Конспект по экологии в подготовительной группе «ЧУДО-ЛИСТЬЯ».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бреславская Светлана Константиновна

Расширить и систематизировать знания о комнатных растениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по экологии в подготовительной  группе

«ЧУДО-ЛИСТЬЯ».

Автор занятия: Бреславская С.К.

             Цель занятия: Расширить и систематизировать знания о комнатных растениях; закрепить знания о строении растений и о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло. Довести общие сведения о строении листа и его удивительных тайнах.

Вызвать интерес к вычленению объектов (детализации) окружающего нас мира, учить целевому наблюдению и бережному отношению ко всему живому.

Развитие умственных способностей дошкольников: памяти, воображения, интереса к изучаемому материалу.

Оборудование: таблица «Строение растений», муляж клетки, гербарий полевых растений, микроскоп, комнатные растения, пластинки П.И.Чайковского «Времена года», рисунки детей, учебный фильм «Зима».

                           Ход занятия.

Звучит музыка П.И.Чайковского, одновременно на экране телевизора - картины зимней природы.

Воспитатель.

  • Ребята, какое сейчас время года?
  • Месяц?
  • Что увидели мы в зимнем лесу? (Деревья, покрыты снегом. Кругом белым бело. Тишина,  все словно замерло).
  • Что ж природа сейчас отдыхает. Как живут деревья и кустарники

зимой?

Но как хорошо, что даже зимой мы не расстаемся с чудесным творением природы - растениями. Зимой мы можем тоже любоваться цветами. Это комнатные цветы. Дома, вы спросили у мамы как называются цветы, которые у вас есть и нарисовали их. Покажите мне, пожалуйста. Расскажите, как надо за ними ухаживать.

1-й ребенок. Я нарисовал (а) бальзамин. Этот цветок родом из Африки. У него красивые листья: одни зеленые, другие коричневые. Цветки ярко-красные, есть шпоры. Бальзамин долго цветет. Я поливаю, рыхлю землю.

2-й ребенок. Я нарисовал (а) кактус. Его родина пустыни Америки. Это растение с длинными листообразными стеблями. Размножается частями стеблей. Я его поливаю редко, кактусу требуется много света.

3-й ребенок. Это герань. Ее родина - Южная Африка. У герани крупные листья. Если их потереть, то появиться резкий запах, который отпугивает моль. Герань мы поливаем, опрыскиваем из пульверизатора.

Воспитатель:

- Какие условия необходимы для хорошего роста растений?

(тепло, солнечный свет, вода, воздух).

Сегодня мы продолжим разговор о комнатных растениях. Тема нашего занятия - «Чудо - листья».

Вы хорошо рассказали о содержании комнатных растений. Но вы, наверное, не догадываетесь о том, что когда-то комнатных растений не было, люди не знали, что это такое.

Жизнь человека всегда была неразрывно связанна с природой а, следовательно, и с жизнью растений. Обычай украшать свое жилище растениями возник в странах с резко выраженной сменой времен года, как попытка задержать дома кусочек живой природы на весь год.

По мере того как открывались новые земли, росло число привозимых растений. Для них строили специальные теплицы, оранжереи, зимние сады. Постепенно сформировались правила содержания растений. В условиях города человек долго находится в окружении стекла и бетона. Растения создают иллюзию контакта с природой.

Чтобы убедиться в том, что это так, давайте вспомним строение растений, которые мы наблюдали в природе…

Они имеют корень, стебель, листья, цветы, плоды. А теперь комнатное растение...

Оно тоже имеет эти же части (показываем, называем). Следовательно, мы можем наблюдать и изучать органы растений и зимой.

  • Сейчас мы вспомним, какую роль играют в жизни растений корни и стебель.

( Корень - подземная часть растения, служит для его укрепления в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Стебель - основная часть растения от корня до вершины. По стеблю поступают питательные вещества ко всем остальным частям растения).

  • Как вы думаете, для чего нам нужны растения?
  1. й        ребенок. Чтобы было красиво и уютно.
  2. й        ребенок. Чтобы мы наблюдали и ухаживали за ними.
  3. 3-й        ребенок. Растения лечат людей.
  4. й        ребенок. Они отпугивают вредных насекомых, например моль.

Кроме красоты комнатные растения приносят нам пользу. Они также необходимы нам как растения в природе.

(Раздается стук, грохот, свист. Вбегает Баба-Яга)

Баба-Яга. Здравствуйте ребятки! Так о чем интересном вы сегодня беседуете?

Воспитатель. Сегодня я хочу рассказать вам о листьях.

 Баба-Яга. Ну вот, придумали о чем говорить! Что в листьях может быть интересного? Зачем они вообще нужны?

Воспитатель. Прежде чем ответить на этот вопрос, отгадайте загадку : «Без чего человек не может жить?»

Баба-Яга. Без меня!

Воспитатель. Без тебя мы всегда проживем. Правда, ребята?!

Баба-Яга. Но без чего мы не можем жить? Очень даже интересно. Я так думаю, что без хлеба.

Воспитатель. Нет, Баба-Яга. Мы не можем жить без листьев.

Баба-Яга. Вот еще, что придумали. Без листьев! Так я и поверила. Бред какой-то.

Воспитатель. Тогда скажите, дети, можете ли вы не дышать? Ну-ка

попробуйте жить, чтобы не дышать. Начали        

(Все затаили дыхание, стараются не дышать.)

Баба-Яга. Ой, больше не могу, дышать хочется, (шумно дышит).

Воспитатель. А знаете, чем вы дышите?

Баба-Яга. Никогда об этом не думала.

Воспитатель. Так вот знайте. Все мы дышим кислородом, а если сказать точнее - то воздухом, в котором находиться кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700-900 литров кислорода.

Баба-Яга. Как много!

Воспитатель. Но еще больше потребляет кислорода легковой автомобиль. За 1000 км пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы одному человеку на целый год.

Баба-Яга. Не понимаю причем здесь листья?

Воспитатель. А при том, дорогие мои. Что листья, окружающие нас, это не просто листья, а самые настоящие фабрики кислорода.

Баба-Яга. Ой, уморили! Листья - фабрики. Вот это да! У всех фабрик бывает дым над трубами. А где над листьями трубы и дым?

Воспитатель. Листья- фабрики необычные, без труб и без дыма. Теперь вам известно, что дышим мы кислородом, а выдыхаем уже углекислый газ. В листья из почвы идет вода. Под воздействием энергии света листья выделяют кислород. Вот и получается. Что без листьев мы с вами не можем обойтись.

Баба-Яга. Выходит, если бы листочков не было бы, мы израсходовали весь кислород? Входит, чем больше листьев, тем больше кислорода.

             Воспитатель. Да, правильно. Все знают, что особенно хорошо дышится там, где много зелени, растений. Поэтому вокруг домов сажают деревья и кусты, а отдыхать приятно в лесу или парке.

Баба-Яга. Вот почему, ребятки, живу я в лесу, в избушке на курьих ножках..

Воспитатель. Вот почему так важно беречь природу, ведь без листьев невозможно жить.

А теперь давайте приглядимся к листьям повнимательней. Листик состоит из двух частей. Широкая часть называется - пластинка. Узкая, на которой находиться листок - черешок.

Баба-Яга. Черешок.... Запомнила.

Воспитатель. Но бывают листья сидячие, без черешка.

Баба-Яга. На чем же они тогда сидят?

Воспитатель (показывает листья традесканции или алоэ). А еще в листьях обязательно есть окна и двери.

Баба-Яга. Окна и двери? Невероятно! Но где же они?

(воспитатель показывает плакат, где обозначено строение листа).

Воспитатель. Окна и двери очень маленькие. Их можно увидеть только через микроскоп, а называются они устьица.

Баба-Яга. Ой, как много незнакомых слов надо запомнить: пластинка, черешок, устьице. А для чего они нужны листьям?

Воспитатель. Устьица растениям крайне необходимы. Если в листьях скапливается много влаги, то устьица открываются. И лишняя влага уходит. А если мало, то немедленно закрываются. И не дают воде испариться. Через устьица выделяется кислород и поглощается углекислый газ.

Баба-Яга. Какие умные эти устьица!

Воспитатель. А известно ли тебе, что растения бывают хищниками?

Таких растений около 500 видов на земном шаре. О них можно узнать из книги М. Аспиз «Чудо - листья».

Баба-Яга. Так интересно узнать, какие листья бывают самыми большими.

Воспитатель. Самые большие листья - это листья пальмы. Они достигают длины выше 20 метров. Из таких листьев люди строят заборы, дома - хижины. А некоторые листья мы употребляем в пищу. Вот ты Баба- Яга, какие листья употребляешь?

Баба-Яга. Я не заяц, листья жевать!

Воспитатель. Ну, а чай ты пьешь?

Так вот чай, как раз делается из листьев.

- Ребята какие листья еще мы употребляем в пищу?

Да, лавровый лист используется для приготовления пищи, он очень ароматный.

Зеленый лук - это тоже листья. И вообще Баба-Яга советую тебе прочитать книгу М.Аспиз «Чудо - листья». Тогда ты сможешь ответить на многие вопросы.

Баба-Яга. Ой, спасибо! Я обязательно воспользуюсь вашим советом.

А сейчас я вам, ребята, предлагаю поиграть в игру «Что такое хорошо и что такое плохо?».

(Дети делятся на две команды. Участники первой команды называют все, что для растений «хорошо», второй - все, что для растений «плохо». Побеждает дружба.)

Баба-Яга. Молодцы ребята, многое вы знаете! Меня научили! За это я вас хочу угостить любимым моим лакомством - пряниками. Сама пекла! А теперь мне пора в лес. Побегу и Лешему расскажу все, что узнала! До свидания, ребята!

Дети. До свидания!        

Воспитатель. Ребята, что нового вы узнали на занятии?

  • Как называется широкая часть листа?
  • Узкая?
  • У каких растений листья сидячие?
  • Как называются окна и двери у растений?
  • Вам понравилось занятие?

Я вами, ребята, очень довольна. Вы хорошо сегодня занимались. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Лесовичку (конспект занятия - экология)

Конспект занятия для разновозрастной группы по экологии (на укр. яз)...

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"

Конспект по экологии на тему "Юный эколог"...

Конспект НОД по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования и элементами конструирования. (подготовительная группа) Тема: «Чудо лист.»

Цель: Совершенствование техники выполнения основных движений с использованием нетрадиционным оборудования и элементами конструирования.Задачи: Вызывать у детей интерес к выполнению физических упражнен...

Конспект НОД экология в старшей группе «Живая и неживая природа» «Юные экологи»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640664","...

презентация к конспекту по экологии " Как стать юным экологом"

Презентация "Как стать юным экологом", знакомство с понятием сокодвижения в деревьях  весной...

Конспект по экологии в старшей логопедической группе «Огород. Овощи. Влияние экологии на урожай»

Цель: формирование знаний об экологическом влиянии на овощи (негативном, положительном) в результате деятельности человека.Задачи:-коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление, зрительное в...

Конспект прогулки для детей подготовительнойгруппы

Данный материал будет полезен воспитателям детей подготовительной к школе группы, проводить данную прогулку надо в теплое время года, в ходе прогулки дети в увлекательной форме систиматизируют свои зн...