МАСТЕР-КЛАСС «Внедрение элементов ТРИЗ как средства развития активного творческого мышления дошкольников в ДОУ»
материал по окружающему миру на тему

Николаева Елизавета Николаевна

 Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению. В работе раскрываются методы и приемы ТРИЗ-технологии. Представлены работа с системным оператором.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_vnedrenie_elementov_triz.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №82 комбинированного вида» г. Чебоксары Чувашской Республики

МАСТЕР-КЛАСС

«Внедрение элементов ТРИЗ как средства развития активного творческого мышления дошкольников в ДОУ»

        

Николаева Елизавета Николаевна,

воспитатель первой

квалификационной категории

"Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно",

известный ученый Альберт Эйнштейн,

человек, привыкший мыслить

оригинально и нестандартно.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС дошкольного образования - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.

   Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

   Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

   Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

       ТРИЗ для дошкольников:

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

СЛАЙД 1

Я бы хотела представить вашему вниманию мастер-класс по внедрению технологии ТРИЗ в образовательный процесс в ДОУ.

СЛАЙД 2

ее основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

Изначально он разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекочевали и в педагогику. Технологии ТРИЗ является очень актуальной на сегодняшний день. Современное общество предъявляет все новые и новые требования к системе образования (дошкольного). Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. 

Педагоги стали искать такие технологии, которые бы отвечали требованиям стандарта, а главное они должны быть доступны для любого образовательного учреждения и легко применимы на практике. И именно такой является теория решения изобретательных задач. Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи в создавшейся ситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению

СЛАЙД 3

ИСТОКИ НАУЧНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА ИМЕЮТ ГЛУБОКИЕ КОРНИ.

СЛАЙД 4

В дошкольной педагогике технология ТРИЗ получила распространение благодаря доктору педагогических наук Анне Михайловне Страунинг. Адаптированная к дошкольному возрасту технология позволила воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём». У педагогов, поддерживающих данную технологию (тризовцев)существует кредо: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат, достичь максимального эффекта».

СЛАЙД 5

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Еще один огромный плюс этой теории заключается в том, что она работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

СЛАЙД 6

Цель ТРИЗ развитие основных качеств мышления (гибкость, подвижность, системность, диалектичность, стремление к новизне); речи и познавательной активности.

Основная задача: привить ребёнку радость творческих открытий. 

В теории ТРИЗ существует статистика.

Дети в 5-ти летнем возрасте дают до 90% оригинальных ответов,
в 7-ми летнем  - до 20%, а взрослые – лишь 2%.
 Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

СЛАЙД 7

Этапы работы по внедрению элементов ТРИЗ в образовательную деятельность в ДОУ:

 I этап. Нахождение и решение противоречия в объектах и явлениях, развитие системного мышления.

II этап. Умение фантазировать, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

III этап. Решение сказочных задач и придумывание новых сказок.

IV этап. Применение полученных знаний, умение находить выход из любой сложной ситуации.

СЛАЙД 8 

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка

СЛАЙД 9

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

- Метод морфологического анализа

- Метод фокальных объектов

- Типовое фантазирование

- Мозговой штурм

- Моделирование маленькими человечками

- Метод каталога

- Метод аналогий

-Системный анализ

СЛАЙД 10

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов двадцатого века для астрофизических задач.

СЛАЙД 11

Еще один прием активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, Нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью Кругов Луллия  закрепляются и систематизируются знания  детей об объектах окружающей действительности.

СЛАЙД 12

Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом. Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства

Фея

Шар

Костер

Добрая

Расписной

Большой

Красивая

Летучий

Жаркий

Воздушная

Мыльный

Яркий

Матрешка – фокальный объект

Добрая, красивая, расписная, большая, яркая

СЛАЙД 13

Типовое фантазирование Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать следующие приемы фантазирования:

Уменьшение – увеличение

Наоборот (добрый – злой)

Дробление – объединение

Оператор времени (замедление – ускорение)

Динамика – статика (оживление неживых объектов и наоборот)

СЛАЙД 14

Метод Мозгового Штурма

Автором этого метода  является Алекс Осборн- (мозговой штурм, мозговая атака - англ.  brainstorming)  — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.

Правила:

  1. Исключение всякой критики
  2. Поощрения самых невероятных идей
  3. Большое количество ответов, предложений
  4. Чужие идеи можно улучшать

СЛАЙД 15

СИНЕКТИКА (метод аналогий) предложен У. Гордоном в 50 годы XX столетия

1. Личностная аналогия

(эмпатия)

2. Прямая аналогия

3. Фантастическая аналогия

СЛАЙД 16

Метод каталога 

Был разработан в 20-х годах XX века  профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

СЛАЙД 17

Моделирование маленькими человечками ММЧ

моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное) 

Предлагаю поиграть коллегам: моделирование маленькими человечками: горячего компоа, аквариума.

СЛАЙД 18

«Системный оператор»

одно из первых упражнений развития системного логического мышления, это видение единства всего, что нас окружает, мира в котором мы живем

«Многоэкранная схема талантливого мышления»

Я бы хотела остановиться подробнее на методе «Системный оператор»

Дошкольный возраст уникален, как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Дети по своей природе очень изобретательны, непосредственны и непредсказуемы, они замечают то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

«Системный оператор» - одно из первых упражнений развития системного логического мышления. Данный метод еще называют «многоэкранной схемой талантливого мышления»

СЛАЙД 19

Для детей младшего возраста «системный оператор» называют «волшебный телевизор» или «волшебный лифт», а старших дошкольников уже можно познакомить с его научным названием.

Самый распространенный вариант – девятиэкранка.

Работа с «Волшебным телевизором» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле не требуется какой-то специальной подготовки и сложных материалов. Главное, чтобы системное, экранное видение было в голове у взрослого. А использовать можно даже словесно, при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.

Вот, например, давайте попробуем рассмотреть, как систему «дома». Делать мы будем это словесно.

Что это? Дом. Давайте переместимся на нашем волшебном лифте вниз, в подсистему. Что у него есть, из чего он состоит? Поднимаемся вверх – частью чего он может являться, где мы можем его встретить? Так как наш лифт волшебный, он может перемещаться не только вертикально, но и горизонтально. Перемещаемся влево, это прошлое системы. Чем был дом в прошлом? А чем он станет в будущем? …

Обрати внимание на слайд, там представлена аналогичная таблица.

Уважаемые коллеги, подумайте, на какой возрастной группе можно применять данную схему?

В каком бы виде вы его предложили ребенку, более младшего возраста?

(Практическая работа)

Для детей младшего возраста используются «урезанные» варианты: горизонтальная и вертикальная трехэкранка, пятиэкранка.

Иллюстрации

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение, которое представлено на слайде.

Давайте рассмотрим еще один пример, внимание на слайд.

Как видите, такая технология, с одной стороны, предельно проста. Но, с другой стороны, она позволяет детям любого возраста получить исчерпывающую информацию о том объекте, который они изучают. Только представьте, сколько всего нового узнают малыши, если заниматься по данной методике.

СЛАЙД 19

А ведь применять ее можно где угодно! Не только в НОД, или в режимные моменты, но и дома со своими детьми. Дети умываются? А почему бы не поговорить о том, откуда берется и куда девается вода из ванной? Кушаете? Поговорите про овощи, фрукты, хлеб и молоко, другие продукты. Гуляете? Самое время подумать вместе с ребенком о цветах и травке, бабочках и птицах. О том, почему светит солнце и почему ночью на его место приходит луна. И так далее.

Придумывайте темы для разговора в соответствии с возрастом ребенка и стройте обсуждение на основе принципов системного оператора.

Такая игра непременно понравится маленьким почемучкам, а заодно поможет им в простой и веселой форме каждый день открывать для себя что-то новое и полезное. Кроме этого, ребенок с малых лет привыкнет думать объемно, анализируя все составляющие интересного ему объекта.

Мы с моими воспитанниками, в рамках изучения темы «Кухня. Посуда» воспользовались методом «Системный оператор», им представилась возможность пофантазировать, какой может стать ковш хохломской в будущем. Мы заполнили все экраны нашей схемы, хотелось бы с вами поделиться какие ответы дают дети работая по схеме…. Некоторые ребята сделали дома со своими родителями макеты своих изобретений.

Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

Советы педагогам при использовании методов ТРИЗ:

Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не понял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на другое время или вовсе к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить. Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

Литература

  • 1. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003
  • 2. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008
  • 3. 4. Корзун А. В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008
  • 4. Никашин А. И., Страунинг А. М. «Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии», Ростов-на-Дону, 1991
  • 5. Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.
  • 6 Сидорчук Т.А.,Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин Москва, 2010
  • 7. Сидорчук Т.А. «Я познаю мир», Ульяновск, 2014
  • 8. Сидорчук Т. А., Прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников, Ульяновск, 2015
  • 9. Сидорчук Т. А. Байрамова Э.Э. Технология развития связной речи дошкольников, Ульяновск, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для педагогов "Детское экспериментирование как средство развития познавательной исследовательской деятельности дошкольника»

Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность. Задачи: - повысить уровень...

Технология ТРИЗ как эффективное средство развития активного творческого мышления у дошкольников.

Сейчас гораздо важнее воспитать не простого исполнителя задач, а человека способного принимать решения в нестандартных ситуациях, умеющего мыслить креативно, подходящего творчески к своей работе....

Мастер-класс для родителей "ЛЕГО - конструирование как средство развития конструктивного математического мышления дошкольников"

Задачи: ознакомление родителей со значением и возможностями ЛЕГО конструирования; привитие традиций ЛЕГО конструирования в семейной педагогике; развитие практических навыков ЛЕГО констр...

План по самообразованию "Использование методов ТРИЗ для развития активного творческого мышления дошкольников"

   Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временно...