ПРОЕКТ «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» (УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ)
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Лобарева Светлана Фёдоровна

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, дети не знают об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой Белгородчины. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует гармоничному развитию личности, формированию активного словаря, развивает воображение. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным         богатствам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_proekt_sredney_gruppy.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД

№ 52 «ЛАСТОЧКА»

ПРОЕКТ

«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

(УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ)

                                         СОСТАВИЛИ:

                                                                   ЛОБАРЕВА СВЕТЛАНА ФЁДОРОВНА                                                                                       КРУЧИНИНА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

     ВОСПИТАТЕЛИ МБДОУ ДС № 52,

ГРУППА «УЛЫБКА»

Г. СТАРЫЙ ОСКОЛ

СЕНТЯБРЬ 2015 Г. – ФЕВРАЛЬ 2016 Г.

1.  ВВЕДЕНИЕ _______________________________________СТР. 3

  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА ___________________________________СТР. 4
  2. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ________________________________СТР. 4
  3. ГИПОТЕЗА. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ________________СТР. 4
  4. ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ____________________________СТР. 5
  5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ___________________СТР. 6
  6. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ________________________________СТР. 6
  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________СТР. 7
  8. ВЫВОД ___________________________________________СТР. 7

        

ВВЕДЕНИЕ.

        Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. Экономические,  социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг нас.

        Белгородская область может по праву считаться богатым регионом. Благоприятные природно - климатические условия и плодородные почвы сочетаются здесь с залежами железной руды, известняка, сырья для цементной промышленности. На территории области сосредоточено 80% запасов железных руд Курской магнитной аномалии и более 40% России. Месторождения железных руд: Коробковское, Лебединское, Стойленское и перспективные: Большетроицкое в Шебекинском районе, а также Яковлековское, Чернянское и Погремецкое месторождения.

Выявлены и в разной степени разведаны крупные месторождения бокситов, апатитов, минеральных подземных вод. Известны проявления золота, графита и редких металлов. Имеются географические предпосылки для выявления платины, углеводородного сырья и других полезных ископаемых.

Экология 

        По данным геофизических исследований регион действующих горнорудных предприятий КМА, и прежде всего Старооскольский железорудный район, располагаются в области, характеризующейся наличием большого количества естественных радиоактивных аномалий высокой интенсивности. Эти радиоактивные аномалии в настоящее время вскрыты или активно вскрываются скважинами и горными выработками. Создание огромных по площади открытых отвалов горной массы, регулярно осуществляемые в карьерах массовые взрывы больших объемов, деятельность мощных обогатительных фабрик и другие методы способствуют выведению на поверхность радиоактивных геологических образований, могут существенно ухудшать радиоэкологическую обстановку территории действующих горнорудных предприятий КМА.

        Дополнительно радиоэкологическая обстановка усложняется тем, что указанная территория располагается в пределах влияния «чернобыльского радиоактивного следа». Кроме того, железистые кварциты и вмещающие их породы КМА содержат довольно высокие концентрации таких экологически опасных для здоровья элементов, как свинец, цинк, никель, медь, кобальт, хром, кадмий, ванадий, марганец, германий, бор, висмут, сурьма, селен и ртуть.  Предварительные исследования показали, что в результате промышленных выбросов горнодобывающего комплекса, а также при пылении хвостов обогащения в радиусе 15-20 км на почве формируются техногенные геохимические аномалии с повышенным содержанием железа, меди, цинка, свинца, кадмия и радиоактивных элементов. В целом же техногенное загрязнение почв фиксируется в радиусе более 50 км. Территория горнодобывающих предприятий КМА располагается в контуре одной из самых мощных аномалий земного шара, а, как известно, влияние сильного электромагнитного поля усугубляет воздействие других геоэкологически неблагоприятных факторов. Охарактеризованная геоэкологическая обстановка, по-видимому, оказывает прямое влияние на резкий рост числа многих заболеваний, в том числе онкологических в г. Губкине, Старый Оскол и других, наметившийся с началом активной деятельности горнорудных предприятий территории.

Вид проекта – групповой, информационно-познавательно-исследовательский.

Участники проекта – дети средней  группы, родители воспитанников, воспитатели.

Продолжительность проекта – сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.

Актуальность проекта

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, дети не знают об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой Белгородчины. Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует гармоничному развитию личности, формированию активного словаря, развивает воображение. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным         богатствам.

Цель проекта – познакомить детей с полезными ископаемыми Белгородской области

Задачи проекта

1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях полезных ископаемых

4. Познакомить детей с ролью полезных ископаемых  в жизни человека.

5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.

6.Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам родного края.

        НОВИЗНА 

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям  заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Предполагаемый результат

У детей сформированы представления о свойствах полезных ископаемых, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Дети имеют представление о том, как добывают камни и как их используют, какими полезными ископаемыми богата Белгородская область; проявляют познавательные способности, демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; воплощают идеи в творческой деятельности.

Продукт проекта: Мини - музей полезных ископаемых Белгородской области.

Этапы реализации проекта

1 этап – выявление первоначальных знаний детей о камнях.

1 ЭТАП ВЫЯВЛЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ  ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О КАМНЯХ.

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КАМНЯХ?

ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?

ГДЕ УЗНАТЬ ОТВЕТЫ НА ВАШИ ВОПРОСЫ?

*Камни твердые, а еще они разные.

* Из них делают дома, дворцы, мосты и для опытов.

* Я знаю уголь. Я видела в музеи.

* Я знаю песок. Он есть у меня дома.

* У меня дома есть глиняная  фигурка.

*Почему камни бывают красивые и блестящие?

*Какие бывают полезные ископаемые?

*Как появилисьполезные ископаемые?

*Почему камни такие разные?

Откуда взялись камни?

 *Спрошу у мамы и папы.

*Расскажет воспитатель.

*Нужно посмотреть в книжке.

*Есть все в компьютере.

*Посмотреть в журнале.

*Найти картинки про полезные ископаемые.

2 этап. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Цель: Заинтересовать и увлечь детей и их родителей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.

3 этап. Разработка проекта.

4 этап. Презентация проекта.

1. Представление коллекции камня.

2. Выставка совместных с родителями поделок из камней «Ожившие камни»

3. Итоговое экологическое занятие «Удивительные камни».

4. Итоговая диагностика по экологическому воспитанию дошкольников по блоку программы «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой «Песок, глина, камни».

На заключительном этапе проекта нами проведен анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей.

По итогам в начале проекта:

. Дошкольники называют небольшое количество свойств камней.

. Затрудняются ответить на вопрос, как могут помочь камни человеку.

. Дошкольники не точно дают определение, что такое горы.

. Возникают затруднения назвать горы нашей страны.

Сравнительный анализ результатов по проектной деятельности в конце года выявил положительную динамику усвоения детьми знаний по проекту «Удивительные камни»:

. Все дошкольники перечисляют 6-7 свойств полезных ископаемых.

. Знают, как камни помогают человеку.

. Дошкольники уверенно дают ответ, что такое горы.

В результате реализации экологического проекта «Удивительные камни»:

. Значительно повысился уровень знаний дошкольников по разделу «Песок, глина, камни».

. Углублены знания дошкольников о свойствах полезных ископаемых.

. Выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов, сказок, аудиозаписей).

. Пополнена эколога – развивающая среда группы: создана коллекция полезных ископаемых.

ВЫВОД: Цель проекта достигнута в полном объёме.

Список литературы

  1. Основы дошкольной педагогики. / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.
  2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.
  3. Дыбина  «Опыты и эксперименты в детском саду».
  4. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат. центр «Академия», 1999.
  6.  Николаева С.Н. Метод. Пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,
  7. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. Матер. Для работы с родителями учреждений. М., 1993.
  8. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
  9.  Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е. М., 1973.
  10. Федотова А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб. Пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мел - полезное ископаемое Брянской области.

Краткое описание, распространение и применение....

Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"

Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...

Презентация "Полезные ископаемые Кемеровской области"

Презентация по ознакомлению детей старшего возраста с полезными ископаемыми Кемеровской области....

НОД "Полезные ископаемые Тюменской области"

Расширить представление о Тюменской области,  как  о богатейшем крае страны....

Социальный проект «Полезные ископаемые Иркутской области» для детей подготовительной группы.

Формирование общих представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о полезных ископаемых Иркутской области, и желание исследовать природные ресурсы, разумно использовать «кладовую пр...

Презентация Социальный проект «Полезные ископаемые Иркутской области»

Формирование общих представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о полезных ископаемых Иркутской области, и желание исследовать природные ресурсы, разумно использовать «кладовую пр...