Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Инесса Халанская

Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей — целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Большие возможности в воспитании, развитии, образовании заложены в играх, прежде всего дидактических.

Дидактические игры – это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.)

Дидактическая игра способствует социально – нравственному развитию ребенка – дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.

Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?»«изобрази животного»«узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?»«помоги животному»«большие и маленькие «и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми«Зоопарк»«Логические цепочки»«Придумай про животное загадку»«Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

– предметные;

– настольно-печатные;

– словесные.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Задачи:

1. воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2. сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Годовое планирование на все возрастные группы:

Младшая группа:

Сентябрь «Лото» Цель: учить детей объединять предметы по месту их произрастания

«Сложи картинку» (пейзажные) Цель: учить детей собирать целое изображение из отдельных частей.

«Да и нет» (игр. упр) Цель: дать детям представление о частях тела котенка и о звуках какие он издает. «Узнай на вкус» Цель: учить детей определять на вкус овощи и фрукты.

«Угадай растение по описанию» Цель: учить детей находить основные признаки растения;

«Найди листок, какой покажу» : учить детей находить и показывать листок, который назвала.

Октябрь «Такой листок, лети ко мне» Цель: учить детей находить листья по сходству. «Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина)Цель: учить детей называть деревья.

«Собери дерево из частей» Цель: учить детей собирать из отдельных частей целое.

«Где, спряталась матрешка» Цель: учить детей называть растения, воспитывать любознательность. «Найди, о ком расскажу» Цель: учить детей находить животного по его характерным признакам.

«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) Цель: учить детей называть овощи и фрукты.

 «Угадай по запаху» (овощи, фрукты) Цель: учить детей узнавать овощи и фрукты по запаху.

 Ноябрь «Отгадай мою загадку» (о животных леса) Цель: учить детей с помощью ключевых слов, угадывать животных.

 «Кто, что любит» (домашние животные) Цель: дать знание о том, чем питаются домашние животные. 

«Угадай, что в руке» (игр. упр) Цель:с помощью анализаторов учить детей узнавать предмет. 

«Когда это бывает» Цель: учить детей находить нужные картинки, по словесному описанию,

«Угадай, чей хвост» - учить детей называть и различать животных. Развивать сообразительность. 

«Найди растение похожее на травку» Цель: учить детей находить нужное растение по указанию.

Декабрь «Так бывает или нет?» Цель: учить детей называть времена года.

«Какое время года»  Цель: учить детей отгадывать загадки по показанным и названным характерным признакам.

 «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть)

«Сложи картинку»(изображения лисы и зайца) Цель: учить собирать из отдельных частей целое.

«Где, спряталась рыбка» Цель: учить детей анализировать, названия растений. 

«Научи мишку мыть растение «Цель: учить детей ухаживать за растениями, воспитывать любознательность и наблюдательность. 

«Да или нет» Цель: учить детей называть части тела собаки.

 Январь «Кто, чем питается зимой» (дикие животные)Цель: учить детей чем питаются дикие животные в зимний период. «Кто, где живет»(лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по среде обитания.

«Сложи картинку из 4 частей (птицы) Цель: учить детей собирать из отдельных частей целое (синтез)

«Кого не стало (дом. животные) Цель: учить детей называть дом животных.

 «Найди то, о чем расскажу» (овощи, фрукты)Цель: учить детей находить предмет по словесному описанию.

 «Что мы делали сначала, что потом»(уход за комнатными растениями) Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями.

 «Чей детеныш» (дом. животные) Цель: учить называть животных и их детёнышей.

 Февраль «Что, умеет делать рыбка»(слов, игра) Цель: учить детей различать повадки животных. 

«В зимней столовой» Цель: учить детей называть зимующих птиц, учить подражать их повадкам. «Птички» (игр. упр) Цель: учить детей согласовывать свои слова и действия, активизировать речь.

«Узнай по голосу, какая это птичка» Цель: учить детей узнавать издаваемые птицами звуках. Закрепит названия птиц

«Угадай растение по описанию»(комнатные растения) Цель: учить называть характерные признаки растения; развивать наблюдательность 

«Кто, что любит» (дикие животные) Цель: дать детям представление о том, чем питаются зимующие животные. 

Кто ползает. летает, прыгает» Цель: дать представление детям, о способе передвижения животных.

 Март «Когда это бывает» (загадки) Цель: учить отгадывать загадки по характерным признакам. 

«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) Цель: учить детей по описанию находить нужные картинки.

 «Найди маму» (дикие животные) Цель: учить детей называть животных и их детёнышей, подбирая парные картинки.

 «Вороны» (слов игра) Цель: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в соответствии с произносимыми словами.

 Апрель «Цветы цветут» (лото) Цель: учить подбирать парные картинки.

 «Отбери и назови цветы, которые ты знаешь» Цель: учить детей называть цветы.

«Птицы, которые прилетают весной» Цель: дать представление детям о перелетных птицах и их названия. 

«Где спряталась рыбка» Цель: развивать умение анализировать, закреплять названия растений. 

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть)

«Угадай, где что растет» Цель: дать представление детям о том, где растут овощи, фрукты, цветы.

Май «Найди дерево по описанию» Цель: учить детей называть признаки предмета; развивать наблюдательность

«Кто, где живет» (с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по среде обитания

«Собери цветок из частей» Цель: учить собирать из отдельных частей целое (синтез). Уточнение названия частей растения.

 «Кто, как двигается» (с элементами моделирования)Цель: учить детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).

«Чья это тень» Цель: учить детей определять животное по силуэту.

«Найди ошибку» (сюжетные картинки) Цель: учить детей находить ошибки в изображении времен года.

Средняя группа

Сентябрь «Что, где растет» Цель: формировать у детей представление о том, где растут фрукты, овощи, цветы.

 «Вершки и корешки» Цель: закреплять знания детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды. Вершки, у некоторых так же бывают съедобные, как и корешки.

«Найди цветок, какой покажу» Цель: продолжать учить детей находить цветы, который показал педагог.

 «Четвертый лишний»(овощи) – Цель: продолжать учить детей замечать ошибки. Развивать в детях наблюдательность

«Что сажают в огороде» Цель: продолжать учить детей классифицировать предметы по определённым признакам. 

«На птичьем дворе» Цель: Продолжать учить детей называть домашних птиц. Октябрь «Раз, два, три – дерево назови» (береза, дуб, клен, ель, рябина)

Цель: закреплять название деревьев. 

«К дереву беги» Цель: закреплять названия деревьев, которые растут на участке детского сада, учить по сигналу воспитателя находить и подбегать к названому дереву. 

«Кто живет в лесу» Цель: закреплять знания детей о животных, которые живут в лесу.

«Кто знает, пусть продолжает) Цель: продолжать учить детей подбирать слова к обобщающему слову.

«Кто в домике живет» Цель: закрепить знания детей о животных. Продолжать узнавать их звуки.

Ноябрь «Кто во что одет?»(лото с элементами моделирования) Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.

 «Кто с хозяином живет, что хозяину дает»

Цель: закреплять знания о домашних животных, и пользе которую они приносят.

«С какой ветки детки» Цель: закреплять знания о названии деревьев о плодах,

«Отгадай загадки о животных» Цель: учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

 «Сложи картинку» (времена года) Цель: учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять знания о временах года

 «Почему заяц зимой белыйЦель: формировать представление о приспособленности зверей к трудной зимовке.

 «Опиши, я отгадаю» Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Декабрь «Охотник и пастух» Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных.

 «Когда это бывает Цель: закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток; утро, день, вечер, ночь.

«Кто в домике живет Цель: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. 

«В магазине растений» Цель: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

«Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы)Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам. «Какое время года» Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;

«Угадай, что съел» Цель: определять по вкусу и называть съеденный овощ или фрукт.

 Январь «Разрезанные картинки» (дом. животные) Цель: закреплять знания о строении домашних животных.

«Кто, где живет» (насекомые)Цель: закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке) месте их обитания.

«Кто, кем будет»  Цель: учить определять по первоначальной стадии развития кто кем будет.

«Бывает или не бывает» Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. 

«Зоологическое лото» Цель: упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.

 «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты)Цель: учить определять овощи и фрукты на ощупь.

«Все по домам» Цель: учить по внешнему виду домика, определять животное в нем живущее.

Февраль «Чьи детки» (дом. и дик. животные) Цель: учить называть животных и их детёнышей.

«Отгадай загадки об овощах» Цель: учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Найди по названию» (птицы) – Цель: закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие.

«Где, спряталась матрешка» Цель: закрепить названия растений, воспитывать любознательность.

«Когда это бывает» Цель: уточнять и углублять знания о временах года. Кто с хозяином живет, что хозяину дает» Цель: закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

Март «Помоги малышам» - Цель: учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки. 

«Магазин цветов» (комнатные растения) Цель: учить описывать растение, который надо купить.

 «Съедобное или несъедобное» Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных растениях.

«Узнай по голосу» Цель: учить определять птицу по характерным звукам голоса.

 «Чей хвост» Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных.

«Кого не стало» Цель: развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.

Апрель «Где, спряталась матрешка» Цель: закрепить названия растений, воспитывать любознательность. «Какую пользу приносит» (дом. животные)

Цель: закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

«Отгадай загадки о птицах» Цель: учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Опиши, мы отгадаем» Цель: учить детей классифицировать растения по их признакам. «Найди дерево по описанию» Цель: учить находить деревья по описанным характерным признакам.

«А что потом» Цель: закреплять знания детей о частях суток; о деятельности детей в разное время дня.

Май «Магазин «Цветы»» (садовые растения)Цель: учить описывать цветок, который надо купить.

 «Четвертый лишний» (дикие животные)Цель: учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. 

«Парные картинки»(рыбы) Цель: воспитывать наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие

«Отбери и назови цветы, которые знаешь» Цель: закреплять умение различать и называть цветы.

 «Охотник и пастух» Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных. «Найди в букете, такой же цветок» - Цель: учить находить листок по показу. Закреплять названия цветов.

Старшая и подготовительная группа

Сентябрь «Что в корзинку мы берем» .Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

«Угадай, что в мешочке? Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. 

«Помоги расселить насекомых» Цель: закрепить знания детей о насекомых.

 «Созрело - не созрело» Цель: научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам. 

«Собери картинку» (листья) Цель: упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях. «Вершки и корешки» - Цель: закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды - вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки. 

«Угадай на вкус» Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький)

«Какая работа осенняя» (сюжетные картинки) Цель: учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период.

Октябрь «Что за птица» Цель: классифицировать птиц по среде обитания (лес, водоем, открытое пространство.

«С какой ветки детки?»Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Прилетели птицы. Дид. задача: уточнить представление о птицах.

 «Кто где живет»-

«Что сначала, что потом?» (жизненный круг муравьиной матки) Цель: закрепит этапы жизненного круга муравьиной матки. 

«Компот из садовых ягод» Цель: закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды.

«За грибами, за ягодами» Цель: формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды.

 «Отбери животных, которые живут под землей» Цель: познакомит детей с обитателями подземного мира.

«Как сделали томатный сок»(последовательность) Цель: формировать знания о процессе приготовления томатного сока.

 «Отгадай название цветка» Цель: учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах.

 Ноябрь «Лес-многоэтажный дом» (расселение животных) Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

« Когда это бывает? Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

 «Как лес помогает человеку» Цель: закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку

«Зоологическое домино» Цель: закреплять знания детей о животных средней полосы. 

«Отгадай загадку» (о растениях)Цель: учить по характерным признакам, угадывать растения.

 «Что нам осень принесла» Цель: формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью. 

«Что может делать вода» Цель: закреплять свойства воды

«Угадай погоду» Цель: закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно - схематического мышления.

 Декабрь Где снежинки? Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Звери, птицы, рыбы. Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб. 

«Найди и покорми зимующих птиц» Цель: учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам.

 «Пищевые цепочки» Цель: закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы.

 «Рыбаки» Цель: закреплять знания об обитателях водоемов. «Природа и человек» -

«Угадай от какого дерева - семена» Цель: учить по виду семени, определять дерево.

«Птицы, рыбы, звери «Времена года» Цель: проверить умение детей последовательно называть времена года.

Январь «Где, чей хвост» Цель: Учить детей по форме хвоста определять животное.

«Найди одинаковые снежинки» Фотограф» Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой. Цель: учить, по характерным признакам подбирать пару. 

«Съедобное – несъедобное» Цель: напомнить о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть - вершки, у других подземная – корешки. 

«Ящик ощущений» Цель: учить на ощупь определять объекты природы и неприроды. 

«Кто, как зимует» Цель: закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных 

 «Отгадай, что за растение» (комнатные растения)Цель: учить детей по описанию, отгадывать комнатное растение.

 «Что сначала, что потом» (этапы развития лягушки) Цель: закрепить знания о процессе формирования лягушки. 

«Так бывает или нет»(сезонные явления) Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях

. Февраль "Лес-дом для животных» Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

 «Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» Цель: закрепить правила поведения в природе. 

«От зернышка до булочки»(процесс выращивания булочки)Цель: закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба. 

«Кто чем питается »Цель: учить детей классифицировать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные)

«Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран) Цель: учить классифицировать животных по месту их обитания.

«Растения и животные Красной книги» Цель: закреплять знания детей о животных и растениях находящихся на грани исчезновения.

 «Что к чему» Цель: развивать умение классифицировать. Учить отличать объекты природы и рукотворного мира.

«Сок» Цель: закреплять знания о том, что из фруктов можно приготовить вкусный сок; учить определять фрукты на ощупь; образовывать прилагательные от существительных.

«Назови меня» Цель: уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных.

 Март «Неприродная тропа »Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе) .

«Кто летает, прыгает, плавает» Цель: развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения.

«Кто, кем будет» Цель: развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах.

 «Четвертый лишний» Цель: учить различать месяцы в году.

«Скажи какой» Цель: научить, по определённым признакам, узнавать предметы, называть вкусовые качества, цвет.

 «Где что растет» (лото) -Цель: формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи, фрукты, цветы. Загадки о насекомых» Цель: учить по характерным признакам, угадывать насекомых. 

«Вини – Пух идет за медом» Цель: уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях; воспитывать бережное отношение к цветущим растениям.

Апрель «Как растет растение» Цель: закреплять этапы роста и развития растений. «Угадай по описанию»(перелетные птицы) Цель: «Почтальон принес посылку» -

«Домашние и дикие животные» (лото) Цель: закреплять умение систематизировать животных по месту обитания. 

«Цветочный магазин» Цель: учить детей описывать нужное им растение.

«Что сначала, что потом» (развитие бабочки) Цель: закрепить знания о процессе формирования бабочки. 

«Воздух, земля, вода» Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. 

«Грибы» Цель: дать детям представление о правилах сбора грибов; рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые. 

«Загадай, а мы отгадаем» Цель: совершенствовать навыки детей в отгадывание загадок.

Май «Кормушка для птиц» Цель: воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними 

«Угадай, какое дерево» Цель: учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их.

 «Собери букет»  Цель: учить детей различать садовые, полевые и лесные цветы. 

«Угадай дерево по листу и плоду»  Цель: учить по виду семени, определять дерево.

 «Четвертый лишний» (домашние животные) Цель: учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. 

«Летающие семена» Цель: учить классифицировать семена на косточковые и летающие.

 «Живое – не живое» Цель: учить классифицировать объекты живой и неживой природы. 

«Кто как поет?» : Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программно-методическая разработка. Планирование дидактических игр по экологии для всех возрастных групп.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей — целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.

Большие возможности в воспитании, развитии, образовании заложены в играх, прежде всего дидактических.

Дидактические игры – это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры – это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.)

Дидактическая игра способствует социально – нравственному развитию ребенка – дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т. д.

Своеобразие дидактической игры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Проведение дидактических игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?»«изобрази животного»«узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «угадай, кто где живет?»«помоги животному»«большие и маленькие «и т. д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми«Зоопарк»«Логические цепочки»«Придумай про животное загадку»«Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

– предметные;

– настольно-печатные;

– словесные.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.

Задачи:

1. воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

2. сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Годовое планирование на все возрастные группы:

Младшая группа:

Сентябрь «Лото» Цель: учить детей объединять предметы по месту их произрастания

«Сложи картинку» (пейзажные) Цель: учить детей собирать целое изображение из отдельных частей.

«Да и нет» (игр. упр) Цель: дать детям представление о частях тела котенка и о звуках какие он издает. «Узнай на вкус» Цель: учить детей определять на вкус овощи и фрукты.

«Угадай растение по описанию» Цель: учить детей находить основные признаки растения;

«Найди листок, какой покажу» : учить детей находить и показывать листок, который назвала.

Октябрь «Такой листок, лети ко мне» Цель: учить детей находить листья по сходству. «Раз, два, три – дерево назови» (береза, сосна, рябина)Цель: учить детей называть деревья.

«Собери дерево из частей» Цель: учить детей собирать из отдельных частей целое.

«Где, спряталась матрешка» Цель: учить детей называть растения, воспитывать любознательность. «Найди, о ком расскажу» Цель: учить детей находить животного по его характерным признакам.

«Ботаническое лото с элементами моделирования» (овощи, фрукты) Цель: учить детей называть овощи и фрукты.

 «Угадай по запаху» (овощи, фрукты) Цель: учить детей узнавать овощи и фрукты по запаху.

 Ноябрь «Отгадай мою загадку» (о животных леса) Цель: учить детей с помощью ключевых слов, угадывать животных.

 «Кто, что любит» (домашние животные) Цель: дать знание о том, чем питаются домашние животные. 

«Угадай, что в руке» (игр. упр) Цель:с помощью анализаторов учить детей узнавать предмет. 

«Когда это бывает» Цель: учить детей находить нужные картинки, по словесному описанию,

«Угадай, чей хвост» - учить детей называть и различать животных. Развивать сообразительность. 

«Найди растение похожее на травку» Цель: учить детей находить нужное растение по указанию.

Декабрь «Так бывает или нет?» Цель: учить детей называть времена года.

«Какое время года»  Цель: учить детей отгадывать загадки по показанным и названным характерным признакам.

 «Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть)

«Сложи картинку»(изображения лисы и зайца) Цель: учить собирать из отдельных частей целое.

«Где, спряталась рыбка» Цель: учить детей анализировать, названия растений. 

«Научи мишку мыть растение «Цель: учить детей ухаживать за растениями, воспитывать любознательность и наблюдательность. 

«Да или нет» Цель: учить детей называть части тела собаки.

 Январь «Кто, чем питается зимой» (дикие животные)Цель: учить детей чем питаются дикие животные в зимний период. «Кто, где живет»(лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по среде обитания.

«Сложи картинку из 4 частей (птицы) Цель: учить детей собирать из отдельных частей целое (синтез)

«Кого не стало (дом. животные) Цель: учить детей называть дом животных.

 «Найди то, о чем расскажу» (овощи, фрукты)Цель: учить детей находить предмет по словесному описанию.

 «Что мы делали сначала, что потом»(уход за комнатными растениями) Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями.

 «Чей детеныш» (дом. животные) Цель: учить называть животных и их детёнышей.

 Февраль «Что, умеет делать рыбка»(слов, игра) Цель: учить детей различать повадки животных. 

«В зимней столовой» Цель: учить детей называть зимующих птиц, учить подражать их повадкам. «Птички» (игр. упр) Цель: учить детей согласовывать свои слова и действия, активизировать речь.

«Узнай по голосу, какая это птичка» Цель: учить детей узнавать издаваемые птицами звуках. Закрепит названия птиц

«Угадай растение по описанию»(комнатные растения) Цель: учить называть характерные признаки растения; развивать наблюдательность 

«Кто, что любит» (дикие животные) Цель: дать детям представление о том, чем питаются зимующие животные. 

Кто ползает. летает, прыгает» Цель: дать представление детям, о способе передвижения животных.

 Март «Когда это бывает» (загадки) Цель: учить отгадывать загадки по характерным признакам. 

«Какая сегодня погода» (сюжетные картинки) Цель: учить детей по описанию находить нужные картинки.

 «Найди маму» (дикие животные) Цель: учить детей называть животных и их детёнышей, подбирая парные картинки.

 «Вороны» (слов игра) Цель: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в соответствии с произносимыми словами.

 Апрель «Цветы цветут» (лото) Цель: учить подбирать парные картинки.

 «Отбери и назови цветы, которые ты знаешь» Цель: учить детей называть цветы.

«Птицы, которые прилетают весной» Цель: дать представление детям о перелетных птицах и их названия. 

«Где спряталась рыбка» Цель: развивать умение анализировать, закреплять названия растений. 

«Кто во что одет» (лото с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть)

«Угадай, где что растет» Цель: дать представление детям о том, где растут овощи, фрукты, цветы.

Май «Найди дерево по описанию» Цель: учить детей называть признаки предмета; развивать наблюдательность

«Кто, где живет» (с элементами моделирования) Цель: учить детей систематизировать животных по среде обитания

«Собери цветок из частей» Цель: учить собирать из отдельных частей целое (синтез). Уточнение названия частей растения.

 «Кто, как двигается» (с элементами моделирования)Цель: учить детей систематизировать животных по способу передвижения. (ноги, крылья, плавники).

«Чья это тень» Цель: учить детей определять животное по силуэту.

«Найди ошибку» (сюжетные картинки) Цель: учить детей находить ошибки в изображении времен года.

Средняя группа

Сентябрь «Что, где растет» Цель: формировать у детей представление о том, где растут фрукты, овощи, цветы.

 «Вершки и корешки» Цель: закреплять знания детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды. Вершки, у некоторых так же бывают съедобные, как и корешки.

«Найди цветок, какой покажу» Цель: продолжать учить детей находить цветы, который показал педагог.

 «Четвертый лишний»(овощи) – Цель: продолжать учить детей замечать ошибки. Развивать в детях наблюдательность

«Что сажают в огороде» Цель: продолжать учить детей классифицировать предметы по определённым признакам. 

«На птичьем дворе» Цель: Продолжать учить детей называть домашних птиц. Октябрь «Раз, два, три – дерево назови» (береза, дуб, клен, ель, рябина)

Цель: закреплять название деревьев. 

«К дереву беги» Цель: закреплять названия деревьев, которые растут на участке детского сада, учить по сигналу воспитателя находить и подбегать к названому дереву. 

«Кто живет в лесу» Цель: закреплять знания детей о животных, которые живут в лесу.

«Кто знает, пусть продолжает) Цель: продолжать учить детей подбирать слова к обобщающему слову.

«Кто в домике живет» Цель: закрепить знания детей о животных. Продолжать узнавать их звуки.

Ноябрь «Кто во что одет?»(лото с элементами моделирования) Цель: закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.

 «Кто с хозяином живет, что хозяину дает»

Цель: закреплять знания о домашних животных, и пользе которую они приносят.

«С какой ветки детки» Цель: закреплять знания о названии деревьев о плодах,

«Отгадай загадки о животных» Цель: учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

 «Сложи картинку» (времена года) Цель: учить собирать из частей целое (синтез). Закреплять знания о временах года

 «Почему заяц зимой белыйЦель: формировать представление о приспособленности зверей к трудной зимовке.

 «Опиши, я отгадаю» Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию. Декабрь «Охотник и пастух» Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных.

 «Когда это бывает Цель: закреплять знания детей о частях суток; упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток; утро, день, вечер, ночь.

«Кто в домике живет Цель: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. 

«В магазине растений» Цель: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

«Кто живет у нас зимой» (зимующие птицы)Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края и их названия. Развивать умение подражать их повадкам. «Какое время года» Цель: учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;

«Угадай, что съел» Цель: определять по вкусу и называть съеденный овощ или фрукт.

 Январь «Разрезанные картинки» (дом. животные) Цель: закреплять знания о строении домашних животных.

«Кто, где живет» (насекомые)Цель: закреплять знания о насекомых (бабочке, муравье, пчеле, червяке) месте их обитания.

«Кто, кем будет»  Цель: учить определять по первоначальной стадии развития кто кем будет.

«Бывает или не бывает» Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. 

«Зоологическое лото» Цель: упражнять в умении объединять предметы по месту их обитания.

 «Чудесный мешочек» (овощи и фрукты)Цель: учить определять овощи и фрукты на ощупь.

«Все по домам» Цель: учить по внешнему виду домика, определять животное в нем живущее.

Февраль «Чьи детки» (дом. и дик. животные) Цель: учить называть животных и их детёнышей.

«Отгадай загадки об овощах» Цель: учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Найди по названию» (птицы) – Цель: закреплять знания о птицах, развивать слуховое восприятие.

«Где, спряталась матрешка» Цель: закрепить названия растений, воспитывать любознательность.

«Когда это бывает» Цель: уточнять и углублять знания о временах года. Кто с хозяином живет, что хозяину дает» Цель: закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

Март «Помоги малышам» - Цель: учить называть животных и их детёнышей. Подбирать парные картинки. 

«Магазин цветов» (комнатные растения) Цель: учить описывать растение, который надо купить.

 «Съедобное или несъедобное» Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных растениях.

«Узнай по голосу» Цель: учить определять птицу по характерным звукам голоса.

 «Чей хвост» Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение называть и различать животных.

«Кого не стало» Цель: развивать наблюдательность, закреплять названия дом. животных.

Апрель «Где, спряталась матрешка» Цель: закрепить названия растений, воспитывать любознательность. «Какую пользу приносит» (дом. животные)

Цель: закреплять знания о домашних животных, и пользе, которую они приносят.

«Отгадай загадки о птицах» Цель: учить отгадывать загадки, опираясь на ключевые слова.

«Опиши, мы отгадаем» Цель: учить детей классифицировать растения по их признакам. «Найди дерево по описанию» Цель: учить находить деревья по описанным характерным признакам.

«А что потом» Цель: закреплять знания детей о частях суток; о деятельности детей в разное время дня.

Май «Магазин «Цветы»» (садовые растения)Цель: учить описывать цветок, который надо купить.

 «Четвертый лишний» (дикие животные)Цель: учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. 

«Парные картинки»(рыбы) Цель: воспитывать наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие

«Отбери и назови цветы, которые знаешь» Цель: закреплять умение различать и называть цветы.

 «Охотник и пастух» Цель: упражнять детей в группировке диких и домашних животных. «Найди в букете, такой же цветок» - Цель: учить находить листок по показу. Закреплять названия цветов.

Старшая и подготовительная группа

Сентябрь «Что в корзинку мы берем» .Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

«Угадай, что в мешочке? Дид. задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам. 

«Помоги расселить насекомых» Цель: закрепить знания детей о насекомых.

 «Созрело - не созрело» Цель: научить определять спелость овощей и фруктов по внешним признакам. 

«Собери картинку» (листья) Цель: упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей. Через содержание картинок закрепит знания о деревьях. «Вершки и корешки» - Цель: закрепит знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды - вершки, что у некоторых плодов съедобны и вершки и корешки. 

«Угадай на вкус» Цель: упражнять в определении вкуса овощей и фруктов (сладкий, кислый, соленый, горький)

«Какая работа осенняя» (сюжетные картинки) Цель: учить детей выбирать из предложенных картинок те, на которых изображен труд людей в осенний период.

Октябрь «Что за птица» Цель: классифицировать птиц по среде обитания (лес, водоем, открытое пространство.

«С какой ветки детки?»Дид. задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Прилетели птицы. Дид. задача: уточнить представление о птицах.

 «Кто где живет»-

«Что сначала, что потом?» (жизненный круг муравьиной матки) Цель: закрепит этапы жизненного круга муравьиной матки. 

«Компот из садовых ягод» Цель: закрепить знания детей о садовых ягодах учить различать садовые ягоды.

«За грибами, за ягодами» Цель: формировать знания о грибах и ягодах; учить различать съедобные и несъедобные грибы, лесные ягоды.

 «Отбери животных, которые живут под землей» Цель: познакомит детей с обитателями подземного мира.

«Как сделали томатный сок»(последовательность) Цель: формировать знания о процессе приготовления томатного сока.

 «Отгадай название цветка» Цель: учить отгадывать загадки; закреплять знания о садовых цветах.

 Ноябрь «Лес-многоэтажный дом» (расселение животных) Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

« Когда это бывает? Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

 «Как лес помогает человеку» Цель: закрепить знания детей о, том как лес помогает человеку

«Зоологическое домино» Цель: закреплять знания детей о животных средней полосы. 

«Отгадай загадку» (о растениях)Цель: учить по характерным признакам, угадывать растения.

 «Что нам осень принесла» Цель: формировать знания об осенних изменениях в природе, о дарах природы, которые бывают только осенью. 

«Что может делать вода» Цель: закреплять свойства воды

«Угадай погоду» Цель: закреплять знания о погодных условиях, развитие наглядно - схематического мышления.

 Декабрь Где снежинки? Цель: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность. Звери, птицы, рыбы. Цель: закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб. 

«Найди и покорми зимующих птиц» Цель: учить различать зимующих птиц, подбирать корм птицам.

 «Пищевые цепочки» Цель: закрепить знания детей о связях и зависимостях между явлениями и объектами природы.

 «Рыбаки» Цель: закреплять знания об обитателях водоемов. «Природа и человек» -

«Угадай от какого дерева - семена» Цель: учить по виду семени, определять дерево.

«Птицы, рыбы, звери «Времена года» Цель: проверить умение детей последовательно называть времена года.

Январь «Где, чей хвост» Цель: Учить детей по форме хвоста определять животное.

«Найди одинаковые снежинки» Фотограф» Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой. Цель: учить, по характерным признакам подбирать пару. 

«Съедобное – несъедобное» Цель: напомнить о том, что овощные культуры выращивают для питания, что у одних в пищу идет надземная часть - вершки, у других подземная – корешки. 

«Ящик ощущений» Цель: учить на ощупь определять объекты природы и неприроды. 

«Кто, как зимует» Цель: закрепить знания детей о зимовке домашних и диких животных  

 «Отгадай, что за растение» (комнатные растения)Цель: учить детей по описанию, отгадывать комнатное растение.

 «Что сначала, что потом» (этапы развития лягушки) Цель: закрепить знания о процессе формирования лягушки. 

«Так бывает или нет»(сезонные явления) Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях

. Февраль "Лес-дом для животных» Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

 «Делать этого нельзя, знаешь ты, и знаю я…» Цель: закрепить правила поведения в природе. 

«От зернышка до булочки»(процесс выращивания булочки)Цель: закрепить знания детей о процессе выращивания хлеба. 

«Кто чем питается »Цель: учить детей классифицировать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные)

«Помести животное в его зону» (животные жарких и северных стран) Цель: учить классифицировать животных по месту их обитания.

«Растения и животные Красной книги» Цель: закреплять знания детей о животных и растениях находящихся на грани исчезновения.

 «Что к чему» Цель: развивать умение классифицировать. Учить отличать объекты природы и рукотворного мира.

«Сок» Цель: закреплять знания о том, что из фруктов можно приготовить вкусный сок; учить определять фрукты на ощупь; образовывать прилагательные от существительных.

«Назови меня» Цель: уточнить знания о характерных особенностях внешнего вида и повадках животных.

 Март «Неприродная тропа »Цель: развивать наблюдательность и умение замечать мельчайшие подробности в природе (проводится в природе) .

«Кто летает, прыгает, плавает» Цель: развивать слуховое внимание, различать и называть животных по способу передвижения.

«Кто, кем будет» Цель: развивать умственные способности; закрепить знания о животных и их детенышах.

 «Четвертый лишний» Цель: учить различать месяцы в году.

«Скажи какой» Цель: научить, по определённым признакам, узнавать предметы, называть вкусовые качества, цвет.

 «Где что растет» (лото) -Цель: формировать у детей элементарное представление о том, где растут овощи, фрукты, цветы. Загадки о насекомых» Цель: учить по характерным признакам, угадывать насекомых. 

«Вини – Пух идет за медом» Цель: уточнить представления дошкольников о меде и медоносных растениях; воспитывать бережное отношение к цветущим растениям.

Апрель «Как растет растение» Цель: закреплять этапы роста и развития растений. «Угадай по описанию»(перелетные птицы) Цель: «Почтальон принес посылку» -

«Домашние и дикие животные» (лото) Цель: закреплять умение систематизировать животных по месту обитания. 

«Цветочный магазин» Цель: учить детей описывать нужное им растение.

«Что сначала, что потом» (развитие бабочки) Цель: закрепить знания о процессе формирования бабочки. 

«Воздух, земля, вода» Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность. 

«Грибы» Цель: дать детям представление о правилах сбора грибов; рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые. 

«Загадай, а мы отгадаем» Цель: совершенствовать навыки детей в отгадывание загадок.

Май «Кормушка для птиц» Цель: воспитывать у детей чувство доброты; приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними 

«Угадай, какое дерево» Цель: учить детей по характерным признакам определять деревья, уметь описывать их.

 «Собери букет»  Цель: учить детей различать садовые, полевые и лесные цветы. 

«Угадай дерево по листу и плоду»  Цель: учить по виду семени, определять дерево.

 «Четвертый лишний» (домашние животные) Цель: учить замечать ошибки, развивать наблюдательность. 

«Летающие семена» Цель: учить классифицировать семена на косточковые и летающие.

 «Живое – не живое» Цель: учить классифицировать объекты живой и неживой природы. 

«Кто как поет?» : Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летние планирование. Художественно - эстетического творчества детей во всех возрастных группах детского сада

Летние планирование. Художественно - эстетического творчества детей во всех возрастных группах детского сада....

Перечень дидактических по экологии для всех возрастных групп

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения,  гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убежде...

Перспективное планирование дидактических игр по экологии во всех возрастных группах ДОУ

Перспективное планирование дидактических игр по экологии во 2 – ой младшей группе.МесяцНазвание игры, программные задачиМесяцНазвание игры, программные задачиСентябрь«Посади огород» - овладение д...

Методическая разработка на тему: "ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКОВ ПРИРОДЫ ВО ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ"

Организация уголков природы и их наполняемость во всех возрастных группах ДОУ...

Методическая разработка к дидактической игре «Башкирские узоры» этнокультурной направленности. Возрастная группа: дети 4-7 лет с ограниченными возможностями здоровья.

   Для закрепления прeдставлений детей o народном орнаменте мы разработали и изготовили дидактическую игру «Башкирские узоры», используя для этого виниловые пластинки, осн...