ООД в старшей группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Аншукова Анна Андреевна

Формирование представления о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zimuyushchie_ptitsy.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект организованной  образовательной  деятельности в старшей группе

Тема недели: «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Труд» «Познание», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность»

Задачи:

- формировать представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище («Познание»);

- активизировать словарь: (синица,  воробей, снегирь, ворона, голубь, клёст; дятел,, воробей, сорока и т.д.) («Коммуникация»);

воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях («Познание»);

- закрепить умение называть свой домашний адрес («Безопасность»);

- развивать конструкторские способности («Конструктивная деятельность»);

- развивать фантазию, воображение («Познание»);

- формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске форме и величине частей, сходны по строению;

- учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разный нажим карандашом («Художественное творчество»);

- продолжать развивать навыки общения (в совместной работе) («Коммуникация»);

- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства птиц, сравнивать птиц («Познание»);

- формировать умение оценивать результаты рисования, конструирования, радоваться созданным изображениям («Художественное творчество»);

- закреплять умение вырезать части предметов разной формы и составлять из них изображение, симметричные части из бумаги сложенной вдвое, развивать воображение, активность («Художественное творчество»);

- формировать умение договариваться,  помогать друг другу, спокойно отстаивать свое мнение («Социализация».

Методы и приёмы:

  • практические: и/у «Помогаем птицам», игра - стихотворение «На кормушке», образно - пластические упражнения;
  • наглядные: картины и иллюстрации с зимующими птицами, изображение кормушки;
  • словесные: загадки - описания «Зимующие птицы», стихотворения, беседы, рассказ воспитателя, вопросы;
  • материалы и оборудование: конверт, иллюстрации и картины с изображением зимующих птиц, бросовый материал (коробки, пакеты из картона), наборы цветной бумаги, ножницы, клей, кисточки; изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы, пластилин, стены, доски, геометрические фигуры (круг, овал и т.д.).

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы», образно – пластическое творчество, физкультминутки, пальчиковые игры

Игровая

И/у «Помогаем птицам», игра – стихотворение «На кормушке»

Продуктивная

Конструирование «Кормушка», лепка «Птицы», рисование «Зимующая птица»

Познавательно - исследовательская

ФЭМП (формирование навыка счета)

Коммуникативная

Загадки – описания «Зимующие птицы», беседы, вопросы

Чтение художественной литературы

Рассказ воспитателя, загадки, чтение стихотворений


Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель вносит  конверт

Дети рассматривают конверт

Включены в образовательную деятельность

2

Беседа о перелетных и зимующих птицах

Дети рассматривают картинки перелетных и зимующих птиц и отвечают на вопросы:

- какие из птиц вам знакомы?

- каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой?

- как называются птицы, которые остаются у нас на зиму;

- куда исчезли другие птицы? Как они называются?

- вспомните, чем питаются птицы?

Сформировано представление о зимующих и перелетных птицах, развито умение различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище

3

Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Воспитатель называет зимующих птиц – дети «летают» вокруг воспитателя, когда называют перелетных птиц – садятся на корточки

Сформировано представление о зимующих и перелетных птицах

4

Рассказ воспитателя о зимующих птицах

Дети рассматривают картины с изображением зимующих птиц и слушают рассказ воспитателя про синицу, воробья, дятла, поползня

Обогащение словаря: корм, перелетные, зимующие, синица, воробей, дятел, поползень

5

Загадки – описания «Зимующие птицы»

Дети с помощью воспитателя составляют загадки – описания про птиц (внешний вид, чем питается, где живет)

Развивать умение составлять загадки

6

Организует рефлексию детей

Дети встают в круг, взявшись за руки и рассказывают, что узнали и предлагают помочь   птицам - сделать кормушки

Самооценка своей деятельности

7

Воспитатель предлагает помочь зимующим птицам

Дети рассматривают бросовый материал (коробки, пакеты из картона) предлагают помочь зимующим птицам - сделать кормушки

Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях

8

Пальчиковая игра

См.пр.№1

Дети выполняют движения на слова «Я зимой кормлю всех птиц»

Снятие мышечного и   эмоционального напряжения у детей

9

Продуктивная деятельность

Дети конструируют кормушки, украшают аппликацией

Развито умение создавать поделки из бросового материала

10

Организует рефлексию детей

Дети рассматривают готовые работы.

Самооценка своей деятельности

11

Пластические этюды с использованием стихов

Дети показывают смелого, юркого, шустрого и трусливого воробья.

—        Воробей, чего ты ждешь? Крошек хлебных не клюешь?

—        Я давно заметил крошки, Да боюсь сердитой кошки.

Развивать пластику

12

Воспитатель читает стихотворение   про воробья

Дети  рассматривают картинку с воробьем, слушают стихотворение: Чик - чирик, Чик - чирик! Воробей скачет по дорожке, Собирает хлебные крошки. По ночам кочует, Зёрнышки ворует!

Задумано содержание рисунка.

13

Пальчиковая гимнастика

См. пр.№2

Дети выполняют движения на слова «Воробей»

Снятие мышечного и   эмоционального напряжения у детей

14

Продуктивная деятельность

Дети рисуют воробья, используя разный нажим на карандаш

Сформировано обобщенное представление о внешнем облике птицы, переданы в рисунке характерные

особенности воробья

15

Организует рефлексию детей

Дети рассматривают готовые работы.

Самооценка своей деятельности

16

Загадывает загадку

Дети отгадывают загадку: Пусть я птичка - невеличка, У меня друзья, привычка.

Как начнутся холода, Прямо с севера сюда. Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко - красный галстук мой. (Снегирь)

Привлечение произвольного внимания

17

Продуктивная деятельность

Аппликация: «Снегири»

Дети, изображают  в аппликации двух снегирей в совместной работе (в парах)

Сформировано умение передавать характерные особенности снегирей (окраску форм частей тела); закрепить способ парного вырезывания (крылья у летящего снегиря, ягоды рябины)

18

Пальчиковая гимнастика

См. пр.№3

Дети выполняют движения на слова «Птички прилетели»

Снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей

19

Организует рефлексию детей

Дети рассматривают готовые работы.

Самооценка своей деятельности

20

Образно- пластическое творчество

Дети изображают птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!» Выразите мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передайте свое эмоциональное состояние: сочувствуем птицам, нам очень жалко их. «Помогаем птицам». Представьте, что вы мастерите

кормушку, строгаете и

Развивается пластика

21

Игра - стихотворение «На кормушке»

См. пр. №5

Дети выбирают картинку с зимующей птицей, и представляют, что они птицы. Воспитатель читает стихотворение, (см приложение) та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети садят птицу на магнитную доску-кормушку)

Сформированы представления о зимующих птицах

22

Спрашивает у каждого про задуманный рисунок.

Дети рассказывают, какую зимующую птицу будут рисовать

Задумано содержание рисунка.

23

Физкультминутка: «Голуби и Воробьи»

См. пр.№6

Дети выполняют движения на    слова «Голуби и воробьи»

Снятие мышечного и   эмоционального напряжения у детей

24

Продуктивная деятельность

Рисование: «Зимующая птица»

Дети рисуют зимующую птицу

Создано изображение, закреплены навыки рисования красками.

25

Организует рефлексию детей

Дети рассматривают готовые работы, «сажают» своих птиц на кормушку

Сформировано умение оценивать результаты своей деятельности, радоваться.

Созданным изображениям

Итоговое мероприятие: «Музыкальная гостиная» (слушание голосов птиц и чтение литературы)

Приложение:

№ 1. Пальчиковая гимнастика «Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц-                Дети загибают или разгибают пальцы

Голубей, ворон, синиц,                        на руке, перечисляя птиц.

Воробьёв и снегирей,-

Вот кормушка у дверей.                Показывают одной рукой на кормушку.

Дам им булки, пшённой каши,        Дети загибают или разгибают пальцы
Дам им зёрна, семена.                        на руке, перечисляя корм.

А синице дам я сало,

Пусть клюёт его она.                        Собранными в щепотку пальцами рук

Имитируют движения.

№ 2. Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты, малыш - воробей

На морозе не робей.

По кормушке клювом бей.

Наедайся поскорей

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полёт птицы. Затем ставят округлённую кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца (тоже самое левой рукой))

№ 3. Пальчиковая гимнастика «Птички прилетали» 

Птички прилетали, крыльями махали,

(Пальцами обеих рук производят движения вверх -вниз.)

Сели, посидели

(Сжимают и разжимают пальцы рук)

И дальше полетели.

(Машут руками, словно крыльями.)

№ 4 Аппликация «Снегири на ветках рябины» Швайко "Занятия по ИЗО" стр. 55-57

№ 5. Игра - стихотворение «На кормушке»

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли,

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри, прилетели снегири.

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду

А в четверг со всех краёв стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей, голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье было общее веселье.

№ 6. Физминутка «Голуби и воробьи»

Среди белых голубей                (Дети идут по кругу, изображая голубей;

Скачет шустрый воробей.        в центре один ребёнок - он скачет как воробей.)

Воробушек - пташка,                (Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.

Серая рубашка.                        «Воробей» пытается «влететь» из круга; «голуби»,

Откликайся, воробей,                взявшись за руки, не пускают его.)
Вылетай-ка не робей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Птицы – наши друзья»

Задачи занятия: образовательная: закрепить знания детей о жизни птиц, узнавать птицу по характерным признакам;воспитательная: воспитывать желание заботиться о птицах, желание помогать им в зимних усло...

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Птицы - наши друзья»

Материал предназначен для проведения НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Комплексное занятие по аппликации в старшей группе «Птицы прилетели»

Данное комплексное занятие нацелено на расширение кругозора детей старшей группы, повышение знаний о перелётных птицах....

Развитие речи НОД старшая группа "Птицы нашего края "

Конспект НОД по развитию речи с использованием инновационных методов и приёмов....

НОД по ОО «Художественное творчество» (лепка) в старшей группе «Птицы нашего леса»

Занятие лепкой имеет большое значение для развития ребёнка и его подготовки к обучению в школе. Этот вид вид деятельности значительно расширяет кругозор детей. Занятие лепкой открывает большой пр...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Птицы - вестники весны"

Данный конспект служит примерным занятием для воспитательной работы по экологическому воспитанию или окружающаму миру.  Дает представление о перелетных птицах через чтение рассказов Бианки и Богд...