Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Деменчук Елена Петровна

Программное содержание:   

1.  Познакомить детей с  богородской игрушкой.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщение.

 3.Воспитывать у детей интерес, любовь и уважение к русской национальной   культуре.

Оборудование:  макет  деревянной русской избы;  куклы из лоскутков ткани; кукла из соломы;   богородские  игрушки;   матрешки;  деревянные ложки;  поднос;  платок.

 

Предварительная работа:  

 Знакомство детей:  с жизнью людей в старину; 

                                  с бытом русского  народа;

                                  с русскими народными сказками.

 

                                                          Ход занятия

1. Вводная часть:

Воспитатель:  Ребята, я хочу продолжить свой рассказ о том, как было раньше.

-  Рассаживайтесь  поудобнее  вокруг меня.

(воспитатель одевается в кокошник и платок)

- Отгадайте загадку:    Мишки, кубики, машинки

                                          И конструкторы большие,

                                          И мячи и безделушки –

                                          Это все мои - …..игрушки!

2. Основная часть:

- Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть?

Дети: Куклы, машинки, кубики, лошадки.

- Да, у вас и в группе и дома много игрушек. У детей, которые жили раньше, тоже были игрушки. Давайте  опять заглянем в наш домик. 

- Ребята, а кто живет в домике, вы не забыли?

Дети:  Машенька и Ванечка.

- В какие игрушки играла Машенька?

Дети: Машенька играла  с куколками.

- А у нас есть такие куклы?

Дети: Да, есть.

- Девочки, где они находятся?

Дети ( девочки ) приносят куклы и показывают их.

- Из чего они сделаны?

Дети: Из тряпочек.

Посмотрите, какие они красивые и нарядные.

- Как вы в них играете?

Дети показывают, как в них играют (качают на руках, причёсывают, кормят и т.д.)

- Очень хорошо!

Воспитатель: А в какие игрушки играл Ванечка со своими друзьями?

- Как вы думаете?

Дети: В лошадку!

- А почему мальчики в машинки не играли?

Дети: Потому что раньше не было машин.

- Конечно, раньше не было машин. Как Ванечка играл в лошадку?

Дети показывают.

- Фигурку лошадки лепили из глины, делали из соломы, вырезали из дерева. Вообще из дерева для детей делали много интересного.

                                        Динамическая пауза                                           

- Давайте все вместе поиграем в лошадку. Мы будем скакать на лошадке так, как делал это в песне храбрый Ванюша.

Много у Ванюши книжек и игрушек.

Есть хороший, самый лучший,

Богатырский конь.

 

Звучит музыка, дети и воспитатель имитируют  движения, двигаясь по группе.

                                         Цок – цок – цок слышно в тишине:

Ваня с острой шашкой

Скачет на коне.

Цок – цок – цок слышно в тишине:

Ваня с острой шашкой

Скачет на коне!

 - Тпрууу…! Вот как весело скакали ребята! Молодцы! Играть вы умеете!

Воспитатель берет в руки поднос и говорит: - Вы сейчас что - то увидите интересное.

Воспитатель предлагает детям снять платок с подноса и посмотреть, что там.

- Давайте присядем за стол и внимательно их рассмотрим.

Воспитатель опрашивает детей, у которых в руках матрешка и свистулька.

- Что это у тебя? Как в нее играть, ты знаешь?

Саша: Это матрёшка, её можно открыть и там будут другие матрёшечки.

- А у тебя что? Что с ней делать, ты знаешь?

Оля: Это свистулька, в неё свистят.

Оля показывает, как свистят в свистульку.

- Так что же это – свистулька и матрешка?

Дети: - Игрушки!

Воспитатель: Правильно игрушки (обращается к остальным ребятам)

- У Саши и Оли – свистулька и матрешка – это игрушки.

- А что же у вас? (все игрушки стоят на столе не поднимают  их). Это можно назвать игрушками?

Дети: Можно, это тоже игрушки.

Да, правильно, это игрушки, а по – другому их называют «игрушки – небалушки», богородские игрушки.

- Внимательно посмотрите на них.

- Сережа, кто это у тебя?

- Серёжа: Медведь.

Воспитатель: А что делает медведь?

Серёжа: Играет на барабане.

Воспитатель опрашивает каждого ребенка и читает прибаутки.

«Медведь играет на барабане»

Наш Мишутка – музыкант,

Замечательный талант.

В барабан играет,

Белок потешает.

В барабан то он стучит

И тарелками гремит.

А в лесу нельзя шуметь,

Можно только тихо петь.

«Лиса вяжет носок»

Лисица – сестрица,

Такая мастерица!

Что ни часок –

То варежка, а то носок,

Кумушка – лисица

Связала рукавицы,

Носок короток,

Получился за часок.

«Медведица купает медвежонка»

Медведица в бочонке

Купает медвежонка

Он рычит, плескается,

Ему водичка нравится.

 

После опроса каждого ребенка, воспитатель задает вопрос:

- Как в эти игрушки играть?

Дети размышляют и предполагают.

- Посмотрите, игрушки все одинаковые?
Дети:  Нет! У одних сбоку кнопка, а у других шарик на ниточках висит.
- Поднимите игрушки, у которых шарик висит.

- Посмотрите, как хорошо получается у Егора. Он шарик раскачивает по кругу и его фигурка ожила!

- Молодцы! Догадались, как играть!

- Посмотрите, а чем похожи все игрушки: и матрешка, и свистулька и ваши игрушки. Что у них одинаковое?

Дети: Все игрушки деревянные.

- Да, они все деревянные!

- Все поверхности игрушек гладкие, потому что изготавливаются специальными инструментами.

- А чем отличаются?

Дети: Матрёшка и свистулька цветные, а остальные не цветные.

- Да, они цветные, а остальные не цветные.

- Молодцы!

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Понравились вам игрушки?

Дети: Да, очень!

Ребята, вы знаете, как надо обращаться с игрушками?

Дети: Да знаем. Игрушки нельзя ломать.

- Правильно, надо их беречь, не бить, не ломать. Тогда игрушки долго еще послужат вам. Вы наигрались?

Дети: Нет.

- Игрушки останутся у нас в группе и вы сможете в них поиграть.

 

 

Список использованной литературы
 

  1. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. –СПб ООО «Издательство»Детство-Пресс», 2011.
  2. В.А.Деркунская Образовательная область Здоровье.Учебно- методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство»Детство-Пресс»; ТЦ «Сфера», 2012.
  3. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под. Ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2006.
  4. А.Тимофеевский  Богородская игрушка. М.:»Малыш», 1987.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_bogorodskaya_igrushka_v_sredney_gruppe.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Малыш» №9 комбинированного вида

Павлово-Посадского муниципального района

Московской области

        Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности

 в средней группе

 «Богородская игрушка»

                                                                           подготовила      

                                          воспитатель  

                                                                                        Деменчук Елена Петровна

                  старший воспитатель                        

                                                                                     Колоскова Ольга Борисовна

        г. Павловский Посад

        2014

Программное содержание:  

1.  Познакомить детей с  богородской игрушкой.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщение.

 3.Воспитывать у детей интерес, любовь и уважение к русской национальной   культуре.

Оборудование:  макет  деревянной русской избы;  куклы из лоскутков ткани; кукла из соломы;   богородские  игрушки;   матрешки;  деревянные ложки;  поднос;  платок.

Предварительная работа:  

 Знакомство детей:  с жизнью людей в старину;  

                                  с бытом русского  народа;

                                  с русскими народными сказками.

                                                   

                                                          Ход занятия

1. Вводная часть:

Воспитатель:  Ребята, я хочу продолжить свой рассказ о том, как было раньше.

-  Рассаживайтесь  поудобнее  вокруг меня.

(воспитатель одевается в кокошник и платок)

- Отгадайте загадку:    Мишки, кубики, машинки

                                          И конструкторы большие,

                                          И мячи и безделушки –

                                          Это все мои - …..игрушки!

2. Основная часть:

- Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть?

Дети: Куклы, машинки, кубики, лошадки.

- Да, у вас и в группе и дома много игрушек. У детей, которые жили раньше, тоже были игрушки. Давайте  опять заглянем в наш домик.  

- Ребята, а кто живет в домике, вы не забыли?

Дети:  Машенька и Ванечка.

- В какие игрушки играла Машенька?

Дети: Машенька играла  с куколками.

- А у нас есть такие куклы?

Дети: Да, есть.

- Девочки, где они находятся?

Дети ( девочки ) приносят куклы и показывают их.

- Из чего они сделаны?

Дети: Из тряпочек.

Посмотрите, какие они красивые и нарядные.

- Как вы в них играете?

Дети показывают, как в них играют (качают на руках, причёсывают, кормят и т.д.)

- Очень хорошо!

Воспитатель: А в какие игрушки играл Ванечка со своими друзьями?

- Как вы думаете?

Дети: В лошадку!

- А почему мальчики в машинки не играли?

Дети: Потому что раньше не было машин.

- Конечно, раньше не было машин. Как Ванечка играл в лошадку?

Дети показывают.

- Фигурку лошадки лепили из глины, делали из соломы, вырезали из дерева. Вообще из дерева для детей делали много интересного.

                                        Динамическая пауза                                          

- Давайте все вместе поиграем в лошадку. Мы будем скакать на лошадке так, как делал это в песне храбрый Ванюша.

Много у Ванюши книжек и игрушек.

Есть хороший, самый лучший,

Богатырский конь.

Звучит музыка, дети и воспитатель имитируют  движения, двигаясь по группе.

                                         Цок – цок – цок слышно в тишине:

Ваня с острой шашкой

Скачет на коне.

Цок – цок – цок слышно в тишине:

Ваня с острой шашкой

Скачет на коне!

 - Тпрууу…! Вот как весело скакали ребята! Молодцы! Играть вы умеете!

Воспитатель берет в руки поднос и говорит: - Вы сейчас что - то увидите интересное.

Воспитатель предлагает детям снять платок с подноса и посмотреть, что там.

- Давайте присядем за стол и внимательно их рассмотрим.

Воспитатель опрашивает детей, у которых в руках матрешка и свистулька.

- Что это у тебя? Как в нее играть, ты знаешь?

Саша: Это матрёшка, её можно открыть и там будут другие матрёшечки.

- А у тебя что? Что с ней делать, ты знаешь?

Оля: Это свистулька, в неё свистят.

Оля показывает, как свистят в свистульку.

- Так что же это – свистулька и матрешка?

Дети: - Игрушки!

Воспитатель: Правильно игрушки (обращается к остальным ребятам)

- У Саши и Оли – свистулька и матрешка – это игрушки.

- А что же у вас? (все игрушки стоят на столе не поднимают  их). Это можно назвать игрушками?

Дети: Можно, это тоже игрушки.

Да, правильно, это игрушки, а по – другому их называют «игрушки – небалушки», богородские игрушки.

- Внимательно посмотрите на них.

- Сережа, кто это у тебя?

- Серёжа: Медведь.

Воспитатель: А что делает медведь?

Серёжа: Играет на барабане.

Воспитатель опрашивает каждого ребенка и читает прибаутки.

«Медведь играет на барабане»

Наш Мишутка – музыкант,

Замечательный талант.

В барабан играет,

Белок потешает.

В барабан то он стучит

И тарелками гремит.

А в лесу нельзя шуметь,

Можно только тихо петь.

«Лиса вяжет носок»

Лисица – сестрица,

Такая мастерица!

Что ни часок –

То варежка, а то носок,

Кумушка – лисица

Связала рукавицы,

Носок короток,

Получился за часок.

«Медведица купает медвежонка»

Медведица в бочонке

Купает медвежонка

Он рычит, плескается,

Ему водичка нравится.

После опроса каждого ребенка, воспитатель задает вопрос:

- Как в эти игрушки играть?

Дети размышляют и предполагают.

- Посмотрите, игрушки все одинаковые?
Дети:  Нет! У одних сбоку кнопка, а у других шарик на ниточках висит.
- Поднимите игрушки, у которых шарик висит.

- Посмотрите, как хорошо получается у Егора. Он шарик раскачивает по кругу и его фигурка ожила!

- Молодцы! Догадались, как играть!

- Посмотрите, а чем похожи все игрушки: и матрешка, и свистулька и ваши игрушки. Что у них одинаковое?

Дети: Все игрушки деревянные.

- Да, они все деревянные!

- Все поверхности игрушек гладкие, потому что изготавливаются специальными инструментами.

- А чем отличаются?

Дети: Матрёшка и свистулька цветные, а остальные не цветные.

- Да, они цветные, а остальные не цветные.

- Молодцы!

3. Заключительная часть:

Воспитатель: Понравились вам игрушки?

Дети: Да, очень!

Ребята, вы знаете, как надо обращаться с игрушками?

Дети: Да знаем. Игрушки нельзя ломать.

- Правильно, надо их беречь, не бить, не ломать. Тогда игрушки долго еще послужат вам. Вы наигрались?

Дети: Нет.

- Игрушки останутся у нас в группе и вы сможете в них поиграть.

Список использованной литературы

  1. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. –СПб ООО «Издательство»Детство-Пресс», 2011.
  2. В.А.Деркунская Образовательная область Здоровье.Учебно- методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство»Детство-Пресс»; ТЦ «Сфера», 2012.
  3. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под. Ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2006.
  4. А.Тимофеевский  Богородская игрушка. М.:»Малыш», 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)

Замечательное средство интеллектуального развития детей - детское экспериментирование. Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение, их любознательность и постоянное стремление к экс...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа) Ознакомление детей с понятием «воздух»

Конспект познавательно-исследовательской деятельности (средняя группа)Ознакомление детей  с понятием «воздух» Тема: «Поможем Винни-Пуху».Цель: Систематизировать знания детей о свойствах возд...

«Познавательно – исследовательская деятельность» Средняя группа «Незнайкин клад».

Воспитатель сообщает, что в гости к детям пришел Незнайка. Он недавно вернулся из путешествия, и не с пустыми руками: Незнайка нашел клад.Воспитатель показывает сундучок. Дети рассматривают клад. Назы...

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности Средняя группа

Перспективный план опытно - экспериментальной деятельности в средней группе...

Проектная деятельность "Познавательно-исследовательская деятельность . Средняя группа"

Ничто так хорошо не помогает освоить мир, как экспериментально подтвержденный факт. С первых дней жизни ребенок начинает экспериментировать. Только посредством множества экспериментов ребенок учится в...