Экологическое образование детей дошкольного возраста.
статья по окружающему миру по теме

Николаева Ольга Константиновна

Статья о экологическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование детей дошкольного возраста

Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем»

 Гвездослав Павол (1849-1921) – словацкий поэт.

 Проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют в

современном мире все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – деятельность человека в природе, зачастую безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, которая ведет к нарушению экологического равновесия. Ведь каждый когда – то был ребенком, а теперь наносит вред природе. Вот почему так велика роль дошкольных организаций в экологическом воспитании детей, начиная с ранних лет.

   Главное в экологической работе детского сада – научить детей видеть и

понимать красоту родной природы, передать определенные знания в области экологии воспитанникам, бережно относиться ко всему живому.

    Одним из важнейших условий решения задач экологического образования

является организация развивающей предметной среды. Предметная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

В рамках экологического образования предметно – пространственная среда

способствует:

- познавательному развитию ребенка;

- эколого-эстетическому развитию;

- предпочтение объектам природы перед искусственными предметами;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств ребенка;

- формированию экологически грамотного поведения;

- экологизации различных видов деятельности ребенка.

      Продолжая работать в данном направлении, я стала применять программу С.Н. Николаевой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», используя приемы и методические рекомендации, суть которых изложена в пособиях «Развивающие психологические принципы педагогической технологии» и «Мы - земляне» Н.Н. Вересовой, «Наш дом природа» Н.А. Рыжовой. Нередко я обращаюсь к программе «Планета - наш дом» Белавиной и Найденской, а также к методическому пособию «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Н.А. Коломиной.

     Непосредсвенно-образовательную деятельность провожу в игровой форме, формируя экологическую культуру детей. Использую наблюдения, экспериментально - опытную деятельность, экологические игры, экологические развлечения, экскурсии, природоохранные акции, проектную деятельность, чтение художественной литературы экологического содержания,  труд в природе.  

     Прогулки также необходимы  для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительнось дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываю игры с природным материалом.

     Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

     Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

     Особое место отвожу опытно - самостоятельной экспериментальной  деятельности детей. В группе создана мини-лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. В ходе этой работы дети проводят  исследования, занимаются работой, получая первые навыки ее проведения.

    Ребятам очень нравится экологическая акция «Покормите птиц зимой», «День Земли».

      Провожу викторины, совместные вечера досуга, традиционные конкурсы на лучшую поделку из природного материала «Осенние фантазии», «Новогодняя игрушка», экологические праздники, беседы за круглым столом, совместные походы за пределы территории дошкольного учреждения.

     Мои ребята  участвуют  во всероссийских конкурсах («Маленький мастер. Осенняя поделка», конкурс проектов по рисованию «Красавица весна!»  и т.д.) и занимают призовые места.

    Я хочу продолжить свою работу в экологическом направлении, постараюсь проявить своё творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство. Хотелось бы посетить семинары, тренинги, конференции, поучаствовать в дискуссиях, обменяться опытом с коллегами по данному вопросу, чтобы потом свои знания применить в жизни. И конечно же не останавливаться на достигнутом, ведь работа по данному направлению не может быть завершённой и отработанной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

. «Искусство Эбру» (взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении).

В данном материале показана взаимосвязь экологического образования с изобразительной деятельностью. Также можете познакомиться с искусством "Эбру".  Представлен материал необходимый для этой техн...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

мастер класс «Взаимосвязь изобразительной деятельности и экологического образования детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию в дошкольном учреждении»

Изобразительная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, изоб...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...