НОД «Помоги птицам зимой!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pomogi_ptitsam_zimoy.docx195.48 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Помоги  птицам зимой!» для детей подготовительной группы 6-7 лет.

Автор: Моргунова Лариса Владимировна

Воспитатель высшей квалификационной категории

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 19 – Центр развития ребенка г. Россоши Воронежской области

2016г.

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Ход  НОД:

1.Сюрпризный момент. (Воспитатель держит в руках письмо).

- Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите письмецо.

Может это воробьишко

Пролетая обронил.

Может,  кот письмо, как мышку

На окошко заманил.

Что за странное письмо, ребята, догадайтесь от кого оно?

Дети предполагают, что от птиц.

Воспитатель: - А, от каких птиц?

Проводиться игра «Художник». (Воспитатель достаёт из конверта круги разного размера).

Художник нарисовал птиц, но спрятал их от нас. Вы должны отгадать, каких птиц нарисовал художник, для этого он сделал вам подсказки:

Больших птиц он изобразил большими кружками.

Птиц поменьше - кружками среднего размера.

Маленьких – маленькими кружками.

На каждый кружок он нанёс такую краску, какая нужна, чтобы нарисовать птичку.

Например: Вот кружок, он большой или маленький? (большой)

Какого он цвета? (чёрного)

Значит, какая это птичка? (большая, чёрная)

Это? (ворона). Воспитатель достаёт из конверта картинку с изображением вороны. Большая, чёрная и белая (сорока); маленький, коричневый (воробей); птичка среднего размера, чёрного и  красного цвета (снегирь) т.д.

Ребята, вы отгадали всех птиц, которых нарисовал художник. (воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока, клёст).

-Как этих птиц, можно назвать одним словом? (зимующие)

-Почему их так называют?

-Почему  все эти птицы, могут зимовать в наших краях и переносить суровую зиму?

Воспитатель: Зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

- А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

- Послушайте стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу - ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки.

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться.

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны!»

-Ребята, мы получили письмо из Птицеграда, в котором зимующие птицы напоминают нам, как им холодно и голодно зимой, чтобы мы  не забывали  их кормить.

-А, что будет, если мы забудем покормить птиц? (они останутся голодными, и если не найдут корм могут погибнуть). Вам жалко птиц? (жалко)

Релаксационное упражнение «Согрей птичку».

Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).

Физминутка «Птичка ожила».

Птичка крыльями взмахнула,

Птица перья отряхнула,

Крылья убрала назад,

Сделав очень важный взгляд.

Посмотрела вправо — влево,

Удивилась, что за дело?

Нет тут птицы ни одной,

Полечу-ка я домой.

Проводится игра «Наоборот» (с мячом)

-Ворона большая, а воробушек… маленький.

-У снегиря грудка красная, а у синички… жёлтая.

-У сороки хвост длинный, а у воробушка… короткий

-Синичка любит сало,  а снегирь…рябину.

-Воробушек чирикает, а ворона …каркает.

-Ворона драчливая, а сорока…болтливая.

-Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!

- Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок...»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как? Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетали, каким кормом кормили птиц.

- Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать

птиц. Воспитатель вместе с детьми делает кормушку из бросового материала.

-  Чем мы будем  кормить птиц? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время, птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу. Воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири - семечки арбуза, тыквы, ягоды рябины. Голуби - крупу, хлеб. Синички – сало.

Проводится пальчиковая игра «Покормите птиц»

Снегирь, и сорока, и клёст, и синица –

Зимуют  у нас эти чудные птицы.

 (соединение одноимённых пальцев)

И чтоб они жили  по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

(имитируют  кормление птиц).

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

- Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

Дети вспоминают пословицы о птицах.

Красна птица пером, а человек - умом.

Слово  - не воробей, вылетит, не поймаешь.

Синичка - воробью сестричка.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше всего на зелёной ветке.

- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой.

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть одна нужна.

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми...

- Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и ...

По небу весело скользя.

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

                  (К. Мухаммали)

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....