"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников(из опыта работы)"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Дудырева Наталья Владимировна

Главная цель экологического воспитания -формированиеначал экологиеской культуры т.е.правильное отношение ребенка к природе его окружающей,к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам п

риродного происхождения,которыыми он пользуется.Организация этой деятельности возможна посредством современныых технологий:

-игровых:

-методов проектов.

Проект-это цель, принятая и освоенная детьми,актуальная для них.это детская самодеятельность,это конкретное практическое творческое дело,поэтапное движение к цели.это метод педагогически организованного

освоения ребенком окружающей среды,это звено в системе воспитания,в цели развивающей личность программы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ekologiya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Дудырева Н. В., воспитатель

ГБДОУ детский сад№ 122 Невского района

Санкт- Петербурга

 

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников» (из опыта работы)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества «наш дом в опасности» Спасти окружающею среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома-планеты Земля. Мы часть природы и целиком зависим от неё. На смену технократии, которая привела человечество к современному глобальному экологическому кризису, пришло понимание того, что для сохранения природы надо перестроить все формы деятельности. Задача раннего формирования у детей дошкольного возраста экологической воспитанности и культуры поведения к природе и к своему непосредственно здоровью актуальна и своевременна. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991, «Об экологической безопасности России» (1993) и «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской федерации» (1994) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которой является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

Основоположником метода проектов считается американец В.Х. Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой.

Проект-это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и взрослых. Очень рано в мир ребенка входит природа родного края, которая выступает в роли первого педагога, знакомящего его с малой родиной. Но без помощи взрослого детям трудно понять что город, село, лес, река которые он видит каждый день, это и есть его Родина. Поэтому перед педагогом стоит непростая задача: организовать педагогический процесс, способствующий усвоению необходимых знаний о родном крае и воспитанию патриотических чувств. Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. В ходе реализации проектов ребята оказываются в различных жизненных ситуациях, преодолевают их.

Одним из главных принципов экологического образования признается принцип непрерывности, т.е. взаимосвязанный процесс обучения и развития человека на протяжении всей его жизни.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры т.е. правильное отношение ребенка к природе его окружающей, к себе, к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Дошкольное детство-это период игры. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека.

Организация такой деятельности возможна посредством современных технологий:

-игровых;

-метода проектов.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. Важной является мысль Л. Венгера о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, т.е. игра является мощным средством успешной его социализации.

Упражняясь в навыках общения, дети не замечают того, что учатся, т.к. здесь они решают игровую задачу, поставленную взрослым.

Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Для решения любого проекта требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта:

-детская самостоятельность(при поддержке взрослого);

-сотворчество детей и взрослых;

-развитие коммуникативных способностей;

-познавательных и творческих навыков;

-применение полученных знаний в разных видах деятельности.

Классификация проектов может быть самой разнообразной. Они делятся:

-по составу участников (большие- макропроекты, малые- минипроекты, индивидуальные);

-по целевой установке (познавательные, развлекательные, игровые, творческие, общественнополезные);

-по тематике;

-по срокам реализации (долгосрочные, краткосрочные).

Проект состоит из нескольких этапов.

На первом этапе определяется тема, вид проекта, ставятся цели и задачи.

Второй этап - предварительная работа. Она включает в себя:

-беседы;

-наблюдения;

-экскурсии;

-чтение художественной литературы.

Третий этап - практическая часть:

-эксперименты;

-художественно-продуктивная часть;

-игры (подвижные, дидактические);

-создание коллекций макетов оформление альбомов.

Четвертый этап-работа с родителями, которая предполагает:

-совместные экскурсии в природу;

-участие в праздниках, развлечениях;

-помощь в оформлении различных коллекций, создание альбомов;

-участие в конкурсах, выставках;

-помощь в сборе природного материала;

-изготовление поделок из природного и бросового материала.

Главная задача родителей - поддерживать интерес детей к природе, поощрять их экологически грамотные поступки.

Заключительный этап-результат проектной деятельности-это:

-выставки, конкурсы;

-презентация альбомов, макетов;

-развлечения, праздники, спектакли.

Итак, проект-это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цели развивающей личность программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы воспитателя)

             Современное образование требует от  нас , педагогов   ДОУ,  применения в образовательной практике наиболее эффективных педаго...

"Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)"

Всероссийский семинар "Проектная деятельность в дошкольном образовательной организации: требования Фгос"Тема выступления: "Использование метода проектов в экологическом воспитании дошко...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников из (опыта работы)Цель экологического воспитания дошкольников – формирование знаний о мире животных и растений, п...