Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Путешествие с Дюймовочкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бриткина Валентина Васильевна

Конспект образовательной деятельности 

по экологическому воспитанию

«Путешествие с Дюймовочкой»

Цель: познакомить детей с разнообразной средой обитания видов живых организмов.

Задачи:

 формировать представления об объектах окружающего мира: живой и неживой природы;

  развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность; способности анализировать, сравнивать, делать простейшие обобщения.

 

 Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyuymovochka.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 32 «Росинка»

Михайловского муниципального района п. Новошахтинский

Конспект образовательной деятельности

по экологическому воспитанию

«Путешествие с Дюймовочкой»

Старшая группа

Составила и провела:

Бриткина Валентина Васильевна

воспитатель высшей кв. категории

апрель 2018 год

Цель: познакомить детей с разнообразной средой обитания видов живых организмов.

Задачи: 

  • формировать представления об объектах окружающего мира: живой и неживой природы;
  • развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность; способности анализировать, сравнивать, делать простейшие обобщения.
  • Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между

Ход работы:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Сегодня нам предстоит увлекательное  путешествие в знакомую вам всем  сказку. Постарайтесь быть внимательными, находчивыми, заботливыми  и  сообразительными. Перед  нашим путешествием  давайте скажем  друг  другу приятные, добрые слова – комплименты. При этом будем передавать своему соседу цветок, и дарить тепло и нежность.

          ( Дети передают  цветок ( в горшочке), говорят комплименты).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами, в каких сказках есть волшебные цветы  или цветок, который являлся  очень значимым для сюжета сказки и для главных героев.

          (Дети   называют  сказки)

  1. «Аленький цветочек» - С. Аксаков.
  2. « Снежная королева» ( розы)- Г.Х. Андерсен.
  3. « Цветы маленькой Иды»- Г.Х. Андерсен.
  4. « Цветик-Семицветик» - В. Катаев.
  5. «Двенадцать месяцев» - С Маршак.
  6.  «Дюймовочка» - Г.Х. Андерсен.

Воспитатель: Молодцы, вспомнили много сказок. Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие с одним из героев сказки, отгадайте с кем. Послушайте загадку.

      « Появилась девочка  в чашечке  цветка,

         И была та девочка чуть больше ноготка

         В ореховой скорлупке та девочка спала.

        И маленькую ласточку  от холода спасла».

Дети:  Дюймовочка.

Воспитатель:  Правильно. Сегодня мы вместе с Дюймовочкой пройдём  её нелёгкий  путь по сказке

Все помнят, как начиналась сказка « Дюймовочка». Откуда появилась девочка.

Слайд 1 Дети рассказывают начало сказки.

Воспитатель: Давайте вспомним, как  происходит рост растения, рост цветка, какие условия и факторы нужны для этого.

Работа по мнемотаблице  ( «Рост  растения»)

Дети: Она назвала её Дюймовочка, из-за маленького роста.

Воспитатель:  Ребята, а где спала   ночью Дюймовочка?

Дети: В скорлупе грецкого ореха, там была её  красивая кроватка, на окне стояла кроватка.

Слайд 2 « Жаба сажает девочку на лист кувшинки»

Воспитатель: А что произошло  с  Дюймовочкой однажды  ночью?

Дети:  Её выкрала старая Жаба для своего сына, хотела выдать Дюймовочку за него  замуж. Посадила на большой лист кувшинки.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, кто живет  в водоёмах, предлагаю вам самим создать небольшой водоём.

Моделирование водоёма ( практическое).

Аквариум с водой, дети выбирают из предложенных  материалов (  камни, искусственные травы и цветы, млекопитающих, рыбы, ракушки и др).

  Создают модель водоёма.

Воспитатель: Замечательный водоём у нас  с вами получился. Скажите мне, пожалуйста, а смогла бы Дюймовочка жить долгое время на листе кувшинки?

Дети: Нет, не смогла (Варианты ответов).

Воспитатель: Конечно же ,не смогла.  У каждого живого организма своя среда обитания. Может ли человек долго жить на воде? Дышать  под водой?

Дети: Нет, человек может жить на воде, если  только  на корабле и то недолгое время, затем люди возвращаются на землю.

Воспитатель: А  что бы случилось с  Дюймовочкой, если бы она  осталась в водоеме навсегда? Давайте рассмотрим, что может случиться с человеком в разное время года, если жить на воде под открытым небом.

Тематический анализ по ОБЖ « Безопасность на водоеме в разное время года. Какие  природные факторы помешают жизни человека.

   вопрос - ответ ( по картинкам)

Воспитатель: Конечно, очень тяжелые условия жизни для человека на водоёме, поэтому Дюймовочка  не смогла бы  там долго жить. А что случилось дальше в сказке?

Слайд 3 Рыбки возле куста кувшинки. К листу кувшинки подплыли маленькие рыбки, они появились на поверхности воды, потом снова пропадали.

Воспитатель: Ребята, а почему рыбы плавают  в воде и могут там жить?

Дети: Потому что  у рыб есть жабры ,они ими дышат, есть плавники, хвост и др.

Воспитатель: Я хочу вам показать, как рыбы погружаются на дно водоёма и при помощи чего они всплывают на поверхность.

П-ИД ( по схеме, беседа-объяснение) « Плавательный пузырь» ( показать руками).

У рыб есть плавательный пузырь, когда ей нужно погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объём пузыря уменьшается и рыба опускается вниз, а когда нужно подняться на поверхность-  мускулы расслабляются, распускают пузырь, он увеличивается и рыбы всплывают.

Воспитатель: Дюймовочка продолжила свое путешествие. Рыбки помогли ей, перекусили стебель  кувшинки и она отправилась в путь на своем листе- кораблике. А что случилось дальше?

Слайд 4 « Жук подхватил девочку».

Ответы детей по слайду.

Воспитатель: Всё правильно. Майский жук  посадил  Дюймовочку на ветку дерева. А как выдумаете, смогла бы она там жить? Чтобы  с ней случилось?

Дети:  Нет, не смогла (Варианты ответов).

Воспитатель: Ребята, конечно Дюймовочка  не смогла бы жить на дереве. Давайте с вами  вспомним, кто живёт в воздухе, в лесу, в травах, в деревьях.

Д/ игра « Кто живёт  в воздухе?» Классификация (путаница) дети должны выбрать из разных предметных картинок правильные (обсудить).

Воспитатель: Молодцы, все справились. Оставил майский жук  нашу Дюймовочку на цветочной полянке. Давайте вместе с нашей Дюймовочкой отдохнем и проведем физминутку

( под  музыку «Вальс цветов»)

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнем-и снова в путь!

Вот Дюймовочки слова

-Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Во ещё второй совет:

-Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево - вправо десять раз.

Ну, а третий мой совет:

- Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

(Дети повторяют описываемые движения.)

Песня  Дюймовочки.

Цветок раскрылся, и  вошла  я

В прекрасный этот мир сейчас.

И  слышу добрых пчёл  жужжанье

И чудный аромат цветка.

Цветочный выпью весь нектар я

Умоюсь чистою росой

И к теплым солнечным лучам я

Вдруг протяну свою ладонь.

В жизни свой  путь выбираем,

Нужно учиться нам в мире жить

Только мы часто не знаем

Как же здоровье нам сохранить

Мир пред тобою огромный,

Счастье в нем можно найти тебе,

Там, где не будет болезней,

Радость и смех будут на земле.

Воспитатель : Отдохнули. Отправляемся дальше.

Слайд 5 « Осень. Возле норы мыши»

Рассказ детей по слайду

Воспитатель: Прожила Дюймовочка всю зиму  в норке мыши всю зиму. Ребята, а кто ещё  жил под землей рядом с мышью?

Слайд 6 « Крот в гостях у мыши»

Воспитатель: Что предложил крот Дюймовочке?

Ответы детей: Предложил выйти за него замуж и остаться с ним жить под землей.

Воспитатель: Почему кроты живут под землей, в чем их особенность.

Дети: Кроты слепые, они роют под землёй ходы и ищут пищу под землей (червяки, корешки растений и др.)

Воспитатель: Ребята, все правильно. У крота, у мыши среда обитания под землей. А как вы думаете, чтобы случилось с Дюймовочкой, если она осталась жить с кротом под землей? Без  солнечного света?

Дети: Она ослепла бы.

Воспитатель: Все правильно, без дневного, солнечного света человек перестанет видеть, потеряет зрение. Давайте представим, что произойдет, если мы не будем  видеть.

Психогимнастика  « Ничего не вижу»

Посмотрите вокруг себя, мысленно поставьте себе цель, к чему бы вы хотели сейчас подойти. А теперь…

Закройте крепко глаза, зажмурьтесь, даже прикройте их ладошками, сделайте вокруг себя два оборота, повернитесь. Попробуйте пройти вслепую. А теперь откройте глаза, что вы ощущаете, вы оказались в нужном месте?

Ответы детей: Нет, совсем в другом направлении,  месте и т.д.

Воспитатель: Давайте  вспомним, кому помогала Дюймовочка, когда жила у мыши.

Дети: Ласточке,

Слайд 7 « Больная ласточка»

Небольшой  рассказ детей по слайду.

Упражнение: «Птенец» (активизация подкорковых структур мозга)

-Ребята, посмотрите на свои ладони. Там птенчик, он летел к нам и замерз. Давайте  согреем  его  своим  дыханием, ( дети выполняют). Молодцы, Помогите птенчику, теперь отпустим его на волю, пусть летит и радует нас своим  звонким пением (( выпускают).

         Также и ласточка,  в знак  благодарности предложила Дюймовочке   полететь с ней. Дюймовочка согласилась. А мы с вами давайте проследим полет птиц. Возьмем с вами наши помощники- бинокли и рассмотрим птиц.

 Задание «Найди ласточку» , « Назови перелетных птиц» ( гусь, грач, лебедь, журавль, жаворонок, цапля, ласточка). Дети рассматривают при помощи биноклей птиц, называют, ищут ласточку с Дюймовочкой.

Воспитатель:  Приключение нашей  Дюймовочки подходили к концу и как во всех добрых сказках, все закончилось очень хорошо.

Слайд 8 «Цветочная поляна Эльфов»

Дети рассказывают конец сказки.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, где мы были вместе с Дюймовочкой и что мы узнали нового.

Д/ игра «Кто где живет» (среда обитания)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Я хочу вам напомнить, что  у каждого живого организма на Земле своя среда обитания, поэтому очень сложно будет, если эти законы нарушать.

А сейчас я предлагаю вам на память о нашем увлекательном путешествии с Дюймовочкой нарисовать картинку по  сюжету сказки, повесим её в нашей группе и будем любоваться ей.

Рисование ладошками (под музыку «Маленькая страна»,Дюймовочка в стране Эльфов. (коллективная работа.

Воспитатель благодарит  детей  за активное участие, хвалит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие в лето"

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в лето»     Цель:Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о п...

конспект НОД по экологическому воспитанию "Путешествие капельки"

Конспект включает в себя закрепление материала по теме "Вода", детское экспериментирование, и презентацию....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие по зимнему лесу" (старшая группа)

-  Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;- расширять представления о лесе и его обитателях;- продолжать знакомить с характерными особенностя...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьев"

Занятие напавлено на обобщение представлений детей о многообразии насекомых. Детям предложены упражнения с целью обучения называть насекомых, различать их. На занятии используются игровые моменты, худ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие по этажам леса» в подготовительной к школе группе

Дать знание о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособиться к тяжёлым зимним условиям.Учить устанавливать связи между особенностями и условиями среды обитания. Воспитывать лю...

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в мир насекомых»

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Путешествие в  мир насекомых»...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в лето»

Организованно образовательная деятельность по экологическому воспитанию....