Информационно-познавательный проект в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кичайкина Екатерина Юрьевна

Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozduh-nevidimka.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта: «Воздух-невидимка»

Автор проекта: Кичайкина Екатерина Юрьевна, воспитатель

Место работы: Детский сад №170 г.Иваново

Актуальность: воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.

Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя.

Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться – это наша задача.

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Проект «Воздух-невидимка» поможет выявить  уровень  сформированости  представлений о воздухе  у детей, обучить их исследовательской деятельности, развить познавательный интерес и любознательность

Тип проекта: информационно-исследовательский

Сроки реализации проекта: 3 месяца, март-май

Основные участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы, родители детей.

Объект исследования: воздух, его физические свойства.

Девиз проекта: Все интересно - что неизвестно!

Проблема (или проблемные вопросы):

Что такое воздух?

Зачем он нужен людям и растениям?

Как можно увидеть воздух?

Обоснование проблемы: В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?»
Привлечь внимание родителей к экспериментальной деятельности детей.

Цель: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности

Задачи проекта:

Обучающие:

Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.

Сформировать представления о движении воздуха.

Развивающие:

Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.

Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, умение делать выводы и умозаключения, прогнозировать результаты.

Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

Взаимодействие с родителями:

Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для уголка экспериментирования;

Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома

Консультация "Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?"." Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?"

Подборка практического материала для использования опытов

Анкетирование "Опытно-экспериментальная  деятельность с детьми "

Оформление фотовыставки: «Наши интересные и познавательные опыты».

Выставка рисунков «Кляксография».

Ожидаемые результаты проекта:

• Активно участвовать в экспериментальной деятельности с воздухом.

• Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество двигательной активности.

• Участвовать в коллективном разговоре.

• Рассказывать наизусть стихи, загадки, физминутки о воздухе, о ветре.

• Организовать свое рабочее место и привести в порядок по окончании.

• Осуществлять трудовую деятельность на участке, в группе, дома.

• Создавать индивидуальные, коллективные рисунки о воздухе, используя разный материал: трубочки, фломастеры.

• Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

• Выполнять правила и соблюдать нормы поведения в экспериментальной деятельности с воздухом, соблюдая правила безопасности.

План-схема реализации проекта

Этап (сроки)

Основные направления реализации проекта (мероприятия)

Материалы и средства реализации проекта

Примечания, выводы

I этап

1. Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).                                                                                                                    

Основное оборудование лаборатории:

- приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы,   ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;

- природный материал: камешки, глина, т.д.;

- утилизированный материал: проволока, ткани, пробки;

- разные виды бумаги;

красители: гуашь,

- прочие материалы: воздушные шары,  

2. Анкетирование  родителей по данной проблеме

Анкетирование для родителей по теме: «Опытно-экспериментальная  деятельность с детьми »

II этап

Теоретическая часть: 

1. Составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов   и описание  проведения опытов; 

2. Консультирование родителей.

Практическая часть: 

1.  Занятия по экологическому воспитанию.

2. Игры-эксперименты по данной проблеме.

3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы).

- Перспективно-тематический план работы с детьми 6-7 лет по проекту: «Воздух-невидимка»;

- конспекты занятий;- информационный лист для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

-рассказ воспитателя:  «Первый воздушный шар»;

- дидактические игры;

- иллюстрации;

- оборудование для проведения опытов.

III этап

Представление результатов  проекта  в виде:

  • Конспекта итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе»;
  • Оформление информационно-исследовательского  проекта  «Воздух-невидимка»

Описание форм образовательной деятельности

март

1 неделя. 

Проект начинается с  обобщения  и уточнения представление детей о функциях и свойствах воздуха .Заложить в детях  представления о том, что людям необходим воздух для жизни.

2 неделя.

Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно-экспериментальная  деятельность с детьми » и обобщение результатов.

3 неделя.

Воспитатель проводит консультацию для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»,  где уточняет важность проектной деятельности в работе с дошкольниками.

4 неделя.

Знакомство с материалом и оборудованием  для исследовательской деятельности.  Поддержать и развить  интерес у ребёнка к исследованиям, опытам, открытиям.

апрель

1 неделя.

. Детям  предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу?   Отвечая на  этот вопрос  и проводя опыт,  было установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Занятие «Где можно найти воздух?» 

Рассказ воспитателя: «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его  горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал  двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель предлагает надуть шарик  с помощью насоса.                      

2 неделя

 Воспитатель  интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из неё и, она не сможет прыгать.  Все ответы обобщаются   и совместно с  детьми делается   вывод.                                                                                              

3 неделя.

  • Как мы можем определить, есть ли на улице ветер?  (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на дому.)
  • Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)

Дети на улице проводят опыт и делают соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки. Дидактическая игра «Какой ветер?»

4 неделя. 

Ветер- это движение воздуха.  Для этого опыта используются  веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Вывод: ветер - это движение воздуха.

май

1 неделя.     

    Познакомить  детей с причинами возникновения ветра -  движением воздушных масс;

  • уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным  путем доказать, что  ветер- это движение воздуха.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним прохода не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер?  Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя  и обобщают.

2 неделя.

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Воспитатель  предлагает детям объяснить результаты  опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении  действий.

С помощью опытов закрепить у  детей  представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).Занятие "Мы играем с невидимкой"

3 неделя.

Обнаружить с детьми, что воздух бесцветый, воздух находится внутри нас, воздух есть везде, не имеет запаха, и воздух имеет вес и  легче воды; Дети проводят опыт и в конце  делают  выводы: Занятие с детьми "Удивительный воздух"

4 неделя. 

Презентация проекта «Воздух-невидимка».

Итоговое занятие с детьми «Что мы знаем о воздухе"»

Литература:

«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.

Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. : Педагогическое общество России, 2005.

Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.

Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.

Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов) / пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.

«Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н. М. – СПб: Речь, 2009.

Ротенберг Р. «Расти здоровым» Детская энциклопедия здоровья.

«Тело человека. Как мы устроены»

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие - СПб: Детство-Пресс, 2009.

Юдин Г. «Главное чудо света».

.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик»

Цель: закреплять у детей умение делать глубокий вдох и продолжительный выдох .

Дидактическая игра «Какой ветер?»

Цель: закреплять знания детей о явлениях неживой природы, свойствах и разновидностях ветра.

Игровые правила: определить положительные или отрицательные свойства ветра.

2. Игровые действия: Дети рассматривают сюжетные картинки и определяют, какой ветер на них изображён.

Дидактический материал: сюжетные картинки о ветре.

Ход игры.

Воспитатель на магнитной доске выставляет картинки с изображением ветра. Дети должны определит, какой ветер, хороший или плохой.

- Открытое от ветра окно, разбитая ваза на полу.

- Девочка с помощью пылесоса убирает комнату.

- Дети пускают воздушного змея.

- Сильный ветер в лесу и поломанные деревья.

- На улице сильный ветер, а дети гуляют во дворе.

И т. д.

Занятие «Где можно найти воздух?» (ознак. с окружающим + опытническая работа).

Цель: Обнаружить воздух в предметах.

Материалы: воздушные шарики, соломинки и мыльный раствор, целлофановые пакеты.

Перед опытом воспитатель проводит беседу о воздухе и предлагает детям обнаружить воздух вокруг себя и в различных предметах.

Опыт:

- Возьмите ленточки и подуйте на них. Что происходит и почему? (Мы собираем ртом воздух и этим воздухом дуем на ленточки, они начинают двигаться).

- Возьмите воздушные шарики и надуйте их, что получилось и почему? (Шарики надулись, потому что мы в них задули воздух).

- Возьмите соломинки и стаканчики с водой. Соломинки опустите в воду. Через соломинку вдувайте воздух. Что вы видите? (Со дна поднимаются пузырьки). Что это? (воздух).

- Возьмите соломинки, опустите в мыльную воду и сделайте мыльные пузыри. Что получилось и почему? (Мы вдуваем воздух через соломинку в мыльные капельки. Мыльные капельки надуваются и летят, как воздушные шарики).

- Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте, не надувая их, собрать в пакет воздух. Как можно набрать в пакет воздух? (дети раскрывают пакет и набирают воздух).

Итоги:

- Ленточки колышутся.

- Воздушные шарики надуваются и летят.

- Мыльные пузыри надулись и летят.

- Воздух попал в целлофановый пакет.

Почему? Ленточки колышутся, потому что мы на них дуем. В воде появляются пузырьки, потому что мы дуем через трубочку. Шарики изменили свою форму, потому что мы их надули. Мыльные капельки полетели, потому что мы их надули воздухом. Целлофановый пакет изменил свою форму, потому что мы им собрали воздух.

Вывод: Вокруг нас находится воздух. Он невидим, но он может попадать в предметы и изменять их .

Упражнение «Насосик» (по методике А. Стрельниковой)

Дети ставят руки на пояс. Делают лёгкий вдох и выдох. Затем слегка приседают - вдох, выпрямляются - выдох(ртом). Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох - длиннее. Надо добиваться, чтобы движения были ритмичными, дыхание контролируемо. Можно добавить музыкальное сопровождение. Приседание - вдох - такт, подъём - выдох - такт. Упражнение повторяется много раз.

Наблюдение «Что такое воздух»

Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Словарная работа: бесцветный, невидимый.

Загадка:

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь,

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Вопросы:

  1. Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнём глубоко-глубоко, а затем выдохнем.
  2. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух).
  3. Но что же такое воздух?
  4. Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас).
  5. Почему мы его не видим?
  6. Почему называем невидимкой? (Воздух лёгкий, невидимый).
  7. Как доказать, что мы дышим?

Опыт с воздухом: Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете?(Ладошке становится тепло от вашего дыхания).

Подвижная игра «Воздушный шар»

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога.

С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)

Шар воздушный там купили.

Будем шар там надувать,

Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)

Шар воздушный надувайся,

Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар)

Надувайся большой

Да не лопайся!

Шар летел, летел, летел,

Да за веточку задел,

И лопнул! (Хлопают в ладоши)

Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш).

Игры детей с ветром при помощи «султанчиков», вертушек, ленточек.

Разучивание стихотворения

Каждый день я в шарик дую,

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

Цели: развивать у ребят память, интерес к рифмам..

Работа с родителями.

1. С помощью родителей сделать для каждого ребёнка бумажные вееры.

Цели:

- привлекать родителей к совместной деятельности с садиком и непосредственно детьми;

- объяснить и продемонстрировать для чего нужен веер и как им пользоваться.

2. Речевая игра «Ветер-ветерок!»

Ветерок поёк песенку (ш-ш-ш). «Дует сильный ветер» - дети произнося звук ш громко; а когда «Дует слабый ветер» - произносят звук ш тихо.

Цели: упражнять детей в правильном произношении звука ш с разной силой воспроизведения.

НОД «Мы поймаем ветер» (прогулка)

Задачи: знакомить детей с самостоятельными движением воздуха – ветром; учить изготавливать ловушки для ветра; активизировать наблюдательную деятельность детей, в процессе наблюдений; учить делать самостоятельные выводы и фиксировать их.

Предварительная работа: Наблюдение за ветром из окна, изготовление ловушек для ветра (медузы, рыбки с хвостиками из нарезанного целлофана)

Ход прогулки:

1. Дети, ранее приготовленные ловушки для ветра развешивают на деревьях и наблюдают за ними. Делают вывод из наблюдений: если есть ветер, то хвостики медуз и рыбок двигаются;

2. Дети берут в руки своих рыбок и медуз и продолжают эксперименты с ними. Бегают, прыгают, медленно ходят. От интенсивности движений зависит движение хвоста и дети делают вывод, что ветер можно поймать, двигаясь с разной скоростью.

(Наблюдения могут продолжаться несколько дней и разницу в движении ветра дети зарисовывают в свои блокноты).

Занятие «Мы играем с невидимкой»

Задачи: продолжить, основываясь на самостоятельных экспериментах детей со свойствами воздуха, учить их создавать необычные изображения с использованием мыльной пены; развивать фантазию; учить работать аккуратно.

Ход НОД:

1. Беседа с детьми о дыхании, «Какой воздух нам нужен? »

2. Проведение экспериментов с мыльной водой – «Кто надует пузырь больше».

3. После создания разной цветной пены, наблюдение за ней на листе бумаги.

4. Дорисовывание получившихся пятен.

результат: выставка «мыльные пузыри – умеют рисовать».

Сочиняем сказку про воздух. (сказка основывается на экспериментах с воздухом, позволяет закрепить знания детей о признаках и свойствах воздуха)

Оборудование: все для опытов (разнообразные предметы, вода в емкостях для каждого, трубочки, листы бумаги, карандаши)

Начинает педагог

Жила была одна маленькая планета, под названием Земля. И был у нее один сказочный секрет – она заключила договор с маленьким народцем под именем воздух, который хотел укрыться около этой планет. (Дети придумывают образ маленького народца, основываясь на полученных в ходе экспериментах свойствах. Так как они показали что воздух не видим и не имеет цвета, пришлось придумать, как народец потерял свою окраску и форму).

Оказалось, что их заколдовал колдун – Смог. (Дети придумывают историю и рисуют человечков)

Планета земля оделась прозрачным, легким покрывалом и стали на ней происходить разные чудеса, о которых она и не мечтала. (Дети делают предположения о чудесах. Педагог учитывая все высказывания обобщает сказанное) .

Стал дуть ветер, разной силы. (Дети вспоминают, что они знают о ветре)

Плыть облака. И да же появился огонь. (Педагог демонстрирует опыт со свечой) А главное на земле появились животные и люди, которые то же стали дружить с маленьким народцем. (Дети решают, почему? - стало чем дышать. Эксперименты с дыханием)

Правда, всем мешало, что его не видно. Но воздух решил, что лучше так. Его не найдет больше страшный Смог.

Маленький народец расселился везде, везде и увидеть его можно было только при помощи воды. (Дети получают задание изучить все возможные предметы на наличие в них воздуха, опуская их в воду и наблюдая. Делают выводы из увиденного - воздух выходить на поверхность воды в виде шариков разной величины. Зарисовывают самое интересное).

Воздух был очень веселый и общительный. Очень любил играть. Самая любимая игра с разными запахами. (Дети получают задание выяснить экспериментальным путем –как распространяется запах в зависимости от разных факторов) .

Но оказалось, что злой колдун все уже знал и готовил свой коварный план мести. (Дети придумывают свой. Обобщая все высказывания педагог предлагает общий вариант) .

Он был очень рад, что на земле стал озникать то там то здесь огонь. Сначала он не сильно мешал планете, Людам помогал выживать. Это радовало Землю. (Диалог с детьми о пользе огня)

Ей нравилось, что люди стало легче жить. Люди и не заметили, что стали так сильно зависеть от огня, а Смог радовался, что из-за этого воздух стал все грязнее и грязнее. (Беседа о том чистоте воздуха на основе эксперимента – какой снег падает с тучи) .

(просмотр файлов «Где спрятался страшный Смог)

И стали болеть животные, птицы и люди. Ведь дышать грязным воздухом очень опасно. Сам воздух не мог очиститься. (Дети получают задание – как можно помочь)

Мы то конечно в сказке и можем пригласить добрую волшебницу, которая пришла и научила маленький народец работать. (Дети получают задание вместе с родителями узнать. где работает воздух и что помогает ему очиститься)

А когда всем стало легче дышать волшебница показала, как огонь и воздух могут дружить. (Дети ставят опыт, где воздух расширяется при нагревании. Рассматривают картинки с воздушными шарами) .

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.И вам дети волшебница передала подарки. (Дети получают воздушные шарики, надувают их и играют) .

А дальше сказка может еще не раз продолжиться была бы Фантазия - именно так звали волшебницу.

Консультация для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»

      Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность. Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.    Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Нужно! Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно. С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности).

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

           Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты, схемы и т.п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.    Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.     Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.  Эксперимент можно провести во время любой деятельности.   Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-познавательный краткосрочный проект «Мы и космос»

Актуальность проекта: Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звез...

Информационно – познавательный, краткосрочный проект «День Защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство с историей Российской Армии и  её ролью в современном обществе, воспитание чувства гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.Знакомство с...

Информационно — познавательно - творческий проект «Осеннее настроение»

У детей данного возраста (3 – 4 лет) слишком маленький жизненный опыт и знания о природе, представления об объектах ближайшего окружения, природных явлениях. Воспитанники второй младшей группы не знак...

Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: В настоящее время у детей  дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...

Информационно-познавательно педагогический проект «Зимующие птицы»

Проект предназначен для  детей 2- ой младшей группы...

Информационная познавательная деятельность. Проект: "Я и моя семья" (для детей 3-4лет)

Воспитатели: Степанова Ю. М., Ларионова Н.Е.Задачи проекта:- Формировать образ «Я»-Развивать представление о своем внешнем облике. Развивать гендерные представления.-Формировать умение на...

Информационно-познавательный творческий проект  «Неделя космонавтики» Для детей подготовительной к школе группы

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20231250","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"481","width":"644"}}]]...