Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Пояснительная записка
В настоящее время развития современного общества, экологическое воспитание, является. одной из важнейших проблем современности.
Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе
Одним из эффективных методов работы с детьми по формированию у них начала экологическойкультуры, можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………….
Общее содержание и задачи:
………………………………………………………………………………...
Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы……………………………………………………………………………….
Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы…………………………………………………………
Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет………………………….........................................
Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет………………………….........................................
Методика проведения диагностики экологических знаний детей………….......
Пояснительная записка
В настоящее время развития современного общества, экологическое воспитание, является. одной из важнейших проблем современности.
Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе
Одним из эффективных методов работы с детьми по формированию у них начала экологическойкультуры, можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Данная программа для детей 5-7 лет. Программа рассчитана 2 года. Кружок проводится 1 раз в две недели, по 25 минут.
Лабораторное оборудование:
1. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
2. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
3. Красители: гуашь, пищевые красители акварельные краски.
4. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма, бросовый упаковочный материал разного размера, формы и фактуры
5. Приборы помощники: лупы, пипетки : микроскоп, термометры, песочные часы, спиртовка, штатив, бинокль, весы, различные пробирки и стеклянные колбы, фонарик, глобус.
6.Комплекты для игр с водой и песком, с ветром, на каждого ребёнка клеёнчатый фартук и нарукавники.
7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Цель:Способствовать развитию у детей, исследовательской деятельности познавательной активности, наблюдательности, умения применять полученные навыки на практике, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание экологического сознания.
Задачи:
Задачи:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ
- развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень)
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция) .
- формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Развивать у детей умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
- Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
- развитие элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий.
Методы и примы: - проблемные вопросы; - самостоятельное и коллективное наблюдение; - беседы и рассказ воспитателя; - демонстрация опытов педагогом; - проведение опытов детьми самостоятельно; - поисково-игровые действия.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:
Формировать экологическое сознание дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира, умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы
Закрепить и расширить представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Показать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Перспективное планирование работы
по экспериментально – исследовательской деятельности
с детьми 5-6лет.
МЕСЯЦ | ТЕМА | ЦЕЛЬ | |
ОСЕНЬ | Октябрь Занятие № 1 Занятие№2 Занятие№3 Занятие№4 | «Запасливые стебли» «Что такое почва и для чего она нужна» «Куда тянутся корни?» «Знакомство с капелькой» | Доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу; Воспитывать аккуратность при работе с водой; Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Дать детям элементарные представления о почвенном покрытии земли. Из чего состоит почва, её водопроницаемость. Значение для всего живого Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды; Подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой; Подвести детей к пониманию того, что вода это много капелек. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, запаха. |
Ноябрь Занятие № 1 Занятие№2 Занятие№3 Занятие№4 | «Приключения песчинки» «Удивительная глина» «Вертушка» «Быстрый шарик» | Продолжать знакомить детей со свойствами песка. Развивать внимание, мышление, память, воображение. Познакомить детей со свойствами глины сравнив их со свойствами песка. Выявить, что воздух обладает упругостью; Понять, как может использоваться сила воздуха (движение) Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность; Развивать умение делать изделие по алгоритму. Выявить, что воздух обладает упругостью; Понять, как может использоваться сила воздуха (движение); Развивать чувство взаимовыручки; Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми. | |
Зима | Декабрь Занятие № 1 Занятие№2 Занятие№3 Занятие№4 | «Превращения капельки» «Поможем воде стать чистой» «Украшение для елочки» «Волшебная бумага» | Дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар) Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу; Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения; Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды; Развивать умение схематично изображать проделанные действия; Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария. Закрепить представления детей о том, что вода бесцветна, но в ней могут растворятся некоторые вещества (краски) и окрашивать её; вода жидкая и не имеет формы, но вода может принимать форму сосуда в котором находится и становиться твёрдой – превращаться в лёд. Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги — точное копирование рисунка; Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости; Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата; . |
Январь Занятие № 1 Занятие№2 Занятие№3 Занятие№4 | «Куда исчез сахар» «Подарок для гнома» «Воздух есть в пустых предметах» «Защитные свойства снега» | Закрепить у детей представления о некоторых свойствах воды. Подвести к пониманию того, что в воде растворяются некоторые вещества. Уточнить представления детей о том, что в воде растворяются некоторые вещества (соль). В результате опыта подвести детей к пониманию того, что вода испаряется (выращивание кристалла из соли) Закреплять знание о свойствах воздуха, познакомить, что воздух есть в пустых предметах Познакомить со свойством снега. Учить быть внимательными, расширять словарный запас детей | |
Февраль Занятие № 1 Занятие№2 Занятие№3 | «Приключения Буратино» «Испытание магнита» «Знакомство с воздушным океаном» | Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде); Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент; Прививать интерес к сказкам; Стимулировать желание помочь герою сказки; Воспитывать аккуратность. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей; Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуникативных навыков. Познакомить детей с понятием «воздух». Помочь понять детям значение воздуха в жизни человека и всей планеты. подвести детей к пониманию того, что воздух окружает нас, он есть во всём: в камне, почве, в окружающем нас пространстве и т.д. Развивать наблюдательность, мышление. | |
Весна | Март Занятие № 1 Занятие№2 Занятие№3 Занятие№4 | «Мир ткани» «Можно ли поймать воздух?» «Как веточка весну встречала» «Термометр» | Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж; Развивать умение сравнивать ткани по их свойствам; Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей;
Закрепить понятие детей о таком свойстве воздуха, как прозрачность, невидимость. Помочь понять детям опасность загрязнения воздуха для человека и всего живого на планете. Подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность. Познакомить детей с работой термометра. |
Апрель Занятие № 1 Занятие№2 Занятие№3 Занятие№4 | «Дружат ли семечко с водой» «Как семечко себе дом выбирало» «Лабиринт» «Растения тоже дышит» | Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Закрепить представления о свойствах воды. Подвести детей к выводу о том, что для роста растений наиболее благоприятна почва. Установить, как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. |
Май Занятие № 1 Занятие№2 Занятие№3 Занятие№4 | «Ветер- какой он?» «Фильтрование воды» «Жизнь растений» «Дом в котором я живу» | Познакомить с ветром, как с потоком воздуха. Учить сравнивать температуру и значение ветра Познакомить с разными способами фильтрования воды. Развивать желание узнавать, что-то новое. Систематизировать знание детей о растениях. Наглядно показать, что растения дышат. Систематизировать знание детей о растениях. Наглядно показать, что растения дышат. Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи; Развитие фантазии, творчества; Развивать умение придавать работе законченный вид |
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы:
Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность, развивать мышление, память.
Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
Через исследовательскую деятельность , опытным путем продолжать уточнять представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега
Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе
Помочь детям осознать, что человек это часть живой природы, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.
Продолжать формирование экологического сознания у дошкольников, через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно — экспериментальная деятельность»
Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»
О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
Л.Н Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метоеские рекомендации /Москва: Аркти, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Волшебные краски"
Програма дополнительного образования по ИЗО деятельности для воспитателей ДОУ, педагогов допонительного образования, расчитана на детей дошкольного возраста. Построена на основе использования нетради...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-160363-1361700518.jpg)
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки», для детей 5–6 лет
Пояснительная записка.Количество кружковых занятий в год: 28Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.Срок обучения: 1 год.Направленность: художественно-эстетическая....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/02/picture-222994-1606911871.jpg)
Программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков»
Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков» (подготовка к обучению основам грамоты).Возраст обучающихся – 4-6 лет.Строк реализации – 2 года....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-316869-1383748841.jpg)
Программа дополнительного образования "Волшебное оригами"
программа художественно - эстетического развития детей 5-7 летмодульное оригами...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-511361-1417952260.jpg)
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Волшебный мир аппликации» (для детей 3-4 лет)
Программа дополнительного образования «Волшебный мир аппликации» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/12/picture-636026-1689162785.jpg)
Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей. Учебная пр...