Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Птицы прилетели»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Линдеберг Светлана Владимировна

Конспект разработан для воспитанников старшего дошкольного возраста. Детям предлогается увлекательное познавательное путишествие в мир птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка»

  Конспект  интегрированного занятия  

для детей  подготовительной к школе группы

Тема:  «Птицы прилетели»

г. Лянтор

Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах.  Программное содержание:

Образовательные задачи:

1. закреплять с детьми характерные признаки весны;

2. упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

3. расширять представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

4. дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;

5. формировать активный интерес к художественному слову;

6. учить отгадывать птиц по голосу.

Развивающие задачи:

1. развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений;

2. развивать логическое мышление и внимание;

3. развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;

4. обогащать словарь детей новыми понятиями;

5. развивать связную речь детей, умение образовывать однокоренные слова  Воспитательные задачи:

воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Интегрируемые области

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Коммуникативная                  

Социально – коммуникативное

развитие

Игровая

Речевое развитие

Беседа, ответы на поставленные вопросы, инициативная речь в диалоге

Физическое развитие

Двигательная

Художественно – эстетическое развитие

Музыкально – творческая

Организационная структура игры – занятия:

Методы

Словесный, практический, наглядный

Приемы

Воображаемая ситуация, игровой, художественное слово, демонстрация, беседа, похвала, поощрение, наводящие вопросы, пример, указания

Индивидуальная работа

Помощь при выполнении заданий в процессе организованной деятельности, личностно– ориентированный подход к развитию ребенка

Материальное обеспечение

  фонограмма «Голоса птиц»; письмо; дерево; иллюстрации зимующих и перелетных птиц4 разрезные картинки- игра «Собери птичку»; мяч; картинки-раскраски, цветные карандаши и мелки; тексты загадок о перелетных птицах; тексты психогимнастики, игры «Ты -скворец».

Применение технологий

-  Мнемотехника

- Технологии «Звукотерапия»

Аппаратное и программное обеспечение

Оборудование: ноутбук, интерактивное оборудование,  USB, портативная колонка

Учебно- методический комплекс

Основная образовательная программа  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Учебное пособие «Азбука природолюбия»

Ход НОД:

1.Вводная часть (5 минут)

Психогимнастика:

Воспитатель:  Доброе утро, добрый час,

                          Очень рада видеть вас!

«Доброе утро!» - нам птицы щебечут.

«Доброе утро!» - нам шепчут деревья.

«Доброе утро!» - нам солнышко светит.

«Доброе утро! Здравствуйте, дети!

Воспитатель:   Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года? Ребята, подумайте и назовите главную примету весны. Это то, что мы редко видим зимой и нам его очень не хватает.

Дети: Солнце

Воспитатель: Правильно, солнышко.  Кто ответит мне на мой вопрос получит лучик, а затем мы вместе с вами составим наше весеннее лучистое солнышко.

Воспитатель: Солнце весной  какое?

Дети: Тёплое, доброе, ласковое, лучистое, круглое, весеннее, ясное, приветливое, озорное.

Воспитатель: Солнце весной что делает?

Дети: Греет, светит, печёт, сияет, улыбается, пригревает.

Весна: Молодцы. А теперь давайте из наших лучиков составим наше весеннее солнышко (на доске составляется солнышко).

2. Основная часть (20минут)

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете? 

 Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…

Зима ушла, а весна…(пришла).

Зима холодная, а весна…(теплая).

Зимой солнце светит, а весной…(греет).

Зимой сугробы высокие, а весной…(низкие).

(звучит фонограмма «Пение птиц»)

Воспитатель: Ребята, что вы слышите (пение птиц). Почему птицы так радуются? (потому что пришла весна)

Какие чудеса происходят весной (снег превращается в воду, сосульки тают от тепла, лопаются почки, появляются листочки на деревьях, солнце светит ярче.) Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Какое мы с вами знаем стихотворение о весне? Давайте по схеме мы расскажем стихотворение (Дети по рассказывают стихотворение, опираясь на мнемотаблицу )

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора...

Ф. И. Тютчев

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Посмотрите, все птицы собрались на дереве. Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь, сорока, клест). Как одним словом можно назвать этих птиц (зимующие)?

-А вот еще одна птица прилетела. Что это за птица (скворец). Чем она отличается от птиц на дереве (она перелетная). Смотрите, скворец принес нам конверт. Что же в нем? Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы.»

Воспитатель: Ребята, поможем перелетным птицам? Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашем зале. Давайте найдем конверт с первым заданием (Дети находят конверт с цифрой 1).

-Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей (грач)

-Опишите грача, какой он? Чем питается? Когда прилетает (Один ребенок рассказывает, другие дополняют)

Кто на елке, на суку,

Счет ведет: «ку-ку»«ку-ку» (Кукушка)

-Расскажите, что вы знаете о кукушке (Дети рассказывают, воспитатель дополняет)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (Ласточка)

-Опишите ласточку (у нее голова, крылья спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост- как две косички).

Прилетели певцы- молодой весны гонцы.

Они в скворечнике живут,

Песни звонкие поют (Скворцы)

-Расскажите о скворце (Дети рассказывают)

Воспитатель: С первым заданием справились. А давайте и мы на минутку превратимся в скворцов.

Коммуникативная игра «Ты скворец, я скворец»

Воспитатель: А теперь нужно найти конверт с цифрой 2 (Дети находят конверт). Второе задание-игра «Собери картинку»

(Дети собирают разрезные картинки и называют птиц, изображенных на них)

Воспитатель:  Вот и со вторым заданием вы справились. А хотите еще поиграть?

Пальчиковая гимнастика:

 «Дрозды»

Видишь смотрят из гнезда два молоденьких дрозда,

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Продолжим помогать нашим пернатым друзьям? Давайте найдем следующий конверт. Какая цифра должна быть на нем. Ой, смотрите мяч лежит. А около него конверт. Проверим, наш ли он.

Дидактическая игра «У кого-кто?»

Воспитатель: Я буду бросать «звучащий» мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне. (грач- грачата, скворец- скворчата , ласточка-ластушата, кукушка-кукушата, гусь-гусята, скворец-скворчата .)

Молодцы, ребята! Давайте продолжать искать задания от волшебника. С какой цифрой будет следующий конверт(4)

(дети находят конверт с цифрой 4)

Вам необходимо отгадать птиц по голосу.

(звучит звукозапись, дети отгадывают птиц)

Воспитатель: Какое настроение вызвало у вас пение птиц  (Ответы детей).

Ребята, а кто знает  какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнезда и построить новые).

Из чего строят гнезда птицы? (Ответы детей)

Вот посмотрите, ребята, несколько картинок. (презентация) Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев- а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками. Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.

Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких деревьев вблизи водоемов. Соломинки, травинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра.

Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.

Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.

Воспитатель: Вот и еще одно задание волшебника выполнено.

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

 Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно к нам (Ответы детей). Правильно, ребята! Да и нам становится веселее, когда вокруг слышны песни птиц. Так пусть же всегда их будет много, ведь птицам не тесно в воздухе.

 3. Заключительная часть (5 минут)

Воспитатель:  Давайте же ребята будем беречь наших птиц, зимующих будем подкармливать кладя им в кормушки корм, не разрушать птичьи гнезда. если вы встретите птичьи гнезда, трогать их нельзя.

Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь еще один конверт. Что же там (воспитатель открывает конверт, там нарисованные черно-белые птицы)

 Птиц мы расколдовали. Вот они. Но не понятно, где какая? Давайте их раскрасим (Дети раскрашивают птиц и садят на дерево).

Воспитатель: Вы молодцы, ребята! Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось. Давайте вспомним еще раз, о каких птицах мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали сегодня (ответы детей)

 Я благодарю вас всех за интересную работу. Давайте возьмем наших птичек и посадим на дерево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего занятия в подготовительной к школе группе "Птицы Пермского края"

Представлен материал, который может быть использован в качестве конспекта для проведения обобщающего занятия на тему "Птицы"...

Комплексное занятие по аппликации в старшей группе «Птицы прилетели»

Данное комплексное занятие нацелено на расширение кругозора детей старшей группы, повышение знаний о перелётных птицах....

Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Птицы прилетели"

Задачи:- формировать умение детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание;-закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел.- закреплять понимание о монетах достоинством 1,...

Конспект комплексного занятия с использованием технологии «проблемный диалог» в подготовительной к школе группе «Птицы»

Конспект комплексного занятияс использованием технологии «проблемный диалог»в подготовительной к школе группе «Птицы»...

Конспектинтегрированного занятия в подготовительной к школе группе в форме игры – викторины «Знайки и Умники».

Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе в форме игры – викторины «Знайки и Умники»....

Конспект проведения занятия по рисованию в подготовительной к школе группе «Птица удачи»

Конспект проведения занятия по рисованию в подготовительной к школе группе  «Птица удачи»...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Птица счастья»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Птица счастья»Цель: Развитие способностей к эффективному общению; формирование у дошкольников позитивной установки отношения к миру чере...