Проект «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цыганкова Наталья Юрьевна

Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит посредством родителей, бабушек и дедушек, такими носителями народных традиций выступает старшее поколение, педагоги. Именно они передают правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий с игрушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_igrovoy_proekt_polikultura.docx556.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Василек» г. Туапсе

 муниципального образования Туапсинский район

Проект

«Народные подвижные

игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Разработала:

Цыганкова Наталья Юрьевна,

воспитатель,

высшая квалификационная категория


Почему современные дети не играют в подвижные игры? Этот вопрос можно задать многим  современным родителям. И получить стандартный ответ в двух вариантах. Вариант первый:  «Боимся, как бы чего не случилось. Времена нынче неспокойные, постоянно видим в общественных местах объявления о пропавших детях.  Поэтому пусть уж лучше дома сидят». Вариант второй: «А его и не выгонишь на улицу. Неинтересно им это. Есть телевизор, компьютер, вот они и сидят за ними часами. И нам спокойнее, хлопот меньше».

 Действительно, сейчас редко можно встретить детвору, увлеченно играющую в подвижные игры. Тем не менее, если выделить отдельный двор, собрать детей и начать учить их играть в игры, они будут играть так же весело, как их мамы и папы, бабушки и дедушки в свое время. Все старые игры не стали менее интересными, просто детишки не знают, как в них играть.

Ребенок сам не умеет играть, его нужно научить, показать. Конечно, проще сунуть ребенку гаджет и «он сам как-нибудь разберется». Тем более в последние годы у молодых людей есть проблемы с восприятием речи и формулировкой своих мыслей. Отчасти в этом виноват дефицит общения на улице, дома. А ведь практически все подвижные игры сопровождаются словами - заигрышами. Эти слова помнят многие поколения, они переходят из уст в уста, и являются настоящим фольклором.

В народных играх много песен и потешек, веселых считалок, жеребьевок. Они сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов.

Игры содействуют возникновению в детской среде соревнования и, как результат, признаются достоинства или недостатки, поощряется, кто показал высокий уровень физических качеств, порицают тех, кто проиграл. Каждый участник игры должен изучить и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения. Только тогда о ребенке можно говорить как о достойном участнике игры.

Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самые разнообразные: возить на спине, караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников.

 Во все времена дети проявляют особый интерес к подвижным играм. Игры привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. В народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены. Игры разнообразны по содержанию и организации

Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

А еще только детская подвижная игра, приносит не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение. Подвижные игры учат наших детей очень многому. Так, ни одна подвижная игра не может существовать и развиваться без правил, от соблюдения которых будет зависеть и интерес к игре со стороны всех ее участников. Это с одной стороны, а с другой, сами правила помогают ребенку понять их значение в жизни человека, организуют его морально, учат справедливости и оценке. Ребенок, умеющий играть по правилам, будет и жить по правилам!

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем. И огромную роль здесь играет знакомство с народной игрой. К сожалению, большинство людей  очень поверхностно знакомо с народным творчеством. Родная культура должна стать неотъемлемой частью ребёнка, началом, порождающим личность. Знакомить с народным творчеством нужно начинать с дошкольного возраста и лучше всего через игру.

В настоящее время родители стали опасаться отпускать детей гулять одних, пропало поколение, которое бы «передало» по наследству дворовые игры нынешнему поколению детей. Чтобы возродить эти игры, нынешние родители и педагоги должны постараться.

Актуальность темы:

         Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

        Поликультурное воспитание - это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

        Проблема поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития поликультурного общества приобретает особую актуальность. В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры, обычаев.

        Народные игры всегда отражали и отражают окружающую действительность. Исторически сложившись,  игра сама стала элементом культуры, передающимся из поколения в поколение. Передача эта происходит посредством родителей, бабушек и дедушек, такими носителями народных традиций выступает старшее поколение, педагоги. Именно они передают правила игры, их организацию, использование атрибутов, способы действий с игрушками.

        Народные подвижные игры позволяют определить действительное значение положительных национальных традиций каждого народа в развитии игровой деятельности, выявить многообразие самобытности игр различных народов. Благодаря народным играм дети намного быстрее приобщаются к национальной культуре, проникаются традициями и обрядами того или иного народа. К тому же, игра всегда подразумевает под собой возникновение положительных эмоций.

        Игры народов Кубани и Северного Кавказа являются отображением  национальных традиций, самобытности и колорита народностей. Начальная форма подвижных игр определена общественно-историческим развитием, своеобразием традиций, быта и культуры данного народа. Разнообразие детских игр зависит  от многонациональности  Кавказского региона.

Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. У них формируется способность прийти на помощь в любой момент, пусть даже пока только в игровой форме.

Народные игры Кавказского региона рассматриваются как метод физического и духовного воспитания детей.

Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными   средствами представляют собой начальный этап формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания идальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Вид проекта – познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта:

 С сентября 2016 г по июнь 2017 г

Участники проекта:  

  Дети старших групп, воспитатели, инструктор по физкультуре, родители, музыкальный руководитель.

Цель проекта:

  • Познакомить детей с подвижными играми разных народов живущих в нашем регионе;
  • Приобщение дошкольников к материальной и духовной культуре народов Северного Кавказа и вовлечение ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников;
  • Воспитание  детей физически и духовно здоровыми через  народные игры Кубани и Кавказского региона;
  • Передача игрового опыта  через установление взаимосвязи между поколениями

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями. 

Задачи:

Для педагогов:

  • систематизировать знания педагогов о многообразии народных подвижных игр, как средств развития всесторонне развитой личности ребенка;
  • привитие дошкольникам умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур
  • прививать любовь к творческому наследию нашего народа, создавать условия для становления основ нравственно - патриотического сознания;  
  • воспитывать в детях чувства патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;
  • воспитывать уважение к личности и правам другого человека, общественных норм и правил поведения;
  • способствовать усилению роли семьи, через расширение и закрепление знаний детей об играх и обрядовых праздниках наших предков;
  • содействовать укреплению здоровья и развитию физических качеств детей.

Для детей:         

  • формировать у детей представления о многообразии культур в России и мире, приобщать детей к культурному богатству русского  и других народов, через традиции и обычаи, игры, фольклор;
  • воспитывать  позитивное отношение к различным культурам;
  • узнать у своих бабушек и дедушек, родителей, об играх их детства, донести информацию до своих сверстников;
  • познакомиться с разными видами народных игр.

Для родителей:

  • познакомиться с разновидностями детских игр с учетом специфики их применения в семейном воспитании;
  • передавать игровой опыт своим детям.

В процессе выше поставленных задач возникли затруднения следующего характера: 

  • дети затрудняются играть, подчиняясь правилам игры;
  • у детей слабо развито воображение, не умеют подражать ;
  • при овладении подвижными играми испытывают затруднения в         выполнении ОВД
  • отсутствие педагогических знаний у родителей по организации народных праздников.
  • нет условий для самостоятельного отражения в обычной жизни детьми полученных знаний и умений  по организации народных игр.
  • недостаточная продуктивность взаимодействия детского сада и семьи. -  педагог не способствует сохранению интереса у ребенка к подвижной игре;
  • взрослые не могут мотивировать детей на подвижную игру;
  • недостаточно оснащена предметно-развивающая среда для самостоятельной творческой деятельности детей в подвижных играх (маски, атрибуты)

Ознакомление дошкольников с  подвижными играми разных национальностей и культур, происходит в ходе непосредственной образовательной деятельности, режимных моментах и реализуются через интеграцию образовательных областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие;

Прогнозируемый результат

  • Развитие диалогической и монологической речи путем использования в активной речи детей  потешек, считалок, закличек, загадок;
  • Развитие устойчивого интереса к культуре разных национальностей;
  • Сформировать у детей чувство национального достоинства;
  • Дети должны научиться уважительному отношению к памяти предков, к преемственности поколений.
  • У детей должен развиться интерес к народным подвижным играм, в которые играли их предки.
  • Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение подвижных - народных  игр, знакомство с обрядовыми праздниками обычаями и  традициями.
  • В результате реализации проекта у родителей должно быть сформировано устойчивое представление о пользе народных игр.

Вывод:

В основу этого проекта положены подвижные народные игры, поскольку они в наибольшей степени соответствуют задачам и особенностям психики детей. В работе использованы игры, классифицированные по временам года. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Вот почему следует поддерживать у детей интерес к игре, помогать в их организации там, где ребенок проводит значительную часть свободного времени.  Подвижные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, силы воли, настойчивости в преодолении трудностей,  приучают детей быть честными,        правдивыми, целеустремленными.

Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

        

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта проходит по трём этапам:

1. Подготовительный

  • выявление основных проблем, формирование идеи по их решению;
  • подбор специальной методической литературы с целью расширения теоретических знаний педагогов;
  • совместное обсуждение темы с детьми («Что мы знаем, что мы хотим узнать, как и где мы можем узнать?»)
  • составление плана мероприятий;
  • подбор информации в книгах, журналах, сети интернет.
  • анкетирование родителей по теме «Во что играют ваши дети?»;
  • консультации для родителей по теме проекта.
  • родительское собрание «Роль подвижной игры в воспитании детей»

2. Основной

Работа с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением играющих в  Русские народные игры; игры Северного Кавказа, Кубани.

2. Беседы об играх, в которые играли наши предки

 3. Знакомство с правилами подвижных игр разных народностей.

4. Изготовление атрибутов к играм.

5.Изготовление дидактических игр:  «Угадай подвижную игру»;  «Назови игру,  подбери к ней схему»;  «Раз, два, три, четыре, пять – выходи со мной играть!»; «Как называется  игра»

6. Выставка рисунков «Игры моего народа!»; «Во что играли мои бабушки и дедушки»; «Как играли в старину»; «Моя любимая народная игра»; «Любимая игра нашей семьи».

7. Конкурсы: «Кто больше знает игр»; «С какой игры слова »; «Какому народу  принадлежит игра».

8. Разучивание считалок, текста игр.

9.Развлекательные итоговые мероприятия по принципу - «Ярмарка подвижных игр»; «Игровой калейдоскоп»; « Игровая чехарда»; «Страна  здоровья».

10.Серия познавательных занятий: «Откуда к нам пришла игра?» ; «Игры и традиции Русского народа»; «Красивые обряды горцев»; «Армянские народные игры»; «Народные игры  адыгов и черкесов» и т. д .

Работа с педагогами:

1. Консультации: «Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей»; «Роль подвижной игры в воспитании всесторонне-развитой личности ребенка»; «Народные подвижные игры как фактор здоровья сбережения»

2. Знакомство с разными типами игр

3. Подбор литературы

4. Оформление фотоальбома: «Нам некогда скучать – мы умеем весело играть»

5. Изготовление атрибутов к играм (подвижным; дидактическим)

6. Составление картотеки игр (разных народностей и по временам года)

7. Разучивание текста игр.

Работа с родителями: 

1. В уголках для родителей  постоянно помещается материал по народному календарю,  по народным праздникам.

2.Консультации по теме проекта:

3. Буклеты к родительскому собранию:

-«Роль подвижной игры в развитии и воспитании детей»

-«Подвижные игры народов  Кавказа »

4. Выставка семейных рисунков: «Игры моего народа! »; «Во что играли мои бабушки и дедушки»; «Любимая игра нашей семьи».

5. Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

6. Папка-передвижка «Во что играют наши дети? »

7. Физкультурные досуги и  развлекательные итоговые мероприятия - «Ярмарка подвижных игр»; «Игровой калейдоскоп»; «Игровая чехарда»; «Страна  здоровья».

3. Заключительный

1. Оформление фотоальбома «Нам некогда скучать – мы умеем весело играть

2.Проведение итогового мероприятия - совместных посиделок «Игры нашего детства»;

3.Анализ проведенной работы, подведение итогов совместной деятельности,  соотнесение результатов  с поставленными задачами;

4.представление презентации. «У каждого народа игра своя»

Используемая литература:

 1. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.

 2.Астахова Н. Энциклопедия русского фольклора «Ладушки» М. : Белый город, 2009, - 189 с

3.Бочарова Н.   Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек// Дошкольное воспитание, 1997 г. № 12, с. 72-75.

4. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

5.Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР:.М. :просвещение, 1989.- 239 с.

8. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М. ; Владос, 1995, - 89 с.

9.Сакидибирова З.И. Подвижная игра – спутник жизни ребенка, Махачкала, 2003

10.Материалы из сети интернет

Консультация для педагогов ««Роль подвижной игры в воспитании всесторонне-развитой личности»;

Консультация для педагогов

«Роль подвижной игры в воспитании всесторонне-развитой личности ребенка»

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.

 В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих

Еще А.С. Макаренко говорил, что игры это средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными

C:\Program Files\Microsoft Games\More Games\Desktop\2d35106a3a9da1823d21dfd19d2d7c4c.png

Подборка народных подвижных игр Северного Кавказа для детей дошкольного возраста

(Адыгейские, Азербайджанские, Грузинские Кабардино-Балкарские, Северо-Осетинские, Дагестанские, Армянские Чеченские, Ингушские)

«Гаккарис» (осетинская народная игра);

«Утушка» (чечено-ингушская народная игра);

«Дети и петух» (азербайджанские народные игры);

«Земля, вода, огонь, воздух» (армянская народная игры);

Дагестанские народные подвижные игры

«Подними платок»  (ав.)                   «Джигитовка»

 «Надень папаху»   (ав.)                   «Чижик» («Кирпи-лали»)

«Волк и овцы»                                  «Ой райда» (лез.)

«Цику-ция» (лак.)                             «Достань шапку» (ав.)

«Выбей из круга» (ав.)                      «Под буркой»

Игры

Для девочек

«Отдай платочек», «День – ночь», «Белый - черный мяч», «Изюминка», «Дети и петух», «Цветы и ветерки», «Земля, вода, воздух», «Беспокойный мяч», «Игра в лягушек», «Грузинские классы», «Ударь жгутом» Достань шапку», «Подними платок», «Платочек», «Журавли - журавушки» «Жмурки- носильщики».

Для мальчиков

«Пешие всадники», «Сильные ноги», «Всадники», «Перетяги-вание веревки», «Скачки», «Перетягивание палки», «Козлик-козлик», «Дедушка – мой дед» «Веселая палка», «Конное поло», «Конно-спортивная игра», «Метание копья», «Защитники» «Слепой медведь» «Борьба за флажки», «Метание с плеча», «Чиж».

Игры на развитие:

  • внимания и слуха «День и ночь», «Прятки»
  • умения ритмично двигаться «Пастух», «Бег к реке»
  • выработка быстроты бега «Всадники», «Кто быстрее»
  • умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) прыгать г) делать перебежки («Скачки», «Борьба за флажки», «Со спины лошадки»)
  • закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами («Наступление»)
  • обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча («Повелитель лунки» «Белый мяч и черный мяч», «Три камня», «Беспокойный мяч», «Мяч в кругу»)
  • развитие меткости при метании мяча и других предметов в цель («Конное поло», «Конно - спортивная игра», «Метание копья»)
  • совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча, и других предметов («Плоский камень и мяч», «Метание с плеча», «Чиж», «Изюминка»)
  • выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы («Отдай платочек», «Снятие шапки»)
  • закрепление техники подпрыгивания («Прыжок лягушки»)
  • совершенствование навыка в равновесии («Достань шапку», «Жмурки-носильщики»)
  • закрепление навыков лазанья, перетягивания («Перетягивание веревки», «Чья шеренга победит», «Перетягивание палки», «Снимать сыр»)
  • развитие гибкости («Надень папаху», «Утушка»)
  • развитие умения выполнять подражательные движения («Лягушки», «Журавли», «Пастух», «Дети и петух»).

Сообщение на тему: «Игра – жизненная потребность ребенка»

«Игра – это огромное светлое окно, 
через который духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский

Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

  • Игра позволяет детям освоить жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазаньи, метании.
  • В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способность проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах.
  • Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость.
  • Подвижная игра увеличивает двигательную активность ребенка в течение дня.
  • Активность двигательная деятельность на свежем воздухе помогает, благотворно влияет на общее состояние ребенка и на его здоровье.
  • Подчинение правилам игры воспитывает у ребенка организованность, внимание, умение управлять своим движением, способствует проявлению волевых чувств.
  • Подвижная игра создает дополнительную возможность общения детей со сверстниками и взрослыми.
  • Подвижная игра способствует развитию речи и обогащению словаря.

Выступление на общем родительском собрании на тему 

«Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

http://www.o-detstve.ru/assets/images/forteachers/DOU/games/podv_games.jpg

«Игра – это огромное светлое окно, 
через который в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский

Физиологи считают, движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно важно в раннем детстве, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят: движение – это жизнь и эффективное лечебное средство. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – это важное средство воспитания, игры дают детям яркие минуты общения, развивает опыт поведения.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни ребенка – дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразий игр следует особо выделить подвижные игры, в которые все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Подвижные игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности, выработки стратегии. Подвижные игры с правилами, как и занятия физкультурой, вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений и ориентировки в окружающей обстановке, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать поражение и победу, умение выслушивать замечания и корректировать свои движения.

Велика роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры,  запоминают
правила,  обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества.
Все это дает основание ребенку сопоставлять свои действия с действиями сверстников, в результате чего создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе.

Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.

Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.

Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение  их формирует волю,  развивает самообладание, выдержку, умение
контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают
красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.  Играя и
реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество–  важнейшие факторы оздоровления.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма.

Мы в своей работе используем подвижные игры повседневно: и в организованной деятельности, и в   режимные моменты, и на прогулке в каждой возрастной группе.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников.

Мини-анкета для родителей

  • Играете ли Вы с ребенком в подвижные игры?
  • Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые вы играете все вместе.
  • Помните ли вы считалочки, напишите их?
  • Знает ли Ваш ребенок считалочки?
  • Кто его научил (родители дома, детский сад, бабушки-дедушки).

Интервью с детьми.

Воспитатель: А вот что говорят наши дети. Сравните свои ответы с ответами детей.

(Прослушивание аудиозаписи интервьюирования детей группы).

  1. Любишь ли ты играть (да, очень, люблю играть на прогулке вместе со всеми)? Мне нравятся подвижные игры и т.д.
  2. Играют ли дома с тобой родители? (Только брат Саша, нет в игры подвижные не играют)
  • со мной играет только бабушка
  • маме некогда, папа смотрит телевизор
  1. В какие игры ты любишь играть?
  2. В детском саду в подвижные игры, где мы все бегаем и играем вместе
  3. Дома играю только в компьютерные игры.
  4. Мне нравится игра – «Лягушки» и т.д.
  5. В какие подвижные игры вы играете дома или на прогулке с родителями?
  • мы дома не играем в подвижные игры
  • иногда в настольные.
  1. Какие считалочки ты знаешь? Расскажи.
  2. Учишь ли ты дома с родителями считалочки:
  • нет только в детском саду;
  • на занятии;
  • интересные, которые знают дети.

Консультация для педагогов

Национальные подвижные игры как фактор здоровьесбережения.

Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Особое значение имеют народные подвижные игры, развивающие основные двигательные навыки, положительно влияющие на формирование здоровья подрастающего человека.

Веселая подвижная игра – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловушек, салочек. Как они возникли? Кто придумал эти игры? Они созданы народом, так же как и сказки, и песни. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитания.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром.

Я считаю, что игра является наиболее удобной формой освоения движений. Дети дошкольного возраста на первый взгляд очень подвижны: они умеют ходить, бегать, скакать, лазать и усваивать новые движения. Однако в детской походке, беге, прыжках много неловкостей, незаконченных движений. Для устранения этих недостатков нужны занятия по физической культуре. Например, во всех играх «в змею», в играх, когда дети под песни и считалочки ходят по кругу в хороводах ,они охотно сосредотачивают свое внимание на красивой, ровной походке.

Не менее значительна роль народной игры и в умственном воспитании ребенка. Когда я показываю и объясняю движения, согласно правилам игры, стараюсь завязать отношения между детьми, учу воспринимать новые понятия, связывать словарные обозначения непосредственно с движениями .

Песни и стихи, сопровождающие народные игры, обогащают речь детей. Большое значение имеет обогащение детей новыми представлениями и понятиями, с которыми они знакомятся в народных играх.

Например, игра «в Бабку» знакомит детей с названиями разных блюд. Игры «Садовник» и «Чижик» знакомят детей с трудовыми движениями.

В каждой игре ребенок узнает новое расширяет свои знания. Например, когда я предлагаю народную игру другой национальности – украинской, татарской и другие, дети знакомятся с жизнью, бытом, языком других народов. Большое значение народные игры имеют и для нравственного воспитания ребенка. В игре ребенок имеет возможность сравнивать свои успехи с успехами других детей, учиться правильно вливаться в коллектив, ценить соблюдение правил.

Значение народных игр в эстетическом воспитании ребенка очень велико: в детях развиваются чувства ритма, движения становятся более уверенными.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый, игровой фольклор.

Я уделяю большое внимание разучиванию игр. Никогда заранее не разучиваю потешки, считалки и просто слова. Все это дети запоминают вместе движениями и правилами игры. Да и сама я охотно принимаю участие и играх, что детям очень нравится.

Почему меня привлекли народные игры? Потому что в этих играх дети знакомятся с народным фольклором. Это и припевки, и шутки, и песенки, и считалки, которые дети с удовольствием применяют в других играх с игрушками.

В любое время года я играю с детьми в игры, соответствующие погоде:

Зима: «Быстрые и меткие», «Штурм снежной крепости», «Царь горы» и другие.

Весна: «Соседи», «Ручеек», «Золотые ворота» и другие.

Лето: «Гуси-лебеди», «Прятки», «У медведя в бору», «Репка».

Осень: « Испорченный телефон», «Садовник», «Краски» и другие.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу этапа формирования гармонически развитой, активной  личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство.

F:\приложение\5538786.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра, как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от ок...

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающи...

«НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностейне передаются по наследству, в каждом поколении их надовоспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большу...

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста

laquo;ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЯВЛЯЕТСЯ УПРАЖНЕНИЕМ,ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО РЕБЕНОК ГОТОВИТСЯ К ЖИЗНИ»              П.Ф. ЛЕСГАФТ...

Обобщение опыта работы «Русская народная подвижная игра- как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чайка» Нижнетуринского городского округа       «Русская народная подвиж...