Конспект занятия в средней группе "Недра земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Зароченцева Ирина Дмитриевна

Конспект занятия в средней группе "Недра земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-nedra-zemli.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «Недра Земли»

Возраст : средняя группа (4-5 лет)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

  1. Расширять представления детей о неживой природе (Социально-коммуникативное развитие)
  2. Продолжать знакомить с профессиями – шахтер (Познавательное  развитие)
  3. Расширять представления детей о свойствах камней и их назначении (Познавательное развитие)
  4. Продолжать  обсуждать информацию о предметах, выходящих за пределы привычного ближайшего окружения (Речевое развитие)
  5. Способствовать развитию любознательности (Речевое развитие)
  6. Дать понятие новых слов – недра Земли, полезные ископаемые, драгоценные камни. (Речевое развитие)
  7. Формировать навыки культуры слушания музыки (Художественно-эстетическое развитие)
  8. Совершенствовать двигательные умения (Физическое развитие)

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная.

Методы и приемы:  наглядные — иллюстрации,  просмотр коллекции натуральных камней,  просмотр фотографий драгоценных камней,  словесные — беседа, рассказ, загадки, практические – прослушивание музыки .

Материалы и оборудование: иллюстрации, коллекция натуральных камней и фотографии драгоценных камней,  диск со звуками моря.

Предварительная работа: чтение хакасской сказки «Почему замолчали горы», дидактические игры «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», семейный просмотр мультфильмов «Гномы и горный король», «Серебряное копытце».

Логика образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, у нас в группе накопилась целая коллекция камней. Часть этой коллекции я привезла с моря, где отдыхала летом, многие из вас также были на море и на память об отдыхе  привезли  камни и принесли в детский сад. Кто  из вас  был на море? Что там видели? (ответы детей). Хотите услышать шум моря? Сейчас я включу музыку, вы закроете глаза, будете внимательно слушать и представите картинку, которую вам она подскажет . (Дети слушают)

Что вы услышали, какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы детей).

Давайте еще раз послушаем  музыку, слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга?

Воспитатель:  На подносе лежат  морские камни, возьмите их в руки, какие они на ощупь ?                 ( ровные, круглые, гладкие).

Воспитатель: Да, такими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода отбивает их края. И они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А теперь возьмите камушки с другого подноса,  положите  рядом с морскими. Потрогайте их, что можно сказать о них? Какие они?( шероховатые, неровные, с острыми углами).

Воспитатель:  Так чем же отличаются морские и речные камушки? (Ответы детей) Сравните их по прочности ( дети испытывают камни на прочность и делают вывод об их твердости).

Воспитатель: Вы знаете, откуда взялись камни? (предположения детей). Наша планета,  необъятная прекрасная Земля,  хранит много тайн. Хотите познакомиться с тем, что хранится внутри Земли?

  Под землей существует целый мир!  Да еще какой! Посмотрите (воспитатель предлагает иллюстрации с изображением подземных пещер, сталактитов, сталагмитов).  А как вы думаете, откуда  произошли пещеры, как они образовались? (Предположения детей)         

Эти пещеры сделала вода, Даже не верится, что такая мягкая и ласковая вода может быть такой сильной и такой могучей.  Она может вымывать и промывать среди скал в горах целые залы пещер.

Воспитатель: (обращает внимание на бусы из натурального камня, фото драгоценных камней)). Посмотрите, какие красивые формы, переливы цвета, какие линии в рисунке. Это матушка Земля с помощницей водой создали такие чудеса.         Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Полюбуйтесь этим солнечным камнем (воспитатель демонстрирует янтарь, дети рассматривают) Что вы можете сказать о нем? Хотите  потрогать этот драгоценный камень и узнать его историю?

Воспитатель: Янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.  Как вы думаете,  что произойдёт, если какое-то насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет),  смола - липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя. Чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй , под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём.  А как же янтарь попал в море?  . Через лес протекала река, янтарь - камень лёгкий и воды реки вымывали из земли и несли его с собой. Река впадает в море. И янтарный клад оказывался в море. Шторм и волны выносили камень на берег.   Как красивые украшения дарят их на день рождения.

Воспитатель:  (показывает кусок каменного угля) Ребята,  как вы думаете, этот камень может служить украшением? Пусть он некрасивый, пачкает руки, но его ценность и польза для человека очень большая. Это каменный уголь. Он хорошо горит,  используется как топливо для получения тепла и электроэнергии . Хранится уголь  под землей, поэтому  называется  полезным ископаемым.  Как вы понимаете выражение «полезные ископаемые»?( Ископаемые — потому что нужно искать и выкапывать из земли, а полезные, потому что они приносят большую пользу для людей). Почему называют уголь каменным?  (потому что он твердый) В кладовой Земли, кроме каменного угля, хранится еще много полезных ископаемых, все они  относятся к неживой природе. О них будем говорить в следующий раз. Вам интересно узнать, как добывают каменный уголь? Тогда нам придется отправиться в горы.

Физкультминутка

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево

В центре круга соберемся

И на месте повернемся

Мы тихонечко присядем

И немножечко приляжем

Мы поднимемся тихонько

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ножки

И похлопают ладошки.

Повернемся мы направо

А потом пойдем мы прямо

Шли, мы шли и до гор дошли.

Воспитатель: Добывают каменный уголь  в карьерах, если залегает неглубоко,   или в шахтах, если запасы находятся глубоко.  (рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций ). Людей, которые добывают уголь, называют шахтерами, горняками (почему?). Работа шахтёров очень трудная и опасная. Шахтеров все уважают за их силу, мужество.

Воспитатель: Сегодня  мы с вами совершили путешествие по недрам нашей Земли, узнали про полезные ископаемые.  Кто первый отгадает загадку:   «С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластом, чтоб наверх его поднять, надо в шахте побывать.          Под землёю огоньки - это в шахте горняки.         Молотками отбивают этот очень нужный камень.  (Уголь)

А что такое полезные ископаемые? ( Ответы детей). О каких полезных ископаемых вы сегодня узнали? (Ответы детей). А как называются камни, из которых делают украшения? ( Ответы детей).

Придумайте, каким  значком вы  изобразите каменный уголь, янтарь (воспитатель предлагает детям нарисовать значки)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия В средней группе Международный день Земли, праздник чистой Воды, Земли и Воздуха

Конспект  занятия в средней группе.    Познание (познавательно-исследовательская деятельность)   ...

Конспект занятия в средней группе "День Земли"

22 Апреля проводили занятия по теме "День Земли".Цель: Углубление экологических знаний у  детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живо...

Конспект занятия в средней группе «22 апреля-Международный день Земли»

Конспект занятия в средней группе «22 апреля-Международный день Земли»...

Конспект занятия в средней группе "День Земли"

Конспект занятия в средней группе "День Земли"....

Конспект занятия для средней группы на тему: «Час Земли»

Цель: иметь представление о проблемах окружающей среды на планете Земля.Задачи:Познавательное развитие: закрепить знания детей о нашей планете:  природе, о животном и растительном мире...

Конспект занятия в средней группе "День Матушки - земли"

Развивать представление о жизни на Земле, об общих условиях для развития растений, животных и людей (воздух, вода, пища); воспитывать чувство гордости за свою планету; побуждать желание сдел...