Конспект досуга - развлечения в старшей группе №10 «Котята» «Аптека в природе»»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Попова Татьяна Александровна

Программные задачи:

- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавательный интерес к природе родного края;

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apteka_v_prirode_dosug_popova_t.a.docx176.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  досуга - развлечения в старшей группе №10 «Котята»

 «Аптека в природе»»

 Провела Попова Т.А. 06.07.2018г

Программные задачи:

- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавательный интерес к природе родного края;

- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их.

Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, книга «Лекарственные растения» (Травник), мяч.

Ход занятия

Занятие проводится на территории детского сада, на полянке около сада – огорода и цветочных клумб.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит!

Дети: лекарственные растения.

Воспитатель: Догадались, о чем мы с вами сегодня будем разговаривать?

Дети: о лекарственных растениях

Воспитатель:  Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Но прежде чем найти  действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди. Людей, собирателей лекарственных растений, называли «Травниками».

Эти люди замечали и составляли специальные книги. Сейчас эти книги называют «Зеленая аптека», «Сборник лекарственных трав», «Справочник лекарственных растений». А в те времена книга эта  называлась «Травник»

Воспитатель: «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения

Воспитатель: Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:

 1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.  

 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

 Воспитатель: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

Ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях, которые растут на территории нашей страны. Но сначала отгадайте загадку:

1. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)

 Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику, при головных болях. Настои и отвары ромашки добавляют в мыло, шампуни, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.

2. Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)http://nezabudka12.ucoz.ru/graffiti/0/1_296Y.png

        Календула лекарственная - кроме того, что она используется в лекарственных целях, так же хорошо известна, как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои,  мази, кремы, пенку для ванн.

 3. А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

 Подорожник - умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое - укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

4. Воспитатель:  А это что за растение?

Носит тот красавчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное (одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

Физкультминутка «Белый одуванчик»

Воспитатель: Давайте теперь немножко поиграем. Представьте себе, что мы с вами сейчас - лепестки одуванчика, которые сначала бывают желтыми, а потом превращаются в белый цвет. И пушинки одуванчика разлетаются при дуновении ветра.

Физминутка «Белый одуванчик»

Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются в стороны, затем собираются вместе.)

Воспитатель:

Одуванчик, одуванчик, легкий, белый сарафанчик.

Только дунет ветерок - разлетелся весь цветок.

Воспитатель: А вот еще загадки про лекарственные растения

1.Как зовут меня — скажи, часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый…(Василек)

2.Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)

3.Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер)

4.У забора живет, никого не признает,

Не собака, а кусается, и погладить не дает. (Крапива)

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру

 «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай! »

 (Дети стоят по кругу, в центре круга стоит воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям).

 Воспитатель: Что такое лекарственное растение?

Дети: Растения, которые лечат разные болезни.

Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?

Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?

Дети: В сухую, солнечную погоду.

Воспитатель: Почему подорожник так назвали?

Дети: Потому что он растет вдоль дорог.

Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?

Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?

Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Воспитатель: Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Воспитатель: (Рефлексия)

Ребята, понравилось вам путешествие по лекарственным травам?

 Сумели мы с вами раскрыть небольшие тайны природы?

 Хотели бы вы еще узнавать новое и интересное о нашей природе?

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в старшей группе "На природу в лес пойдем". Соловьева Наталья Петровна

Задачи: Формировать представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять её. Продолжать знакомить детей с разными видами деревьев. Развивать память, внимание,...

Сценарий развлечения в старшей группе «Праздник природы»

Данный сценарий направлен на закрепление у детей правил природосбережений...

Экологическое развлечение в старшей группе "Добрые друзья природы"

Экологическое развлечение в старшей группе "Добрые друзья природы" Выступление Экологической команды, игры, танцы....

Экологическое развлечение для старшей группы."Путешествие в королевство природы ".

Закрепить знания детей о природе,о бережном и заботливом отношении к природе....

Развлечение с элементами викторины для детей старшей группы с ТНР на тему: «Природа – твой друг».

Развлечение с элементами викторины на тему "Природа - твой друг". Материал подготовлен для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи....

"Мы- друзья природы" развлечение в старшей группе

сценарий развлечения по экологии в старшей группе....

Экологическое развлечение для старшей группы «Путешествие в королевство природы

Экологическое развлечение для старшей группы «Путешествие в королевство природы...