Познавательно-игровой проект для детей первой младшей группы "Мини-музей деревянной игрушки".
проект по окружающему миру на тему

Актуальность: В настоящее время мы чаще всего задумываемся над проблемами приобщения детей к русской народной культуре. Для этого в нашей группе был создан музей деревянной игрушки.

Цель: формирование представлений о различных видах народной деревянной игрушки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_.docx151.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития – детский сад №1 «Муравейник»

Мини-музей русской деревянной игрушки

Воспитатель:

Воробьева

 Юлия

Владимировна

г.о. Коломна

2014

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид: практический, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.

Место расположения музея: групповая комната.

Актуальность:

В настоящее время мы чаще всего задумываемся над проблемами приобщения детей к русской народной культуре. Хотя постоянно изучаем с ними песни, пляски, читаем стихи. Однако стало очевидно, что система работы в этом направлении требует изменений, создание новой обстановки. Для этого в нашей группе я выделила небольшое место для мини-музея.

Цель:

Формирование представлений о различных видах народной игрушки.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о народных игрушках.
  2. Воспитывать умения находить отличительные признаки этих игрушек, узнавать их и правильно называть.
  3. Способствовать активной игровой деятельности ребенка, познавательной активности, развитию творчества, исследования.
  4. Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия.
  5. Способствовать художественно-эстетическому развитию.
  6. Способствовать социально-эмоциональному развитию  представлений об окружающем мире.

Ожидаемые результаты:

  1. Имеют представления о многообразии русских деревянных игрушек.
  2. Бережное отношение к окружающим предметам.

Этапы организации работы:

Подготовительный этап – «Планирование мини-музея».

Определение места размещения музея.

Выбор дизайна – оформления музея.

Предложить детям вместе с родителями выбрать дома для музея деревянные игрушки, иллюстрации, стихи, песенки, книги.

Объявление для родителей об организации мини-музея.

Беседа с родителями о целях и задачах мини-музея в группе.

Практический этап – «Создание музея».

Местоположение музея определялось с учетом принципов психологической комфортности и безопасности деятельности.

Музей в группе располагает постоянной экспозицией.

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания музея.

Третий этап – «Представление музея».

Организация занятия – экскурсии в музей русской деревянной игрушки. Приглашаются родители.

Четвертый этап – «Функционирование музея».

День

недели

Образовательная деятельность

1 неделя

понедельник

Музыка

Песенка «Мы матрешки  - вот такие крошки».

Развитие речи

Инсценирование сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

вторник

Рисование

 «Конь без хвоста».

Физическая  культура

Подвижная игра «Кони, гулять!» (поскоки на палочках-лошадках)

среда

Музыка

«Пляска с платочком» (муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской).

 Развитие речи

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь...».

четверг

Лепка

«Укрась сарафан матрешки»

Физическая культура

Общеразвивающие упражнения «Танец с матрешками».

пятница

Ознакомление с окружающим

«Русские деревянные игрушки».

Физическая культура

Общеразвивающие упражнения с платочками.

2 неделя

понедельник

Музыка

«Танец с ложками»

Развитие речи

Чтение потешки «Ой, ты заюшка-пострел...».

вторник

Рисование

«Почини ложки» (рисование вертикальных линий)

Физическая культура

Подвижная игра «Раз, два, три – остановись» (дети прекращают движение,  как только перестает играть дудочка)

среда

Музыка

Игру «Колокольчик» М. Картушиной на мелодию рус. Нар. Песни «Я рассею своё горе».    

Развитие речи

Чтение русской народной песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу...».

четверг

Лепка

«Дудочки для ребят»

Физическая культура

Подвижная  игра «Птички в гнездышках»

пятница

Конструирование

"Строим домик  для матрешки»

Физическая культура

Общеразвивающие упражнения с погремушками.

Развитие речи

  1. Инсценирование сказки Л. Н. Толстого «Три медведя».

Цель: Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объему художественные произведения.

Ход занятияОт Зайчика - Матрешка Три медведя

Эту сказку воспитатель показывает с помощью кукол-матрешек. 

Рассказав сказку, детям предлагается возможность изобразить взрослых медведей и медвежонка, увидевших свои чашки, и вопрошающих (с разной силой голоса): «Кто хлебал из моей чашки?»

  1. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь...».

Цель: Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

Ход занятия

Цели: прочитать рассказ Л. Н. Толстого; приучать слушать рассказ без наглядного сопровождения, учить рассматривать картинки; учить отвечать на вопросы воспитателя.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки или иллюстрации к рассказу; игрушка конь.

Ход занятия

Воспитатель держит в руках игрушечного коня.

Воспитатель. У многих из вас дома есть игрушечный конь. Это очень красивая игрушка. (Предлагает детям рассмотреть игрушку, обращает внимание детей на длинные ноги, красивые большие глаза, гриву и хвост.) Вы любите играть с ней? (Ответы детей.) Как вы играете 1 с лошадкой? (Дети показывают.) А вы умеете скакать, как скачет лошадка? (Дети бегут, высоко поднимая колени, по группе.) Вот какая замечательная игрушка лошадка!

Воспитатель. Вот в одной семье у брата и сестры тоже был конь. Они тоже с удовольствием играли с ним. Но однажды произошло вот что.

Воспитатель читает рассказ Л. Н. Толстого «Был у Пети и Маши конь...».

«Был у Пети и Маши конь. Стал у них спор: чей конь. Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне - мой конь. Нет, ты мне дай — конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей».

Воспитатель. Как звали деток, у которых был конь? Что они стали делать? (Маша и Петя начали спорить о том, чей конь.) Как Маша и Петя спорили? (Они говорили: «Мой конь!») Что сделала мама? (Забрала игрушку.) Петя и Маша умели играть дружно? (Ответы детей.) Поэтому у них мама и забрала игрушку. Как надо было играть? (Маша поиграла с конем, потом дала Пете поиграть.) Давайте еще раз вместе расскажем эту историю.

Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его.

  1. Чтение русской народной песенки «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу...».

Цель: познакомить с песенкой, упражнять в произношении звукоподражаний.

Материалы и оборудование: иллюстрации, игрушечная дудочка.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, какая у меня есть игрушка. (Показывает дудочку.) Знаете, как она называется? Правильно, это дудочка. Как с дудочкой играют? (Ответы детей.) В дудочку можно подуть, и она заиграет красивую мелодию.

Воспитатель читает песенку.

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу, во серебряную.

Труба точеная, позолоченная,

Песня ладная, сказка складная.

Воспитатель показывает детям иллюстрацию к песенке и просит детей рассказать, что нарисовано на картинке. Затем предлагает рассмотреть дудочку, рассказать о ней (похожа на палочку, есть отверстия, красивая, золотистая и т. п.), поиграть с ней.

Воспитатель. Как играет дудочка? (Дети повторяют за воспитателем хором и индивидуально «ду-ду, ду-ду», изображают руками игру на дудочке.) А теперь давайте я буду играть на дудочке, а вы мне будете подпевать.

http://0

Воспитатель побуждает детей произносить во время повторного чтения звукоподражающие слова, договаривать фразы.

Рисование

  1. «Конь без хвоста».

Цель: Совершенствовать умение работать карандашом: учить держать карандаш тремя пальцами выше отточенного конца; давать возможность выбрать цвет самостоятельно.

Материалы и оборудование: игрушка конь, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (кони разного цвета), мольберт; карандаши различных цветов, лист бумаги с нарисованной лошадкой (без хвоста) на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель (показывает русскую игрушечную деревянную лошадку) : Это игрушка – лошадка. У нее большая голова, уши, добрые глаза, красивая длинная шея. Есть грива. Сзади длинный хвост. У лошади большие сильные ноги, на ногах копыта. Когда она бежит, то копыта цокают. Лошадка может катать детей.

Физминутка.

Воспитатель предлагает детям послушать песенку «Лошадка». Дети подпевают и исполняют подражательные движения: скачут по кругу, изображая лошадок.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинку с изображением игрушки-лошади, у которой не хватает хвоста. Дети подходят к картине,  рассматривают ее.

Воспитатель: Вот у меня на рисунке хвост у лошадки не нарисован. Это непорядок. Поможем лошадке, нарисуем ей хвостик. Расскажите, карандаш какого цвета вы возьмете? (Ответы детей.)

Воспитатель показывает приемы рисования.

Дети выполняют задание. Воспитатель в процессе рисования контролирует правильность держания карандаша в руках.

Воспитатель: Какие красивые хвосты мы нарисовали для коней! Кони от радости закричали: «Иго-го!» Значит, им понравились наши рисунки.

Лепка

  1. «Укрась сарафан  матрешки»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами пластилина, учить надавливать на маленький пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.

Материалы и оборудование: пластилиновые шарики желтого, красного, оранжевого цветов (диаметр 1 см.), рисунки с изображением матрешки.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, это матрешка. Она красивая, но ее сарафанчик не украшен.

Давайте – ка украсим сарафанчик матрешки. Желтые, красные, оранжевые кружочки – замечательное украшение. Сначала положим наш пластилиновый шарик на рисунок, а затем надавим на него указательным пальцем. Сделаем много узоров.

Физминутка.

Дуйте в дудки, бейте в ложки –

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

Дети выполняют упражнения по тексту.

Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки оказывает помощь детям, затрудняющимся в выполнении задания.

Полученные рисунки выкладываются на общий стол.

Воспитатель: Ах, какие нарядные матрешки получились!

  1. Лепка дудочек.

Цель: закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями, учить работать аккуратно.

Материалы и оборудование: игрушечная дудочка, пластилин, салфетки, дощечки, образец изделия.

Ход занятия

Воспитатель. Понравилось вам играть на дудочке? (Ответы детей.) Жалко, дудочка у нас всего одна. Может быть, сделаем дудочки из пластилина? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, на что похожа дудочка. (Воспитатель показывает детям игрушку.) Дудочка сделана из палочки. А помните ли вы, как можно раскатать палочку? Покажите, как это делается. (Дети выполняют прямые движения ладонями.) Правильно, так мы и будем лепить дудочку.

Воспитатель показывает приемы раскатывания из пластилина палочек, показывает, как аккуратно их нужно разложить на дощечке.

Работы детей раскладываются на дощечке.

Воспитатель. Вот теперь у всех есть замечательные дудочки. Давайте сыграем на них. (Дети имитируют игру на дудочке, проговаривая слова: «Ду-ду, ду-ду».)

Ознакомление с окружающим

Рассматривание деревянной игрушки.

Цель: учить определять название игрушек и материал, из которого они сделаны, развивать слуховое восприятие, расширять словарный запас, способствовать развитию речи как средства общения.

Материалы и оборудование: деревянные игрушки: матрешка, лошадка, медведь, солдатики.

Ход занятия

Воспитатель (демонстрирует деревянную лошадку). Это игрушечная лошадка, у не большая голова, уши, добрые глаза, красивая длинная шея. Есть грива. Сзади длинный хвост. У лошадки сильные и быстрые ноги, а на ногах копыта. Когда лошадка бежит, то копыта цокают. Лошадка может катать детей. Наша лошадка деревянная, она сделана из дерева. Дерево - прочный надежный материал. (Дети могут подойти к игрушке, потрогать ее.) Покажите у лошадки хвост, гриву, глаза, копыта, ноги. Из чего она сделана?

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Но есть и другие деревянные игрушки. Все игрушки из дерева твердые и прочные. (Детям раздаются деревянные игрушки.)

Вопросы детям:

  • Какого цвета твоя игрушка?
  • Она большая или маленькая?
  • Как называется?

Воспитатель предлагает детям послушать «Пляску с куклами» и «Пляску с платочкаш (немецкие народные плясовые мелодии, сл. А. Ануфриевой). Дети выполняют музыкально-ритмические движения плясовой мелодии по показу педагога или самостоятельно.

Детям предлагается поиграть с деревянными игрушками.

Физическая культура

  1. Общеразвивающие упражнения «Танец с матрешками».

Упражнение «Паровоз».

Мы на паровозе едем,

Сейчас к матрешкам мы приедем.

И. п. - ноги слегка расставлены, руки согнуты в локтях.

Выполнение: на счет 1-4 выпрямить руки вперед и снова согнуть в локтях, говоря: «Чух-чух-чух», 5-6 — возвратиться в и. п. «Ту-ту!». (Повторить 4 раза.)

Шаг вперед и шаг назад –

Такой танец у ребят.

И. п. - основная стойка.

Выполнение: на счет 1—2 сделать шаг вперед, приставить ногу, 3—4 — шаг в обратную сторону. (Повторить 4 раза.)

Учимся мы танцевать —

Ловко в сторону шагать.

И. п. — основная стойка.

Выполнение: на счет 1—2 сделать шаг в сторону, 3-4 — шаг в обратную сторону. То же с другой ноги. (Повторить 4 раза.)

Полюбуйтесь вы на нас,

Как красивы мы сейчас.

И. п. - основная стойка.

Выполнение: на счет 1—4 поворачивать плечи вправо-влево, свободно размахивая руками, 5-6 - возвратиться в и. п. (Повторить 4 раза.)

Так танцуют ручки наши:

У меня, и у Наташи,

И у Пети, и у Коли,

И у Лены, и у Оли.

 И. п. - встать на колени, сесть на пятки.

Выполнение: на счет 1-2 выпрямиться, поднять руки вверх, потрясти ими, 3-4 — возвратиться в и. п. (Повторить 4 раза.)

  1. Общеразвивающие упражнения с платочками.

Сначала платочком помашем,

А потом мы спляшем.

И. п. — сидя на полу, платочек в правой руке.

 Выполнение: 1—2 — поднять платочек над головой, помахать платочком, 3—4 — опустить на колени в и. п. То же левой рукой. (Повторить 3—4 раза.)

Поиграйте в прятки

Друг с другом, ребятки.

И. п. - ноги вместе, взять платочек обеими руками за углы, руки внизу.

Выполнение: 1-2 - присесть, поднять платочек перед лицом, 3-4 — и. п. (Повторить 4 раза.)

То платочек поднимаем,

То платочек опускаем.

И. п. - лежа на животе, платочек в вытянутой вперед руке.

 Выполнение: 1—2 — поднять руку с платочком вверх, 3-4 - опустить руку с платочком. То же другой рукой. (Повторить 3-4 раза.)

Мы платочками помашем,

Весело с платочком спляшем.

И. п. — ноги вместе, руки с платочком внизу.

Выполнение: 1-4 — прыжки на двух ногах, махать платочком вверху, 5-8 — ходьба на месте. То же другой рукой. (Повторить 2 раза.)

Глубоко мы не вдохнули,

На платочек наш подули...

И. п. — ноги вместе, руки внизу.

Выполнение: 1—2 — поднять руку с платочком к лицу — вдох, 3-4 - на выдохе подуть на платочек. То же держа платочек в другой руке. (Повторить 2 раза.)

  1. Общеразвивающие упражнения с погремушками.

Погремушку покажи,

Потом на пол положи.

И. п. - ноги слегка расставлены, погремушка в одной руке.

Выполнение: 1—2 — поднять погремушку вверх, погреметь, 3-4 - присесть и положить на пол, 5-6 - выпрямиться и хлопнуть в ладоши, 7—8 — присесть, взять погремушку, 9—10 — и. п. То же другой рукой. (Повторить 4 раза.)

Спрячьте быстро погремушку —

Разноцветную игрушку.

И. п. — сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади, погремушка между ногами на полу.

Выполнение: 1—2 — соединить ноги вместе, 3-4 — и. п. (Повторить 4 раза.)

За игрушкой потянись,

И назад ты с ней вернись.

И. п. — лежа на животе, руки с погремушкой под подбородком.

Выполнение: 1—2 - вытянуть руки вперед, положить погремушку как можно дальше, 3-4 — руки под подбородок. Ноги не сдвигать, голову приподнять. (Повторить 4 раза.)

Спинку мы чуть-чуть согнем,

Носочки погремушкой достаем.

И. п. — сидя на полу, погремушка в обеих руках, руки на коленях, спина прямая.

Выполнение: 1-2 - наклон вперед, коснуться погремушкой носков ног (колени не сгибать), 3-4 - и. п. (Повторить 4 раза.)

Мы попрыгаем с игрушкой –

Развеселой погремушкой.

И. п. — ноги вместе, руки с погремушкой внизу.

 Выполнение: 1-4 — прыжки на двух ногах на месте, 5-8 — ходьба на месте, греметь погремушкой. (Повторить 4 раза.)

Конструирование

1.        Строим домик для матрёшки. Складывание матрёшки из трёх элементов

Цели: учить делать постройки из кубиков, устанавливая один кубик на другой, обучать умению строить по образцу; выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы, обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной, продолжать вводить понятия большой, маленький; выполнять движения вслед за воспитателем, развивать координацию движений рук и ног, внимание.

Материалы и оборудование: строительный материал (кубики, призмы), матрешка из трех элементов; по 2 кубика и призма.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, у меня в руках яркая нарядная игрушка. Это матрешка. Вот она какая большая. Поэтому и домик, который мы сегодня будем строить, должен быть большим. Сначала я поставлю один кубик, потом на него сверху еще один. А теперь осталось накрыть домик крышей. Вот такой дом получился у меня. Как вы думаете, матрешка поместится в нем? (Ставит рядом с постройкой матрешку, обращая внимание детей на величину предмета.) Да, этот домик как раз для нашей матрешки. Постройте и вы для матрешки большие домики.

Дети выполняют задание, выполняя постройку по образцу. Воспитатель в процессе работы контролирует деятельность детей, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.

- Целый город мы построили! Теперь моя матрешка может пойти в гости к Мишиной. Пусть живут дружно и не ссорятся.

Физкультминутка

Воспитатель читает слова, дети выполняют движения вслед за воспитателем.

Строили ладошки домик для матрешки.

(Ладошки изображают домик над головой.)

Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!

Прилегли ладошки отдохнуть немножко.

(Ладошки «ложатся спать» под щеку.)

Ах, какие ладушки, ладушки-ладошки!

Воспитатель (показывает детям большую матрешку). А вам не кажется, что внутри матрешки что-то есть? (Встряхивает игрушку.) Давайте попробуем открыть ее. (Открывает крышку и вынимает вторую матрешку, поменьше. Закрыв большую матрешку, воспитатель ставит игрушки рядом.) Вот большая матрешка. Ее не спрячешь в руке. Вторая матрешка меньше. Я могу ее спрятать в ладони. (Фиксирует внимание детей на величине игрушек.) Послушайте, во второй матрешке тоже что-то есть. Слышите, что-то в ней гремит? (Открывает вторую матрешку  и достает маленькую игрушку.) Посмотрите, какая маленькая матрешка. (Воспитатель ставит все фигурки рядом.) А теперь сложим наших матрешек в одну. (Складывает матрешек.) А вы сможете сделать так? (Предлагает детям вынуть из большой матрешки и затем сложить в нее все фигурки. Во время выполнения задания педагог оказывает помощь детям.)

Воспитатель. Вот как весело было играть с матрешками! Они то спрячутся от нас, то покажутся снова. Теперь пора им отдохнуть в новом домике.

Сюжетные игры: 

  1. Игровое кормление лошадки.
  2. «Матрешки обедают» (дети ставят перед матрешками посуду к обеду).
  3. «Игрушки  идут в гости друг к другу».

Дидактические игры: 

  1. «Матрешки танцуют» (дети по сигналу воспитателя поднимают плоскостные фигурки матрешек то одного, то другого цвета).
  2. Самостоятельное разбирание и складывание матрешки.
  3. «Чего не стало?» (педагог незаметно убирает со стола одну из игрушек, дети говорят, чего не стало).
  4. «Матрешки» (одна — много) (показ матрешек: одна  -много).
  5. «Угадай по описанию» (воспитатель описывает предмет, дети находят его и показывают).
  6. «Определи на ощупь».
  7. «Что звучит?».

       

    Работа с родителями

Консультация «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника»

Подведение итогов:

Проводятся познавательные, художественно-эстетические занятия, чтение художественной литературы, подобранной в соответствии с экспонатами мини-музея.

Проводятся ролевые игры, используются развивающие деревянные игрушки в режимных моментах.

Дети активно проявляют интерес к деревянным игрушкам, исследуя их и экспериментируя с ними.

Деревянные игрушки обогащают чувственный опыт детей в разных видах деятельности. Формируют представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

Деревянные игрушки формируют интерес к эстетической стороне  окружающей действительности.

Деревянные игрушки способствуют активной игровой деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....

Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"

Математическое развитие  имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...

Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)

Проект «Знакомство детей с зимующими птицами» (проект для детей первой младшей группы)...

Проект для детей первой младшей группы "Мои первые стихи. Творчество А.Л.Барто"

Краткосрочный проект для детей 2-3 лет..Цель проекта: Помочь детям запомнить стихотворения из цикла « Игрушки». Агнии Львовны Барто., Описывает различные виды деятельно...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини- музея "Русские народные игрушки"

Цель нашего проекта:как приобщить детей 2-3 лет к русскому народному творчеству через знакомство с народной игрушкой...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...

Познавательно-творческий проект для детей первой младшей группы Создание мини-музея «Русские народные игрушки»

Познавательно-творческий проект  Создание мини-музея "Русские народные игрушки"...