Конспект НОД на тему: «Лекарственные и ядовитые растения» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пегина Ольга Александровна

         Цель: расширить представления детей о лекарственных и ядовитых растениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Конспект НОД

на тему: «Лекарственные и ядовитые растения»

в старшей группе

                   

                            

  Подготовила и провела:  

воспитатель МКДОУ ЦРР –

 детский сад №21 г. Россошь

  Пегина О.А.

 

         Тема: «Лекарственные и ядовитые растения».

         Цель: расширить представления детей о лекарственных и ядовитых растениях.

        Задачи:

 1. познакомить детей с лекарственным растением – мята и способами использования его для лечения;

 2. ядовитым растением – вороний глаз;

 3. расширить знания детей о лекарственных растениях;

 4. дать представление об ядовитых растениях;

 5. воспитывать бережное отношение растениям, желание охранять их.

        Словарь: мята, душица, вороний глаз, лютик едкий, волчье лыко, вех ядовитый.

        Оборудование:

Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, книга «Травник», засушенные лекарственные растения, игрушка – Заяц, иллюстрации с ядовитыми растениями.

Раздаточный материал: цветные карандаши, альбомные листы.

Ход занятия

        1. Рассказ сказки.

        - Сегодня на занятии мы снова будем говорить о растениях. В начале я хочу познакомить вас со сказкой, которая называется «Как появились растения на земле».

        Возвращается Иван – Царевич от бабы – Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул он три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул два раза платком в левую сторону – радуга стала тоненьким – тоненьким мостиком. Бросилась баба – Яга за Иваном – Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые от следов Ивана – Царевича, а другие ядовитые – это там, где баба – Яга ступала.

        

        2. Беседа о лекарственных растениях.

        - Вам понравилась сказка?

        - Скажите, какие растения вы считаете добрыми?

 /Дети отвечают/

        - Да, правильно. Лекарственные растения – это растения, которыми лечатся от различных болезней. Надо только знать их и уметь ими пользоваться.

        - Ребята, а какие вы знаете лекарственные растения?

 /Дети отвечают/

Таких растений очень много. Здесь находятся некоторые лекарственные растения. Посмотрите внимательно, может вы, узнаете их? /Дети выходят к доске показывают/

        - Из лекарственных растений готовят настойки, отвары,

 лекарственные чаи.

Есть специальные книги о лекарственных растениях, они называются травники.

        - На прошлом занятии мы с вами уже познакомились с двумя лекарственными растениями. Давайте вспомним, какими? /Ромашка, подорожник/

        - Как используют в лечебных целях ромашку? /Отваром промывают раны, воспаленные глаза, горло/

        - Что можно лечить подорожником? /Раны, горло/

        - Где они растут? /На лугу, вдоль дорог/

        3. Сюрпризный момент.

        (Приходит Зайка)

        - Здравствуйте ребята! Я услышал, что вы говорите о растениях, которыми можно лечиться? И пришел к вам за советом. Лапку я поранил. Что мне делать подскажите? /Промыть ромашкой, приложить подорожник/

        - Спасибо ребята за помощь, я так и сделаю. Позвольте мне присутствовать у вас на занятии, может что-то еще, полезного для себя узнаю.

        - Конечно, зайка, оставайся. Садись поудобнее, смотри и слушай.

        4. Знакомство с лекарственным растением – мята.

        - Ребята, сегодня на занятии я вас познакомлю с новым лекарственным растением – мятой. Давайте рассмотрим. /Показываю рисунок/

У этого растения есть стебель с небольшими веточками, на которых парами  располагаются листья темно-зеленого цвета, удлиненной формы и зубчатые по краям; на верхушке веточек располагаются мелкие цветки светло-фиолетового цвета.

        - Мята обладает характерным ароматом, мы сейчас в этом с вами убедимся. /В бумажном мешочке измельченная мята/ 

Я пронесу его по рядам, а вы почувствуйте этот аромат. Что он вам напоминает? /Прохладу, свежесть/

Мяту используют для повышения аппетита при простуде.

        5. Рисование мяты.

- Чтобы лучше запомнить это растение, давайте зарисуем его. У каждого на столе альбомный лист с заготовкой, на котором нарисован голый стебель растения. Ваша задача – нарисовать листья и цветки. /Показываю, как рисовать/

        - Итак, мы познакомились с новым лекарственным растением – мята. Мы её увидели, нарисовали, понюхали и после занятия мы её еще  попробуем на вкус в качестве лекарственного чая.

        

6. Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись,

Сели – встали, сели – встали

И на месте пошагали.

        7. Беседа о ядовитых растениях.

        - Мы с вами говорили о лекарственных растениях, но в природе, кроме лекарственных растений, есть и ядовитые. Почему их так называют? Потому, что действительно в них содержится яд.  

        - А вы знаете, какие-нибудь ядовитые растения?

        (Дети отвечают)

        - Посмотрите, здесь у меня располагаются некоторые ядовитые растения (вороний глаз, волчье лыко, вех ядовитый, лютик едкий).

        8. Знакомство с ядовитым растением – вороний глаз.

        - Я хочу вам подробнее рассказать о ядовитом растении – вороний глаз.

У него есть стебель, листья, как и у всех растений.  На конце стебля, близко друг к другу, располагаются четыре листочка, а в средине находится желтый цветок. Когда цветок отцветает, он превращается в черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны. Поэтому растение так и назвали – «вороний глаз».

Ни в коем случае нельзя брать это растение в рот, и тем более пробовать на вкус. Это вызовет отравление и может привести даже к смерти.

        

        9. Итог.

1. О каких растениях сегодня на занятии мы говорили?

2. С какими новыми растениями мы познакомились?

3. Для чего используют мяту?

        - Запомните правило:

1. Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши рвать, оно может быть ядовито.

2. Нельзя жевать первую попавшую травинку, она может быть ядовита.

3. После прогулки надо обязательно вымыть руки с мылом.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад №21 города Россоши

Открытое занятие

в старшей группе

 Тема: «Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина»

Приоритетная образовательная область:

«Чтение художественной литературы»

Подготовил воспитатель:

Пегина О.А.

2011 – 2012 учебный год

Тема: Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина.

        

Цель:

  1. знакомство с писателем и художником Е.И.Чарушиным;
  2. учить понимать содержание рассказа «Волчишко»;
  3. закрепить умение рисовать животных в нетрадиционной графической технике – тычком жесткой полусухой кистью;
  4. активизировать в речи слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом;
  5. воспитывать любовь к природе;
  6. развивать фантазию и мышление.

Словарь: дремлет, защурился, пыжился.

Оборудование:

Демонстрационный материал: книги для выставки (рассказы В.Бианки, К.Ушинского, Н.Сладкова), портрет Е.И.Чарушина, его книги и рисунки, магнитофон с записью «Звуки леса», картинки животных (лисы, медведя, зайца, волка), мнемотаблица.

Раздаточный материал: листы бумаги с набрызгом, трафареты животных (волк, лиса, медведь), жесткая и мягкая кисти, краски, стаканы для воды, салфетки, простые карандаши.

Предварительная работа: чтение рассказов В.Бианки, К.Ушинского,     Н.Сладкова), рисование нетрадиционной техникой – тычком жесткой полусухой кистью, тонирование листов бумаги способом набрызга.

Ход занятия

  1. Выставка книг.

- Ребята, мы пришли на выставку книг. Здесь находятся книги детских писателей, которые написали рассказы о животных, птицах. Это В.Бианки, К.Ушинский, Н.Сладков.

Какие рассказы этих писателей вы знаете?

(ответы детей)

Сегодня я вас познакомлю еще с одним писателем.

  1. Знакомство с Е.И.Чарушиным.

Е.И.Чарушин – детский писатель и художник. Послушайте, как он стал художником и писателем.

            « Много лет назад жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. У него были кошки, собаки, кролики, птицы. Женя их кормил, ухаживал за ними, никогда не обижал их. Когда он подрос, стал ходить на охоту с взрослыми, там он наблюдал за жизнью птиц и зверей. А когда приходил с охоты он рисовал, то, что увидел. Потом стал, и писать о животных, птицах».

Е.И.Чарушин написал много рассказов. Вот его некоторые книги.

Сейчас его нет в живых, но мы его помним, читаем его интересные истории о жизни животных.

Первыми его рассказами были «Медвежата» и «Волчишко». С рассказом «Волчишко» я и хочу вас познакомить.

  1. Словарная работа.

В этом рассказе встречаются слова, например, «дремлет».

- Ребята, как вы понимаете это слово?

(Некрепко спать)

- А что означает слово «защурился»?

(Не совсем закрыл глаза, прищурился)

- Слово «пыжился» как вы его понимаете?

(Сердится)

  1. Чтение рассказа «Волчонок».
  2. Беседа по рассказу.

- Слушая рассказ, каким вы себе представили волчишку?

(Маленьким, испуганным, с печальными испуганными глазами, поджатым хвостиком, вздыбленная шерстка)

- Почему он испугался?

(Попал в незнакомое место, нет рядом мамы, незнакомый человек, кот, собака)

- Как вы думаете, хорошо, что волчонок убежал в лес? Почему?

(Ответы детей)

- А может плохо, что волчонок убежал в лес? Почему?

- Ребята, давайте продолжим рассказ по таблице.

        

  1. Игра «Кто у кого?»

Показываю картинку животного, дети отвечают, как зовут его детеныша и много детенышей.

        У лисы – лисенок, лисята.

        У медведя – медвежонок, медвежата.

        У зайца – зайчонок, зайчата.

        У волка – волчонок, волчата.

  1. Физкультминутка.

Как-то раз лесной тропой                          (дети шагают на месте)

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосенок,                (топая на месте, руками  

            изображают рога)              

За мамой – лисицей крался лисенок,        (сложив две ладони          

                                                                      вместе, поворачивают

                                                                      то в одну, то в др. сторону)

За мамой – ежихой крался ежонок,          (сложив две ладони

                                                                      вместе, вращают ими)

За мамой – медведицей шел медвежонок, (шагают на месте как

                                                                  «медведь»)

За мамою – белкой скакали бельчата,      (прыгают на месте,

                                                                      держа руки «лапками»)

За мамой – зайчихой косые зайчата,        (руками показывают

            ушки у зайца)

Волчица вела за собою волчат,                 (руками манят к себе)

Все мамы и дети напиться хотят.             (руками показывают

                                                                     «чашу» и подносят ко рту)

  1. Рассматривание рисунков.

- Ребята, я познакомила вас с Е.И.Чарушиным как с писателем, но он был еще и художником, рисовал рисунки. В них он пытался передать характер и настроение животных. Рисовал испуганных, сердитых, радостных зверей.

  1. Рисование «Забавные зверята».

- Предлагаю побыть в роли художников, каждый из вас нарисует своего зверенка.

Перед вами лежат листочки с фоном, которые вы сделали на прошлом занятии способом набрызга. И лежат трафареты животных.

  1. Трафарет прикладываем к листу и обводим карандашом. Получился контур животного.
  2. Шерстку будем рисовать красками знакомым вам способом – тычком жесткой полусухой кистью.

Напоминаю! Кисть держим вертикально. В воду не опускаем.

  1. Тонкой кистью дорисовываем глаза, нос, рот, усы.

10. Самостоятельная работа.

Во время самостоятельной работы звучит музыка «Звуки леса».

11. Итог.

1. С каким писателем познакомились?

2. О ком он писал?

3. Как назывался его рассказ?

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад №21

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

«История о Новой

 Красной шапочке»

Подготовила и провела:

Пегина О.А.

Россошь

2010 г.

Телекомпания «Теремок – Интернейшнл» совместно со студией «Пегинс энд Бабошинс» представляет правдивую историю о Новой красной шапочке».

Девочка сидит на пеньке. Бежит серый волк.

Волк: Девочка, девочка, ты кто такая? Как тебя зовут?

Девочка: Я, Маша. А ты, серый волк? Нам про тебя воспитательница много сказок читала.

Волк: А кто такая воспитательница? Это так твою маму зовут?

Девочка: Да нет! Воспитатели – это тети в детском саду, которые смотрят за ними пока мамы и папы на работе. И не просто смотрят, а играют, занимаются с ними. Воспитывают и учат быть культурными, воспитанными и умными детьми. Вот, например, моя любимая Ольга Александровна…

(Достаю квадрат Воскобовича, делаю фигуру)

Смотри, вот «домик», «конфета». А ты так умеешь? Попробуй.

(Волк пробует, не получается)

Девочка: Смотри (показывает)

Волк: О, здорово, ты сама так придумала?

Девочка: Да нет, это же Ольга Александровна научила. А ещё она для нас специально игру изготовила (хочешь, покажу). Вот дощечка на ней можно рисовать с помощью резинок, раскладывать геометрические фигуры. Тебе, волк, это не понять. А недавно мы с ней делали подарки мамам. Знаешь, какие красивые. Но иногда бывает, что мальчишки Пашка и Мишка разбалуются. Она говорит, что отведет их к заведующей.

Волк: А заведующая – это кто? Твоя бабушка?

Девочка: Да нет, Марина Станиславовна – это самая главная тетя в детском саду. Она командует всеми в детском саду.

А ещё у нас есть другая важная тетя – Лариса Сергеевна, старший воспитатель. Она иногда с нами тоже играет, проводит занятия, задает вопросы, чтобы узнать нас получше.

Волк: Ой, сколько у вас в детском саду тёть?

Девочка: Это ещё не все. Ещё у нас есть музыканты.

А ещё у нас есть Лариса Васильевна.

Волк: А это ещё кто?

Девочка: Это наш инструктор по физкультуре. Я на прошлом занятии закинула мешочек с песком на 5м, дальше всех.

Волк: Вот это да! Ну, ты, даёшь! Слушай, а почему ты рычишь? Ты, что волком хочешь стать?

Девочка: Да, нет, каким волком. Это я звук «р» закрепляю. Меня так логопед так научил. Вот, ты, например, умеешь языком «грибок» делать?

Волк: Нет.

Девочка: А «гармошку», а «молоточек», а «балалайку»?

Волк: Нет.

Девочка: Вот умел бы, ты, так же хорошо бы рычал как я!

Волк: А как же столько тёть, да ещё с вами детьми помещается в одном логовище? Вам там наверно тесно?

Девочка: Да, какое логовище! Это же детский сад. Ты, знаешь, что такое «Наш детский сад». Он такой большой, светлый, просторный…

Спасибо взрослым нашего сада.

Волк: Слушай, а как же вы там еду добываете? На кого охотитесь?

Девочка: Ну, волк ты даешь? А зачем нам охотиться. У нас в саду есть повара.

А вот, например, ты поранился. Кто тебя лечит?

Волк: Кто-кто, да полизал языком, и зажило, как на собаке.

Девочка: Да разве можно языком раны лизать. Микробы занесешь, гноиться будет. А чтобы вообще не болеть, надо прививки делать. (хлопнуть рукой) Раз, и здоров.

Волк: А где же он у вас находиться детский сад?

Девочка: Да, где-то тут недалеко в городе Россоше на улице Фурманова.

Волк: Слушай, а меня туда возьмут?

Девочка:  Постарайся понравиться заведующей. А уж с воспитательницей я как-нибудь договорюсь!

Волк: Ладно, садись на меня верхом, поедем твой детский сад искать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание». Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа).

Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской деятельности.Конспект прогулки на тему «Белая береза под моим окном» (старшая группа)....

Конспект НОД на тему «Росись дымковской игрушки» (для детей старшей группы)

Конспект НОД на тему «Росись дымковской игрушки» (для детей старшей группы). Интеграция образовательных областей: худ. творчество, коммуникация, познание....

Конспект интегрированного занятия Тема: «Путешествие в королевство математики» В старшей группе

Конспект интегрированного занятияТема: «Путешествие в королевство математики»В старшей группе...

Конспект НООД по теме « Сердце и кровеносная система» в старшей группе

Цель:  -  Сформировать потребность в познании самого себя.            - Познакомить с функциями внутреннего органа – сердца и его назна...

Календарное планирование по теме недели "Мир комнатных растений" в старшей группе

Календарный план по тематической неделе "Мир комнатных растений"...

Конспект ООД Тема: “Лекарственные и ядовитые растения”.

Конспект ООДТема: “Лекарственные и ядовитые растения”....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Разноцветные растения» в старшей группе

Занятие предназначено для детей 5-6 лет ( старшая группа) Цель занятия в игровой форме дать представления о том как питаются растенияЦель: Дать детям элементарные представления о питании растений. Под...