Путешествие в Зимний лес
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гаврилюк Татьяна Иосифовна

Интересное занятие для детей старшего возраста с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_puteshestvie_v_zimniy_les.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в зимний лес.

ОО «Познание»   - ФКЦМ.

Цель: Обобщить и расширить знания детей о характерных признаках зимы.

Задачи: 

  • Закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в зимний период в растительном и животном мире.
  • Развивать умение видеть красоту окружающего мира;
  • Познакомить с правилами поведения в природе;
  • Воспитывать бережное отношение к родной природе, любовь к ней;
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Интеграция образовательных областей:  коммуникация, социализация, музыка,  физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Материалы: проектор, компьютер,  мультимедийная презентация «Путешествие в зимний лес», солнечные лучики, мяч, 2 стакана ( снег,  кусочек льда), цветная картинка, магнитофон.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе в зимний период на прогулке, рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику, работа с календарем, беседы о зиме, о зимних месяцах, чтение художественной литературы, рисование зимних пейзажей.

Ход непрерывной  образовательной деятельности:

Звучит музыка, дети входят в группу.

1. Организационный момент

– Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

– Ребята, я улыбнусь вам, и вы друг другу улыбнитесь, чтобы у нас весь день было хорошее настроение.


– Послушайте внимательно загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила,
И на санках прокатила.

– О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
– И говорить сегодня мы будем о зиме.
– Какой сейчас месяц года? А что мы знаем о декабре?
– Назовите зимние месяцы
(Декабрь, январь, февраль.)


 Ходит зима по горам, по долинам

в больших, мягких валенках,

ступает тихо, тихо. Совсем  не слышно.

   

Мы с вами знаем, что главным богатством нашего края являются леса, которые хранят облик и величие российской природы. Давайте вспомним, какой  лес расположен вблизи нашего города. (Тайга) Хотите отправится в путешествие?
Тогда мы с вами отправляемся путешествовать по  тайге.

       Много тайн хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их, и ответить на вопросы, которые предлагает нам зимний лес. За правильные и полные ответы вы будете получать солнечный лучик. Из лучиков мы составим солнышко, которое будет нас согревать в морозные дни. Чем больше лучиков вы получите, тем теплее нам будет.

 В конце нашего путешествия, мы подведём итоги.

2. Введение в тему: переход к просмотру презентации «Путешествие в зимний лес».

1 слайд.

– Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, какая тишина. Не слышно птичьих голосов. Оглянитесь вокруг, как здесь красиво! 

Викторина «Зимний лес».

Давайте вспомним народные приметы о зиме.

Дым столбом стоит - ……..(к морозу)

Вороны и галки сидят на вершине дерева -…….

Воробьи расчирикались - ……( к оттепели)

А сейчас  посмотрите и расскажите :

- Какой лес зимой? (красивый, нарядный, пушистый, сказочный, загадочный, белый, тихий…)

- Какая земля зимой? (твердая, жесткая, холодная, белая)

-Что происходит с деревьями зимой?

- А каких зимующих птиц вы знаете? (дети перечисляют названия птиц) 

- Как человек может помочь птицам?

Слайд 2,3,4.

Посмотрите,  какую замечательную картину мы нарисовали…

-Как люди приспособились к данному времени года?

Слайд 5,6,7,8,9.

Посмотрите, внимательно, чьи следы  вы видите? (След зайца, лисы, белки.)

1.Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

 Снег разгребает,

 Мышек хватает? (лиса)

2. Длинные ушки,
Быстрые лапки.
(зайка)

3. Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу
(белка).

4. Кто зимой холодной, ходит злой голодный?(волк)

5. Словно царскую корону, 
Носит он свои рога. 
Ест лишайник, мох зеленый. 
Любит снежные луга
(лось).

Слайд 10.
- А ещё,  какие животные живут в наших лесах?
(ёжик, , медведи, ласки.)
-  А  теперь,  расскажем,  как звери приспособились к зиме?
(Ежи, медведи  впадают  в спячку. Белка, лиса, заяц меняют свои шубы на более теплую шубу.)
– Чем же питаются  звери  в заснеженном лесу?
(Большинство зверей приготовили запасы корма на зиму. А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лисе не холодно, на её ногах густая шерсть Лиса чует мышей, она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу.)

- Как называются лесные домики животных? У лисы (нора),  у белки (дупло), у волка (логово), у медведя (берлога), у мышки (нора), у ёжика (норка).

Физкультминутка: «Охота на большого медведя».

Слайд 11.

  • А сейчас проверим,  насколько хорошо вы знаете зимний лес.

  Отгадайте-ка загадку: «Зимой и летом одним цветом» (Ель.)

- Скажите, в тайге,   какие в основном растут деревья? (Хвойные)

- А какое хвойное дерево на зиму сбрасывает свои иголки??(лиственница)
- Посмотрите, какие деревья зимой?
(Деревья укрыты снегом, тихие, задумчивые, одеты в снежные шубки.)
– Правильно, ребята! Зимой лес выглядит сказочно. Особенно великолепно выглядят леса в наших краях. Многим поэтам, писателям и художникам тоже нравится зима. И они написали много прекрасных стихотворений, рассказов и картин о зиме.

Спросить или дети знают стихи о зиме.

Ой, ты, зимушка-краса
Побелила все леса,
Горы снега намела
Нас кататься позвала.

– Вслушайтесь, ребята, как поэт красиво называет зиму –  «зимушка-краса». Давайте и мы скажем ласково о зиме: я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Слайд 12.

Игра «Назови ласково» (с мячом)

Снег – снежок                                       Сосулька – сосулечка
Мороз – морозец                                  Дерево – деревце
Ветер – ветерок                                     Горка – горочка
Лёд – ледок                                            Холод – холодок
Зима – зимушка                                     Санки – саночки.

Слайд 13.

– Какой снег в лесу? (Мягкий, пушистый, блестит на солнце, искрится.)
– А что вы знаете про снег?
(Это замерзшая вода, кристаллики льда, много снежинок.)
– На что  похожи снежинки? 
(На звездочки, на цветы, на пушинки.)
– Зимой  на улице бывает разная погода, часто дует холодный ветер, а в небе летают веселые снежинки. Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег.

Подул зимний ветерок,
Полетел снежок
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех.

– Ребята, а теперь представьте, что вы у нас превратились в снежинки.  Мы с вами покружимся,  так же красиво, как снежинки.
– А как называется  явление, которое у нас сейчас получилось?
(Снегопад)

Слайд 14. Зимний пейзаж
Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» со словом «снег».

Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю…
(снег)

С неба все скользят пушинки –
Серебристые …
(снежинки)

На дорожки, на лужок
Все снижается …
(снежок)

Вот веселье для ребят
Все сильнее …
(снегопад)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …
(снежки)

Словно в белый пуховик
Нарядился …
(снеговик)

Рядом снежная фигурка
Эта девочка – …
(Снегурка)

На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой …
(снегири)

 Как много родственников у слова «снег». Давайте еще раз вспомним их и назовем.

(дети называют  слова из игры «Доскажи словечко»)

– А что случилось с рекой зимой?  (Она покрылась льдом)
– Летом река покрывается льдом?
(Нет, только зимой.)
– Правильно, реки покрываются льдом только зимой. Снег и лёд бывает только зимой. Они чем-то похожи между собой. Сейчас мы это сами узнаем. Я вам приготовила 2 стакана: в одном – снег, в другом – лёд.

Опыт №1 Определение цвета

– Какого цвета снег? (Белого)
– Какого цвета лёд?
(Прозрачный)

Опыт №2 Определение прозрачности

 А как можно определить прозрачность льда???

– а если  положить  под кусочек льда и снега цветную картинку. Давайте сравним,  где видно картинки, а где – нет. (Под снегом не видно, подо  льдом видно.)
– Итак, какими свойствами обладает снег и лёд?  
(Снег – белый, непрозрачный. А лёд – бесцветный и прозрачный.)

Слайд 15.
– Что-то холодно в зимнем лесу, как
в пословице «Мороз не велик, да стоять не велит», что это означает?  (Если стоять будем, то замерзнем)
– В лесу стало холодно, мы можем заболеть, я предлагаю вам погреться. Что надо сделать, чтобы не заболеть?
(Больше двигаться, выпить горячий чай)
– Давайте все в кружок встанем и поиграем:

«Наконец пришла зима       (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома.            
(Делают руками крышу над головой)
Снег на улице идет.             
(Двигают руками сверху вниз)   
Дворник улицу метёт.        
(Имитируют)
Мы катаемся на санках.     
(Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги,       
(Руки закладывают за спину, кружатся медленно)
Ловко бегаем на лыжах        
(Имитируют)
И играем все в снежки»       
(Лепят и бросают снежки)

Слайд 16. Экологический светофор.

- Дети, как вы думаете, а для чего на улицах города есть  светофоры? А какие правила надо соблюдать в лесу???(ответы детей)

Охранять нужно не только растительный, но и животный мир.

 Дерево, цветок и птица не всегда умеют защититься,

если будут уничтожены они – на планете мы останемся одни!!!

Итог занятия.

 Ребята, сегодня на занятии за правильные ответы вы  получали солнечные лучики. Вот у меня есть круг, мы с вами сейчас сложим солнышко, и пусть в зимний, холодный день оно нас обогреет. Чем больше лучиков у солнышка, тем теплее оно будет в зимний день.

                                         

                                   

                                                                           

        

                   

                            Подготовительная группа №13

                                        Воспитатель: Гаврилюк Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимнее развлечение "Путешествие в зимний лес"

Развлечение можно проводить на зимних каникулах....

Сценарий зимнего досуга «Путешествие в зимний лес»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности....

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ ЗИМНИХ ИГР И ЗАБАВ «Путешествие по зимним сказкам»

Больше всех наступлению зимы, как правило, радуются дети. И не случайно, ведь именно зима предоставляет замечательную возможность весело и с пользой для здоровья проводить время на свежем зимнем возду...

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес» для старшей группы.

Зимнее развлечение «Путешествие в зимний лес»  для старшей  группы.  Цель: Воспитывать любовь к спорту, развивать ловкость, быстроту, умение ориентироваться в про...

Занятие "Зимнее путешествие в зимние виды спорта"

Цель: Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, приобщение детей к здоровому образу жизни....