времен года.

Развивать память, внимание, воображение. Образное мышление.

Воспитывать интерес к учебной деятельности.

  • Демонстрационный материал: модель года с месяцами – вкладыши соответствующего цвета;
  • Раздаточный материал: цветы 18 шт., монеты, количество которых в 2 раза больше, чем цветов, цветные карандаши, мелки.

Пример конспекта непосредственно образовательной деятельности по математике в старшем дошкольном возрасте «Поможем Незнайке»

Программные задачи:

  1. Закрепить знания детей о последовательности дней недели, месяцев в году.
  2. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
  3. Развивать мышление, умение наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять.
  4. Воспитывать навыки самоконтроля пи самооценки.

Демонстрационный материал: Незнайка, картины с изображением весны.

Раздаточный материал: счетные палочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

Методическая разработка «Детям о времени»

                Маленьким детям бывает трудно понять и запомнить вещи, которые они не могут потрогать, попробовать на вкус, ощутить запах. К таким вещам ...

Методические пособия для ознакомления дошкольников с временами года

Данные пособия сделаны своими руками. Они доступны и понятны детям как старшего дошкольного возраста, так и младшим дошкольникам....

Формирование у старших дошкольников "чувства времени" и умение регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Выступление о том , как в системе и с использованием разных приёмов можно у старших дошкольников сформировать "чувство времени"....

Методическое пособие "Рассказы о временах года"

Ряд авторских рассказов и стихо направленных на развитие связной речи и объединенных единой тематикой "Времена года"...

Методическое пособие "Рассказы о временах года"

Ряд авторских рассказов и стихов направленных на развитие связной речи и объединенных единой тематикой "Времена года"....