Программа дополнительного образования фольклорного кружка «Соловушка»
рабочая программа по окружающему миру на тему

Баландина Наталья Михайловна

Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников. Программа «Соловушка» рассчитана на 3 учебных года и имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, малые жанры фольклора, календарные праздники. В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №67 «Виктория»

                                                       города  Смоленска

                                       УТВЕРЖДАЮ

Заведующий муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска

_______________Н.В. Сафонова

приказ от 31.08.2014 № 281од

ПРИНЯТО

на педагогическом совете муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №67 «Виктория» города Смоленска

протокол от 31.08.2014 № 1

           Программа дополнительного образования

             фольклорного кружка «Соловушка»

                                        автор: музыкальный руководитель Баландина Н.М.

Пояснительная записка к  кружковой фольклорной деятельности.

   В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка со взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои. Поэтому, в своей работе я обратились к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.

   Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены),  отца (матери).                                                                 

   Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности.        Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гэмоциональногкольников,

   Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

   В работе над программой я опирались на материалы программы кандидата философских наук ТПУ О.И.Киселёвой «Живой родник», материалы школы традиционной русской культуры «Веретенце» Е.А.Краснопевцевой, «Программу курсов по народной культуре» Л.И.Мельниковой и А.Н.Зиминой, Науменко Г.М. и т.д.

   В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, в кружковой работе.

   Вопросы нравственного воспитания, приобщения дошкольников к русской народной культуре рассматривались во всех дошкольных программах. И наше дошкольное учреждение, работающее по программе «Радуга» рассматривает вопросы нравственного воспитания, приобщение к фольклору, но фрагментарно. «Соловушка» - это программа дополнительного образования, в которой я стараюсь более глубоко знакомить ребят среднего и старшего дошкольного возраста с народной мудростью. В фольклоре – сама жизнь народа. И поэтому народное искусство, народное творчество всегда сливались прежде всего с трудовой деятельностью.  Глубокое уважение народа к труду, к трудящемуся человеку отражено в многочисленных попевках, потешках, прибаутках, песнях, хороводах и играх. Сложено множество сказок, песен о людях труда, об искусных мастерах и мастерица.  Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

  Мною сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

Актуальность программы

  Народное песенное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Взрослые,  детские народные песни, попевки, и колыбельные предлагают детям обширный круг поэтических ассоциаций, которые становятся основой формирования системы художественных воззрений, проникнутых любовью к родной природе, к родной речи, к Родине. Народные песни, частушки, хороводы,  календарные праздники и развлечения, входящие в жизнь детей в соответствие с датами народного земледельческого календаря, делают жизнь  более эмоционально насыщенной. Много лет, используя богатство русских народных песен в работе с детьми, мы пришли к выводу, что этот жанр народного творчества – средство приобщения детей к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в тоже время форма духовного обогащения ребенка, приобщения к истокам народной культуры  детей-дошкольников.

Дошкольный возраст – это особенный период в  развитии ребенка: строение голосового аппарата детей с 3 до 7 лет имеет физиологические особенности: связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Дети не могут долго и громко петь. Поэтому необходим продуманный подбор музыкального материала – репертуара, соответствующего певческим возрастным возможностям детей. Таким образом, появилась образовательная программа развития вокально-хоровых способностей детей дошкольного возраста на основе фольклора. Реализация программы осуществляется в рамках дополнительного образования через организацию работы кружка «Соловушка».

  Программа «Соловушка» рассчитана на 3 учебных года и имеет следующие разделы: народная песня и её режиссура, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, малые жанры фольклора, календарные праздники. В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации.        в кажВ

  Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование прибауток с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых.

                

  Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста исполнительских навыков в области пения через приобщение их к миру народной  песни, устного творчества и обрядовым традициям и праздникам.

Задачи программы

Образовательные: 

- Знакомить детей с русским народным поэтическим, песенным творчеством.

- Знакомить с  русскими традициями встреч зимы, весны, лета, осени

 - Обогащать знания детей о природе

 - Обогащать словарный запас.

                                                                                                   

Воспитательные:

-   Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей

.

  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

 -Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:

-способствовать развитию активного восприятия музыки посредством

   музыкального фольклора;

- развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство,

  музыкально-слуховые представления.

- развивать певческие навыки, умение петь индивидуально, в ансамбле и хоре.                                                                                                

-развивать самостоятельность,  инициативу, творческие  и

   импровизационные способности у детей.

- способствовать развитию активного восприятия музыки посредством

   музыкального фольклора;

- развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство,

  музыкально-слуховые представления.

- развивать певческие навыки, умение петь индивидуально, в ансамбле и хоре.

-Закреплять навык инсценирования и драматизации песенного фольклора.

Работа по  программе «Соловушка» базируется на следующих принципах:

- последовательность и системность – один из ведущих (непрерывность и регулярность занятий (1 раз в неделю), иначе наблюдается снижение уже достигнутого уровня умелости.) Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе;

- доступность и индивидуализация – предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий;

- постепенность в повышении требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом.

- сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.

- повторяемость материала – эффективность занятий выше, если повторяемость вариативна, т.е. в упражнения вносятся какие либо изменения, с использованием различных методов и приемов их выполнения, что вызывает интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.

- наглядность – безукоризненный практический показ правильного исполнения  педагогом

- принцип сквозного воспитания. Группа разновозрастная, а этот принцип помогает естественным путем решать задачи не только музыкально-эстетического воспитания, но и задачи, направленные на совершенствование личности: старшие дети передают усвоенное малышам, заботятся о них. Переходя постепенно от зрелища к действиям, малыши осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим. Репертуар подбирается  в соответствии с возрастными особенностями голосового аппарата.

В вокально-хоровую группу «Соловушка» отбираются дети с четырех лет, по следующим  критериям:

- достаточно сформированный голосовой аппарат;

- чистое интонирование мелодии;

- наличие чувства ритма, музыкального слуха;

- наличие певческого голоса;

- желание ребенка и родителей.

         

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

Методические приемы:

- наглядный, словесный, практический;

-  беседы с детьми;

- наблюдение за природой;

-  слушание и разучивание русских народных потешек, попевок, песен, хороводов и музыкальных игр ;

-  инсценировки песен и малых фольклорных форм;

- инсценирование песен и малых фольклорных форм с использованием музыкальных инструментов.

Используя опыт работы педагогов-новаторов, собственный опыт обучения детей пению, мною были определены эффективные методы работы с детьми:

1. Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несет в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.

2. Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).

3. Словесный метод – с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в  воспитании дошкольников является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.

4. Социо-игровой метод – у детей 4-6 лет игра – ведущий вид деятельности, малыш лучше все воспринимает через игру. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.

Организация работы кружка:

Занятия кружка проводятся 4 раза в месяц в определенный день недели.

Продолжительность занятия  -  20 мин (средний дошкольный возраст),

25 мин. (старший дошкольный возраст), 30 мин. (подготовительная группа) Количество детей в группе –15человек.                    

Взаимодействие со специалистами: Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ.

 Считаю, что консультации педагога-психолога может понадобиться  для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогут совершенствовать речевые навыки дошкольников.

Необходимые условия реализации программы: Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

                                                         

Тематический план кружковой работы на 1-ый год обучения.

Месяц

Количество занятий

Тема

Задачи

Сентябрь

4 занятия

Слушание и пение

песен, попевок

1.Доступно дать детям представление  о фольклоре.      

2.Знакомить с малыми формами фольклора: потешками, попевками, пестушками, колыбельными.

3.Вызывать интерес к музыкальному наследию, желание его исполнять.

Октябрь

4 занятия

«Осенины»

1.Знакомить детей с народными праздниками.

2.Знакомить с народными приметами.

3.Познакомить с сезонными попевками, песнями, хороводами.

4. Побуждать создавать музыкальные образы через  пение и движение.

Ноябрь

4 занятия

Колыбельные песни.

1.Знакомить с малыми фольклорными формами.

2.Дать первоначальные знания о колыбельных песнях.

3. Петь с детьми колыбельные песни.

Декабрь

4 занятия

«Святки»

1.Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями.

2. Использовать устный фольклор.

3.Учить детей петь колядки.

4.Развивать выразительность пения, пантомимики у детей.

5.Развивать творческие навыки детей.

Январь

3 занятия

Зимушка хрустальная.

Календарные песни. Зимние хороводы, игры.

1.Обогащать знания детей о природе, народных зимних приметах.

2.Познакомить детей с зимними русскими народными песнями, играми и хороводами. Добиваться в пении чёткой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание.

Февраль

4 занятия

«Масленица»

Народные приметы, попевки, заклички, хороводы, символы окончания зимы.

1.Знакомить детей с традициями русского народа. Рассказать детям о Масленице, масленичной неделе.

2.Знакомить детей с масленичными закличками,  хороводами, играми.

3.Закрепить знание масленичных обрядов.

4.Доставить детям удовольствие, радость.

Март

3 занятия

1 занятие

«Птицы летите, весну несите»

«Сороки»

1.Знакомить детей с народными приметами весны, закличками.

2.Развивать певческие навыки, умение согласовывать движения с пением.

1.Познакомить детей с праздником «Сороки».

2.. Воспитывать бережное отношение к птицам.

3.Развивать песенное творчество детей, навык импровизации.

4.Закреплять в играх, хороводах знакомые танцевальные движения.

5.Обогащать словарный запас детей.

Апрель

4 занятия

«Весна идет – тепло несет».

Пение попевок и песен о весне

 

1.Закрепить ранее полученные знания фольклорно-

го материала (устного и музыкального).

2. Закреплять знания о приметах времени года

Май

4 занятия

«Мы на луг ходили»

Хороводы, хороводные игры.

1.Водить хороводы, согласовывая движения с пением.                                           2.Побуждать к чёткой артикуляции и выразительности в пении.

3.Побуждать детей к преодолению застенчивости, создать условия для проявления своих артистических способностей.

4.Закрепить навыки культурного поведения.

5.Создать атмосферу радости от общения.

Тематический план кружковой работы на 2-ой год обучения.

Месяц

Количество занятий

Тема

Задачи

Сентябрь

4 занятия

«При солнышке тепло, при матушке – добро»

Детский фольклор: потешки, попевки, колыбельные и т.д.

1.Доступно дать детям представление  о фольклоре.      

2.Знакомить с малыми формами фольклора: потешками, попевками, пестушками, колыбельными.

3.Вызывать интерес к музыкальному наследию, желание его исполнять.

Октябрь

4 занятия

«Осенины»

Календарные попевки, песни об осени и осенних приметах. Осенние хороводы и игры.

1.Знакомить детей с народными праздниками.

2.Знакомить с народными приметами.

3.Познакомить с сезонными попевками, песнями, хороводами.

4. Побуждать создавать музыкальные образы через  пение и движение.

5.Учить согласовывать движения с текстом.

6.Учить петь выразительно, хорошо проговаривая текст.

7.Использовать музыкальные инструменты при пении.

Ноябрь

4 занятия

«Делу время – потехе час»

Музыкальный фольклор развлекательного характера: попевки, пляски, хороводы, игры, наигрыши с использованием музыкальных инструментов.

1.Знакомить с формой проведения народных праздников – посиделки.

2.Познакомить с балалайкой и её звучанием.

3.Дать первоначальные знания о трудовом хороводе.

Освоить танцевальное движение «воротце»; подводить к выразительному исполнению танцевально-игровых образов.

4.Продолжать знакомить с народными песнями, играми и хороводами о труде.

5.Играть на музыкальных инструментах.

Декабрь

4 занятия

«На пороге – коляда»

«Святки»

Колядки.

1.Познакомить с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями.

2.Познакомить детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), использовать устный фольклор.

3.Учить детей петь колядки.

4.Развивать выразительность пения, пантомимики у детей.

5.Развивать творческие навыки детей.

6.Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей в драматизации попевок и хороводов.

Январь

3 занятия

Зимние забавы.

Календарные песни. Зимние хороводы, игры.

1.Обогащать знания детей о природе, народных зимних приметах.

2.Познакомить детей с зимними русскими народными песнями, играми и хороводами. Добиваться в пении чёткой артикуляции, вырабатывать певческое дыхание.

3.Знакомить с танцевальными движениями «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»).

4.Воспитывать выдержку, доброжелательность, умение сдерживать свои эмоции, считаться с интересами других.

Февраль

4 занятия

«Масленица»

Народные приметы, попевки, заклички, хороводы, символы окончания зимы.

1.Знакомить детей с традициями русского народа. Рассказать детям о Масленице, масленичной неделе.

2.Знакомить детей с масленичными закличками,  хороводами, играми.

3.Закрепить знание масленичных обрядов.

4.Доставить детям удовольствие, радость.

Март

3 занятия

1 занятие

«Грач на горе, весна на дворе».

 

«Птицы летите, весну несите»

«Сороки»

1.Знакомить детей с народными приметами весны, закличками.

2.Развивать певческие навыки, умение согласовывать движения с пением.

1.Познакомить детей с праздником «Сороки».

2.. Воспитывать бережное отношение к птицам.

3.Развивать песенное творчество детей, навык импровизации.

4.Закреплять в играх, хороводах знакомые танцевальные движения.

5.Обогащать словарный запас детей.

Апрель

4 занятия

«На зелёном, на лугу».

Самостоятельная музыкальная деятельность детей: импровизации, пантомимы, инсценирование, основанные на знакомом фольклорном материале.              

1.Закрепить ранее полученные знания фольклорно-

го материала (устного и музыкального).

2.Побуждать детей проявить свои умения в пользовании разными плясовыми движениями , согласовывать их с пением.

3.Чередовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске.

4.Узнавать знакомые музыкальные инструменты и уметь играть на них.

5.Развивать музыкальную память.

Май

4 занятия

«В хороводе были мы»

Хороводы, хороводные игры.

1.Водить хороводы, согласовывая движения с пением.                                           2.Побуждать к чёткой артикуляции и выразительности в пении.

3.Побуждать детей к преодолению застенчивости, создать условия для проявления своих артистических способностей.

4.Закрепить навыки культурного поведения.

5.Создать атмосферу радости от общения.

         Тематический план кружковой работы на 3-ой год обучения.

Ноябрь

4занятия

 «Кузьминки – об осени поминки»

Календарные песни, игры, хороводы.

1.Познакомить детей с календарным праздником  Кузьминки и традициями этого праздника.

2.Развивать артистические навыки.

3.Учить голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать характер песен.

6. Учить анализировать поступки человека и высказывать свое мнение.

7.Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, раскрывающего доброе отношение друг к другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим.

7.Развивать умение действовать сообща, согласовывать свои действия с действиями других

Декабрь

2занятия

«Здравствуй, зимушка – зима»

Народные зимние приметы и традиции. Зимние песни, хороводы, забавы на Руси.

«На пороге коляда»

«Святки»

1.Познакомить детей с традициями русского народа – посиделками.

2.Украшение элемента русского костюма (кокошника).

3.Пополнить репертуар произведениями танцевально-игрового и детского фольклора.

4.Создать положительную атмосферу на празднике для обогащения эмоциональной сферы ребенка.

1. Напомнить детям о святках.

2. Петь знакомые колядки.

3. Добиваться самостоятельности действий.

Январь

3занятия

«Рождество»

Знакомство с народными традициями, песнями – колядками.

Частушки, поговорки, загадки.

1.Познакомить детей с Рождеством.

2.Петь шуточные попевки и частушки.

3.Создать эмоциональный настрой песнями, потешками, хороводами и плясками.

4. Развивать в детях личностное качество -  гостеприимство (хозяина и хозяйки).

3.Побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения.

Февраль

2занятия

«День рожденья Домового»

Знакомство с русскими народными традициями.

Игры с персонажем Домового.

«Гостьюшка годовая -широкая Масленица»

Заклички, считалки, частушки, приговорки.

1. Рассказать о праздновании в народе дня Домового.           2.Пополнить песенный репертуар частушками. Уметь передавать их веселый характер.

2.Учить правильному певческому дыханию.

3.Побуждать детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни.

1.Напомнить детям о праздновании Масленицы.

2. Петь знакомые заклички.

3. Самостоятельно использовать музыкальные инструменты при пении частушек.

4.Познакомить детей с персонажами народных праздников – скоморохами.

5.Развивать координацию рук и ног в танце, учить выполнять движение «Стенка на стенку».

6.Развивать чувство взаимопомощи, товарищества в играх, забавах.

Март

4занятия

 «Весну привечаем – игры затеваем»

Народные весенние приметы.

Календарные песни.

Весенние хороводы и игры.

1.Посредством музыкального фольклора обогащать знания детей о природе, народных весенних приметах.

2. Петь и инсценировать попевки, песни о весне, водить хороводы.

3.Воспитывать музыкальный вкус.

4.Прививать любовь к родному краю и его природе.

5.Воспитывать чувство бережливости к природе и заботы о ней.

 

Апрель

2занятия

«Сороки»

«Пасхальное яичко»

1.Познакомить детей с традициями русского народа – весенние земельные работы, земледельческим календарем и праздником - Сороки.

2. Пополнять репертуар детей песенками - закличками.

3.Развивать навыки ритмичной игры на инструментах в оркестре, согласовывать свою игру с другими.

1. Познакомить детей с празднованием Пасхи.

2.Петь песни, различные по характеру.

3.Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации.

Май

4занятия

«Встреча у околицы»

Самостоятельная музыкальная деятельность.

1.Закреплять у детей знания песенного и танцевального  фольклора.

2.Развивать музыкальный вкус и память.

3. Формировать и развивать песенные и танцевальные творческие способности детей.

4.Закреплять артистические навыки детей в выступлении.

5..Воспитывать в детях бережное отношение к природе.

4.Закрепить полученные коммуникативные навыки в играх.

Структура занятия  с детьми включает в себя следующие разделы:

Раздел I

Детский музыкальный фольклор.

 Потешки, приговорки, заклички.

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

 Колыбельные песни, пестушки, частушки.

Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

 Считалки, дразнилки, частушки.

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Раздел II

 Календарные песни, колядки, заклички.

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

 

Итоговыми мероприятиями являются фольклорные праздники, проводимые в ДОУ:  Рождество, Масленица, Сороки, Троица, выступление фольклорной группы на досугах и праздниках, родительских собраниях и т.д.

Музыкальный репертуар к темам кружка 1-го года обучения.

Сентябрь:     «Колыбельная», «Сорока», «Барашеньки-крутороженьки»,  

                         «Ваня простота», «Украл котик клубочек».

                     

Октябрь:            «Яблочко», «Съедобное – несъедобное», «Дождик, пуще»,

                            «Две тетери».

             

Ноябрь:             «Коровушка», «Во кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то  

                          мастеров», «Ай, тари».

Декабрь:            «Коляда-коляда», «Авсень-коляда», «Сею-вею», «Как на

                             тоненький ледок».

Январь:              «Метелица», «Уж, ты, зимушка-зима», «На салазках

                             прокачусь», «Игра в снежки».

Февраль:           «Масленка», «Солнышко-ведернышко», «Жмурки», «Ручеек»,

                         «Блины».

Март:                 «Дедушка Ежок», «Как под наши ворота», «Вот уж зимушка

                         проходит», «Родничок»,  «Гори ясно!».

Апрель:              «Солнышко», «Скок, поскок», «Белый день», «На зеленом

                          лугу», «У Маланьи, у старушки», «Улитка».

Май:                    «Дождик», «Гуси», «А я по лугу», «Теремок», «Плетень».

Музыкальный репертуар к темам кружка 2 - 3-го года обучения.

Сентябрь:   «Ой, на дворе дождь», «Патока с имбирем»,  «Мы капусту

                       рубим», «Ой, вставала я ранешенько», «Земелюшка-чернозем»,  

                      «Дрема».

 Октябрь:     «Дождик, лей на крылечко», «Как пошли наши подружки»,  

                      «Падает снежок», «Шалуны-балуны», «У дядюшки Трифона».

Ноябрь:        «Ай, тари, тари», «Царевич – королевич», «В деревне Рязани»,

                     «Ворон».

Декабрь:   «Щедрики-ведрики»,  «Ваня-Ваня, простота», «Коляда, коляда»,

                    «Авсень», «Щедрый вечер, добрый вечер», «Субботея», «Бабка

                     Ежка».

 Январь:      «Ой, зима», «Прялица», «Валенки», «Волк-волчок», «Горшки».

Февраль:    «Масленка», «Гуси летят», «Солнышко-колоколнышко,

                    «Частушки», «Ой,  блины», «Золотые ворота».

Март:        «Жаворонушки прилетели», «Чок, чок, светлячок», «Вот уж,

                   зимушка  проходит», «Гори, гори ясно!».

Апрель:      «Коровушка», «Яблонька», «Туман в поле», «Я по травке шла»,

                     «Во поле береза стояла».

  Май:         «Зеленейся, сад», «Милый мой хоровод», «Травушка-

                   муравушка», «Тень, тень, потетень».  

Музыкальный материал может варьироваться по желанию музыкального руководителя.

         

          Предполагаемые  результаты реализации программы

                             у детей по возрастам.        

4 – 5 лет

* Ребенок, умеющий петь попевки, заклички, колыбельные песни,  

   чисто интонируя в пределах терции.

* Ребенок, умеющий согласовывать пение с элементами плясовых движений.

*Ребенок, имеющий элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Рождество, Святки, Масленица) и их традициях.

5-6 лет

* Ребенок, умеющий петь попевки, заклички, колыбельные песни интонационно чисто в приделах квинты, правильно передающий их ритм.

* Ребенок, умеющий согласовывать пение с элементами плясовых  движений и движений в хороводе

*Ребенок, имеющий элементарные представления о народных праздниках (Осенины, Рождество, Святки, Масленица) и их обрядах и традициях.

6-7 лет.

*Ребенок, поющий интонационно чисто в пределах октавы, правильно  умеющий пользоваться дыханием.

*Ребенок, владеющий навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

*Ребенок, знающий традиции и обычаи Родного края, понимающий смысл народных праздников.

Сравнительная диагностика  уровня развития у детей

дошкольного возраста исполнительских навыков в области пения

                              за период 2014 – 2017 год

  В диагностическом исследовании приняли участие  15 воспитанников:

 2014-2015 г. - средняя группа - 15 детей

 2015-2016г. - старшая группа - 15 детей

2016-2017г. -  подготовительная группа - 15 детей

Сравнительная диагностика  уровня развития у детей

дошкольного возраста исполнительских навыков в области пения

за период 2014 – 2017 год

 

УРОВНИ

РАЗВИТИЯ

2014-2015

Сент.       май.

2015-2016

сент.          май.

2016-2017

сент. май

Оптимальный

18,75%

30%

53,5%

62,5%

73%

82%

Допустимый

56,25%

51,5%

38%

35,5%

27%

18%

Низкий

25 %

18,25%

8,5%

2%

0%

0%

В результате целенаправленной  работы  по намеченной программе кружка,  произошли качественные изменения в певческих способностях детей.  Диагностика показывает, что методика развития певческих навыков фольклором – эффективна.

Немаловажно и то, что ребята стали более уверенны в себе, более самостоятельны и активны.

                                      Список литературы:

1.БардинаП.Е  Жили - были. -  Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.

2.Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор пособие для методистов, музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс - 2000г.- 88с.

4.  Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.

5.НауменкоГ.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.

6.КартушинаМ.Ю. Русские народные праздники в детском саду - М.: ТЦ Сфера - 2006г.-320с.

7. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией С.И.Мерзляковой – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.

8.  Посвянская Н.П. От зимы до осени. -  М.: Детская литература -1979г.-286с.

9. Журнал «Музыкальный руководитель» №6 – 2008 год.

10.Журнал «Музыкальный руководитель №8 – 2008 год

11. Журнал «Музыкальный руководитель» №4 – 2010год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования театрального кружка "Буратино" для детей 5-7 лет.

Данная программа предназначена для работы театрального кружка в ДОУ с детьми 5-7 лет....

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Путешествия кота в сапогах»

   Пояснительная записка.     Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают бо...

Программа дополнительного образования по кружку ЛЕГО-конструирование

Большинству детей и даже взрослым знакомо такое понятие, как конструктор «LEGO», но при этом совсем не каждый знает и понимает, что же такое на самом деле «LEGO». «LEGO», в данный момент включает в се...

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичек» Елена Чумак

Елена Чумак Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичек»Подготовила: воспитатель Чумак Е. В.Пояснительная запискаВ прое...

Программа дополнительного образования Логопедического кружка «АБВГДейка» для детей 6-7лет

Дополнительная программа кружковой работы по  звуковой культуре  речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...

Авторская программа дополнительного образования патриотического кружка «Сынские дошколята»

Настоящая программа по целевому назначению является общекультурной, по содержанию и видам деятельности – профильная, по степени авторства – авторская, разработанная индивидуально старшим в...

Рабочая программа дополнительного образования по кружку «Читалочка» ( обучение чтению детей 6 – 7 лет). Срок реализации 1 год.

Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это...