Конспект открытой НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Чудо-магнит».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytoy_nod_po_eksperimentalno.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Чудо-магнит».

        

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, умения анализировать и обобщать, делать выводы самостоятельно.

Задачи:

Развивающие: 

-развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать, делать выводы.

Образовательные:

- активировать словарь детей (магнетизм, искусственный постоянный магнит, магнетит, познакомить детей с полюсами магнита, с его свойствами. Закреплять представления детей о различных материалах.

Воспитывающие:

- способствовать воспитанию отзывчивости, самостоятельности. Воспитывать интерес к экспериментированию.

Материал и оборудование:

Магнит на каждого ребёнка с обозначенными полюсами. Лупы на каждого ребёнка. Молоток для воспитателя.

Различные предметы в контейнере на каждого ребёнка (шуруп, болт, ластик, бумага, ткань, карандаш, несколько скрепок).

Стакан с водой, картонная дорожка, бумажная фигурка Симки со скрепкой снизу на каждого ребёнка.

Песочный ящик с подсветкой и оборудованным пляжем с морскими обитателями.

Магнитная доска, ватман с карманами для фиксации результатов исследований.

Держатель для нагревания над пламенем, свеча, спички.

Для физкультминутки: синие и красные квадраты (50/50)

Магнитный пластилин на каждого ребёнка, глазки.

Техническое оснащение: Компьютер, экран, мультипроектор, магнитофон.

Запись шума моря.

Ход занятия.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Магнетика. Прежде чем вы поймете, куда и зачем вы попали, предлагаю немножко размяться. Давайте встанем в круг.

Что за чудо – чудеса(разводят руками в стороны)

Раз рука и два рука! (поочерёдно выставляют руки вперёд)

Вот ладошка правая. (сжимается ладошка)

Вот ладошка левая. (сжимается левая)

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны друзья! (сжимаются одновременно)

Сильные руки не бросятся в драку. (показ силы)

Добрые руки погладят собаку. (потирают ладони)

Умные руки умеют творить. (руки в замке)

Чуткие руки умеют дружить. (рукопожатие крест-накрест)

Ребята на мою электронную почту пришло письмо от Российского космонавта Дмитрия Юрьевича Кондратьева. (Слайд 1 Фото космонавта)

 И пришла посылка. Посмотрим, что внутри? Дети рассматривают большой камень (магнетит).

Что же пишет нам Дмитрий Юрьевич? (Слайд тот же с вылетевшем письмом):

«Здравствуйте ребята! Путешествуя по просторам вселенной, мы обнаружили незнакомую планету. На ней мы нашли необычный камень. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень. Желаю вам успехов!» (Слайд 2 с планетой)

Ух, ты какая планета! Ребята поможем космонавту? (Ответы детей)

Для этого у меня есть специальное место, где есть всё для исследования этого камня и провести над ним опыты. Кто скажет, как это место называется? (Лаборатория)

Правильно, моя волшебная лаборатория «Любознайка»» поможет нам.

А кто обычно работает в лабораториях? (Учёные)

Правильно учёные.

Хотите стать учёными? Подходите ближе, давайте наденем специальную одежду для проведения экспериментов.

Ребята раз мы с вами находимся в лаборатории, а это порой опасно. Нам необходимо знать правила поведения. (Слайд 3 с правилами)

Давайте обсудим, что можно делать в зелёном квадрате (думать, слушать, смотреть, с осторожностью брать, с осторожностью нюхать).

Теперь в красном квадрате обсудим то, что нельзя делать (нельзя говорить без надобности и перебивать друг друга, нельзя выкрикивать и кричать, нельзя портить оборудование лаборатории).

Как вы думаете с чего начнём наше исследование? Начнём с его описания. Возьмите лупы, так как камень один, а нас много рассматривать будем его по очереди. Сначала девочки, а затем мальчики. Какой он? (по цвету он серый, по весу он тяжёлый). А какой он по прочности, проверим при помощи молотка. Вот это да, он твердый, да ещё и молоток не отпускает! Кто скажет почему? (Потому что это магнит)

Вы сказали, что это магнит. По одной из легенд ребята, магнит был назван в честь пастуха овец Магниса, жившего в древние времена и обнаружившего этот волшебный камень. (Слайд 4 фото пастуха)

 Ребята, как и все учёные результаты наших исследований, мы будем заносить в таблицу. Скажите, пожалуйста, какое самое главное свойство магнита? (Он притягивает к себе металл)

Да, это свойство называется магнетизм. (Хором повторяют)

Давайте это проверим, так ли это или нет? Займите свои рабочие места.

Опыт первый «Всё ли притягивает магнит»

Перед вами различные предметы. У каждого на столе есть магнит. Как вы думаете все ли предметы примагнитятся? Давайте это проверим. Те предметы, которые магнит притягивает, вытащите на крышку контейнера, а те, которые не притягивает, оставьте в контейнере и рассмотрите их.

Дети проводят опыт.

Давайте поговорим о том, что вы делали и что получилось? (Когда магнитом проводили над предметами, то все железные предметы притянулись к нему)

А какие предметы магнит не притянул? (пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик)

Давайте сделаем вывод: Магнит притягивает только железные предметы. (Слайд 5 магнит притягивает железо)

Теперь результат нашего исследования мы можем занести в таблицу. На столе карточки с изображениями тех предметов, с которыми вы проводили опыт. Вам нужно вставить карточки под знаком «+» тех предметов которые притягивает магнит, а под знаком «-» карточки с предметами, с которыми магнит не дружит. Молодцы присаживайтесь на свои места и продолжим наше исследование.

Опыт второй «Магнитные полюса»

У каждого из вас есть магнит. Кто знает, почему они окрашены одна сторона в красный, а другая в синий цвет? Потому что у каждого магнита есть «северный» полюс и «южный» полюс. Давайте посоприкасаемся своим магнитом с магнитом своего соседа. Объясните, что будет происходить? (Магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга)

Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются? (Когда соединяем «северный» и «южный» полюса, то магниты притягиваются. Когда соединяем «северные» они отталкиваются и «южные» тоже)

Какой мы делаем вывод: У всех магнитов есть северный и южный полюса. Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то они притягиваются (дружат, а если мы их соединяем одинаковыми полюсами, то они отталкиваются (не дружат). Давайте это отметим в таблице. Перед вами магнитные человечки с определенными полюсами. Где знак плюс мы приклеиваем тех человечков, которые будут дружить по законам магнетизма. А где знак минус приклеиваем человечков, которые не дружат.

Физкультминутка.

Вы устали, наверное, так долго думать, давайте поиграем в игру «Магнитные человечки» Каждому я даю синий или красный квадрат. Вы встаёте в круг и под музыку повторяете мои движения. Когда я буду показывать красный квадрат «Южный» полюс, ко мне притягиваются дети с каким квадратом? Правильно с синим «Северным». Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваются ко мне красные квадраты, а синие убегают прочь. (2,3 раза)

Ребята мы узнали, что магниты имеют северные и южные полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита через предметы.

Опыт третий «Магнит преграды не боится»

Поиграем в игру, которая называется «Не промочив рук»

Подходите к столам. Перед вами стаканы с водой в нём скрепка. Как достать скрепку не намочив при этом рук? Расскажите, что вы делали и что получилось? (Скрепка следует за движением магнита вверх) какая сила двигала скрепку? (Магнитная)

Какой можно сделать вывод: Магнитные силы проходят через стекло и воду. Давайте занесём результат в таблицу. (Ребёнок вставляет картинку со стаканом с водой в кармашек).

Давайте продолжим узнавать, через какие предметы действует сила магнита. Предлагаю вам поиграть в игру «Танцующая металлическая крошка».

 Перед вами картонная коробочка, в которой находится металлическая крошка. Поводите снизу коробочки своим магнитом. Что происходит? Металлическая крошка двигается. А почему она двигается?

Какой сделаем вывод: Магнитные силы действуют через картон. Картинку с картоном вставляем в кармашек.

Ребята, что вы слышите? Что-то определённо происходит. Идите скорее сюда, здесь случилась беда. Кто-то засорил весь пляж. Если не очистить его, то, что случиться с животным? (Они погибнут)

Как мы можем помочь им? (Разглядывая мусор на пляже, дети понимают, что он металлический и догадываются, что можно его убрать при помощи магнита) Очищают пляж. Молодцы ребята очистили пляж от мусора. А из чего состоит этот пляж? (Из песка) При помощи чего мы очистили пляж? (при помощи магнита)

Давайте сделаем вывод: Магнитные силы действуют через песок. Отметим это в таблице.

Скажите ребята, почему магнит из космоса не похож на те магниты, с которыми мы работали?

Есть природные магниты. Называют их – магнетиты. Давайте повторим хором. (Слайд 6 картинка с магнетитами) 

Почему их называют природными? Потому что их создала природа. Они быстро теряют свои магнитные свойства. Люди придумали, как сделать из этих камней такие магниты, которые будут сохранять свой магнетизм очень долго и назвали их – постоянными.

Люди часто магниты применяют. Как вы думаете где? Они везде нас окружают. Компьютер, наушники, телефон, банковская карта, компас, микрофон. Для детей используют в игрушках и очень милых безделушках.

У меня есть волшебный магнитный пластилин. Давайте скатаем из него шар, вытянем ушки, вставим глазки и поднесём магнит. Посмотрите, как он ведёт себя рядом с магнитом.

Как вы думаете, мои дорогие учёные, мы справились с заданием? Теперь результаты наших исследований мы можем отправить Дмитрию Юрьевичу. Не останавливайтесь на достигнутом. Ещё очень много тайн хранит в себе магнит.

Магнетика прощается с вами друзья,

До новых встреч, жду в гости вас я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебница вода». Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Подготовила и провела: воспитатель Попова Марина Владимировна

Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.1. Образовательные задачи:1.1 Ознакомление детей со свойствами воды:Закрепить знания о свойс...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство Земли»

Приоритетная образовательная область « Познавательно развитие»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная,...

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Волшебница вода"

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебница вода». Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской акти...

Конспект открытого занятия по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе « Путешествие в город Мастеров»

Содержание: Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи:Образовательные:обобщать име...

Конспект открытого НОД по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Цель: Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы....