Констпект комплексного занятия по ознакомлению с оркужающим миром и развитию речи в старшей группе на тему: «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Мотова Ольга Евгеньевна

Программное содержание:

1. Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.

2. Учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарь детей.

3. Продолжать развивать память, внимание, воображение, логическое мышление.

4. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

5. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_osen.doc701 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
– центр развития ребенка – детский сад №18

143980, Московская область, г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пионерская, д. 13а, тел. 8 (495) 522-81-49

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОСЕНЬ»

Составила:
воспитатель первой категории
Мотова О.Е.

2016-2017 учебный год
г.о. Балашиха, мкр. Железнодорожный


Программное содержание:

  1. Уточнить представления детей о характерных признаках осени. Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы.
  2. Учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы. Обогащать словарь детей.
  3. Продолжать развивать память,  внимание, воображение, логическое мышление.
  4. Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы,

умозаключения.

  1. Воспитывать интерес, любовь, бережное отношение к родной природе.

Оборудование:

Зал украшен по - осеннему.

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

Шкатулка.

Костюм зайца, письмо.

Две ветки орешника  в вазах.

Картонные макеты деревьев (берёза, клён, дуб).

Листья клёна, берёзы, дуба (по два каждому ребёнку).

Мультимедийный проектор, экран.

Демонстрационный материал:

Иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень».

Презентация «Лесные животные» (лось, белка, ёж, лиса, волк, медведь, заяц).

Аудиозапись произведения П.И.Чайковского «Осень».

Словарная работа:

 Золотая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя, заботливая, кладовая, орешник, рыжуля, бодрствуют.

 Предварительная работа:

Экскурсия в осенний лесопарк.

Беседа об осени, диких животных, перелётных и зимующих птицах.

Наблюдения за изменениями в природе осенью, наблюдения за птицами.

Рассматривание иллюстраций с пейзажами осени, диких животных, зимующих и перелётных птиц.

Отгадывание загадок об осени, животных.

Заучивание пословиц, примет осени.

Заучивание стихотворений, песен об осени, птицах.

Д/упражнение «Перелетные и зимующие птицы».

Д/упражнение «Как звери готовятся к зиме».

Прослушивание музыкальных произведений об осени.

Ход занятия:

Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.

 Воспитатель:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь ёлочек и сосен

Скажите, кто я?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в осень.

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая?

Дети: Нет, осень разная.

 Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?

Дети: Ранняя, средняя - «золотая», поздняя.

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какой период осени изображен на каждой картине?

 Дети: (показывают и называют).

Воспитатель: Что вы можете рассказать о природе ранней осенью?

Дети: Погода теплая, летают паутинки, желтеет и высыхает трава, идет теплый  дождь, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают фрукты, овощи.

Воспитатель: Какие изменения происходят в природе в период «золотой» осени?

Дети: День становится короче, ночь длиннее, солнце светит редко, листья пожелтели, побурели, ветер срывает листья с деревьев, идет холодный дождь, цветы вянут, ночью заморозки,  насекомые исчезли, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель: Что вы можете сказать о природе поздней осенью?

Дети: Листья все облетели, сосны и ели стоят зеленые, небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом, ночью морозно, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем, звери готовятся к зиме.

Воспитатель: Молодцы! Вы точно рассказали об изменениях в природе осенью.  Осень прекрасное время года! С давних времен люди складывали песни, восхищаясь её красотой. Давайте и мы вспомним куплет из песни об осени.

(Дети стоя поют куплет из песни «Осеняя песенка», музыка и слова

Л. Олифировой):

Листики кружатся, песенку поют

Как жёлтые кораблики

По лужицам плывут

Ветер подгоняет  их, за собой маня

Улетают птички в тёплые края.

         Припев: Кап, кап, кап дождинки

                        Целый день стучат

                        И гулять без зонтика

                        Нам не велят.

Воспитатель: Ребята, а почему у деревьев опадают листья?

Дети: Мало солнца, стало холодно.

Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?

Дети: Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от снега.

Воспитатель: Правильно, ребята. Возьмите в руки осенние листья. Представьте себе, что вы листья деревьев, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физкультминутка «Листопад» (под музыкальное сопровождение).

Мы листики осенние,

На веточках сидим,

Дунул ветер, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял-

Завертел нас, закружил

И на землю опустил.

Воспитатель: Ах, какой красивый букет из осенних листьев! Вы, наверное, обратили внимание, что у вас листья с разных деревьев. А давайте поиграем в игру «С какого дерева лист?».

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

(В руках у детей осенние листья берёзы, клёна, дуба. Под музыку дети прикрепляют листья к определённому макету дерева: листья березы – на березу, листья клена – на клен, листья дуба – на дуб. Затем дети называют эти деревья).

Воспитатель: Молодцы, вы точно определяете и называете деревья. Посмотрите, какие красивые деревья в осеннем уборе, так и хочется вспомнить стихи об этом времени года.

Ребёнок читает стихотворение «Осень» Т.Белозёрова:

Стоят леса                                        Уже позванивают

Полупустые                                      Льдинки,

Грустя по птичьим                          Уже прохладна

Голосам.                                           Синева,                                      

Слова роняя                                      Уже висят

Золотые,                                            На паутинке

Проходит осень                                Её последние

По лесам.                                           Слова.

Воспитатель: Какое замечательное стихотворение! Дети, вам нравится осень? А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, прослушав музыку осеннего леса?

(Звучит музыка П.И Чайковского «Осень», дети внимательно слушают, представляют картины осени).

Воспитатель: Какая осень вам представилась?

Дидактическое упражнение «Осенние слова»:

Дети:  Золотая, красивая, разноцветная, дождливая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая,  таинственная, скучная, грустная.

Воспитатель: Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку  об  осени. Вы уже знаете, что в нашем детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в «волшебную шкатулку» пословицы и приметы времен года. А вы хотите пополнить ее  своими знаниями?

Дети: Да.

Воспитатель: (Открывает крышку шкатулки, а дети называют приметы и пословицы.)

Пословицы:

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету, поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы:

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

Много желудя на дубе - к лютой зиме.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать прочно.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы много назвали пословиц и примет осени, наша шкатулочка пополнилась вашими знаниями. (Шкатулочка «захлопнулась»). Мне понравились ваши ответы. (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, расскажите стихотворение о том, что происходит с птицами осенью.

Ребёнок читает стихотворение «Наступила осень…» А.Ерикеева:

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья,

Улетели птицы

В дальние края.

Воспитатель: А почему птицы улетают в тёплые края?

Дети:    Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а  с приходом холодов исчезают насекомые, под снегом незаметны плоды и зерна.  Птицам становится голодно и холодно.

Воспитатель: А как называют этих птиц?

Дети: Перелётными.

Воспитатель: А каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи,  лебеди, утки.

Воспитатель:  Во время перелета птицы устают и поэтому, когда они садятся отдыхать, не пугайте их.

Воспитатель: Давайте и мы с вами отдохнём, сделаем физкультминутку.

Физкультминутка «Птички»: (под музыкальное сопровождение)

Мы маленькие птички,

Не устаём, летаем,

И ягоды лесные

На зиму запасаем.

Нам некогда лениться,

Зима наступит скоро,

Приходится трудиться,

Чтоб в зиму быть нам с кормом.

(Дети садятся на места).

Воспитатель: А какие птицы остаются у нас зимовать?

Дети: Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы.  Воспитатель: Почему эти птицы не боятся холодов?

Дети: У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и  не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится -  подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами.

Воспитатель: Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано. Чудесно! Мне понравилось, как вы отвечали.  У вас отличные знания о птицах.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то отгадка появится на экране. Слушайте внимательно.

Загадки о лесных животных:

(Презентация: после каждой отгадки на экране появляется картинка с изображением этого животного).

Хожу в густой я шубке

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу…(белка)

Воспитатель: Ребята, расскажите,  как белка готовится к зиме?

Дети: Белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может  спокойно зимовать. Цвет шкурки поменяла, он стал таким же, как ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовую, её даже не будет видно.

Воспитатель: Дети очень забавно наблюдать, как белка ищет орешки. Я принесла 2 веточки. Представьте себе, что это орешник, а вы белочки. Как вы можете узнать, где больше орехов растет, ведь белки не умеют считать.

(Ответы детей).

Воспитатель: Совершенно верно. Белочка стучит по веточке и смотрит. На той веточке, что качается дольше, орехов больше! Давайте попробуем так же, как белочка, определить на какой веточке больше орехов. (Проведение эксперимента).

Воспитатель: Вы очень наблюдательны и смогли правильно определить и объяснить на какую веточку должна прыгнуть белка, чтоб собрать больше  орехов. А сейчас послушайте следующую загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна…(медведь)

Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о том, как  медведь  готовится к зиме?

Дети:  Медведи осенью много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце, не начнут цвести растения.

Воспитатель:  Правильно, молодцы!

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко…(лось)

Воспитатель: А как лось готовится к зиме?

Дети:  Лоси сбрасывают рога, потому что к осени они становятся большими и тяжелыми. С такими рогами тяжело передвигаться по снегу и уходить от погони.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной –

Иголок очень много,

А нитки ни одной…(ёж)

Воспитатель: Ребята, скажите,  а  как готовятся к зиме ежи?

Дети:  Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком,  они спят зимой.  Но иногда ежи просыпаются, поэтому  осенью  они готовят запасы на зиму -  мелких грызунов, змей.

В сказках пишут не напрасно:

«Серый, страшный и зубастый».

Ищет, кем бы поживиться.

Прячьтесь, звери! Тише, птицы!...(волк)

Для  рыжули длиннохвостой

Дел в лесу невпроворот:

То охотится за зайцем,

То мышонка стережёт…(лиса)

Что за зверь такой лесной?

Воспитатель: Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы?

Дети: Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу.

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы?...(заяц)

Воспитатель: А  как же зайцы готовятся к зиме?

Дети:  Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме. Вы очень наблюдательны и внимательны.

Физкультминутка «Лесные жители»: (под музыкальное сопровождение)

У нас славная осанка –

Мы свели лопатки,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисица

И как мишка косолапый,

И как серый волк – волчище.

И как заинька трусишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся

Ёжик сладко улыбнулся.

(Открывается дверь и выглядывает  Заяц.  Он приносит письмо.)

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад № 17 «Кристаллик» детям группы № 5 «Цветик – семицветик».

Обратный адрес: Лесная поляна.

Воспитатель читает письмо:

«Здравствуйте. На лесной поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано. Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город, подскажите, когда она будет в лесу. Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое».

Воспитатель: Нам надо постараться  ответить на это письмо. Дети, зайцам повезло, ведь мы только что совершили путешествие в осень и сможем помочь зайцам принять правильное решение. Подумайте и скажите, что мы им напишем.

Дети: Наступила поздняя осень. Небо серое, идут долгие холодные дожди и бывают со снегом. Ночью морозно, лед на лужах.  Уже выпадает снег. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг. Зимующие птицы перебрались поближе к жилищам людей. Звери завалились в спячку. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят.

(Воспитатель «записывает» ответы детей, затем предлагает одному ребенку составить письмо для зайцев).

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства. Это письмо мы сегодня же отправим зайцам и сообщим им, что уже пора менять шубки.

ИТОГ:  Ребята, интересное сегодня было занятие? Что вам больше всего понравилось? Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились? Почему? (Ответы детей). На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных.

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я  вами довольна! Наше путешествие по осени подошло к концу.

                             

Используемая литература:

1. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Т.М.Бондаренко.

2. «Юный эколог» С.Н.Николаева.

3. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова.

4. «Ознакомление с окружающим» И.А.Морозова, И.А.Пушкарёва.

5. «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И.Ковалько.

6.«Осень в гости к нам пришла» (Сценарии утренников и развлечений для дошкольников) Н.М.Амирова, О.П.Власенко, Т.А.Лунёва, Г.П.Попова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".

Закрепление о обобщение знаний  детей о  своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе«Знакомство с животными севера и жарких стран»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром И развитию речи в старшей группе «Зимние забавы детей»

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Зимние забавы детей"...

Презентация по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей старшей группы по теме «В гости к бабушке Матрёне»

Презентация по ознакомлению с окружающим миром  и развитию речи детей старшей группы по теме «В гости к бабушке Матрёне»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»...