«Лэпбук как средство ознакомления детей с редкими животными и растениями Иркутской области»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов – позволяет говорить о появлении предпосылок для развития «экосистемы» дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья23.18 КБ
Файл 2_lepbuk_kak_sredstvo_oznakomleniya_detey_s_redkimi.pptx1.75 МБ

Предварительный просмотр:

«Лэпбук как средство ознакомления детей с редкими животными и растениями Иркутской области»

                     

Современная ситуация позволяет констатировать: необходимо развивать альтернативные формы образования – новые стандарты требуют по-новому подходить к среде, подаче информации и педагогическим технологиям.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов – позволяет говорить о появлении предпосылок для развития «экосистемы» дошкольного образования.

Отношение человека к окружающему миру, к себе, к другому человеку во все времена считалась актуальной.

Значение природы как воспитательного фактора описывали в своих трудах и классики Ж. Ж.Руссо, К. Д.Ушинский, В. А.Сухомлинский, утверждающие, что гармоничную личность можно воспитать только при максимальном приближении к природе.  Да и современные педагоги, такие как Т. С.Комарова, Л. П.Печко и др, отмечают взаимодействие нравственного, экологического и эстетического воспитания в создании целостности учебно-воспитательного процесса.

Экосистема — это взаимообусловленный комплекс живых и неживых компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергии. Экосистема — одна из наиболее сложных природных систем, являющихся относительно устойчивыми во времени.

Экосистема представляет собой функциональное единство организмов и окружающей среды. Это совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой таким образом, что вся эта совокупность может сохраниться неопределенно долгое время. Экосистемой может быть любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединенные в единое целое. Экологические компоненты системы взаимозависимы и взаимосвязаны. Нарушение функций одного из компонентов вызовет нарушение устойчивости всей экосистемы.

Образовательная  же экосистема относится к интегрированной среде, где все субъекты образовательно - воспитательного процесса взаимодействуют друг с другом, а также с инновационными продуктами, технологиями, методиками обучения и воспитания. При этом вместо обмена энергией между компонентами природной экосистемы в образовательной экосистеме подразумевается обмен информацией.

Ядром же дошкольной образовательной экосистемы становятся базовые ценности, так как экологическое воспитание является одной из актуальных задач ФГОС, потому что выступает фундаментом «гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом» (ФГОС ДО, п.2.6). В примерной образовательной программе «Детство» также стоят задачи развивать у дошкольников умения познавать окружающий мир, трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни живых существ, и на этой основе воспитывает активное заботливое отношение у них ко всему живому, что их окружает. «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т. е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется в серьезных руках» - писал профессор М. М. Камшилов.

Современные же стандарты требуют от педагогов поиска новых форм работы с детьми, ориентированных на индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (ФГОС ДО, п.1.3, п.1.4, п.2.3). В связи с индивидуализацией дошкольного образования требуются новые подходы, идеи, формы и методы, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Одной из таких необычных и достаточно эффективных форм является лэпбук. Лэпбук представляет собой   собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Он позволяет  закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Всем вместе и каждому пора начать действительно заботиться о сохранении окружающего нас мира животных и растений, устранение конкретных экологических проблем, сложившихся в настоящее время в городе, области; на собственном опыте воспитывать у молодой смены экологически грамотное отношение к окружающему, формировать привычки ответственного и бережного отношения с природой с дошкольного возраста.

На нашей планете обитают множество животных и растений, которым уже сейчас нужна помощь. Их численность быстро и неуклонно снижается, и мы уже в ближайшем будущем можем увидеть только на картинках белых медведей, речных бобров и снежных барсов. Именно для контроля и защиты редких представителей флоры и фауны создана Красная книга, с которой нужно знакомить дошкольников. При планировании работы по данной теме немалую роль играет региональный компонент. Давать представление   нужно именно о Красной книге родного края, ведь из-за небольшого жизненного опыта дошкольники острее и эмоциональнее реагируют на то, что им уже знакомо.  

Лэпбук как раз является эффективным средством, способным  развить у детей ответственное отношение к природе родного края.

В частности, лэпбук по Красной книге Иркутской области позволяет решать как образовательные задачи - расширяет и обогащает знания детей о растительном и животном мире родного края, исчезающих видах флоры и фауны Иркутской области, дает представление о Красной книге Иркутской области, о мерах, необходимых для охраны природного ресурса -, так и формирует усвоение базовых ценностей. То есть, развивает нравственные качества: отзывчивость, доброту, эмоциональное сопереживание, эмпатию; воспитывает чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Иркутской области, пробуждает желание детей охранять флору и фауну родного края. (11 слайд)

Лэпбук  «Красная книга Иркутской области» можно использовать как на занятиях в качестве наглядности, так и в свободной творческой  и исследовательской деятельности детей. Это отличный способ для закрепления материала. Наблюдения показывают, что данный лэпбук интересен детям. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, самостоятельно собирает и организовывает информацию, делится знаниями с другими детьми, формируя навыки школьного обучения.

Лэпбук «Красная книга Иркутской области» имеет практический выход в социализацию, в компетентность, игру, творчество. Практика  его использования в период с октября 2016 по май 2017 года позволила определить следующее: знание детьми  растений возросло в среднем на 43%, животных – на 62%, птиц – на 65%, рыб – на 32%, насекомых – на 21%. (14)

До октября 2016 года о Красной книге знали 15% детей, после мая 2017 года о ней знают 100% детей, о мерах охраны окружающей среды знания выросли на 54%.,

Помимо этого можно отметить следующие педагогические эффекты: улучшилась речь (в составлении описательного рассказа),  у детей появился интерес к технике оригами, повысилось желание узнавать что-то новое и делиться полученным опытом друг с другом. (15)

Решение образовательных задач посредством лэпбука в нашем дошкольном учреждении распространено, потому что  в перспективе позволяет помогать ребенку по своему желанию организовать информацию по любой теме и лучше понять и запомнить материал.

Таким образом, используя инновационную форму работы лэпбук можно дать представление детям о редких и исчезающих видах растений и животных Иркутской области, об ответственности человека перед природой  не только родного края, но всего мира.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  3. Путешествие по БайкалуУчебно-методическое пособие. Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.
  4. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  5. Интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://irkipedia.ru/node/4661/talk

http://playroom.ru/zagadki-o-zhivotnyh-pticah-nasekomyh/

http://nnm.me/blogs/dima9333/baykal_fotografii_fauna_mlekopitayushie/

http://fotohomka.ru/57747-pticy-irkutskojj-oblasti-foto.html 

            http://festival.isea.ru/archive/2009/products/morgen/flora.html 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лэпбук как средство ознакомления детей с редкими животными и растениями Иркутской области» Автор доклада Воспитатель МБДОУ ДСОВ № 40 «Солнышко» г. Братск Ботякова Я.В.

Слайд 2

Современные федеральные государственные образовательные стандарты– предпосылки для развития «экосистемы» дошкольного образования .

Слайд 3

Экосистема – взаимообусловленный комплекс живых и неживых компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергии. Экосистема – одна из наиболее сложных природных систем, являющихся относительно устойчивыми во времени.

Слайд 4

«Природа как мир, в котором ребенок рождается, познает окружающую действительность и сам себя, облегчает воспи­тательную работу и в то же время усложняет ее, потому что делает ее богаче, многограннее ». В.А. Сухомлинский

Слайд 6

Образовательная экосистема относится к интегрированной среде, где все субъекты образовательно-воспитательного процесса взаимодействуют друг с другом, с инновационными продуктами, технологиями и методиками обучения и воспитания. родители дети педагоги методики технологии Продукты инновационного прогресса

Слайд 7

«Экологическое воспитание выступает фундаментом … гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом» (ФГОС ДО, п.2.6).

Слайд 8

Виды лэпбука

Слайд 9

Задачи лэпбука

Слайд 10

Экологические проблемы

Слайд 11

Лэпбук «Красная книга Иркутской области» - эффективное средство развития у детей ответственного отношения к природе родного края

Слайд 13

Результаты работы с лэпбуком «Красная книга Иркутской области» октябрь 2016 – май 2017 г

Слайд 14

Образовательные эффекты

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Редкие и реликтовые растения Брянской области

Материал для воспитателей и учителей начальной школы....

Программа саморазвития воспитателя по теме: «ЛЭПБУК — СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ»

В программе описана новая форма организации образовательной деятельности - тематическая папка или лэпбук. Определены цель и задачи самообразования. Разработан план реализации программы....

Проект "Редкие растения Иркутской области"

Выступление на родительсокм собрании...

Лэпбук как средство ознакомления с родным краем детей старшего дошкольного возраста

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска новых подходов воспитания. Патриот...

Альбом фотографий и картинок подборка краснокнижных и редких животных и растений Байкала и Прибайкалья

Альбом фотографий и картинок подборка краснокнижных и редких животных и растений Байкала и Прибайкалья, собраны воспитанниками и их родителями...